Преступления против чести, достоинства личности и деловой репутации

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2010 в 22:13, курсовая работа

Описание работы

Конституционные положения, основываясь на нормах международного права, соответствуют ст. 3-5, 12 Всеобщей Декларации прав человека ООН2, ст. 5, 10 Европейской конвенции о защите прав и основных свобод3, ст. 17 Международного пакта о гражданских и политических правах4, закрепляют право каждого россиянина на свободу, защиту от незаконных посягательств на его честь и достоинство. Понятия чести и достоинства личности затрагивают значительное число его норм, создавая необходимые условия для обеспечения безопасности и развития личности в современном российском обществе. Это обстоятельство делает проблему защиты чести и достоинства в рамках уголовного законодательства наиболее актуальной.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………3-5
1. История развития российского законодательства о преступлениях против чести, достоинства и деловой репутации………………..….6-11
2. Общая характеристика преступлений против чести, достоинства личности и деловой репутации………………………………….….12-18
3. Уголовно-правовой анализ отдельных преступлений против чести, достоинства и деловой репутации……………………………………19-31
• Клевета;
• Оскорбление;
• Вопросы отграничения от смежных составов преступления (заведомо ложный донос, неуважение к суду и т.д.)
Заключение…………………………………………………….…………………32
Список используемой литературы…………………………………………33-35

Работа содержит 1 файл

курсовая.docx

— 69.21 Кб (Скачать)

    Заместитель Председателя ВС РСФСР  внес в Судебную коллегию по уголовным делам  ВС РСФСР протест, в котором поставил вопрос об отмене приговора  и прекращении  дела за отсутствием  состава преступления. Судебная коллегия, рассмотрев материалы  дела, нашла протест  обоснованным и подлежащим удовлетворению по следующим  основаниям. Согласно уголовному закону оскорблением является умышленное унижение чести и  достоинства, выраженное в неприличной  форме. Из показаний  же свидетелей видно, что К. высказала  свое мнение относительно присвоения Ш. ценностей в форме, которую никак нельзя назвать неприличной. Выявив при снятии остатков недостачу у Ш., К. заявила, что у нее есть основания считать, что деньги присвоила Ш.. Этими словами К. не имела намерения унизить достоинство Ш., а только сделала свой вывод на основании проверенной работы по снятию остатков. При таких данных осуждение К. является недостаточным. В силу изложенного Судебная коллегия своим определением приговор народного суда и определение окружного суда в отношении К. отменила и дело прекратила за отсутствием состава преступления.

    Оскорбление может иметь место и в отсутствие потерпевшего (заочно), если виновный рассчитывал  на то, что высказанное им оскорбление  будет доведено до сведения потерпевшего.

    Субъектом преступления является лицо, достигшее 16-летнего возраста.

    Субъективная  сторона характеризуется виной в форме прямого умысла.

    Ч. 2 ст.130 УК РФ предусматривает повышенную ответственность за оскорбление, содержащееся в публичном выступлении, публично демонстрирующемся произведении или СМИ (эти понятия имеют то же содержание, что и при клевете).27

    В соответствии со ст. 130 УК РФ оскорбление—это  унижение чести и достоинства  другого лица, выраженное в неприличной  форме.

    Чтобы фраза была признана оскорбительной, она должна удовлетворять двум условиям:

  1. Потенциально унижать честь и достоинство другого лица;
  2. Быть неприличной по своей форме.

    По  мнению многих экспертов, психологическая  травма наносится уже самой неприличной  формой фразы, адресованной конкретному  лицу.

    Огромную  роль играет фактор эмоциональной окраски фразы. Отрицательная оценка не обязательно является оскорбительной эмоциональной окраской. Решающее значение в данном случае играет не степень эмоциональной фразы, а ее субъектной организации—иерархия образа говорящего и образа слушающего.

    Следовательно, эмоция ненависти предполагает сильную  отрицательную оценку человека с  сохранением к нему доли уважения. Презрительная же фраза не просто выражает отрицательную оценку, но и принижает адресата речи, осмеивает  его. Именно презрительность и может  быть сочтена судом «оскорбительной  эмоциональной окраской».

    Также перед лингвистом нецелесообразно  ставить вопросы, в которых содержатся такие слова, как «оскорбление», «оскорбительность», «оскорбить». Правильно  ставить вопросы лишь о признаках оскорбления: приличности/неприличности формы, направленности/ненаправленности на личность адресата речи, а также о способности унизить его честь и достоинство.28

    В) Вопросы отграничения от смежных составов преступления (заведомо ложный донос, неуважение к суду и т.д.)

    В судебной практике с клеветой или  оскорблением нередко граничат другие составы преступлений; встречаются  и случаи так называемой идеальной  совокупности самих клеветы и  оскорбления.

    Отграничение  клеветы от гражданского правонарушения. 
Составы уголовных преступления и клеветы по объективной стороне 
сходны с составом гражданско-правового правонарушения, предусмотренного  ст.152 ГК РФ. Во всех случаях объектом правонарушения является честь и достоинство граждан. Основное отличие между названным уголовным преступлением и гражданско-правонарушением заключается в субъективной стороне составов: уголовное преступление совершается только виновно, а гражданское правонарушение независимо от вины (т.е. как при её наличии, так и при её отсутствии. Если распространявший соответствующие сведения знал, что они не соответствуют действительности (вина в форме умысла), потерпевшему предоставляется выбор между гражданским и уголовным судебным разбирательством.

    Отграничение  клеветы от оскорбления 
направляется против достоинства личности, т.е. оценки человеком собственных качеств, свойств, своего места в обществе. 
При клевете сведения сообщаются третьим лицам, в оскорблении же – 
потерпевшему. Причем при оскорблении эти сведения должны быть выражены в неприличной, циничной форме. 
Отграничение клеветы от специальных составов. 
Выделяют общие составы: клевета (ст.129) и оскорбление (ст.130), а 
также специальные составы: неуважение к суду (ст.297); клевета в отношении судьи, присяжного заседателя, прокурора, следователя, лица, производящего дознание, судебного пристава, судебного исполнителя (ст.298); оскорбление представителя власти (ст.319); оскорбление военнослужащего (ст.336).

    По  приговору Тверского  областного суда от 2 октября 2006 г. Э. осужден  наряду с прочим по ч. 3 ст.294 2 годам 6 мес. лишения свободы с лишением права заниматься адвокатской деятельностью и деятельностью по оказанию юридических услуг сроком на 2 года.

    Э. осужден за то, что  он, чтобы устранить  судью Х. из процесса в целях воспрепятствования осуществлению правосудия, опубликовал ряд  статей, содержащих сведения, касающиеся личной жизни судьи  Харькова.

    Законность  и обоснованность данного судебного  решения—более чем  сомнительна, поскольку  объективная сторона  преступления, предусмотренного ст. 294 УК РФ, предполагает совершенно иной комплекс действий виновного, чем опубликование  статьи с предположениями  об эпизодах личной жизни судьи.

      Отграничение клеветы от специальных  составов в основном производится  по объекту. 
Перечисленные виды клеветы и оскорбления особенно опасны, так как 
посягают не только на честь и достоинство личности, но и на авторитет 
государственной власти, нарушают порядок несения военной службы и т.д. В 
определенной степени сюда можно отнести и хулиганство (ст.213), поскольку факультативным объектом данного состава преступления является честь и достоинство человека. Если посмотреть место нахождения перечисленных статей, то получается, что, с одной стороны, законодатель объединяет в одну главу преступления, посягающие против свободы, чести и достоинства, т.е. против двух самостоятельных конституционных прав человека. А с другой стороны, специальные составы преступлений против чести и достоинства "разбрасывает" по разным разделам и главам Особенной части УК в соответствии с их основными непосредственными объектами посягательства, которыми принято считать интересы в сферах правосудия, порядка управления, военной службы. Соавторы Т.Нуркаева и С.Щербакова не согласны с позицией законодателя: «сегодня, когда российское законодательство ориентировано на защиту интересов личности, ее прав и свобод, подход законодателя должен быть иным. Трудно понять, почему, к примеру, при оскорблении представителя власти основным непосредственным объектом посягательства считается нормальная деятельность органов власти, их авторитет, а честь и достоинство представителя власти выступают дополнительным объектом. Все специальные составы преступлений против чести и достоинства целесообразно предусмотреть в одной главе "Преступления против чести и достоинства" раздела "Преступления против личности", а составы преступлений против свободы выделить в самостоятельную главу.».

    Было  указано, что «клевета, соединенная  с обвинением в совершении преступления, отличается от заведомо ложного доноса тем, что при заведомо ложном доносе умысел направлен на привлечение потерпевшего к уголовной ответственности, а при клевете—на унижение его чести и достоинства».

    Так же на практике возможны проблемы при  отграничении оскорбления от хулиганства. При совершении последнего мотивом преступления являются хулиганские побуждения, а при оскорблении мотив выражается в проявлении неприязни к лицу, честь и достоинство которого унижается. Кроме того, объектом посягательства при оскорблении является честь и достоинство, а хулиганство посягает на общественный порядок; при оскорблении всегда есть конкретное лицо - потерпевший, при хулиганстве его может и не быть. Нередко оскорбление может граничить и с административно наказуемым правонарушением в виде мелкого хулиганство.

    Нередко преступники угрожают распространением сведений о совершенном потерпевшим  или его близкими правонарушении, а равно об иных фактах, оглашение  которых может нести ущерб  чести и достоинству потерпевшего или его близких, сопровождая  такое предупреждение требованием  о передаче имущества, после чего разглашают указанные сведения. Содеянное, по мнению Пленума Верховного Суда РФ, следует квалифицировать как  вымогательство под угрозой оглашения позорящих сведений.

    До  реального оглашения упомянутых сведений честь и достоинство  лица, в адрес которого, затрагивая его близких, высказывается угроза, не могут быть защищены в уголовном порядке, поскольку сама угроза оглашения позорящих сведений (т.е. шантаж) является одним из способов вымогательства. Когда же о потерпевшем, его близких при вымогательстве оглашены сведения заведомо клеветнического либо оскорбительного характера, уголовно-правовая ответственность виновного может наступить не только за вымогательство, но и за клевету или оскорбление, учитывая фактические обстоятельства содеянного.

      В тех случаях, когда оскорбление сопряжено с вымогательством, ответственность должна наступать соответственно по ст.ст. 130 и 163 УК РФ, независимо от того, совершены ли эти преступления в реальной или идеальной совокупности. Состав оскорбления по ст. 130 УК РФ является общим по отношению к таким специальным составам преступлений, которые предусмотрены ст. 297 УК РФ (неуважение к суду) и ст. 319 УК РФ (оскорбление представителя власти); ст. 336 УК РФ (оскорбление военнослужащего).

    В последние годы, ссоры между людьми, переходящими в оскорбления, явление  довольно частое, тем не менее, это  ни как не влияет на количество подобного  рода преступлений. Это связано с  тем, что выражение нецензурной  бранью становится, как правило, нормой, лицо, совершающее такого рода деяние, не ставит себя в положение преступника, так же как лицо, которого оно оскорбило. Оценивая общественную опасность деяния, предусмотренного ч. 1 ст. 130 УК РФ, думается, что данное деяние, при современных условиях, не является преступлением, а относится к административным правонарушениям. Уровень общественной опасности данного деяния достаточно низкий, причиняемый вред незначителен. Некоторые ученые-юристы считают, что данный объект не нуждается в уголовно-правовой защите. Представляют, что защита чести и достоинства была бы более эффективна гражданско-правовыми средствами с применением ст. 152 ГК РФ. Эта защита допускается и в случаях распространения порочащих сведений при убеждении распространителя в их истинности. Но не все придерживаются данной точки зрения.29

    Изложенное  свидетельствует о многоплановости уголовно наказуемых деяний, посягающих на честь, достоинство, деловую репутацию гражданина или затрагивающих данные блага в результате посягательств на иные объекты правовой охраны. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ

   В современных условиях защита прав человека всё более очевидно становится одной  из доминант общественного прогресса, основой которого является общечеловеческий интерес, приоритет общечеловеческих ценностей. Подлинный прогресс невозможен без должного обеспечения прав и  свобод человека, в том числе права  на честь, достоинство и деловую  репутацию.

   Ни  одно государство не в состоянии  не замечать при принятии тех или  иных решений проблемы защиты прав человека. Без этого невозможно заложить нравственную и политическую основу нашего будущего. У общества нет  будущего, если оно не уважает права  и свободы личности. Право на честь, достоинство, деловую репутацию  является важнейшей социально-правовой ценностью и потребностью для  любого государства и общества. Очень  важно при этом создать подлинно правовое государство, ибо правовое государство и права человека неотъемлемы друг от друга: правовое государство -- гарантия реальности прав человека в плане их защиты от нарушений. А права человека -- своеобразное гуманистическое, человеческое измерение  правовой государственности.

Информация о работе Преступления против чести, достоинства личности и деловой репутации