Преступления против общественной безопасности и общественного порядка

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2011 в 16:51, реферат

Описание работы

Преступления против общественной безопасности и общественного порядка представляют собой предусмотренные Уголовным кодексом умышленные или неосторожные общественно опасные деяния (действия или бездействие), причиняющие существенный вред безопасным условиям жизни общества, здоровью населения и общественной создающие реальную угрозу причинения такого вреда.

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Office Word (3).docx

— 33.07 Кб (Скачать)

Глава III. Преступления против общественной безопасности и общественного  порядка - 1. Понятие, общая характеристика и система преступлений против общественной безопасности и общественного  порядка

.

Глава III. Преступления против общественной безопасности и общественного порядка - 1. Понятие, общая характеристика и  система преступлений против общественной безопасности и общественного порядка

Преступления  против общественной безопасности и  общественного порядка представляют собой предусмотренные Уголовным  кодексом умышленные или неосторожные общественно опасные деяния (действия или бездействие), причиняющие существенный вред безопасным условиям жизни общества, здоровью населения и общественной создающие реальную угрозу причинения такого вреда.

Раздел  о преступлениях против общественной безопасности и общественного порядка  как самостоятельное структурное  подразделение в Уголовном кодексе  России выделен впервые. Принимая решение  об объединении рассматриваемых  преступлений в одну группу, законодатель руководствовался необходимостью обеспечения  всесторонней охраны таких важных социальных благ, как безопасность общества и  порядок в нем. На протяжении всей истории цивилизации безопасность и порядок являлись одними из главных  целей и неотъемлемыми слагаемыми деятельности людей, социальных групп, обществ, государств и мирового сообщества. Забота о безопасности и порядке  имманентно присуща каждой частице  социальной структуры общества - от конкретного индивида до предельно  широкого объединения людей.

Первым  составляющим элементом родового объекта  разд. IX УК РФ является общественная безопасность. Термин "безопасность" достаточно давно утвердился в учебной литературе и доктрине уголовного права (государственная  безопасность, общественная безопасность, безопасность личности, экологическая  безопасность, безопасность движения и т.д.). В последние годы в законодательстве закреплен и термин "национальная безопасность". Под национальной безопасностью Российской Федерации  понимается безопасность ее многонационального народа как носителя суверенитета и  единственного источника власти в Российской Федерации. Согласно Концепции  национальной безопасности Российской Федерации, утвержденной Указом Президента РФ от 17 декабря 1997 г. N 1300 (в ред. от 10 января 2000 г. N 24), она представляет собой  систему взглядов на обеспечение  в Российской Федерации безопасности личности, общества и государства  от внешних и внутренних угроз  во всех сферах жизнедеятельности*(141). Таким образом, безопасность личности, общественная безопасность и государственная  безопасность являются видовыми составляющими  национальной безопасности.

Понятие "общественная безопасность" впервые  было использовано в Уголовном кодексе 1922 г. в названии гл. 8 Особенной части "Нарушение правил, охраняющих народное здравие, общественную безопасность и  публичный порядок". Однако само понятие "безопасность" было раскрыто лишь в Законе РФ от 15 марта 1992 г. "О  безопасности". Согласно ст. 1 данного  Закона "безопасность - состояние  защищенности жизненно важных интересов  личности, общества и государства  от внутренних и внешних угроз"*(142). Это определение основывается на лингвистическом представлении  о безопасности как "отсутствие опасности, сохранность, надежность"*(143) или "положение, при котором не угрожает опасность  кому-чему-нибудь"*(144). Тем самым  законодатель подчеркивает, что безопасность выступает в качестве определенного  социального явления со всеми присущими ему свойствами, важного социального блага, к сохранению и поддержанию которого государство и общество предпринимают всесторонние меры.

Как правовое явление и объект уголовно-правовой охраны общественная безопасность стала  объектом серьезных научных исследований сравнительно недавно. До недавних пор  большинство авторов связывали  понятие "общественная безопасность" с нарушением либо правил взаимодействия людей с техническими системами, либо правил обращения с общеопасными предметами. Так, Г.А.Туманов и В.И.Фризко пишут: "В юридическом смысле общественная безопасность представляет собой совокупность опосредованных источниками повышенной опасности отношений, регулируемых юридическими, техническими и организационными нормами с целью предотвращения и устранения угрозы жизни и здоровью людей, материальным ценностям и  окружающей среде"*(145). При таком  подходе на первый план выдвигается "технический" характер общественной безопасности, но собственно содержательная сторона ее зачастую остается вне  поля зрения и исследователей, и  правоприменителей. Однако в специальной  литературе высказывались и другие точки зрения. Например, по мнению В.П.Тихого, общественная безопасность как объект преступлений представляет собой определенную систему социалистических общественных отношений, обеспечивающих предотвращение и устранение общей опасности  насильственного причинения вреда  правоохраняемым интересам в  целом, гарантирующих тем самым  их устойчивость и надежность*(146). По мнению авторского коллектива одного из последних учебников, понятием "общественная безопасность" обозначается состояние  защищенности личности, общества и  государства преимущественно от разнообразных внутренних угроз  общеопасного характера*(147). Полагаем, что отождествление общественной и  национальной безопасности, несмотря на определенную близость и схожесть этих понятий, необоснованно, поскольку  первая является лишь составной частью второй, о чем говорилось выше.

Общественная  безопасность как социальное явление  и как объект уголовно-правовой охраны носит сложный и многоаспектный характер. Она представляет собой  определенную совокупность общественных отношений, регулирующих безопасные условия  жизни общества. В названном смысле общественная безопасность является не только одной из потребностей общества, но и общим благом, общей ценностью, в сохранении и развитии которой  заинтересованы и государство, и  общество, и граждане. Обеспечение  общественной безопасности - гарантия создания в обществе таких социальных условий, при которых человек, его  физические и духовные блага становятся действительно высшей социальной ценностью, а сам он может чувствовать  себя социально защищенным. Социальная функция общественной безопасности выражается в том, что, отражаясь  в общественной психологии, общественном сознании, она ассоциируется с  определенным уровнем уверенности  граждан в защищенности общества и конкретного гражданина от общественно  опасных посягательств, неприкосновенности основных социальных благ. Чем больше реальные усилия общества и государства  по обеспечению системы общественной безопасности, тем более уверенно чувствуют себя граждане в процессе вступления в различные социальные связи.

Общество  в значительной степени является саморегулирующейся системой, нормальное функционирование и поступательное развитие которой невозможно без  удовлетворения определенных объективных  и жизненно необходимых потребностей. Обеспечение и поддержание соответствующего уровня безопасности общества - одна из таких социальных потребностей. Основная нагрузка по формированию системы обеспечения  общественной безопасности лежит на государстве. Система обеспечения  общественной безопасности представляет собой совокупность мер политического, правового, экономического, организационного, научно-технического и иного характера, имеющую основной задачей поддержание социально приемлемого уровня общественной безопасности.

Структурно  система безопасности общества включает в себя:

а) наличие  разработанной доктрины безопасности, которая выступает как определенная идеология, способная объединить общество, и одновременно как программа  действий;

б) правовую основу, т.е. систему законов и  иных правовых норм, позволяющих защищать интересы общества и составляющих его  элементов (людей, социальных групп, политических и общественных объединений, общественного  сознания и т.д.);

в) систему  государственных органов, обеспечивающих безопасность общества;

г) общественную систему безопасности - совокупность неправительственных, общественных, самодеятельных институтов и организаций, которая  базируется на активности населения  и способности общества противостоять  угрозам и опасностям для него;

д) корректную, основанную на демократических принципах, систему средств и методов  обеспечения безопасности.

Обязательным  условием эффективного функционирования данной системы являются ответственность  власти перед обществом, строгое  выполнение ею своих обязанностей, ограничение пределов вмешательства  государства в дела общества необходимыми рамками. В уголовном праве система  обеспечения общественной безопасности носит нормативный характер и  включает в себя правовые, технологические  и организационные нормы, а также  специальные правила безопасности.

Содержание  общественной безопасности нельзя сводить  только к соблюдению различных правил по производству специальных работ  и обращению с общеопасными предметами. Такой подход необоснованно ограничивает пределы общественной безопасности лишь сферой локальной или профессиональной деятельности, а ее содержание - специальной  безопасностью. Источником опасности  для общества могут выступать  не только опасные производства и  предметы, но и опасные формы поведения  людей, особенно выражающиеся в насильственных формах поведения. Если такой социальный источник направлен на тот же объект, что и "технический" источник, обладает такой же разрушительной силой  и способен причинить такие же последствия, то данные факторы нельзя игнорировать при правовой оценке содеянного. В ряде случаев отдельные опасные  формы поведения людей необходимо расценивать как угрожающие безопасности общества.

Достаточно  сложным является разрешение вопроса  об объеме этого понятия, т.е. о том, какие именно отношения охватываются понятием "общественная безопасность". Преступления, посягающие на общественную безопасность, будь то транспортные, экологические  или собственно преступления против общественной безопасности, неразрывно связаны с причинением физического, материального, организационного либо иного вреда гражданам, собственности, деятельности социальных институтов, окружающей природной среде. Вместе с тем данное утверждение не означает, что при совершении этих преступлений обязательно должен причиняться  весь спектр указанного вреда. В конкретных случаях ущерб может носить или  материальный, или физический, или организационный, или комбинированный характер, и причиняться лишь некоторым социальным благам, а не всем.

Характеристика  общественной безопасности как "комплексного" объекта означает, что он должен включать в себя всю совокупность общественных отношений, обеспечивающих охрану жизни и здоровья граждан, материальных ценностей, окружающей природной  среды. Иной вывод означал бы лишение  отношений общественной безопасности их содержательной стороны. К тому же без причинения вреда названным  ценностям не может быть нарушения  общественной безопасности как социального  блага, выступающего в качестве предмета соответствующих отношений. Отсюда следует, что причинение физического, материального или иного вреда  при совершении преступлений против общественной безопасности охватывается понятием "нарушение общественной безопасности" и не требует дополнительной квалификации по соответствующим статьям  Уголовного кодекса. Исключением является лишь умышленное причинение смерти, которое  требует самостоятельной оценки.

Без нападения  не может быть бандитизма, без насилия - захвата заложника, без причинения тяжкого или средней тяжести  вреда здоровью или причинения крупного ущерба - нарушения правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного, воздушного или водного транспорта и т.д. Если соответствующие последствия  не наступают или отсутствует  угроза их наступления, то такие деяния нельзя рассматривать как преступления против общественной безопасности, а  в некоторых случаях и вообще как преступления. Следует принимать  во внимание и другое обстоятельство. Поскольку преступления против общественной безопасности причиняют вред или  ставят под угрозу причинения вреда  неопределенный круг лиц, материальных объектов, деятельность социальных институтов, постольку в целом отношениям общественной безопасности как объекту  посягательства ущерб причиняется  всегда, вне зависимости от конкретных форм его проявления (материальный, физический, организационный). Поэтому  прав А.И.Коробеев, который считает  ошибочным представление о существовании  дополнительных объектов транспортных преступлений*(148). По нашему мнению, такой  же вывод можно сделать и применительно  ко всем преступлениям против общественной безопасности.

Как правовое явление, общественная безопасность может  иметь различное по объему содержание и рассматриваться в нескольких уровнях. Общественная безопасность как  составная часть родового объекта  посягательств, предусмотренных разд. IX УК "Преступления против общественной безопасности и общественного порядка" (общественная безопасность в широком  смысле слова), характеризуется состоянием защищенности безопасных условий функционирования общества и общественного порядка, здоровья населения и общественной нравственности, экологической безопасности, безопасности движения и компьютерной информации. Общественная безопасность в узком смысле слова, как видовой  объект посягательств, предусмотренных  гл. 24 УК "Преступления против общественной безопасности", выражается в состоянии  защищенности жизни и здоровья граждан, имущественных интересов физических и юридических лиц, общественного  спокойствия, нормальной деятельности государственных и общественных институтов.

Информация о работе Преступления против общественной безопасности и общественного порядка