Правила дорожного движения

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2012 в 07:18, курсовая работа

Описание работы

Правила дорожного движения устанавливают единый порядок дорожного движения на всей территории РФ. Другие нормативные акты, касающиеся дорожного движения, должны основываться на требованиях Правил и не противоречить им.
В соответствии со статьей 22 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" единый порядок дорожного движения на всей территории России устанавливается Правилами дорожного движения, утверждаемыми Правительством РФ.

Содержание

Введение 3
1. Теоретические основы применения ПДД и эксплуатации автотранспорта 5
1.1. Нарушение ПДД и эксплуатации транспортных средств 5
1.2. Некачественный ремонт транспорта и выпуск его в эксплуатацию с неисправностями 8
1.3. Приведение в негодность автотранспорта 10
1.4. Нарушение безопасной работы транспорта 11
2. Преступное нарушение эксплуатации средств транспорта 12
3. Административные правонарушения в области дорожного движения 18
Заключение 40
Список использованной литературы 41

Работа содержит 1 файл

правила дор.движ..doc

— 170.00 Кб (Скачать)


Оглавление

 

Введение

Правила дорожного движения устанавливают  единый порядок дорожного движения на всей территории РФ. Другие нормативные акты, касающиеся дорожного движения, должны основываться на требованиях Правил и не противоречить им.

В соответствии со статьей 22 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. N 196-ФЗ "О безопасности дорожного  движения" единый порядок дорожного движения на всей территории России устанавливается Правилами дорожного движения, утверждаемыми Правительством РФ.

Основными принципами безопасности дорожного движения в России являются:

1) приоритет жизни  и здоровья граждан, участвующих  в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности, то есть главным всегда будет выступать жизнь и здоровье человека, а не какое-то имущество, вещи и т.п.;

2) приоритет ответственности  государства за обеспечение безопасности  дорожного движения над ответственностью граждан, участвующих в дорожном движении. В данном пункте говорится именно о том, что в первую очередь в отношениях дорожного движения необходимо рассматривать ответственность и полномочия государства, какого-то органа и т.д., а уже потом подходить к ответственности гражданина. Ведь человек мог чего-то не знать и не сделать, а должностное лицо, уполномоченное ему объяснить о каком-то аспекте в обеспечении безопасности дорожного движения, этого не сделало;

3) соблюдение интересов  граждан, общества и государства при обеспечении безопасности дорожного движения.

Основным нормативным  правовым актом, регламентирующим поведение  участников дорожного движения, как  мы уже сказали выше, являются Правила  дорожного движения РФ. Они определяют действия его участников в типичных ситуациях, устанавливают значение дорожных знаков, разметки, сигналов светофоров и регулировщика.

Правила устанавливают  единый порядок дорожного движения, определяют сферу их правового регулирования, которая ограничивается общественными отношениями, связанными только с дорожным движением, и не может распространяться на другие виды движения (например, железнодорожное, водное и т.п.).

Под дорожным движением  в Законе о безопасности дорожного  движения понимается совокупность общественных отношений, возникающих в процессе перемещения людей и грузов с помощью транспортных средств или без таковых в пределах дорог. При этом под дорогой данный закон и Правила понимают обустроенную или приспособленную и используемую для движения транспортных средств полосу земли либо поверхность искусственного сооружения.

Для перевозки отдельных  видов опасных грузов разрабатываются  соответствующие правила или  инструкции, в которых, исходя из особенностей транспортировки этих грузов, устанавливаются  дополнительные требования безопасности. При этом они не должны вступать в противоречие с нормами ПДД. К примеру, среди таких документов выделяют различные правила технической эксплуатации, инструкции и иные нормативные акты. Если же возникают противоречия между Правилами и ведомственным нормативным актом, должно выполняется предписание Правил ПДД. Потому что всякое отступление от Правил, расхождение с их положениями может нарушить установленный порядок движения и создать угрозу для его безопасности, так как в этих случаях другие участники движения будут действовать в соответствии с Правилами и обоснованно рассчитывать на взаимное соблюдение их любым иным лицом.

 

1. Теоретические основы  применения ПДД и эксплуатации  автотранспорта

1.1. Нарушение ПДД и эксплуатации  транспортных средств

Указанный состав преступления - наиболее распространенный вид транспортных преступлений, в связи с этим он выделен в отдельную статью УК.

Непосредственным объектом преступления является безопасность движения и эксплуатации транспортных средств. Дополнительный объект - жизнь и здоровье граждан.

Предметом преступления являются автомобили, трамваи и другие механические транспортные средства, о которых говорится в примечании к ст. 264 УК (троллейбусы, трактора, иные самоходные машины, мотоциклы и иные механические транспортные средства).

Понятие "автомобили" вбирает в себя такие виды транспортных средств, как: пассажирский и грузовой транспорт, в том числе автобусы, транспорт специального назначения (пожарные, санитарные машины), трамваи  как вид городского транспорта.

К иным самоходным машинам  относятся трактора, грейдеры, экскаваторы, автокраны и т.д.

Иные механические транспортные средства - это троллейбусы, мотоциклы, специальные машины, предназначенные  для выполнения различных работ (строительные работы, погрузочно-разгрузочные работы - механические подъемники, автокары и т.д.).

Объективная сторона  преступления имеет три составляющие:

- нарушение правил  дорожного движения и эксплуатации  транспортных средств;

- причинение тяжкого  вреда здоровью, смерти одному или нескольким лицам;

- наличие причинной  связи между фактом нарушения  и наступившими последствиями.

Диспозиция ст. 264 УК является бланкетной и отсылает, прежде всего, к Правил дорожного движения Российской Федерации, утв. постановлением Правительства РФ от 23 октября 1993 г. N 1090 (в ред. от 28 февраля 2006 г.) и Федеральному закону от 10 декабря 1995 г. N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" (в ред. от 18 декабря 2006 г.), содержащим основные принципы обеспечения безопасности дорожного движения.

Нарушение правил дорожного  движения может заключаться в  превышении разрешенной скорости движения, нарушении правил обгона и разъезда, нарушении правил остановки и  стоянки, проезда перекрестков, железнодорожных  переездов, неправильном маневрировании на дороге.

Нарушение правил эксплуатации транспортных средств может выразиться в эксплуатации технически неисправных  транспортных средств, в нарушении  правил перевозки людей, грузов.

Для привлечения виновного  к уголовной ответственности  по ст. 264 УК необходимо установить факт нарушения правил дорожного движения или эксплуатации транспорта со ссылкой на конкретный пункт правил дорожного движения, поскольку одно и то же транспортное средство в одних случаях может быть объектом нарушений правил дорожного движения, а в других - нет. Например, при выполнении сельскохозяйственных работ в поле комбайнер проявил невнимательность, и комбайн наехал на рабочего, причинив потерпевшему тяжкий вред здоровью. В этом случае не усматривается нарушений правил дорожного движения, поскольку в поле они не предусмотрены и комбайнер может нести ответственность за преступление, связанное с наступлением вреда здоровью потерпевшего по неосторожности. В другом случае, когда комбайн передвигается по дороге с целью переезда на другое поле и, нарушая правила дорожного движения, сбивает на обочине потерпевшего, причиняя ему, тяжкий вред здоровью, он будет нести ответственность по ст. 264 УК.

Части 2 и 3 ст. 264 УК предусматривают  уголовную ответственность за совершение указанных в ч. 1 этой статьи деяний, повлекших смерть соответственно одного человека либо двух и более лиц.

Если в результате нарушения правил дорожного движения наступают последствия, предусмотренные  различными частями ст. 264 УК (например, одному лицу причинен тяжкий вред здоровью, а другое лицо скончалось в результате полученных травм), действия виновного должны быть квалифицированы по той части указанной статьи, по которой предусмотрена ответственность за более тяжкие последствия.

Субъективная сторона  данного преступления характеризуется неосторожной формой вины в виде легкомыслия или небрежности.

При легкомыслии виновный предвидит возможность наступления  общественно опасных последствий, но самонадеянно рассчитывает на их предотвращение. В этом случае, как правило, виновный рассчитывает на свой опыт работы, значительный стаж вождения автомобиля, на надежность техники.

При небрежности лицо не предвидит наступления общественно  опасных последствий, хотя при необходимой  внимательности должно было и могло  их предвидеть. При небрежности виновный больше рассчитывает на авось. Например, превысив скорость при обгоне, водитель выехал на встречную полосу движения, рассчитывая своевременно выехать на "свою" полосу движения, однако по встречной полосе двигалась автомашина со скоростью, при которой сближение машин произошло в более короткий промежуток времени, что привело к столкновению и гибели пассажиров в машинах.

Следует отличать преступления, связанные с нарушением правил дорожного  движения и эксплуатации транспортных средств, от умышленных преступлений с использованием автотранспорта. Если автотранспорт используется в качестве предмета преступления (умышленный наезд на потерпевшего, умышленный удар машиной другой машины и т.д.), в этом случае преступление должно быть квалифицировано как преступление против личности либо по другим статьям УК, в зависимости от умысла виновного.

Субъектом преступлений, предусмотренных ст. 264 УК, является лицо, достигшее 16 лет, управляющее  транспортным средством. Для квалификации действий виновного не имеет значения, обладает ли он водительскими правами, своей или чужой машиной управляет, связано ли нарушение со служебной деятельностью и т.д.

1.2. Некачественный ремонт транспорта  и выпуск его в эксплуатацию  с неисправностями

Общественная опасность данного преступления состоит в том, что ставится под угрозу безопасность движения даже в том случае, когда лицо, управляющее транспортом, не нарушает Правил дорожного движения.

Статья 266 УК касается всех видов транспортных средств и  путей сообщения (автотранспортных, железнодорожных, воздушных и водных). Поэтому в качестве правового обеспечения данной нормы служат законы и подзаконные акты, приведенные в комментариях к ст. 263 и 264 УК.

Предметом преступления являются не только сами транспортные средства, но и пути сообщения, средства сигнализации, связи и иное транспортное оборудование, обеспечивающие безопасность функционирования транспорта.

Объективная сторона  состоит в недоброкачественном  ремонте транспортных средств, путей сообщения, средств сигнализации или связи либо иного транспортного оборудования, а также в выпуске в эксплуатацию технически неисправных транспортных средств.

Под недоброкачественным ремонтом следует понимать отступление от нормативов качества при выполнении работ по восстановлению функциональных способностей транспорта и оборудования.

Выпуск в эксплуатацию технически неисправного транспорта или оборудования считается уголовно наказуемым в  том случае, когда имеются такие  технические неисправности, которые могут создать или создали аварийную обстановку при эксплуатации транспорта или оборудования и привели к последствиям, указанными в диспозиции ст. 266 УК.

Данный состав преступления может  быть совершен в форме, как действия, так и бездействия.

Обязательным признаком указанного состава преступления является причинная  связь между недоброкачественным  ремонтом или выпуском в эксплуатацию технически неисправного транспортного  средства и наступившими последствиями, указанными во всех частях ст. 266 УК. Такая причинная связь является опосредованной, поскольку ответственность несет лицо, недоброкачественно выполнившее ремонтные работы, а не лицо, непосредственно эксплуатирующее транспорт или оборудование.

С субъективной стороны преступление характеризуется неосторожной формой вины.

Субъект - специальный - лицо, осуществляющее ремонт транспортного средства или  оборудования. При выпуске транспорта в эксплуатацию с техническими неисправностями  несет ответственность и лицо, ответственное за техническое состояние транспорта или оборудования на определенных участках. Например, за неисправность тормозной системы, в результате чего произошла авария с человеческими жертвами, должны нести ответственность лицо, непосредственно занимающееся ремонтом тормозной системы, и лицо, контролирующее выпуск с предприятия технически исправного транспорта, например мастер, подписавший соответствующий документ об исправности тормозной системы.

По возрастной категории субъектом  является лицо, достигшее 16-летнего  возраста.

С учетом того, что вопросы, связанные  с производством ремонта транспортных средств и выпуском их в эксплуатацию в технически исправном состоянии, требуют специальных познаний, для  правильного разрешения данных уголовных  дел необходимо проведение экспертиз, в том числе и технологических, которым должна быть дана оценка наряду с совокупностью других доказательств, представленных в материалах дела.

1.3. Приведение в негодность автотранспорта

Общественная опасность данного  преступления весьма высока, поскольку приведение в негодность транспортных средств или путей сообщения может привести к крупным авариям, причинить крупный материальный ущерб, повлечь гибель многих людей.

Объект и предмет  преступления остаются прежними, как  и в предыдущих уже прокомментированных статьях. Вместе с тем в комментируемой статье говорится еще и о транспортных коммуникациях, которые представляют собой не только, как указано в ст. 267 УК, средства сигнализации, связи и другие технические устройства, но и автомагистрали, воздушные коридоры, водные пути и т.д.

Объективная сторона - активные действия лица, направленные на приведение в  негодность указанными в диспозиции статьи способами транспортных средств  и путей сообщения.

Под разрушением понимается приведение в полную негодность транспортных средств или путей сообщения, невозможность их использования по прямому назначению и дальнейшей эксплуатации.

Повреждение - частичная непригодность  в использовании транспортных средств  или путей сообщения, но с возможностью их восстановления.

Способы разрушения и повреждения могут быть различными (разукомплектование транспортного средства, его уничтожение путем поджога, различные механические повреждения, причиненные средствам связи и т.д.), но они не влияют на квалификацию действий виновного лица.

Информация о работе Правила дорожного движения