Преступления против общественной безопасности и общественного порядка

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2011 в 16:51, реферат

Описание работы

Преступления против общественной безопасности и общественного порядка представляют собой предусмотренные Уголовным кодексом умышленные или неосторожные общественно опасные деяния (действия или бездействие), причиняющие существенный вред безопасным условиям жизни общества, здоровью населения и общественной создающие реальную угрозу причинения такого вреда.

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Office Word (3).docx

— 33.07 Кб (Скачать)

Система как некое образование означает множество закономерно связанных  друг с другом элементов (предметов, явлений, взглядов, знаний и т.д.), представляющих собой определенное целостное образование, единство*(151). Система характеризуется  определенной последовательностью  расположения ее элементов. Таким образом, система преступлений против общественной безопасности и общественного порядка  представляет собой предусмотренные  в разд. IХ УК преступления, которые  посягают на безопасные условия жизни  общества в целом и компактно  располагаются в зависимости  от видового объекта посягательства.

Классификация преступлений, посягающих на один родовой  объект, возможна по различным основаниям: по характеру и степени общественной опасности, по характеру субъективной стороны, субъекту, особенностям объективной  стороны и т.д. Каждая из этих классификаций  имеет определенное значение и осуществляется в зависимости от поставленных исследователем целей. Так, классификация преступлений по характеру и степени общественной опасности впервые законодательно закреплена в ст. 15 УК 1996 г., что имеет  не только теоретическое, но и практическое значение, поскольку отнесение преступления к той или иной категории влечет соответствующие уголовно-правовые последствия для лица, его совершившего. Такая категоризация имеет значение при определении оснований и  пределов уголовной ответственности  и наказания, индивидуализации наказания (при опасном и особо опасном  рецидиве, приготовлении к преступлению, преступном сообществе (преступной организации), назначении вида исправительного учреждения, назначении в качестве меры наказания  смертной казни, назначении наказания  по совокупности преступлений, решении  вопросов, связанных с отбыванием наказания, освобождением от него и  продолжением отбывания наказания, и др.).

Вместе  с тем, как нам представляется, выстраивая новую систему Особенной  части Уголовного кодекса, законодатель не всегда был последователен в своих  решениях. Во-первых, место раздела  о преступлениях против общественной безопасности и общественного порядка  в системе Особенной части  Кодекса не вполне согласуется с  логикой оценки социальных ценностей, закрепленных в Конституции РФ, система  которой строится в следующей  иерархии основных ценностей: личность - общество - государство. В соответствии с таким подходом раздел о преступлениях  против общественной безопасности должен быть помещен на второе место в  структуре Особенной части Кодекса  после раздела о преступлениях  против личности. Во-вторых, имеется  расхождение между наименованием  раздела и его содержанием. Название раздела "Преступления против общественной безопасности и общественного порядка" не в полной мере соответствует характеру  и числу норм, содержащихся в нем:

а) в  этом разделе предусмотрено всего  два преступления против общественного  порядка - хулиганство и вандализм, а характеристика их объекта вынесена в наименование раздела, хотя законодатель и не выделяет самостоятельной главы  о данных преступлениях;

б) и, наоборот, в разделе предусмотрена гл. 25, которая содержит 18 норм о преступлениях  против здоровья населения и общественной нравственности, но родовой объект этих преступлений в наименовании раздела  не обозначен.

Как представляется, более последовательно поступили  разработчики Модельного Уголовного кодекса  государств-участников Содружества  Независимых Государств, который был принят на VII пленарном заседании Межпарламентской Ассамблеи государств-участников Содружества Независимых Государств 17 февраля 1996 г. и носит рекомендательный характер для их законодателей*(152). В Модельном кодексе разд. VIII "Преступления против общественной безопасности и здоровья населения", во-первых, расположен сразу за разделом о преступлениях против личности и, во-вторых, в своем наименовании отражает родовые объекты преступлений, нормы о которых находятся в нем.

Структура новых уголовных кодексов стран  СНГ и место в ней норм о  преступлениях против общественной безопасности и общественного порядка  неодинаковы. В Кодексе Республики Беларусь выделено три раздела, где  в качестве объекта определяется "безопасность": IХ "Преступления против экологической безопасности и природной среды", Х "Преступления против общественной безопасности и  здоровья населения", ХII "Преступления против информационной безопасности". Кодекс Кыргызской Республики 1997 г. воспроизводит  структуру Кодекса РФ. Кодекс Республики Казахстан 1997 г. не выделяет разделов, а гл. 9 Особенной части именуется "Преступления против общественной безопасности и общественного порядка". В Кодексе Республики Таджикистан 1998 г. разд. VIII "Преступления против общественной безопасности и общественного  порядка" располагается после  раздела "Преступления против личности" и включает в себя гл. 21 "Преступления против общественной безопасности", гл. 22 "Преступления против здоровья населения" и гл. 23 "Преступления против безопасности движения и эксплуатации транспортных средств". В Кодексе  Республики Узбекистан 1994 г. раздел шестой "Преступления против общественной безопасности и общественного порядка" располагается после разделов о  преступлениях против личности, против мира и безопасности, преступлений в сфере экономики, преступлений в сфере экологии, преступлений против государственной власти и включает в себя гл. ХVII "Преступления против общественной безопасности", гл. ХVIII "Преступления против безопасности движения и эксплуатации транспортных средств", гл. ХIХ "Преступления, составляющие незаконный оборот наркотических средств  или психотропных веществ" и гл. ХХ "Преступления против общественного  порядка". Кодекс Латвийской Республики 1998 г. не выделяет разделы, а гл. ХХ озаглавлена "Преступные деяния против общественной безопасности и общественного порядка".

Исследователи, которые занимались проблемами преступлений против общественной безопасности, применительно  к Уголовному кодексу 1960 г. выделяли либо две (преступления, нарушающие правила  общей безопасности, и преступления, нарушающие правила специальной  безопасности)*(153), либо три группы таких  преступлений (при всем терминологическом  различии их можно определить таким  образом: общие виды преступлений против общественной безопасности, преступления против общественной безопасности, нарушающие специальные правила безопасности, и транспортные преступления)*(154).

С учетом выделения в структуре Уголовного кодекса 1996 г. глав по признакам видового объекта преступления против общественной безопасности и общественного порядка  можно подразделить на преступления против:

а) общественной безопасности в узком смысле слова  или собственно преступления против общественной безопасности, которые  предусматриваются в гл. 24 (ст. 205-212, 215-227);

б) экологической  безопасности - экологические преступления, предусмотренные в гл. 26 (ст. 246-262);

в) безопасности движения и эксплуатации транспорта, предусмотренные в гл. 27 (ст. 263-271), и

г) безопасности компьютерной информации - в сфере  компьютерной информации, предусмотренные  в гл. 28 (ст. 272-274).

В предлагаемой системе открытым остается вопрос о  месте преступлений против здоровья населения и общественной нравственности, которые предусматриваются в  гл. 25. Выше отмечалась непоследовательность законодателя, выражающаяся в неполном соответствии наименования разд. IХ  и его содержания. Преступления против здоровья населения и общественной нравственности можно отнести к  преступлениям против общественной безопасности в самом широком  смысле слова (социальной безопасности), как представляющих угрозу для безопасности общества. Однако с учетом специфики  и самостоятельного характера общественных отношений, на которые посягают преступления данной группы, более точным было бы выделение их в самостоятельный  раздел Особенной части Кодекса.

Особого внимания заслуживает вопрос об определении  места в предлагаемой системе  таких преступлений, как хулиганство (ст. 213) и вандализм (ст. 214). Традиционно  они относились к преступлениям  против общественного порядка, а  их родовым объектом признавался  общественный порядок. Уголовный кодекс 1996 г., в отличие от предыдущих кодексов, не выделяет такой родовой объект как общественный порядок, следовательно, не может быть определен и круг деяний, посягающих на него. Относить хулиганство  и вандализм к преступлениям  против общественной безопасности нет  оснований, поскольку они не связаны  с нарушением отношений общественной безопасности. По нашему мнению, хулиганство  и вандализм относятся к преступлениям, посягающим на общественную нравственность, понимаемую как выработанную систему  норм и правил поведения людей, которая  является господствующей в обществе и основывается на идеях, традициях  и взглядах о справедливости, долге, чести, достоинстве*(155). Место этих преступлений в одном ряду с такими деяниями, как уничтожение или повреждение  памятников истории и культуры (ст. 243), надругательство над телами умерших  и местами их захоронения (ст. 244), жестокое обращение с животными (ст. 245), с которыми они схожи по ряду признаков. Полагаем, что с учетом именно этой внутренней связи законодатели Белоруссии выделили в Уголовном  кодексе специальный разд. ХI "Преступления против общественного порядка и  общественной нравственности", где  находится норма о хулиганстве.

.

Информация о работе Преступления против общественной безопасности и общественного порядка