Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2012 в 19:38, контрольная работа
Его роль и значение обусловлены рядом факторов. К ним можно отнести прежде всего то обстоятельство, что отправление правосудия тесно связано с принятием решений по кардинальным вопросам реализации социально-экономических, политических и личных прав и свобод человека и гражданина, прав и законных интересов государственных и иных организаций.
- правообеспечивающую, направленную на создание гарантий правомерного поведения участников гражданского оборота, в отношении которых совершается нотариальное действие (например, при совершении сделки купли-продажи недвижимости нотариус в соответствии с требованиями правовых норм и предоставленными ему полномочиями должен обеспечить соблюдение прав и исполнение обязанностей продавцом и покупателем, а также не допустить, чтобы заключаемая сделка повлекла нарушения интересов третьих лиц);
- фискальную, которая вытекает из публично-правовой природы нотариата и призвана способствовать решению ряда государственных задач (например, в соответствии с п. 6 ст. 85 НК органы, уполномоченные совершать нотариальные действия, и нотариусы, осуществляющие частную практику, обязаны сообщать о нотариальном удостоверении права на наследство и договоров дарения в налоговые органы по месту своего нахождения, тем самым способствуя привлечению соответствующих лиц к уплате налогов);
— удостоверителъную, которая заключается в наделении нотариуса полномочием от имени государства придавать совершаемым сторонами действиям юридическую силу;
— правоустанавливающую, связанную с установлением в нотариальном производстве больших групп юридических фактов, которая осуществляется в основном посредством истребования необходимых документов, проверки наличия необходимого для совершения сделок фактического состава.
Все вышеперечисленные функции связаны с осуществлением правоохранительной функции, обеспечивающей законность и правомерность юридических действий участников гражданского оборота.
Нотариальная деятельность относится к числу лицензируемых. Лицензии на право ее осуществления выдаются территориальными органами Росрегистрации, подведомственной Минюсту России и действующей на основании Положения о Росрегистрации, в течение месяца после сдачи квалификационного экзамена. Порядок выдачи лицензий установлен приказом Минюста России от 26.10.1998 № 150.
Основной задачей нотариата является осуществление предварительного и последующего контроля за законностью в сфере гражданского оборота. Удостоверенные нотариусом сделки и установленные факты принимаются судом в качестве доказательств, подтверждающих совершение лицом определенных действий. Нотариусы вправе направлять запросы в суд о наличии решений по вопросам, являющимся существенными для совершаемых нотариальных действий. В свою очередь суд рассматривает жалобы на отказ в совершении нотариального действия или неправильное совершение нотариального действия.
Вместе с тем нотариальные акты исполнительной силы не имеют, принудить сторону исполнить обязательство можно только путем обращения в суд. Исключение составляет взыскание денежных сумм по исполнительной надписи нотариуса на документах, устанавливающих задолженность, и на основании нотариально удостоверенного соглашения об алиментах.
Контроль и надзор в сфере нотариата осуществляет Рос-регистрация. В соответствии с Положением о Росрегистрации она открывает и упраздняет государственные нотариальные конторы в субъектах РФ, наделяет нотариусов полномочиями по совершению нотариальных действий от имени Российской Федерации, организует выдачу лицензий на право нотариальной деятельности, удостоверяет подлинность подписи нотариуса и оттиска его печати при легализации документов, представляемых физическими и юридическими лицами в компетентные органы иностранных государств, осуществляет в установленном порядке контроль за исполнением нотариусами профессиональных обязанностей, определяет совместно с Федеральной нотариальной палатой количество должностей нотариуса.
Росрегистрация ведет также реестр государственных нотариальных контор и контор нотариусов, занимающихся частной практикой, в порядке, закрепленном приказом Минюста России от 02.12.2003 № 306.
Органы дознания и предварительного следствия, их компетенция
Выявление и расследование
преступлений по преимуществу относятся
к компетенции органов
Направлению уголовного дела в суд, который устанавливает факт наличия преступления, виновность (или невиновность) подсудимых, назначает им наказание за совершенное преступление или применяет иные меры реализации уголовной ответственности, предшествует предварительное расследование. Предварительное расследование осуществляется в двух формах — дознания и предварительного следствия.
Между органами дознания и предварительного следствия много общего, поэтому их часто путают. Это и неудивительно. По отношению к преступлениям у них по существу одни и те же задачи. При обнаружении признаков состава преступления эти органы обязаны возбудить уголовное дело в пределах их компетенции. В своей деятельности они руководствуются едиными требованиями уголовно-процессуального законодательства и уполномочены производить в принципе одинаковые следственные действия с целью выявления, фиксации, проверки и оценки доказательств.
В то же время дознание и
предварительное следствие
К органам дознания, согласно
ст. 40 УПК РФ, относятся: органы внутренних
дел РФ, а также иные органы исполнительной
власти, наделенные в соответствии
с федеральным законом
Органы дознания при расследовании
уголовных дел обязаны
Неотложные следственные действия совершаются органом дознания сразу же после возбуждения уголовного дела, по которому производство предварительного следствия обязательно. Лишь в этом случае возможно эффективное обнаружение и фиксация следов преступления, а также сбор доказательств, требующих незамедлительного закрепления, изъятия и исследования. Дознание ведется с некоторым упрощением процессуальных форм в сравнении с предварительным следствием и отличается сжатостью сроков: согласно ст. 223 УПК РФ дознание должно быть завершено в течение 15 суток со дня возбуждения уголовного дела и до принятия решения о направлении уголовного дела прокурору. Этот срок может быть продлен прокурором, но не более чем еще на 10 суток.
После чего все собранные
материалы необходимо передать следователю,
который и будет вести
В соответствии со ст. 151 УПК РФ предварительное следствие производится следователями прокуратуры, органов федеральной службы безопасности, органов внутренних дел РФ. В исключительных случаях его могут осуществлять начальники следственных отделов прокуратуры.
Круг дел, по которым в обязательном порядке проводится предварительное следствие, предусмотрен в ст. 150 УПК РФ. Там же установлена подследственность, т. е. определяются конкретные категории дел, которые подлежат расследованию следователями различной ведомственной принадлежности.
Так, следователи прокуратуры уполномочены расследовать, в частности, преступления, связанные с посягательствами на жизнь и здоровье, конституционные права и свободы человека и гражданина; следователи федеральной службы безопасности — наиболее опасные преступления против государственного строя и общественной безопасности; следователи органов внутренних дел — преступления против собственности, общественного порядка, надлежащей эксплуатации транспортных средств и др.
Закон наделяет следователей
необходимыми полномочиями, которые
обеспечивают их процессуальную независимость.
Следователи свободны в принятии
решений, связанных с ходом
Письменные указания прокурора
по каждому конкретному делу обязательны
для выполнения следователем. Вместе
с тем предусматривается
Следователи процессуально независимы, а их полномочия носят властный характер. Следователь имеет право давать органам дознания письменные указания о производстве оперативно-розыскных действий по конкретному делу, находящемуся у него в производстве. Постановления следователя по делам, находящимся у него в производстве, обязательны для исполнения всеми предприятиями, учреждениями, организациями, должностными лицами и гражданами.
Оперативно-розыскная
Имеются и определенные процессуальные
отличия: проведение следственных действий
допускается только после возбуждения
уголовного дела, тогда как оперативно-
Наконец, существуют различия и в характере получаемых результатов. Входе следственных действий, как правило, становятся известны источники тех фактов, которые могут стать доказательствами после их закрепления процессуальным путем. Результатом же оперативно-розыскных действий являются лишь предварительные сведения, требующие дальнейшей проверки в ходе необходимых оперативно-процессуальных действий.
Закон «Об оперативно-розыскной
деятельности» определяет те ведомства,
которые обладают правом осуществлять
такую деятельность. К ним, в частности,
относятся: оперативные подразделения
органов внутренних дел, органов
федеральной службы безопасности, федеральных
органов государственной
Задачами оперативно-розыскной деятельности являются выявление и раскрытие преступлений, их предупреждение и пресечение, установление лиц, участвовавших в совершении преступлений или их готовивших, розыск лиц, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда, а также без вести пропавших граждан.
Для ведения оперативно-розыскной деятельности могут применяться не только гласные, но и негласные методы. Их перечень установлен законодательством и может быть изменен только федеральным законом. К числу оперативно-розыскных мероприятий относятся: опрос; наведение справок; сбор образцов для сравнительного исследования; проверочная закупка; исследование предметов и документов; наблюдение; отождествление личности; обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности, транспортных средств; контроль почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений; прослушивание телефонных переговоров; снятие информации с технических каналов связи, оперативное внедрение, контролируемая поставка, оперативный эксперимент.
Информация о работе Правосудие и его демократические основы (принципы).