Преступления, связанные со взяточничеством: понятие, составы, уголовно-правовая характеристика. Соотношение взяточничества и коммерческо

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2011 в 17:01, контрольная работа

Описание работы

Актуальность данной темы заключается в том, что в условиях, когда определенные вопросы можно решить путем взятки в органы внутренних дел все чаще поступают заявления и сообщения о совершении данного преступления. Поэтому выработка методики по раскрытию взяточничества является первоочередной проблемой в совершенствовании раскрытия данного вида преступления.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………3

Понятие получения и дачи взятки……………..…………………………...4
Объективные признаки составов преступлений, предусмотренных
статьями 290 и 291 УК РФ……………..………………………………………5

Субъективные признаки составов преступлений, предусмотренных
статьями 290 и 291 УК РФ……………..………………………………………9

Классифицирующие признаки составов преступлений,
предусматривающих ответственность за взяточничество………………….13

Соотношение взяточничества и коммерческого подкупа…………….....21
Заключение…………………………………………………………………….25

Список литературы……………………………………………………………

Работа содержит 1 файл

Курсовая по УП Взяточничество.doc

— 126.50 Кб (Скачать)

Данное преступление не входит в исчерпывающий список преступлений, ответственность за которое несет малолетний или несовершеннолетний, да и специфика преступления не позволяет несовершеннолетнему быть его субъектом по определению. Должность требует определенных знаний, умений, житейского опыта, специальной подготовки. Однако на сегодняшний день, как ни прискорбно, высокие требования к кандидатам на должности чиновников несколько позабылись. В прошлом и позапрошлом веке предусматривалось ступенчатое прохождение службы, обязательное наличие определенного образования, а в некоторых случаях лицо должно было иметь и соответствующее сословное происхождение. В настоящее время, особенно с усиление т.н. местничества, среди чиновников можно встретить лиц самых различных, порой не отличающихся ни деловыми качествами, ни необходимыми профессиональными знаниями.

Итак, субъектом  получения взятки в соответствие с примечанием к ст.285 УК РФ может  быть лицо, постоянно, временно или  по специальному полномочию осуществляющее функции представителя власти либо выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации. Выполнение перечисленных функций по специальному полномочию означает, что лицо исполняет определенные функции, возложенные на него законом (стажеры органов милиции, прокуратуры и др.), нормативным актом, приказом или распоряжением вышестоящего должностного лица либо правомочным на то органом или должностным лицом. Такие функции могут осуществляться в течение определенного времени или одноразово либо совмещаться с основной работой (народные и присяжные заседатели и др.)[1].

По определению  ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации»[2] государственная  служба Российской Федерации - это профессиональная служебная деятельность граждан  Российской Федерации (далее - граждане) по обеспечению исполнения полномочий:

- Российской  Федерации;

- федеральных  органов государственной власти, иных федеральных государственных  органов;

- субъектов Российской  Федерации;

- органов государственной  власти субъектов Российской  Федерации, иных государственных органов субъектов Российской Федерации;

- лиц, замещающих  должности, устанавливаемые Конституцией  Российской Федерации, федеральными  законами для непосредственного  исполнения полномочий федеральных  государственных органов;

- лиц, замещающих  должности, устанавливаемые конституциями, уставами, законами субъектов Российской Федерации для непосредственного исполнения полномочий государственных органов субъектов Российской Федерации.

К представителям власти в целом следует относить лиц, осуществляющих законодательную, исполнительную или судебную власть, а также работников государственных, надзорных или контролирующих органов, наделенных в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся от них в служебной зависимости, либо правом принимать решения, обязательные для исполнения гражданами, а также организациями независимо от их ведомственной подчиненности (например, члены Совета Федерации, депутаты Государственной Думы, депутаты законодательных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, члены Правительства Российской Федерации и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, судьи федеральных судов и мировые судьи, наделенные соответствующими полномочиями работники прокуратуры, налоговых, таможенных органов, органов МВД Российской Федерации и ФСБ Российской Федерации, состоящие на государственной службе аудиторы, государственные инспекторы и контролеры, военнослужащие при выполнении возложенных на них обязанностей по охране общественного порядка, обеспечению безопасности и иных функций, при выполнении которых военнослужащие наделяются распорядительными полномочиями).

Более того, п.4 Постановления  причисляет к субъектам преступления также и такое должностное  лицо, которое хотя и не обладало полномочиями для совершения действия (бездействия) в пользу взяткодателя или представляемых им лиц, но в силу своего должностного положения могло способствовать исполнению такого действия (бездействия) другим должностным лицом либо получило взятку за общее покровительство или попустительство по службе.

Возможны ситуации, когда одно лицо одновременно выполняет  и сугубо профессиональные, и должностные  функции (организационно-распорядительные и (или) административно-хозяйственные). Например, главный врач государственной поликлиники, с одной стороны, осуществляет прием, лечение граждан (как и любой медицинский работник), а с другой - руководит профессиональной деятельностью подчиненных ему сотрудников (врачей, медицинских сестер и т.п.). Ответственность за должностное злоупотребление он может нести только во втором случае, когда содеянное обусловлено наличием у виновного организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций. Лица, выполняющие исключительно профессиональные функции, например рядовой врач-педиатр, к числу должностных не относятся[3].

Таким образом, не являются субъектами получения взятки работники государственных органов  и органов местного самоуправления, государственных и муниципальных  учреждений, исполняющие в них  профессиональные или технические обязанности, которые не относятся к организационно-распорядительным или административно-хозяйственным функциям.

На практике возникают ситуации, когда, допустим, должностное лицо дает согласие за взятку выполнить в пользу взяткодателя законные действия, входящие в круг его обязанностей. Однако во время получения денег (взятки-вознаграждения) лицо уже не является должностным. Возникает вопрос: каким образом квалифицировать его деяние? Исследователи предлагают следующие варианты: если виновный перестал быть должностным лицом по обстоятельствам, от него не зависящим, то содеянное надлежит квалифицировать как приготовление к получению взятки. В случае же, если он уволился по собственному желанию, то в соответствии с буквальным смыслом закона получение им материального вознаграждения не содержит состава преступления, предусмотренного в ст.290 УК РФ[4]. При этом создается парадоксальная ситуация - взятка как явление есть, а преступления нет. Объективная сторона выполняется, приготовление перерастает в следующую стадию, а состава преступления нет. Поэтому по справедливому мнению Егоровой Н.А.[5] представляется целесообразным внести соответствующие изменения в УК РФ, с тем чтобы он отвечал установленной логике криминализации деяний и дифференциации уголовной ответственности. Причем изменения должны касаться не только квалифицированных видов взяточничества, но и ч.1 ст.290 УК РФ.

Субъективная  сторона получения взятки характеризуется  прямым умыслом. При получении взятки виновное лицо осознает, что полученная им имущественная (материальная) выгода незаконна и направлена на совершение им определенных действий в пределах его компетенции в пользу взяткодателя или представляемых им лиц – очевидна причинно-следственная связь.

Мотивом взяточничества является корысть, целью же - личное обогащение, получение какой-либо имущественной выгоды. Корыстная заинтересованность понимается здесь как стремление получить имущественную выгоду без противоправного безвозмездного изъятия и обращения чужих средств в свою пользу или пользу других лиц, т.е. без признаков хищения чужого имущества. Личная заинтересованность может быть выражена и в стремлении извлечь выгоду неимущественного характера, обусловленную такими побуждениями, как карьеризм, протекционизм, семейственность, желание приукрасить действительное положение дел в организации, учреждении, получить взаимную услугу, заручиться поддержкой вышестоящего начальника в решении личного или служебного вопроса, скрыть свою некомпетентность и т.д.[6]

В случаях, когда  должностное лицо, получая материальные ценности, вводит в заблуждение передающего их, утверждая, что ценности передаются за работу в виде штрафа, налога, сборов и т.п., то такие действия получением взятки не являются.

Так, Л., работая  оперуполномоченным отделения дознания отдела милиции, систематически с использованием своего служебного положения получал от граждан деньги. Имея в своем производстве материалы о правонарушениях, Л. вступал в переговоры с лицами, в отношении которых велась проверка, и получал с них деньги в виде штрафа, а в возбуждении уголовных дел отказывал, ссылаясь на договоренность с работниками милиции или суда, чтобы создать у граждан видимость законности получения у них денег. Граждане были уверены, что платят штраф в соответствии с законом за совершенное правонарушение. Л. был первоначально осужден за получение взятки. Однако позднее его действия были квалифицированы как злоупотребление служебным положением и мошенничество[7]. 

              4. Классифицирующие признаки составов преступлений,   предусматривающих ответственность за взяточничество

      Опасность получения взятки повышается  за счет: а) получения взятки  за незаконные действия (ч. 2 ст. 290 УК РФ) и б) получения взятки, совершенного лицом, занимающим  государственную должность Российской Федерации, или государственную должность субъекта РФ, а равно главой органа местного самоуправления (ч.3 ст.290).

        Первый  квалифицирующий  признак   следует  понимать  двояко: 1) должностное  лицо за взятку совершает неправомерные  действия, не являющиеся преступлением (внеочередное предоставление квартиры, попустительство в связи с допущенными подчиненным прогулами, появлением на работе в нетрезвом состоянии и т.д.). Такие действия повышают опасность взяточничества, но не требуют дополнительной квалификации. Содеянное полностью охватывается ч. 2 ст. 290 УК РФ.

        2) За взятку должностное лицо  совершает преступное деяние. В  упоминавшемся Постановлении Пленума  Верховного Суда СССР 1990 г. по  делам о взяточничестве разъясняется, что ответственность за взяточничество не исключает одновременно привлечения лица к уголовной ответственности за деяния, хотя и связанные с взяточничеством, но образующие самостоятельные преступления (злоупотребление служебными полномочиями, соучастие в хищении имущества). В подобных случаях содеянное квалифицируется по совокупности преступлений.

       Второй квалифицирующий признак  существенно повышает опасность преступления, если взятка получается лицом, занимающим особо ответственное положение - государственную должность российской федерации или государственную должность субъекта РФ в соответствии с законом “Об основах государственной службы в Российской Федерации”, а равно должность главы местного самоуправления (ч. 3 ст. 290)

 Особо квалифицированными  видами получения взятки является:

        а) получение взятки группой  лиц по предварительному сговору  или организованной группой; б)  неоднократность ее получения; в) вымогательство взятки; г) крупный размер взятки (ч. 4 ст. 290 УК).

       а) Первый признак подразделяется  на две формы взяточничества. Получение взятки по предварительному  сговору группой лиц будет  тогда, когда взятка получается  двумя или более числом должностных лиц, если между ними до получения взятки достигнуто соглашение о ее совместном получении. Для наличия этого признака необходим ряд условий:

        1) между двумя или большим числом  должностных лиц должно состояться  соглашение о получении взятки (или взяток); 2) это соглашение должно предшествовать получению взятки; 3) каждое из участвующих в сговоре лиц должно совершить конкретные действия или бездействия с использованием своего служебного положения в пользу взяткодателя (или хотя бы часть их); 4) каждое из должностных лиц получает часть взятки (взяток). При этом следует иметь в виду, что  должностное лицо, получившее без предварительной договоренности с другим  должностным лицом взятку, а затем передавшее последнему часть ее в интересах взяткодателя, несет ответственность по совокупности преступлений за получение и дачу взятки.

       Получение взятки организованной  группой отличается от предыдущей  формы тем, что в соответствии  с законом для ее получения  (либо получения нескольких взяток) должностные лица объединяются в устойчивую группу (ст. 45 УК РФ!). Все остальные признаки, присущие получению взятки группой лиц по предварительному сговору, относятся и к получению ее организованной группой. При этом, если участники организованной группы получили несколько взяток, либо группа вообще была создана для систематического взяточничества, в соответствии с законом лицо, создавшее организованную группу либо руководившее ею, подлежит уголовной ответственности за ее организацию и руководство ею в случаях, предусмотренных Особенной частью УК, а также за все преступления, совершенные участниками группы, если они охватывались его умыслом (ч. 5 ст. 35 УК РФ).

Информация о работе Преступления, связанные со взяточничеством: понятие, составы, уголовно-правовая характеристика. Соотношение взяточничества и коммерческо