Правосудие и его демократические основы (принципы).

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2012 в 19:38, контрольная работа

Описание работы

Его роль и значение обусловлены рядом факторов. К ним можно отнести прежде всего то обстоятельство, что отправление правосудия тесно связано с принятием решений по кардинальным вопросам реализации социально-экономических, политических и личных прав и свобод человека и гражданина, прав и законных интересов государственных и иных организаций.

Работа содержит 1 файл

корнтрольная правоохран..docx

— 47.02 Кб (Скачать)

Такими наиболее известными международными органами являются: Комиссия ООН по правам человека,Комитет по правам человека, Комитет по ликвидации расовой дискриминации и Комитет против пыток. Все они образованы и действуют под эгидой ООН на основании положений Устава ООН, Международного пакта о гражданских и политических правах и Факультативного протокола к нему, Международной конвенции о ликвидации всех форм расовой дискриминации и Конвенции против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания.Российская Федерация приняла на себя обязательство о соблюдении предписаний этих весьма авторитетных международных документов, в том числе тех предписаний,которые регламентируют порядок рассмотрения жалоб отдельных лиц на нарушения их прав и свобод.

  1. Состязательность и равноправие сторон

В соответствии с ч. 3 ст. 123 Конституции РФ правосудие осуществляется “на основе состязательности и равноправия сторон”. Данный принцип весьма созвучен и схож по содержанию с рассмотренным выше принципом осуществления правосудия на началах равенства граждан перед законом и судом.

Однако эти принципы не тождественны.

Состязательность как  принцип (основа) правосудия означает такое построение процедуры осуществления  данного вида государственной деятельности, которое обеспечивает при рассмотрении гражданских или уголовных дел  в судебных заседаниях Равные возможности  участвующих в таком рассмотрении лиц по отстаиванию защищаемых ими  прав и законных интересов. При этом суд наделяется всеми необходимыми полномочиями по руководству такими заседаниями и принятию решений  по существу рассмотренных дел.

Другими словами, правосудие является состязательным тогда, когда  стороны (участники)рассмотрения судебного дела могут активно и на равных спорить, доказывать свою правоту, излагать свободно свои доводы, давать свое толкование фактов и событий, доказательств, связанных с рассматриваемым делом, соответствующих законов или иных правовых актов и тем самым помогать поиску истины,справедливости, обеспечению законности и обоснованности акта правосудия. При этом суду должна принадлежать роль органа, который активно способствует поиску истины и сам участвует в нем, контролирует правомерность действий сторон,обеспечивает неуклонное соблюдение всех правил судебного разбирательства,установленных законом.

Стороны пользуются равными  правами по представлению доказательств  и участию в их исследовании.

 

 

  1. Обеспечение подозреваемому, обвиняемому и подсудимому права на защиту

Конституция РФ(ст. 45 и 48), другие законы дают широкую формулировку данного принципа. Они не просто провозглашают, что у лиц, привлекаемых к уголовной ответственности, есть право на защиту, но и делают при этом акцент на гарантированности этого права.Статья 48 Конституции РФ, к примеру, предусматривает:

1. Каждому гарантируется  право на получение квалифицированной  юридической помощи. В случаях,  предусмотренных законом, юридическая  помощь оказывается бесплатно. 

2. Каждый задержанный,  заключенный под стражу, обвиняемый  в совершении преступления имеет  право пользоваться помощью адвоката(защитника) с момента соответственно задержания, заключения под стражу или предъявления обвинения.

Столь широкое понимание  рассматриваемого принципа опирается  на признание трех исходных положений.

Во-первых, положения о том, что обвиняемый (подозреваемый, подсудимый) должен быть наделен комплексом таких прав, реализация которых позволила бы ему самому эффективно защищать свои права и законные интересы.

Во-вторых, положения о праве обвиняемого пользоваться помощью защитника. Обвиняемый(подозреваемый, подсудимый) может пригласить сам (а в некоторых случаях иметь назначенного) защитника. Такая возможность возникает с момента задержания подозреваемого, ареста или предъявления обвинения лицу, привлекаемому к уголовной ответственности. Защитнику, в качестве которого чаще всего выступают адвокаты, закон тоже предоставляет широкий круг прав, позволяющих ему активно бороться за права и законные интересы подзащитного.

В-третьих, положения о возложении на лиц, ведущих дознание, следователей, прокуроров и судей обязанности осуществлять действия, направленные на содействие защите подозреваемых, обвиняемых либо подсудимых. Защита последних не считается только их личным делом.

Все названные и многие другие права и обязанности в  совокупности и призваны обеспечить право на защиту.

  1. Презумпция невиновности

Суть презумпции невиновности изложена в ч. 1 ст. 49 Конституции РФ: “Каждый обвиняемый в совершении преступления считается невиновным, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном федеральным законом порядке и установлена вступившим в законную силу приговором суда”. Это и есть законодательная формула демократического принципа осуществления правосудия по уголовным делам.

Из презумпции невиновности вытекают также положения о том, что все сомнения, которые не представляется возможным устранить, должны толковаться в пользу обвиняемого (подсудимого), а равно о том, что недоказанная виновность кого-то в совершении преступления равнозначна доказанной его невиновности. Эти и некоторые другие положения, вытекающие из презумпции невиновности, в большинстве своем стали в наши дни конституционными.

  1. Открытое разбирательство дел во всех судах

“Разбирательство дел  во всех судах, — говорится в ч. 1 ст. 123 Конституции РФ, – открытое. Слушание дела в закрытом заседании допускается в случаях, предусмотренных федеральным законом”.

Суть данного принципа состоит в обеспечении возможности  всем гражданам, не являющимся участниками процесса по тому иди иному судебному делу, присутствовать при его разбирательстве. Это способствует обеспечению демократизма правосудия: предоставляемая гражданам возможность находиться в помещении, где происходит разбирательство гражданского или уголовного дела, является своеобразной формой народного контроля за правосудием, дисциплинирует суд, вынуждает его более ответственно относиться к решению возникающих вопросов как по существу, так и по форме, проявлять заботу о том, чтобы все происходящее в суде было максимально убедительным, обоснованным.

Вместе с тем из этого  общего правила допускаются изъятия: в зал, где проходит открытое судебное заседание по уголовному делу, по педагогическим соображениям не допускаются лица моложе 16 лет; из-за недостаточности площади  зала председательствующий может распорядиться  в целях поддержания необходимого порядка об ограничении доступа посетителей. Принятые решения или приговор всегда оглашаются публично.

  1. Национальный язык судопроизводства

В соответствии с ч. 2 ст. 26 Конституции РФ “каждый имеет Право на пользование родным языком, на свободный выбор языка общения, воспитания, обучения и творчества”. В этом конституционном положении конкретно проявляются особенности национально-государственного устройства Российской Федерации, основанного на уважении прав и свобод всех населяющих ее народов.

Данное конституционное  предписание уточняется и развивается  в ряде других законодательных актов. К числу таких актов нужно  отнести прежде всего Закон о судебной системе, в котором сказано:

1.Судопроизводство и делопроизводство  в Конституционном Суде Российской  Федерации, Верховном Суде Российской  Федерации, Высшем Арбитражном  Суде Российской Федерации, других  арбитражных судах, военных судах  ведутся на русском языке –  государственном языке Российской  Федерации. Судопроизводство и  делопроизводство в других федеральных  судах общей юрисдикции могут  вестись также на государственном  языке республики, на территории  которой находится суд.

2.Судопроизводство и делопроизводство  у мировых судей и в других  судах субъектов Российской Федерации  ведутся на русском языке либо  на государственном языке республики, на территории которой находится  суд. 

3. Участвующим в деле  лицам, не владеющим языком  судопроизводства, обеспечивается  право выступать и давать объяснения  на родном языке либо на  любом свободно избранном языке  общения, а также пользоваться  услугами переводчика”.

Услуги переводчика, оказываемые  обвиняемому (подозреваемому, подсудимому), во всех случаях являются бесплатными. Следственные и судебные документы  вручаются этим лицам в переводе на понятный им язык. Судебная практика решительно требует,чтобы копии обвинительного заключения и приговора обязательно вручались подсудимому либо осужденному (оправданному) в переводе на понятный им язык.

  1. Участие граждан в отправлении правосудия

Правовым основанием и  этого принципа правосудия являются конституционные предписания.“Граждане Российской Федерации, — говорится в ч. 5 ст. 32 Конституции РФ,—имеют право участвовать в отправлении правосудия”.

Такое участие чаще всего  выражается в привлечении представителей народа к разбирательству гражданских  и уголовных дел, принятию решений  по ним, а иногда к выполнению иных функций (например, обвинения и защиты по уголовным делам).

В соответствии со ст. 8 Закона о судебной системе участие граждан  в разбирательстве судебных дел  и в принятии необходимых решений  может проявиться в выполнении обязанностей народного заседателя, присяжного заседателя либо арбитражного заседателя.

При разбирательстве судебных дел и принятии по ним решений  народные заседатели пользуются практически  равными правами с судьями-профессионалами. С участием народных заседателей  рассматривается значительная часть  судебных дел.

Присяжные заседатели привлекаются к разбирательству только уголовных  дел.

Существенно иметь в виду, что в наши дни с участием присяжных  уголовные дела могут разбираться  только в тех краевых, областных  и городских судах, в отношении  которых имеются специальные  решения законодателя, и, как отмечено выше только по ходатайству подсудимого, привлекаемого к ответственности  за преступление,наказуемое лишением свободы на срок свыше пятнадцати лет, пожизненным лишением свободы или смертной казнью.

В соответствии с законодательством  народные и присяжные заседатели вместе с судьями-профессионалами  олицетворяют судебную власть.

 

Нотариат: функции, организация и основные направления  деятельности

Нотариат в Российской Федерации представляет собой совокупность государственных нотариальных органов (государственных нотариальных контор), частных нотариусов (частных нотариальных контор) и должностных лиц, уполномоченных законом в определенных случаях на совершении нотариальных действий, которые наделены функциями по правовому оформлению и закреплению субъективных гражданских прав путем удостоверения документов, доверенностей, завещаний, фактов, имеющих юридическое значение, и иных сделок, выдачи свидетельств о праве на наследство, а также по выполнению других предусмотренных законом действий в целях защиты прав и охраняемых законом интересов граждан и юридических лиц.

Нотариальные действия совершаются  от имени Российской Федерации, в  силу чего этот вид деятельности имеет  публично-правовую природу. Его отличительной  чертой является также удостоверительный, подтверждающий характер, что позволяет обеспечить высокий уровень гарантий прав и интересов личности. Предметом нотариальной деятельности являются бесспорные дела.

Осуществление деятельности нотариата, порядок его организации, права и обязанности нотариуса, виды нотариальных действий и других услуг, оказываемых нотариусами, правила  их совершения и иные вопросы, касающиеся этой сферы, регулируются Основами законодательства РФ о нотариате, ГК, который содержит нормы, определяющие процедуру сделок, оформления завещания и других нотариальных действий, связанных с вступлением в наследство (разд. V), и т.п., а также другими законодательными и подзаконными нормативными правовыми актами. В частности, ставки государственной пошлины и тарифов по нотариальным действиям установлены ч. 2 Налогового кодекса Российской Федерации от 05.08.2000 № 117-ФЗ (гл. 25.3), порядок использования герба Российской Федерации на печатях нотариусов — Указом Президента РФ от 22.07.2002 № 767, порядок уплаты сбора за выдачу лицензий на право нотариальной деятельности — постановлением Правительства РФ от 23.07.1993 № 703, порядок ведения реестра государственных нотариальных контор и контор нотариусов, занимающихся частной практикой, — приказом Минюста России от 02.12.2003 № 306. Наряду с федеральными законами правовое регулирование нотариальной деятельности может осуществляться также законами субъектов РФ, что закреплено в Основах законодательства о нотариате (ст. 35,41,69 и др.). Нотариат выполняет следующие основные функции:

 — превентивную, которая заключается в удостоверении прав и фактов, а также в принятии соответствующих мер, позволяющих не допустить возникновение в будущем спорных ситуаций или нарушений законных прав и интересов субъектов (например, удостоверение соглашений о разделе имущества между супругами, наследниками, брачных контрактов);

Информация о работе Правосудие и его демократические основы (принципы).