Правосудие и его демократические основы (принципы).

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2012 в 19:38, контрольная работа

Описание работы

Его роль и значение обусловлены рядом факторов. К ним можно отнести прежде всего то обстоятельство, что отправление правосудия тесно связано с принятием решений по кардинальным вопросам реализации социально-экономических, политических и личных прав и свобод человека и гражданина, прав и законных интересов государственных и иных организаций.

Работа содержит 1 файл

корнтрольная правоохран..docx

— 47.02 Кб (Скачать)

- правообеспечивающую, направленную на создание гарантий правомерного поведения участников гражданского оборота, в отношении которых совершается нотариальное действие (например, при совершении сделки купли-продажи недвижимости нотариус в соответствии с требованиями правовых норм и предоставленными ему полномочиями должен обеспечить соблюдение прав и исполнение обязанностей продавцом и покупателем, а также не допустить, чтобы заключаемая сделка повлекла нарушения интересов третьих лиц);

- фискальную, которая вытекает из публично-правовой природы нотариата и призвана способствовать решению ряда государственных задач (например, в соответствии с п. 6 ст. 85 НК органы, уполномоченные совершать нотариальные действия, и нотариусы, осуществляющие частную практику, обязаны сообщать о нотариальном удостоверении права на наследство и договоров дарения в налоговые органы по месту своего нахождения, тем самым способствуя привлечению соответствующих лиц к уплате налогов);

— удостоверителъную, которая заключается в наделении нотариуса полномочием от имени государства придавать совершаемым сторонами действиям юридическую силу;

— правоустанавливающую, связанную с установлением в нотариальном производстве больших групп юридических фактов, которая осуществляется в основном посредством истребования необходимых документов, проверки наличия необходимого для совершения сделок фактического состава.

Все вышеперечисленные функции связаны с осуществлением правоохранительной функции, обеспечивающей законность и правомерность юридических действий участников гражданского оборота.

Нотариальная деятельность относится к числу лицензируемых. Лицензии на право ее осуществления выдаются территориальными органами Росрегистрации, подведомственной Минюсту России и действующей на основании Положения о Росрегистрации, в течение месяца после сдачи квалификационного экзамена. Порядок выдачи лицензий установлен приказом Минюста России от 26.10.1998 № 150.

Основной задачей нотариата является осуществление предварительного и последующего контроля за законностью в сфере гражданского оборота. Удостоверенные нотариусом сделки и установленные факты принимаются судом в качестве доказательств, подтверждающих совершение лицом определенных действий. Нотариусы вправе направлять запросы в суд о наличии решений по вопросам, являющимся существенными для совершаемых нотариальных действий. В свою очередь суд рассматривает жалобы на отказ в совершении нотариального действия или неправильное совершение нотариального действия.

Вместе с тем нотариальные акты исполнительной силы не имеют, принудить  сторону исполнить обязательство можно только путем обращения в суд. Исключение составляет взыскание денежных сумм по исполнительной надписи нотариуса на документах, устанавливающих задолженность, и на основании нотариально удостоверенного соглашения об алиментах.

Контроль и надзор в  сфере нотариата осуществляет Рос-регистрация. В соответствии с Положением о Росрегистрации она открывает и упраздняет государственные нотариальные конторы в субъектах РФ, наделяет нотариусов полномочиями по совершению нотариальных действий от имени Российской Федерации, организует выдачу лицензий на право нотариальной деятельности, удостоверяет подлинность подписи нотариуса и оттиска его печати при легализации документов, представляемых физическими и юридическими лицами в компетентные органы иностранных государств, осуществляет в установленном порядке контроль за исполнением нотариусами профессиональных обязанностей, определяет совместно с Федеральной нотариальной палатой количество должностей нотариуса.

Росрегистрация ведет также реестр государственных нотариальных контор и контор нотариусов, занимающихся частной практикой, в порядке, закрепленном приказом Минюста России от 02.12.2003 № 306.

 

Органы дознания и предварительного следствия, их компетенция

Выявление и расследование  преступлений по преимуществу относятся  к компетенции органов внутренних дел (главным образом милиции) и  прокуратуры. В последнее время  в законодательство по вопросам выявления  и расследования преступлений были внесены существенные изменения  и дополнения. В основном они связаны  с новым Уголовно-процессуальным кодексом РФ, который вступил в  действие с 1 июля 2002 года.

Направлению уголовного дела в суд, который устанавливает  факт наличия преступления, виновность (или невиновность) подсудимых, назначает  им наказание за совершенное преступление или применяет иные меры реализации уголовной ответственности, предшествует предварительное расследование. Предварительное  расследование осуществляется в  двух формах — дознания и предварительного следствия.

Между органами дознания и  предварительного следствия много  общего, поэтому их часто путают. Это и неудивительно. По отношению  к преступлениям у них по существу одни и те же задачи. При обнаружении  признаков состава преступления эти органы обязаны возбудить  уголовное дело в пределах их компетенции. В своей деятельности они руководствуются  едиными требованиями уголовно-процессуального  законодательства и уполномочены производить  в принципе одинаковые следственные действия с целью выявления, фиксации, проверки и оценки доказательств.

В то же время дознание и  предварительное следствие проводятся, как правило, разными органами и  должностными лицами и в отношении  разных преступлений. Предварительное  следствие уполномочены вести следователи, а дознание — дознаватели. У них  разный объем процессуальных полномочий. Начнем с того, что дознание возможно в отношении только тех преступлений небольшой и средней тяжести, которые перечислены в ч. 3 ст. 150 УПК РФ и при этом относятся к категории так называемых «очевидных». На практике это означает, что лицо, совершившее такое преступление, известно. В отношении всех других преступлений (в том числе «неочевидных» или очевидных, но не указанных в перечне ч. 3 ст. 150 УПК РФ, или преступлений тяжких и особо тяжких), как правило, проводится расследование в форме предварительного следствия.

К органам дознания, согласно ст. 40 УПК РФ, относятся: органы внутренних дел РФ, а также иные органы исполнительной власти, наделенные в соответствии с федеральным законом полномочиями по осуществлению оперативно-розыскной  деятельности (например, оперативные  подразделения Федеральной службы безопасности РФ, Федеральной службы охраны РФ, Федеральной пограничной  службы РФ, Министерства юстиции РФ и др.); главный судебный пристав РФ, главный военный судебный пристав, главные судебные приставы субъектов Федерации, их заместители, а также старшие судебные приставы Конституционного суда РФ, Верховного суда РФ и Высшего арбитражного суда РФ; командиры воинских частей, соединений, начальники военных учреждений или гарнизонов; органы Государственной противопожарной службы РФ.

Органы дознания при расследовании  уголовных дел обязаны действовать  по двум направлениям. Во-первых, выполнить  действия, образующие в своей совокупности собственно дознание. И, во-вторых, начать следственные действия, которые уголовно-процессуальное законодательство относит к числу неотложных. Следует отметить, что по подавляющему числу уголовных дел дознание и неотложные следственные действия проводятся милицией.

Неотложные следственные действия совершаются органом дознания сразу же после возбуждения уголовного дела, по которому производство предварительного следствия обязательно. Лишь в этом случае возможно эффективное обнаружение  и фиксация следов преступления, а  также сбор доказательств, требующих  незамедлительного закрепления, изъятия  и исследования. Дознание ведется  с некоторым упрощением процессуальных форм в сравнении с предварительным  следствием и отличается сжатостью  сроков: согласно ст. 223 УПК РФ дознание должно быть завершено в течение 15 суток со дня возбуждения уголовного дела и до принятия решения о направлении  уголовного дела прокурору. Этот срок может быть продлен прокурором, но не более чем еще на 10 суток.

После чего все собранные  материалы необходимо передать следователю, который и будет вести дальнейшее предварительное следствие с  соблюдением всех формальностей.

В соответствии со ст. 151 УПК  РФ предварительное следствие производится следователями прокуратуры, органов федеральной службы безопасности, органов внутренних дел РФ. В исключительных случаях его могут осуществлять начальники следственных отделов прокуратуры.

Круг дел, по которым в  обязательном порядке проводится предварительное  следствие, предусмотрен в ст. 150 УПК  РФ. Там же установлена подследственность, т. е. определяются конкретные категории дел, которые подлежат расследованию следователями различной ведомственной принадлежности.

Так, следователи прокуратуры  уполномочены расследовать, в частности, преступления, связанные с посягательствами на жизнь и здоровье, конституционные  права и свободы человека и  гражданина; следователи федеральной  службы безопасности — наиболее опасные  преступления против государственного строя и общественной безопасности; следователи органов внутренних дел — преступления против собственности, общественного порядка, надлежащей эксплуатации транспортных средств  и др.

Закон наделяет следователей необходимыми полномочиями, которые  обеспечивают их процессуальную независимость. Следователи свободны в принятии решений, связанных с ходом расследования  и производством следственных и  иных процессуальных действий. В предусмотренных законом случаях решения, принимаемые следователем, приобретают законную силу лишь после получения согласия или санкции суда либо прокурора на совершение определенных действий (например, о прекращении уголовного дела, о заключении обвиняемого под стражу, об освобождении его под залог, о продлении срока предварительного следствия или содержания обвиняемого под стражей, об обыске, выемке и т. д.).

Письменные указания прокурора  по каждому конкретному делу обязательны  для выполнения следователем. Вместе с тем предусматривается возможность при несогласии следователя с указанием прокурора передать дело вышестоящему прокурору с письменным изложением своих возражений. В случае признания их убедительными указания нижестоящего прокурора будут отменены вышестоящим. В противном случае дело будет поручено другому следователю.

Следователи процессуально  независимы, а их полномочия носят  властный характер. Следователь имеет  право давать органам дознания письменные указания о производстве оперативно-розыскных действий по конкретному делу, находящемуся у него в производстве. Постановления следователя по делам, находящимся у него в производстве, обязательны для исполнения всеми предприятиями, учреждениями, организациями, должностными лицами и гражданами.

Оперативно-розыскная деятельность, в отличие от деятельности по расследованию  преступлений, опирается на несколько  иную законодательную базу. Осуществление  оперативно-розыскных мероприятий  регулируется Федеральным законом  РФ «Об оперативно-розыскной деятельности» (принят Государственной думой 5 июля 1995 года) и соответствующими ведомственными подзаконными нормативными актами, тогда  как следователь в своей работе должен руководствоваться уголовно-процессуальным законодательством.

Имеются и определенные процессуальные отличия: проведение следственных действий допускается только после возбуждения  уголовного дела, тогда как оперативно-розыскные  этим не ограничиваются. Они могут  проводиться не только при наличии  возбужденного уголовного дела, но и в тех случаях, когда стало  известно о подготовке противоправного  деяния, но достаточных данных для  решения вопроса о возбуждении  уголовного дела нет, или, например, в  случае сообщения о лицах без вести пропавших или при обнаружении неопознанных трупов.

Наконец, существуют различия и в характере получаемых результатов. Входе следственных действий, как правило, становятся известны источники тех фактов, которые могут стать доказательствами после их закрепления процессуальным путем. Результатом же оперативно-розыскных действий являются лишь предварительные сведения, требующие дальнейшей проверки в ходе необходимых оперативно-процессуальных действий.

Закон «Об оперативно-розыскной  деятельности» определяет те ведомства, которые обладают правом осуществлять такую деятельность. К ним, в частности, относятся: оперативные подразделения  органов внутренних дел, органов  федеральной службы безопасности, федеральных  органов государственной охраны, органов пограничной службы РФ, таможенных органов, органов службы внешней  разведки РФ, министерства юстиции  РФ.

Задачами оперативно-розыскной  деятельности являются выявление и  раскрытие преступлений, их предупреждение и пресечение, установление лиц, участвовавших  в совершении преступлений или их готовивших, розыск лиц, скрывающихся от органов дознания, следствия и  суда, а также без вести пропавших  граждан.

Для ведения оперативно-розыскной  деятельности могут применяться  не только гласные, но и негласные  методы. Их перечень установлен законодательством  и может быть изменен только федеральным  законом. К числу оперативно-розыскных мероприятий относятся: опрос; наведение справок; сбор образцов для сравнительного исследования; проверочная закупка; исследование предметов и документов; наблюдение; отождествление личности; обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности, транспортных средств; контроль почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений; прослушивание телефонных переговоров; снятие информации с технических каналов связи, оперативное внедрение, контролируемая поставка, оперативный эксперимент.

Информация о работе Правосудие и его демократические основы (принципы).