Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2012 в 13:43, курсовая работа
Одним из необходимых и обязательных условий нормального функционирования любого государства является поддержание общественного порядка на должном уровне. Правоохранительные органы прикладывают немалые усилия, осуществляя борьбу с уголовно наказуемыми формами нарушений правил поведения людей в обществе - вандализмом, хулиганством, массовыми беспорядками.
Введение.
1.Понятие и признаки преступлений против общественного порядка.
2. Юридическая характеристика массовых беспорядков.
3. Хулиганство и Вандализм.
4. Отграничение хулиганства от других смежных преступлений.
Заключение.
Список использованной литературы.
Содержание :
Введение.
1.Понятие и признаки преступлений против общественного порядка.
2. Юридическая характеристика массовых беспорядков.
3. Хулиганство и Вандализм.
4. Отграничение хулиганства от других смежных преступлений.
Заключение.
Список использованной литературы.
Введение
От официального общества до некоторой степени зависит квалификация некоторых нарушений установленных им законов как преступлений или только как проступков. Это различие терминологии является далеко не безразличным, ибо оно решает тысячи человеческих судеб и определяет нравственную физиономию общества.
К. Маркс (соч. 2-е изд. т.13 с.516)
Одним из необходимых и обязательных условий нормального функционирования любого государства является поддержание общественного порядка на должном уровне. Правоохранительные органы прикладывают немалые усилия, осуществляя борьбу с уголовно наказуемыми формами нарушений правил поведения людей в обществе - вандализмом, хулиганством, массовыми беспорядками.
Эти преступления представляют явную, серьезную опасность для всего общества, нарушают нормальную работу предприятий, организаций, учреждений, причиняют имущественный ущерб, физический и иной вред личности и т.д.
Возможности правоохранительных органов эффективно реагировать на факты преступлений против общественного порядка ограничены недостаточным правовым, информационным и организационным обеспечением. Поэтому первостепенной задачей в настоящее время является определение оптимального круга уголовно-правовых, криминологических и управленческих мер, применение которых наиболее эффективно скажется на состоянии борьбы с преступлениями против общественного порядка.
1. Понятие преступлений против общественного порядка
Глава 9 ныне действующего УК РК предусматривает уголовную ответственность против общественной безопасности и общественного порядка.
В УК РК Глава 9 "Преступления против общественной безопасности и общественного порядка" Однако в этой главе содержатся два состава преступления, относящиеся к категории преступлений против общественного порядка. Это хулиганство (ст. 256) и вандализм (ст. 257).
Специальной же главы о преступлениях против общественного порядка нет. Очевидно, что любое преступление нарушает установленный в государстве общественный порядок, урегулированный нормами права, т. е. правопорядок. В данном случае имеется в виду общественный порядок в широком смысле слова.
Преступления, включенные в главу 9, причиняют вред не кому-то конкретному человеку, а социально значимым интересам – безопасности жизнедеятельности казахстанского общества в целом.
Исходя из названия главы 9, можно сделать вывод о том, что родовым объектом в этой главе являются общественная безопасность (ст. 233-256 УК) и общественный порядок (ст. 257,258 УК)
Классификация преступлений, посягающих на один родовой объект, возможна по различным основаниям: по характеру и степени общественной опасности, по характеру субъективной стороны, субъекту, особенностям объективной стороны и т.д. Каждая из этих классификаций имеет определенное значение и осуществляется в зависимости от поставленных исследователем целей.
Общественный порядок – это совокупность общественных отношений, обеспечивающих обстановку общественного спокойствия, достойное поведение граждан в общественных местах, нормальную работу организаций, учреждений и предприятий, общественного и личного транспорта, неприкосновенность личности.
Составы преступлений, отнесенные законодателем к преступлениям против общественной безопасности и общественного порядка сконструированы таким образом, что ряд из них относится к преступлениям с формальным составом.
Большинство преступлений против общественной безопасности и общественного порядка характеризуются умышленной формой вины.
Субъектом преступлений, входящих в главу 9 УК, могут быть лица физические, вменяемые, достигшие 16-летнего возраста. Согласно ст.15 УК субъектом некоторых составов преступлений этой главы могут быть лица, достигшие ко времени совершения преступления 14-летнего возраста, это ст 233,234,242,255, чч.2,3 ст. 257, ст.258.
2. Юридическая характеристика массовых беспорядков.
1. Организация массовых беспорядков, сопровождавшихся насилием, погромами, поджогами, разрушениями, уничтожением имущества, применением огнестрельного оружия, взрывчатых веществ или взрывных устройств, а также оказанием вооруженного сопротивления представителю власти, - наказывается лишением свободы на срок от четырех до десяти лет.
2. Участие в массовых беспорядках, предусмотренных частью первой настоящей статьи, - наказывается лишением свободы на срок от трех до восьми лет.
3. Призывы к активному неподчинению законным требованиям представителей власти и к массовым беспорядкам, а равно призывы к насилию над гражданами - наказываются ограничением свободы на срок до двух лет, либо лишением свободы на срок до трех лет.
действия большого скопления народа, массы людей, которые сопровождаются насилием, погромами, поджогами, уничтожением имущества, применением взрывчатых веществ или взрывных устройств, а также вооруженным сопротивлением представителям власти. Призывы к Массовым беспорядкам представляют собой публичное обращение к широкому кругу людей, к толпе с целью оказать на них соответствующее воздействие. Организатор Массовых беспорядков собирает и сплачивает толпу, объединяет ее и руководит преступными действиями. Массовые беспорядки - преступление против общественной безопасности (предусмотрено ст. 241 УК.)
Массовые беспорядки дезорганизуют работу транспорта, препятствуют нормальному функционированию органов власти и управления, нарушают общественный порядок и общественную безопасность Массовых беспорядков могут совершаться в одной из еле дующих форм: организация: участие призывы к активному неподчинению за конным требованиям представителей властей.
Преступление является оконченным с момента организации Массовых беспорядков, участия в них или с момента обращения с призывами. Насилие, уничтожение или повреждение имущества, применение огнестрельного оружия, взрывчатых веществ, вооруженное сопротивление представителям власти охватывается составом Массовых беспорядков, и дополнительная квалификация не требуется. Если же в ходе Массовых беспорядков совершается убийство, причинение тяжкого вреда здоровью, бандитизм, хищение чужого имущества и т.д., то такие действия должны квалифицироваться по совокупности преступлений. Организатор Массовых беспорядков и лицо, обратившееся с призывом к Массовым беспорядкам действуют с прямым умыслом. Участие в Массовых беспорядках возможно как с прямым, так и с косвенным умыслом.
16 декабря 2011 года В массовых беспорядках в Жанаозене погибло 14 человек.
В результате массовых беспорядков были сожжены здание городского акимата, гостиницы, административное здание компании «Озенмунайгаз». Уничтожению также подверглось имущество физических и юридических лиц, были сожжены автомобили, разграблены банкоматы.
3.Хулиганство
Ст. 257 Уголовного кодекса Республики Казахстан
В соответствии с положениями Конституции Республики Казахстан в нашей стране последовательно проводится курс на укрепление законности и правопорядка. Свидетельством постоянной заботы государства об укреплении общественного порядка, обеспечении охраны прав и законных интересов граждан от преступных посягательств является Указы Президента Республики Казахстан направленные на борьбу с преступностью в РК, «Концепции правовой политики Республики Казахстан», в которой подчеркнута необходимость самой решительной борьбы с преступлениями и иными антиобщественными проявлениями. Успешное выполнение этой общегосударственной задачи в значительной мере зависит от предупреждения и пресечения наиболее опасных и распространенных преступлений и, в первую очередь, хулиганства.
Общественная опасность хулиганства является объектом социальной оценки, поскольку сам факт уголовно-правового запрета свидетельствует о том, что законодатель РК видит в данном преступлении угрозу общественным запретам. Социально-нравственная пластика хулиганства своеобразна - от неуемной удали, озорства и шалости до дерзких и циничных поступков. Не менее специфичен и уголовно-правовой диапазон его оценки - от преступления небольшой тяжести (ч.1 ст.257) до тяжкого (ч.З. ст. 257 УК РК).
Кроме того, оно очень органично смыкается, «роднится» со многими другими преступлениями: против личности, порядка управления, общественной безопасности, собственности и др., затушевывая истинный смысл содеянного. Именно названными обстоятельствами обусловлена сложность анализа этого состава. Не потому ли для многих практических работников органов юстиции хулиганство выполняет роль своеобразной «уголовно-правовой палочки-выручалочки»: все, что не поддается их профессиональной «дешифровке», получает ярлык «хулиганство».
Хулиганство- враг быта и общественного порядка. Зарождаясь, как правило, в недрах быта, оно выплескивается наружу, дезорганизуя общественный порядок и поражая окружающих не только формами своего проявления, но и дикой, необузданной силой. В этом концентрируется его общественная опасность.
Содержание преступления раскрывается в общественной опасности преступления. Криминолог А.С.Якубов, считает, что « любое преступление по своим объективным свойствам является общественно опасным и противоправным деянием (действием или бездействием), которое выступает в качестве основного признака любого состава преступления, поскольку его отсутствие исключает наличие состава преступления». Общественная опасность является основным критерием преступления. Ю.И.Ляпунов, определяя общественную опасность как глубинную, сущностную характеристику преступления, признал, что она «не лежит на плоскости явления, не дана нам в чувственных ощущениях и восприятиях. Она - социальная материя, скрытая в толще взаимодействующих факторов».
Как известно, общественная опасность деяний имеет качественное и количественное выражение: характер и степень. Характер общественной опасности - качественные, содержательные свойства социальной вредоносности деяния. Характер общественной опасности определяется объектом преступления, то есть содержанием тех общественных отношений, социальных интересов, которым они причиняют ущерб.
С.А.Домахин, анализируя внутреннее содержание деяния, которое признается преступлением, безусловно, прав, отмечая, что оно общественно опасно, потому что, «по своей внутренней сущности находится в резком противоречии с нормальными условиями существования общества, что оно посягает на охраняемые правом общественные отношения, что оно утверждает отношения, противоречащие интересам трудящихся классов.» Другим показателем характера общественной опасности служит содержание причиненного вреда.
Характер общественной опасности определяется и формой вины. Степень общественной опасности преступлений представляет собой количественный показатель антисоциальности деяния. Если характер общественной опасности отвечает на вопрос: «Какая общественная опасность?», то степень общественной опасности - на вопрос: «Сколь она велика?». При определении количественной стороны общественной опасности следует принимать во внимание ряд факторов: тяжесть причиненных последствий, особенности (кончено оно или нет, совершено единолично или в соучастии, какой способ был использован при совершении преступления и т.д.), характер вины, особенности субъекта преступления, т.е. конкретные проявления признаков преступления.
Вышесказанное позволяет сделать вывод - материальной характеристикой социального свойства любого преступления выступает общественная опасность. Характер и степень находят свое выражение и закрепление в уголовном законе. Противоправность деяния и его общественная опасность могут быть выражены как отношение между правовой формой деяния и его материальным социально-политическим содержанием. Хулиганские действия наносят вред общественному порядку, мешают созидательному труду и нормальному отдыху трудящихся, вызывая их справедливые нарекания. Повышенная общественная опасность хулиганства значительно повышается в связи с тем, что на его почве совершается немало других, более тяжких преступлений. Как показывает практика, 26% осужденных за хулиганство совершили и ряд других преступлений.
По казахскому обычному праву допускалось наказание лиц, совершивших следующие нарушения общественного спокойствия:
а) распространение ложных слухов;
б) наезд с шумом или криком в аул;
в) нарушение порядка в общественных празднествах, поминках.
Все эти и подобные им деяния являются ничем иным, как хулиганством в современном понятии.
Хулиганство очень органично смыкается со многими другими преступлениями: против личности, порядка управления, общественной безопасности и др., затушевывая истинный смысл содеянного. Именно названными обстоятельствами обусловлена сложность анализа этого состава.
Практика борьбы с хулиганством подтвердила, что хулиганство не просто признак другого преступления, а самостоятельное преступления, отличающееся от других преступных деяний, даже совершаемых из хулиганских побуждений.
В уголовном законодательстве понятие хулиганства давалось в различной трактовке.
Новое уголовное законодательство Республики Казахстан не дает общего определения хулиганства, которым бы охватывались все его виды. В таком определении, очевидно, содержалось бы лишь общее указание на то, что такие деяния нарушают общественный порядок и спокойствие. Однако этот признак в такой форме оказался бы свойственен и ряду других уголовных деликтов. Поэтому законодатель, формулируя понятие мелкого и уголовно наказуемого хулиганства, концентрирует внимание на признаках, которые в основу определения хулиганства позволяют провести между ними четкую грань, тем более, что они представляют собой хотя и сходные, но качественно различные правонарушения.
В соответствии с ч.1 ст.257 УК РК. хулиганство определено как «особо дерзкое нарушение общественного порядка, выражающее явное неуважение к обществу, сопровождающееся применением насилия к гражданам, либо угрозой его применения, а равно уничтожением или повреждением чужого имущества, либо совершением непристойных действий, отличающихся исключительным цинизмом.»
Информация о работе Преступления против общественного порядка