Преступления против общественной безопасности и общественного порядка

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2011 в 16:51, реферат

Описание работы

Преступления против общественной безопасности и общественного порядка представляют собой предусмотренные Уголовным кодексом умышленные или неосторожные общественно опасные деяния (действия или бездействие), причиняющие существенный вред безопасным условиям жизни общества, здоровью населения и общественной создающие реальную угрозу причинения такого вреда.

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Office Word (3).docx

— 33.07 Кб (Скачать)

По своей  сути безопасность - явление полифункциональное. Поэтому наряду с обеспечением состояния  защищенности (отсутствие опасности) основных благ общества от угроз и источников опасности она характеризуется  и другими функциями, отражающими  ее активный характер. В этом смысле справедливо отмечаются в литературе такие важнейшие свойства и функции  безопасности, как снижать, ослаблять, устранять и предупреждать опасности и угрозы*(149). Говоря о безопасности того или иного элемента, мы имеем в виду не только защищенность данного элемента от источников опасности, но и предупреждение и устранение опасности для него, а также поддержание такого уровня его защищенности, который является достаточным для нормального функционирования соответствующего элемента.

Активная  роль общественной безопасности находит  свое выражение в функции предотвращения, устранения угрозы жизни и здоровью людей, материальным ценностям, окружающей среде и деятельности различных  институтов, общества и государства  от общественно опасных форм поведения  человека, а также в поддержании  такого уровня защищенности указанных  благ, который является достаточным  для выполнения людьми и обществом  своих социальных функций.

Таким образом, общественная безопасность представляет собой определенную совокупность общественных отношений, не только регулирующих безопасные условия жизни общества, но и поддерживающих такой уровень защищенности общества, который является достаточным для  его нормального функционирования.

Вторым  составляющим родового объекта разд. IX УК РФ является общественный порядок. В уголовном законодательстве термин "общественный порядок" впервые  был закреплен в Кодексе 1960 г. в гл. 10 "Преступления против общественной безопасности, общественного порядка  и здоровья населения". В Уголовном  кодексе 1926 г. гл. 8 именовалась "Нарушение  правил, охраняющих народное здравие, общественную безопасность и порядок", а в Кодексе 1922 г. гл. 8 была озаглавлена "Нарушение правил, охраняющих народное здравие, общественную безопасность и  публичный порядок". В науке  уголовного права не сложилось устоявшегося мнения о понятии "общественный порядок". При всей сложности и высокой  степени оценочности наиболее оптимальное  понятие общественного порядка  было сформулировано И.Н.Даньшиным, как  система общественных отношений, сложившихся  на основе соблюдения норм права, направленных на поддержание общественного спокойствия  и нравственности, взаимного уважения, надлежащего поведения граждан  в общественных местах, отношений  в сфере социального общения*(150).

В разделе IХ Особенной части Уголовного кодекса предусмотрен широкий круг деяний, которые существенно отличаются друг от друга по своим объективным  и субъективным признакам. Вместе с  тем эти деяния имеют общее  свойство - они обладают способностью причинять весьма тяжкий вред здоровью граждан, собственности, нарушать и  дезорганизовывать деятельность государственных  и общественных институтов. Особенностью данных преступлений является то, что  они посягают на интересы общества в целом как единого социального  организма, которое наряду с личностью  и государством является одной из важнейших социальных ценностей, подлежащих всесторонней и усиленной уголовно-правовой охране. В отличие от ранее действовавшего законодательства в системе Уголовного кодекса РФ данная группа преступлений помещена на третье место после преступлений против личности и преступлений в  сфере экономики, что свидетельствует  об усилении внимания к проблемам  обеспечения безопасности граждан  и нормального функционирования общества и государства, повышения  значимости этих ценностей в общей  системе правоохраняемых объектов на современном этапе.

Высокая степень социальной опасности преступлений против общественной безопасности обусловливается  прежде всего внутренними свойствами этих преступлений. Они нарушают функциональную предназначенность общественной безопасности, для которой характерно обеспечение, во-первых, безопасности неопределенно широкого круга правоохраняемых интересов (личности, имущества, деятельности социальных институтов и т.д.); во-вторых, неприкосновенности жизни и здоровья неопределенно широкого круга лиц; в-третьих, охраны, наряду с общественной безопасностью, и других социальных благ. Например, устанавливая ответственность за терроризм, законодатель обеспечивает охрану не только общественной безопасности как самостоятельного социального блага, но и имущества, жизни, здоровья людей. Таким образом, можно сказать, что общественная безопасность обладает свойством "комплексного" объекта уголовно-правовой охраны. Поэтому вышеизложенные свойства преступлений против общественной безопасности позволяют отграничивать их от преступлений против личности (убийств, причинения вреда здоровью и т.п.), собственности (хищений, уничтожения или повреждения имущества), порядка управления и т.д. Если в статьях о преступлениях против личности и собственности защищаются интересы пусть индивидуально не определенной, но все-таки конкретной личности или организации, то нормы о преступлениях против общественной безопасности имеют целью защиту безопасных условий жизнедеятельности общества в целом. Характерной чертой механизма совершения преступлений против общественной безопасности является то обстоятельство, что такие социальные ценности общества, как жизнь, здоровье, права и свободы личности, собственность и т.п., нарушаются опосредованно, путем причинения вреда отношениям, регламентирующим безопасные условия общества. Однако от этого данные преступления не становятся менее опасными, чем, например, преступления против личности или собственности. Поскольку здесь имеет место "комплексное" преступление и вред причиняется интересам не конкретной личности, а общественно значимым интересам - безопасным условиям общества в целом, постольку законодатель устанавливает достаточно суровые санкции за совершение преступлений против безопасности общества.

С объективной  стороны преступления против общественной безопасности и общественного порядка  большей частью совершаются путем  активных действий: терроризм, бандитизм, хулиганство, незаконное изготовление оружия, вовлечение в занятие имеются  и такие преступления (в основном это деяния, связанные с нарушением каких-либо правил), которые могут  совершаться путем как действия, так и бездействия: нарушение  правил безопасности на объектах атомной  энергетики, сокрытие информации об обстоятельствах, создающих опасность для жизни  или здоровья людей, нарушение правил охраны окружающей среды при ЭВМ, системы ЭВМ или их сети и т.д.

В ряде случаев рассматриваемые преступления характеризуются общеопасным способом их совершения (например, взрывы при  терроризме, нападения при бандитизме, погромы при массовых беспорядках) либо нарушением специальных правил безопасности: нарушение правил пожарной безопасности, безопасности движения транспортных средств, правил обращения  с общеопасными предметами (оружием, боеприпасами, взрывчатыми веществами и взрывными устройствами, радиоактивными веществами, наркотическими средствами или психотропными веществами и  т.п.).

Специфика объекта посягательства определяет и специфику общественно опасных  последствий преступлений против общественной безопасности и общественного порядка. В результате посягательств на общественную безопасность вред причиняется широкому (не определенному ни количественно, ни индивидуально) кругу общественных интересов. Он может быть многовариантным: физический вpед личности (при этом в качестве потерпевших может  выступать неопределенно большое  число членов общества, по тем или  иным причинам оказавшееся в месте  и во время совершения преступления), имущественный ущеpб, нарушение общественного  спокойствия, дезоpганизация ноpмальной деятельности социальных институтов, загрязнение окружающей природной среды и т.д.

По законодательной  конструкции значительная часть  рассматриваемых преступлений сформулирована как преступления с формальным составом: захват заложника, пиратство, преступления, связанные с незаконным оборотом наркотических средств или психотропных веществ, нарушение правил международных  полетов, создание, использование и  распространение вредоносных программ для ЭВМ и др. В тех случаях, когда деяния совершаются путем  нарушения каких-либо правил специальной  безопасности либо посягают на окружающую природную среду, в законе, как  правило, они формулируются по типу материальных составов, например, нарушение  правил безопасности при ведении  горных, строительных или иных работ, нарушение санитарно-эпидемиологических правил, загрязнение атмосферы и  т.д.

С субъективной стороны рассматриваемые преступления характеризуются как умышленной, так и неосторожной формой вины. Подавляющее большинство преступлений, предусмотренных главами 24, 25 и 26 УК, совершаются только умышленно, для  большинства преступлений, связанных  с нарушением правил специальной  безопасности и транспортных преступлений, наоборот, свойственна неосторожная форма вины. В ряде составов преступлений против общей безопасности (ст. 205, 206, 209, 210, 211, 227 УК) обязательным признаком  является наличие специальной цели, которой руководствуются виновные лица.

Субъекты  преступлений - большей частью общие, т.е. вменяемые лица, достигшие 16-летнего  возраста. Вместе с тем за некоторые  преступления к уголовной ответственности  могут привлекаться и лица по достижении 14 лет (ст. 205, 206, 207, ч. 2 и 3 ст. 213, 214, 226, 229, 267 УК - см. ст. 20 УК). При совершении ряда преступлений (ст. 219, 225, ч. 5 ст. 228, 237 и  др.) для привлечения к ответственности  необходимо, чтобы субъект, помимо общих  признаков, обладал и определенными  специальными качествами.

Общая характеристика преступлений против общественной безопасности и общественного порядка  будет неполной без указания на качественные особенности в законодательном  регулировании ответственности  за эти преступления по сравнению  с Уголовным кодексом 1960 г. К числу  данных новелл относятся:

а) более  объемная система норм и их более  четкая классификация в зависимости  от группового объекта уголовно-правовой охраны. В связи с этим в структуре  раздела выделяются 5 глав: гл. 24 "Преступления против общественной безопасности"; гл. 25 "Преступления против здоровья населения и общественной нравственности"; гл. 26 "Экологические преступления"; гл. 27 "Преступления против безопасности движения и эксплуатации транспорта"; гл. 28 "Преступления в сфере компьютерной информации". Последняя глава  является новой для уголовного законодательства нашего государства. Компьютеризация  социально-экономических и управленческих отношений и повышение значимости информации требуют обеспечения  безопасности граждан и общества от негативных издержек научно-технического прогресса и, в частности, от преступлений в данной сфере. При этом в гл. 24 сосредоточиваются нормы об общих  видах преступлений против общественной безопасности, а в гл. 25, 26, 27 и 28 - нормы  о посягательствах на специальные  виды общественной безопасности;

б) декриминализация ряда преступлений, потерявших в современных  условиях прежний уровень общественной опасности (самовольная без надобности остановка поезда, организация азартных игр, умышленная потрава посевов и ряд других, всего более десятка);

в) криминализация ряда деяний (порядка 20), уголовная ответственность  за совершение которых ранее либо вообще не предусматривалась, либо наступала  по другим общим нормам Кодекса (организация  преступного сообщества, вандализм, пиратство, незаконное изготовление оружия, оставление места дорожно-транспортного  происшествия, компьютерные преступления и др.). Одновременно в разд. IX Кодекса  вследствие уточнения объекта посягательства и для соблюдения системности  Особенной части перемещен ряд  норм, которые ранее предусматривались  в иных главах: о бандитизме, захвате  заложников, массовых беспорядках, выпуске  или продаже товаров, выполнении работ либо оказании услуг, не отвечающих требованиям безопасности, организации  объединений, посягающих на личность и  права граждан, и др.;

г) более  четкое и последовательное изложение  признаков основных и квалифицированных  видов преступлений, что устраняет  двойственное понимание отдельных  признаков и лучше отражает природу  анализируемых преступлений;

д) значительно  широкое использование практики освобождения виновных от уголовной  ответственности в случаях добровольности отказа от продолжения совершения преступлений и отсутствия в их действиях иного  состава преступления. Такие примечания содержатся уже в 5 статьях Кодекса (о терроризме, захвате заложника, об организации незаконного вооруженного формирования или участии в нем, о незаконном приобретении, передаче, сбыте, хранении, перевозке или ношении  оружия, его основных частей, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств  и незаконном изготовлении оружия);

е) в  целом усилена ответственность  за такие наиболее опасные преступления, как терроризм, бандитизм, незаконный оборот оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ, наркотических средств  и др. Вместе с тем, поскольку преступления против общественной безопасности не направлены непосредственно против жизни человека, постольку в соответствии со ст. 20 Конституции РФ из санкции  ряда статей (о терроризме, бандитизме, угоне судна воздушного или водного  транспорта либо железнодорожного подвижного состава) исключена смертная казнь  как мера наказания.

Устанавливая  уголовную ответственность за определенные формы общественно опасного поведения, законодатель одновременно, в зависимости  от поставленных целей, осуществляет их систематизацию, т.е. на основании различных  критериев объединяет преступления в определенные группы. Законодательная  систематизация преследует цель - выделение  общих специфических признаков  и, в случае необходимости, придание им определенного уголовно-правового  значения. Классификации могут быть различными, однако Уголовный кодекс 1996 г., как и предыдущие кодексы, основанием для разделения преступлений на группы избирает прежде всего родовой объект посягательства, т.е. группу охраняемых уголовным законом однородных взаимосвязанных  между собой общественных отношений. По этому критерию группируются и  сосредоточиваются в разд. IХ УК "Преступления против общественной безопасности и общественного порядка". Однако в отличие от Уголовных  кодексов 1922, 1926 и 1960 гг. система Особенной  части Кодекса 1996 г. изложена более  сложно и имеет трехзвенную, а  не двухзвенную структуру. Эта Особенная  часть делится на разделы (первый уровень), разделы, в свою очередь, - на главы (второй уровень), а последние - на статьи, предусматривающие конкретные составы преступлений (третий уровень). Поэтому следует говорить о классификации по родовому (первый уровень), видовому (второй уровень) и непосредственному объекту (третий уровень).

Информация о работе Преступления против общественной безопасности и общественного порядка