Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2011 в 17:01, контрольная работа
Актуальность данной темы заключается в том, что в условиях, когда определенные вопросы можно решить путем взятки в органы внутренних дел все чаще поступают заявления и сообщения о совершении данного преступления. Поэтому выработка методики по раскрытию взяточничества является первоочередной проблемой в совершенствовании раскрытия данного вида преступления.
Введение…………………………………………………………………………3
Понятие получения и дачи взятки……………..…………………………...4
Объективные признаки составов преступлений, предусмотренных
статьями 290 и 291 УК РФ……………..………………………………………5
Субъективные признаки составов преступлений, предусмотренных
статьями 290 и 291 УК РФ……………..………………………………………9
Классифицирующие признаки составов преступлений,
предусматривающих ответственность за взяточничество………………….13
Соотношение взяточничества и коммерческого подкупа…………….....21
Заключение…………………………………………………………………….25
Список литературы……………………………………………………………
Данное преступление не входит в исчерпывающий список преступлений, ответственность за которое несет малолетний или несовершеннолетний, да и специфика преступления не позволяет несовершеннолетнему быть его субъектом по определению. Должность требует определенных знаний, умений, житейского опыта, специальной подготовки. Однако на сегодняшний день, как ни прискорбно, высокие требования к кандидатам на должности чиновников несколько позабылись. В прошлом и позапрошлом веке предусматривалось ступенчатое прохождение службы, обязательное наличие определенного образования, а в некоторых случаях лицо должно было иметь и соответствующее сословное происхождение. В настоящее время, особенно с усиление т.н. местничества, среди чиновников можно встретить лиц самых различных, порой не отличающихся ни деловыми качествами, ни необходимыми профессиональными знаниями.
Итак, субъектом
получения взятки в соответствие
с примечанием к ст.285 УК РФ может
быть лицо, постоянно, временно или
по специальному полномочию осуществляющее
функции представителя власти либо
выполняющее организационно-
По определению ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации»[2] государственная служба Российской Федерации - это профессиональная служебная деятельность граждан Российской Федерации (далее - граждане) по обеспечению исполнения полномочий:
- Российской Федерации;
- федеральных
органов государственной
- субъектов Российской Федерации;
- органов государственной
власти субъектов Российской
Федерации, иных
- лиц, замещающих
должности, устанавливаемые
- лиц, замещающих должности, устанавливаемые конституциями, уставами, законами субъектов Российской Федерации для непосредственного исполнения полномочий государственных органов субъектов Российской Федерации.
К представителям власти в целом следует относить лиц, осуществляющих законодательную, исполнительную или судебную власть, а также работников государственных, надзорных или контролирующих органов, наделенных в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся от них в служебной зависимости, либо правом принимать решения, обязательные для исполнения гражданами, а также организациями независимо от их ведомственной подчиненности (например, члены Совета Федерации, депутаты Государственной Думы, депутаты законодательных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, члены Правительства Российской Федерации и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, судьи федеральных судов и мировые судьи, наделенные соответствующими полномочиями работники прокуратуры, налоговых, таможенных органов, органов МВД Российской Федерации и ФСБ Российской Федерации, состоящие на государственной службе аудиторы, государственные инспекторы и контролеры, военнослужащие при выполнении возложенных на них обязанностей по охране общественного порядка, обеспечению безопасности и иных функций, при выполнении которых военнослужащие наделяются распорядительными полномочиями).
Более того, п.4 Постановления причисляет к субъектам преступления также и такое должностное лицо, которое хотя и не обладало полномочиями для совершения действия (бездействия) в пользу взяткодателя или представляемых им лиц, но в силу своего должностного положения могло способствовать исполнению такого действия (бездействия) другим должностным лицом либо получило взятку за общее покровительство или попустительство по службе.
Возможны ситуации,
когда одно лицо одновременно выполняет
и сугубо профессиональные, и должностные
функции (организационно-
Таким образом,
не являются субъектами получения взятки
работники государственных
На практике возникают ситуации, когда, допустим, должностное лицо дает согласие за взятку выполнить в пользу взяткодателя законные действия, входящие в круг его обязанностей. Однако во время получения денег (взятки-вознаграждения) лицо уже не является должностным. Возникает вопрос: каким образом квалифицировать его деяние? Исследователи предлагают следующие варианты: если виновный перестал быть должностным лицом по обстоятельствам, от него не зависящим, то содеянное надлежит квалифицировать как приготовление к получению взятки. В случае же, если он уволился по собственному желанию, то в соответствии с буквальным смыслом закона получение им материального вознаграждения не содержит состава преступления, предусмотренного в ст.290 УК РФ[4]. При этом создается парадоксальная ситуация - взятка как явление есть, а преступления нет. Объективная сторона выполняется, приготовление перерастает в следующую стадию, а состава преступления нет. Поэтому по справедливому мнению Егоровой Н.А.[5] представляется целесообразным внести соответствующие изменения в УК РФ, с тем чтобы он отвечал установленной логике криминализации деяний и дифференциации уголовной ответственности. Причем изменения должны касаться не только квалифицированных видов взяточничества, но и ч.1 ст.290 УК РФ.
Субъективная сторона получения взятки характеризуется прямым умыслом. При получении взятки виновное лицо осознает, что полученная им имущественная (материальная) выгода незаконна и направлена на совершение им определенных действий в пределах его компетенции в пользу взяткодателя или представляемых им лиц – очевидна причинно-следственная связь.
Мотивом взяточничества является корысть, целью же - личное обогащение, получение какой-либо имущественной выгоды. Корыстная заинтересованность понимается здесь как стремление получить имущественную выгоду без противоправного безвозмездного изъятия и обращения чужих средств в свою пользу или пользу других лиц, т.е. без признаков хищения чужого имущества. Личная заинтересованность может быть выражена и в стремлении извлечь выгоду неимущественного характера, обусловленную такими побуждениями, как карьеризм, протекционизм, семейственность, желание приукрасить действительное положение дел в организации, учреждении, получить взаимную услугу, заручиться поддержкой вышестоящего начальника в решении личного или служебного вопроса, скрыть свою некомпетентность и т.д.[6]
В случаях, когда должностное лицо, получая материальные ценности, вводит в заблуждение передающего их, утверждая, что ценности передаются за работу в виде штрафа, налога, сборов и т.п., то такие действия получением взятки не являются.
Так, Л., работая
оперуполномоченным отделения дознания
отдела милиции, систематически с использованием
своего служебного положения получал
от граждан деньги. Имея в своем производстве
материалы о правонарушениях, Л. вступал
в переговоры с лицами, в отношении которых
велась проверка, и получал с них деньги
в виде штрафа, а в возбуждении уголовных
дел отказывал, ссылаясь на договоренность
с работниками милиции или суда, чтобы
создать у граждан видимость законности
получения у них денег. Граждане были уверены,
что платят штраф в соответствии с законом
за совершенное правонарушение. Л. был
первоначально осужден за получение взятки.
Однако позднее его действия были квалифицированы
как злоупотребление служебным положением
и мошенничество[7].
4. Классифицирующие признаки составов преступлений, предусматривающих ответственность за взяточничество
Опасность получения взятки
Первый квалифицирующий признак
следует понимать двояко: 1) должностное
лицо за взятку совершает
2) За взятку должностное лицо
совершает преступное деяние. В
упоминавшемся Постановлении
Второй квалифицирующий
Особо квалифицированными
видами получения взятки
а) получение взятки группой
лиц по предварительному
а) Первый признак
1) между двумя или большим
Получение взятки