Право подозреваемого в уголовном процессе и их гарантии

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2011 в 09:56, реферат

Описание работы

Новый путь появления процессуальной фигуры подозреваемого выгодно отличается от двух других, существовавших ранее и существующих сегодня, тем, что он не сопровождается какими-либо мерами процессуального принуждения в отношении подозреваемого. Весомым аргументом в пользу нового пути является необходимость ликвидировать порочную практику производства допросов и других следственных действий с участием фактически заподозренных лиц в качестве свидетелей, когда право не свидетельствовать против себя и близких родственников не может заменить целого комплекса прав подозреваемого.

Работа содержит 1 файл

реферат2.doc

— 89.50 Кб (Скачать)

по теме «Право подозреваемого в уголовном  процессе и их гарантии»

     Федеральный закон от 20 марта 2001 г. N 26-ФЗ "О  внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные  акты Российской Федерации в связи  с ратификацией Конвенции о защите прав человека и основных свобод" закрепил в УПК РСФСР 1960 г. новый путь появления в уголовном судопроизводстве процессуальной фигуры подозреваемого, фактически новое процессуальное основание признания лица подозреваемым. В действующем сегодня уголовно-процессуальном законе эта новелла сформулирована следующим образом: подозреваемым является лицо, в отношении которого возбуждено уголовное дело по основаниям и в порядке, которые установлены главой 20 настоящего Кодекса (п. 1 ч. 1 ст. 46 УПК РФ).

       Новый путь появления процессуальной фигуры подозреваемого выгодно отличается от двух других, существовавших ранее и существующих сегодня, тем, что он не сопровождается какими-либо мерами процессуального принуждения в отношении подозреваемого. Весомым аргументом в пользу нового пути является необходимость ликвидировать порочную практику производства допросов и других следственных действий с участием фактически заподозренных лиц в качестве свидетелей, когда право не свидетельствовать против себя и близких родственников не может заменить целого комплекса прав подозреваемого.

       Идея, заложенная в данной новелле,  в целом позитивна. В то же  время трудно признать оптимальной  реализацию этой идеи в уголовно-процессуальном  законе.

       В качестве существенного недостатка  следует отметить, что бланки соответствующих процессуальных документов, отражающих решение о возбуждении уголовного дела в отношении конкретного лица (приложения 12, 13, 14, 16, 18 к ст. 476 УПК РФ), не предусматривают для вновь появившегося участника уголовного судопроизводства - подозреваемого - разъяснение его прав и удостоверение этого, как то предусмотрено, например, в бланках протокола задержания подозреваемого (приложение 28 к ст. 476 УПК РФ), постановления о признании потерпевшим (приложение 53 к ст. 476 УПК РФ), постановления о привлечении в качестве обвиняемого (приложение 92 к ст. 476 УПК РФ). Это не согласуется с принципами уголовного судопроизводства, обязывающими прокурора, следователя, дознавателя разъяснить подозреваемому его права.

       Согласно принципу "Охрана прав  и свобод человека и гражданина в уголовном судопроизводстве" суд, прокурор, следователь, дознаватель обязаны разъяснять подозреваемому, обвиняемому, потерпевшему, гражданскому истцу, гражданскому ответчику, а также другим участникам уголовного судопроизводства их права, обязанности и ответственность и обеспечивать возможность осуществления этих прав (ч. 1 ст. 11 УПК РФ). Когда именно должны быть сделаны эти разъяснения, данная норма закона не указывает. Согласно другому принципу - "Обеспечение подозреваемому и обвиняемому права на защиту" - суд, прокурор, следователь и дознаватель разъясняют подозреваемому и обвиняемому их права и обеспечивают им возможность защищаться всеми не запрещенными УПК РФ способами и средствами (ч. 2 ст. 16 УПК РФ). О том, когда должны быть сделаны разъяснения, здесь тоже ничего не говорится.

       Указанным принципам вполне соответствуют  права обвиняемого знать, в  чем он обвиняется, а также  получить копию постановления  о привлечении его в качестве  обвиняемого, копию обвинительного  акта (пп. 1 и 2 ч. 4 ст. 47 УПК РФ). То же самое можно сказать и о правах подозреваемого знать, в чем он подозревается, и получить копию постановления о возбуждении против него уголовного дела (п. 1 ч. 4 ст. 46 УПК РФ).

       Важно отметить, что существуют  уголовно-процессуальные гарантии, обеспечивающие обвиняемому право на защиту, право знать, в чем он обвиняется, право получить копию постановления о привлечении его в качестве обвиняемого или копию обвинительного акта. Такими гарантиями являются: обязанность прокурора, следователя или дознавателя предъявить лицу обвинение не позднее 3 суток со дня вынесения постановления о привлечении его в качестве обвиняемого в присутствии защитника, если он участвует в уголовном деле (ч. 1 ст. 172 УПК РФ); обязанность разъяснить обвиняемому существо предъявленного обвинения, а также его права, предусмотренные ст. 47 УПК РФ (ч. 5 ст. 172 УПК РФ); обязанность вручить обвиняемому и его защитнику копию постановления о привлечении данного лица в качестве обвиняемого (ч. 8 ст. 172 УПК РФ) или копию обвинительного акта (ч. 3 ст. 226 УПК РФ).

       К сожалению, в уголовно-процессуальном  законе не закреплены такие  же гарантии, которые бы могли  обеспечить аналогичные права  подозреваемого (право на защиту, право знать, в чем он подозревается,  право получить копию постановления о возбуждении уголовного дела). В первый год действия УПК РФ (2001 г.) эта проблема была еще не так остра, так как согласно первоначальной редакции ч. 2 ст. 46 УПК РФ подозреваемый должен был быть допрошен не позднее 24 часов, как с момента фактического его задержания, так и с момента вынесения постановления о возбуждении уголовного дела, за исключением случаев, когда местонахождение подозреваемого не установлено. Перед допросом же подозреваемого следователь обязан разъяснить ему его права и ответственность (ч. 5 ст. 164 УПК РФ). Необходимость перед началом допроса разъяснить подозреваемому его права была предусмотрена и в приложении 13 к УПК РФ в первоначальной редакции. В этом же приложении была предусмотрена и обязанность следователя (дознавателя) объявить подозреваемому, в совершении какого именно преступления он подозревается, с указанием обстоятельств этого преступления.

       Обязанности же должностных лиц  вручить подозреваемому копию  постановления о возбуждении  в отношении его уголовного дела закон не предусматривал ни тогда, ни позже. Правда, в приложениях 12, 13, 14 к ст. 476 УПК РФ предусмотрена запись следователя (дознавателя) о том, что о принятом решении о возбуждении уголовного дела сообщено заявителю и лицу, в отношении которого возбуждено уголовное дело. Но ни форма, ни содержание такого сообщения лицу, в отношении которого возбуждено уголовное дело, законом не регламентированы. Кроме того, следует согласиться с С.И. Гирько в том, что такого рода запись еще не означает, что действительно сообщено, так как законом не предусмотрено главное - удостоверение того, кому должно быть сообщено, что это действительно произведено

     Указанная проблема резко обострилась после  того, как Федеральным законом  от 4 июля 2003 г. N 92-ФЗ была изменена ч. 2 ст. 46 УПК РФ. Дело в том, что новая редакция ч. 2 ст. 46 не предусматривает того, что подозреваемый должен быть допрошен не позднее 24 часов с момента вынесения постановления о возбуждении уголовного дела. Как справедливо отмечается в литературе, в этих случаях необоснованная затяжка допроса подозреваемого может ущемить его интересы и право на защиту

     "Ведь  когда начинается допрос, - пишет  Е. Мизулина применительно к  случаю задержания подозреваемого, - "включаются" процессуальные  права задержанного, он становится фигурой процессуальной, ему разъясняются его права, отношения сторон входят в процессуальное русло. Он может, конечно, отказаться от дачи показаний, а может, напротив, дать показания, доказывающие его невиновность, "объясниться" с подозревающим его следствием". Это целиком и полностью относится и к лицу, в отношении которого возбуждено уголовное дело, но действующая редакция УПК РФ этого не учитывает.

     Более того, ныне действующий уголовно-процессуальный закон вообще не предусматривает обязанности прокурора, следователя или дознавателя допросить лицо, в отношении которого возбуждено уголовное дело. Таким образом, в случае производства предварительного расследования в форме дознания лицо, имеющее процессуальный статус подозреваемого, может быть вообще не допрошено на стадии предварительного расследования, ведь и после вынесения обвинительного акта и ознакомления обвиняемого (бывшего подозреваемого) с этим обвинительным актом допрос обвиняемого законом также не предусмотрен.

       Но если подозреваемый не будет допрошен, то он так и не узнает, в чем именно его подозревают, ему никто не разъяснит существо подозрения, никто не укажет обстоятельства вмененного ему преступления. В этой ситуации лицо, имеющее статус подозреваемого, будет фактически лишено и возможности дать показания и объяснения по поводу имеющегося в отношении его подозрения, то есть права, закрепленного в п. 2 ч. 4 ст. 46 УПК РФ. Будучи лишенным возможности давать показания и объяснения, подозреваемый не сможет эффективно защищать свои интересы.

       Все это, повторим, противоречит  принципам уголовного судопроизводства, закрепленным в ст. 11 и 16 УПК  РФ. Декларированные в этих статьях  принципы не подкреплены должными  процессуальными гарантиями в  случае возбуждения уголовного  дела в отношении конкретного лица и наделения его тем самым статусом подозреваемого. Для такого подозреваемого (в отличие, например, от лица, задержанного в соответствии со ст. 91 и 92 УПК РФ) почему-то не предусмотрены ни обязательное вручение ему процессуального документа, которым он поставлен в положение подозреваемого и в котором перечислены права подозреваемого, ни даже обязательный допрос. Возможность для такого подозреваемого знать и осуществить свои права не подкреплена соответствующими обязанностями должностных лиц с указанием времени исполнения этих обязанностей.

       Странно и то, что ст. 145 УПК  РФ предписывает органу дознания, дознавателю, следователю и прокурору  после принятия решения о возбуждении  уголовного дела в порядке,  установленном ст. 146 УПК РФ, сообщать о принятом решении заявителю и разъяснять ему право обжаловать данное решение и порядок обжалования, но не устанавливает такой же обязанности должностных лиц в отношении лица, против которого возбуждено уголовное дело.

       На мысль о наличии у следователя, дознавателя, прокурора обязанности сообщить о принятом решении о возбуждении уголовного дела лицу, в отношении которого оно возбуждено, вроде бы наводят приложения 12, 13, 14, 18 к ст. 476 УПК РФ, в которых имеются соответствующие графы. Однако приложение 16 к ст. 476 УПК РФ, регламентирующее содержание и структуру постановления о возбуждении уголовного дела и передаче его прокурору для определения подследственности, эту мысль опровергает, ибо соответствующей графы не содержит. В приложении 16 есть лишь графа, в которой фиксируется, что лицу, в отношении которого возбуждено уголовное дело, сообщено о решении, принятом прокурором. Требование закона (адресованное следователю и дознавателю) уведомить о решении прокурора в тот же день лицо, в отношении которого возбуждено уголовное дело, содержится и в ч. 4 ст. 146 УПК РФ, но этого уведомления далеко не достаточно для обеспечения права на защиту и других прав подозреваемого. Между сообщением (уведомлением), форма и содержание которого не регламентированы, и, например, сообщением с обязательным указанием прав, в том числе права на обжалование и порядка обжалования, большая разница.

       На практике в случае принятия  решения о возбуждении уголовного  дела заинтересованные лица не  всегда даже уведомляются об  этом. Так, по данным В.Н. Яшина и А.В. Победкина, инициатор сообщения о преступлении уведомляется об этом только в 4,5% случаев, а иные заинтересованные лица ставились в известность лишь в 0,6% случаев.

     В случае неуведомления лица, в отношении  которого возбуждено уголовное дело, это лицо на протяжении почти всего процесса дознания может так и не узнать о том, что в отношении его осуществляется уголовное преследование, что оно подозревается в совершении именно преступления, а не, например, административного правонарушения. Современной российской практике известны случаи, когда гражданин, в отношении которого было возбуждено уголовное дело без уведомления его об этом и без разъяснения существа преступления, в котором он подозревается, без последующего допроса, явившись по вызову в суд, с удивлением узнавал, что ему грозит не административное, а уголовное наказание.

       Представляется, что существующее  положение противоречит не только  интересам самого подозреваемого, но и интересам потерпевшего, органов расследования, интересам всего общества.

       Недостатком является и то, что,  закрепив в законе новый процессуальный  порядок привлечения лица в  качестве подозреваемого, законодатель  предоставил следователю, дознавателю,  прокурору предельно узкую возможность  использовать этот порядок. Исходя из содержания и смысла закона, возбудить уголовное дело в отношении конкретного лица и тем самым привлечь это лицо в качестве подозреваемого можно лишь одновременно с возбуждением уголовного дела по признакам преступления. Такой вывод следует, например, из необходимости оформлять единым постановлением и решение о возбуждении уголовного дела по признакам преступления и решение о возбуждении уголовного дела в отношении конкретного лица (п. 1 резолютивной части приложений 12, 13, 14, 18 к ст. 476 УПК РФ). Согласно примечаниям к указанным приложениям первое решение без второго допустимо, второе без первого нет. Следовательно, после возбуждения уголовного дела по признакам преступления возбудить дело в отношении конкретного лица уже нельзя.

       На практике это порождает проблемные ситуации. Допустим, уголовное дело возбуждено по признакам преступления, но не в отношении конкретного лица. В ходе предварительного расследования установлено лицо, которое, вероятно (или даже достоверно) совершило расследуемое преступление. Однако достаточных доказательств, дающих основание для обвинения лица в совершении преступления, пока нет (например, не установлено с необходимой точностью время или место совершения преступления). Как привлечь это лицо в качестве подозреваемого, наделить его правом на защиту и проводить следственные действия с его участием, если нет оснований или мотивов для задержания этого лица (например, за данное преступление не предусмотрено наказание в виде лишения свободы)?

       По-видимому, в данной ситуации следует учитывать позицию Конституционного Суда РФ, выраженную им в Постановлении от 27 июня 2000 г. N 11-П по делу о проверке конституционности положений ч. 1 ст. 57 и ч. 2 ст. 51 УПК РСФСР в связи с жалобой гражданина В.И. Маслова. Конституционный Суд указал, что в целях реализации конституционного права на помощь адвоката (защитника) "необходимо учитывать не только формальное процессуальное, но и фактическое положение лица, в отношении которого осуществляется публичное уголовное преследование. При этом факт уголовного преследования и, следовательно, направленная против конкретного лица обвинительная деятельность могут подтверждаться актом о возбуждении в отношении данного лица уголовного дела, проведением в отношении его следственных действий (обыска, опознания, допроса и др.) и иными мерами, предпринимаемыми в целях его изобличения или свидетельствующими о наличии подозрений против него (в частности, разъяснением в соответствии со ст. 51 (часть 1) Конституции РФ права не давать показаний против себя самого). Поскольку такие действия направлены на выявление уличающих лицо, в отношении которого ведется уголовное преследование, фактов и обстоятельств, ему должна быть безотлагательно предоставлена возможность обратиться за помощью к адвокату (защитнику). Тем самым обеспечиваются условия, позволяющие этому лицу получить должное представление о своих правах и обязанностях, о выдвигаемом против него обвинении и, следовательно, эффективно защищаться и гарантирующие в дальнейшем от признания недопустимыми полученных в ходе расследования доказательств (ст. 50, часть 2 Конституции РФ)".

Информация о работе Право подозреваемого в уголовном процессе и их гарантии