Порядок возбуждения уголовного дела

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2012 в 15:23, контрольная работа

Описание работы

Предметом анализируемой работы являются нормы современного российского законодательства, регулирующие порядок возбуждения уголовного дела и деятельность по обеспечению его законности и обоснованности, а также материалы правоприменительной практики и статистические данные.

Содержание

Введение ………………………………………………...……………………… 2
1. ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ СТАДИИ ВОЗБУЖДЕНИЯ
УГОЛОВНОГО ДЕЛА ………………….……………………….…….... 3
1.1. Сущность, задачи и значение стадии возбуждения
уголовного дела ………………………………………………………….... 3
1.2. Поводы и основания для возбуждения уголовного дела …………..…… 5
2. ПРОЦЕССУАЛЬНЫЙ ПОРЯДОК ВОЗБУЖДЕНИЯ
УГОЛОВНОГО ДЕЛА ………………………………………….……………. 9
2.1. Возбуждение уголовного дела публичного обвинения ……………...….. 9
2.2. Возбуждение уголовного дела частного и частно-публичного
обвинения …………………………………………………………….…….10
2.3. Возбуждения уголовного дела в отношении отдельных
категорий лиц.…………………………….…………………………...……13
3. ОТКАЗ В ВОЗБУЖДЕНИИ УГОЛОВНОГО ДЕЛА ……………….. 16
Заключение ………………………...…………………………….…..……….. 18
Список использованной литературы ……………….………………..…….19

Работа содержит 1 файл

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА.docx

— 53.33 Кб (Скачать)

   Потерпевший по уголовному делу частного обвинения  в случае его неявки по вызову, судьи  без уважительных причин не может  быть подвергнут приводу. Положение  ч.6 ст. 42 УПК РФ на него не распространяется.

   В соответствии с ч. 3 ст. 249 УПК РФ неявка потерпевшего без уважительных причин по делам частного обвинения влечет за собой прекращение уголовного дела ввиду отсутствия в деянии состава  преступления (п.2 ч.1 ст.24 УПК РФ). В  этом случае мировой судья выносит  постановление о прекращении  уголовного дела частного обвинения  в связи с отказом частного обвинителя от обвинения (ст. 477 УПК  РФ). Это положение также следует  разъяснять лицу, подавшему заявление (заявителю).

    1. Возбуждения уголовного дела в отношении отдельных категорий лиц.

   Производство  по уголовным делам в отношении  отдельных категорий лиц заключается  в особом (усложненном) порядке принятия решения:

  • о возбуждении уголовного дела, если оно возбуждается в отношении кого-либо из этих лиц;
  • о привлечении кого-либо из этих лиц в качестве обвиняемого, если уголовное дело было возбуждено в отношении другого лица или по факту совершения деяния, содержащего признаки преступления.

   В ч. 1 ст. 447 УПК указан круг субъектов, в отношении которых принимается  такое решение. Такими субъектами являются:

  • члены Совета Федерации и депутаты Госдумы, депутаты законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ, депутаты, члены выборного органа местного самоуправления, выборные должностные лица органа местного самоуправления;
  • судьи Конституционного Суда РФ, судьи федерального суда общей юрисдикции или федерального арбитражного суда, мирового судьи и судьи конституционного (уставного) суда субъекта РФ, присяжного или арбитражного заседателя в период осуществления им правосудия;
  • Председатель Счетной палаты РФ, его заместитель и аудиторы Счетной палаты Российской Федерации;
  • Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации;
  • Президент Российской Федерации, прекративший исполнение своих полномочий, а также кандидат в Президенты Российской Федерации;
  • прокурор, следователь, адвокат;
  • член избирательной комиссии, комиссии референдума с правом решающего голоса.

   Таким образом, для возбуждения уголовного дела в отношении кого-либо из перечисленных  лиц либо привлечения их в качестве обвиняемого необходимо решение  прокурора соответствующего уровня, причем во многих случаях принятого  на основании заключения коллегии судей  или судьи. Для получения такого заключения прокурор должен обратиться в суд с представлением, где  оно рассматривается в закрытом заседании в срок не позднее 10 суток  со дня поступления. Рассмотрение представления  происходит с участием, как самого прокурора, так и лица, в отношении  которого оно внесено, а также  защитника этого лица. В результате чего суд дает заключение о наличии  или об отсутствии в действиях  лица признаков преступления.

   Применительно к судьям, закон требует для  возбуждения дела в отношении  них или предъявления им обвинения  не только судебного заключения о  наличии в действиях судьи  признаков преступления, но и согласия Конституционного Суда РФ либо квалификационной коллегии судей. Это мотивированное решение должно быть принято в срок не позднее 10 суток со дня поступления в суд представления Генерального прокурора РФ и заключения судебной коллегии о наличии в действиях судьи признаков преступления.

   Федеральным законом «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» установлены  гарантии деятельности этих лиц. В частности, член Совета Федерации, депутат Госдумы  не могут быть привлечены к уголовной  ответственности за высказывание мнения или выражение позиции при  голосовании в соответствующей  палате Федерального Собрания РФ и  другие действия, соответствующие статусу  члена Совета Федерации и статусу  депутата Госдумы, в том числе  по истечении срока их полномочий.

   Следует подчеркнуть, что когда уголовное  дело возбуждено в отношении указанных  лиц с соблюдением определенных законом требований, тогда последующее  решение о привлечении этих лиц  в качестве обвиняемых принимается  в общем порядке, т.е. самостоятельно следователем прокуратуры, расследующим дело, если не происходит изменение квалификации совершенного деяния. Когда же уголовное дело возбуждено в отношении другого лица тогда соблюдение приведенных выше требований для привлечения в качестве обвиняемого лица, указанного в ч.1 ст.447 УПК РФ, обязательно.

   Изменение в ходе расследования дела квалификации деяния, содержащейся в заключение судебной коллегии, которое может  повлечь ухудшение положения  лица, допускается только в порядке, установленном ст. 448 УПК РФ для  принятия решения о возбуждении  в отношении члена Совета Федерации, депутата Госдумы либо судьи уголовного дела или привлечения его в  качестве обвиняемого. Изменение квалификации, которое может повлечь улучшение  положения лица, производится по решению  следователя.

   УПК РФ регламентирует порядок действий, которые должны производиться после  возбуждения уголовного дела в отношении  Президента РФ, прекратившего исполнение своих полномочий, для лишения  его неприкосновенности (ст. 448 УПК  РФ). В этом случае Генеральным прокурором в Госдуму в течение 3х суток должно быть направлено соответствующее представление. В случае принятия Госдумой решения о даче согласия на лишение неприкосновенности Президента РФ, прекратившего исполнение своих полномочий, указанное решение вместе с представлением Генерального прокурора в течение 3-х суток направляется в Совет Федерации. Решение Совета Федерации о лишении неприкосновенности Президента, прекратившего исполнение своих полномочий, должно быть принято в срок не позднее 3х месяцев со дня вынесения постановления Госдумы, о чем в течение 3х суток извещается Генеральный прокурор. Решение Госдумы об отказе в даче согласия на лишение неприкосновенности Президента РФ, прекратившего исполнение своих полномочий, либо решение Совета Федерации об отказе в лишении неприкосновенности указанного лица влечет за собой прекращение уголовного преследования в соответствии с п. 6 ч.1 ст.27 УПК РФ. 
 
 
 
 
 
 
 

  1. ОТКАЗ В ВОЗБУЖДЕНИИ УГОЛОВНОГО ДЕЛА.

   При отсутствии основания для возбуждения  уголовного дела прокурор, следователь, орган дознания или дознаватель  выносит постановление об отказе в возбуждении уголовного дела. Отсутствием  основания к возбуждению уголовного дела следует считать отсутствие достаточных данных, указывающих  на признаки преступления. Причем отказ  в возбуждении уголовного дела по таким основаниям, как отсутствие события преступления и отсутствие в совершенном деянии состава  преступления допускается лишь в  отношении конкретного лица (п.1,2 ч.1 ст. 24 УПК РФ).

   Если  отказано в возбуждении уголовного дела по результатам проверки сообщения  о преступлении, в котором было указано на совершение преступного  деяния конкретным лицом, то прокурор, следователь, орган дознания обязаны  рассмотреть вопрос о возбуждении  уголовного дела в отношении заявителя, направившего ложное сообщение, по признакам  преступления, предусмотренного ст. 306 УК РФ - заведомо ложный донос.

   Если  о совершенном преступном деянии было сообщено средствами массовой информации (телевидение, радио, пресса), а в  результате оперативной проверки этого  сообщения в возбуждении уголовного дела было отказано, то информация об отказе в возбуждении уголовного дела подлежит обязательному опубликованию. Представляется, что такая информация должна быть распространена в тех же изданиях и теле-, радиопередачах, в которых  ранее было распространено сообщение  о якобы совершенном преступлении.

   Копия постановления об отказе в возбуждении  уголовного дела должна быть, в течение 24 часов с момента его вынесения, направлена заявителю и соответствующему прокурору. При этом заявителю разъясняются право обжалования постановления  прокурору или в суд и порядок  такого обжалования. Прокурору следует  направлять не только копию постановления  об отказе в возбуждении уголовного дела, но и все материалы оперативной  проверки сообщения (заявления) о совершенном  или готовящемся преступлении. Это  будет соответствовать полномочиям  прокурора проверять исполнение требований федерального закона при  приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях (п. 1 ч. 2 ст. 37 УПК РФ).

   После получения постановления об отказе в возбуждении уголовного дела заявителем может быть подана жалоба. Должностное  лицо, вынесшее постановление об отказе в возбуждении уголовного дела, обязано  разъяснить заявителю его право  на такое обжалование. Заявитель  вправе оспаривать как сам отказ, так и мотивы решения. На постановление  об отказе в возбуждении уголовного дела, вынесенное органом дознания или следователем, жалоба приносится прокурору, осуществляющему надзор за производством дознания и следствия. Постановление прокурора, отказавшего в возбуждении уголовного дела, может быть обжаловано вышестоящему прокурору.

   Рассмотрение  жалобы на постановление об отказе в возбуждении уголовного дела осуществляется согласно ст. 124, 125 УПК РФ. Так, прокурор должен рассмотреть жалобу в течение 3 суток со дня ее получения, в  исключительных случаях, когда необходимо истребовать дополнительные материалы, принять иные меры, допускается рассмотрение жалобы - до 10 суток.

   По  результатам рассмотрения жалобы прокурор выносит постановление о полном или частичном удовлетворении жалобы либо об отказе в ее удовлетворении, причем заявитель должен быть незамедлительно  уведомлен о решении, принятом по жалобе, и дальнейшем порядке его  обжалования.

   Отменив постановление об отказе в возбуждении  уголовного дела, прокурор возбуждает уголовное дело или возвращает материалы  для дополнительной проверки. Признав  отказ в возбуждении уголовного дела незаконным или необоснованным, судья выносит об этом постановление  и направляет его прокурору, который  принимает решение о возбуждении  уголовного дела. О принятом решении  заявитель уведомляется в письменной форме.

  Направление уголовного дела (ст. 149 УПК РФ). После вынесения постановления о возбуждении уголовного дела в порядке, установленном статьей 146 УПК РФ:

  1) следователь, вынесший постановление о возбуждении уголовного дела, после дачи прокурором согласия на возбуждение уголовного дела приступает к производству предварительного следствия;

  2) орган дознания после дачи согласия прокурором на возбуждение уголовного дела производит неотложные следственные действия в соответствии со ст. 157 УПК РФ. В случаях возбуждения уголовных дел по признакам преступлений, указанных в п. 1 ч. 3 ст. 150 УПК РФ, производится дознание по правилам, установленным гл. 32 УПК РФ. 
 
 
 
 

   Заключение 

   Возбуждение уголовного дела - это самостоятельная  и первоначальная стадия уголовного процесса, представляет собой принятие соответствующего решения уполномоченным на то государственным органом о  возбуждении уголовного дела либо об отказе в возбуждении такового. Такое  решение, как правило, формулируется  в постановлении (или определении).

   Для возбуждения уголовного дела необходим  законный повод и достаточное  основание. При наличии повода и  достаточного основания орган дознания, дознаватель или следователь  с согласия прокурора, а также  прокурор в пределах своей компетенции, возбуждают уголовное дело.

   Принятое  в установленном порядке решение  о возбуждении уголовного дела - это юридический документ, который служит правовым основанием для производства следственных действий и применения мер процессуального принуждения. Следует отметить, что решать вопрос о возбуждении уголовного дела или отказе от возбуждения могут лишь те органы и должностные лица, которые уполномочены на это законом.

   Своевременное возбуждение уголовного дела способствует успешному расследованию, тем более, когда оно совершается по горячим  следам. И напротив, запоздалое реагирование на поступивший сигнал о совершенном  или готовящемся преступлении может  привести к утрате доказательств  и потому серьезно затруднить дальнейшее расследование либо обречь его на неудачу. При решении вопросов, связанных  с возбуждением уголовных дел, компетентным органам необходимо хорошо продумывать  принимаемые решения. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

   Список  использованной литературы 

  1. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации(с изменениями  и дополнениями на 3.09.2010) СПС ГАРАНТ 2010.
  2. Комментарий к Уголовно-процессуальному кодексу Российской Федерации (под ред. Д.Н. Козака, Е.Б. Мизулиной) - М.: Юристъ, 2010.
  3. Енаева Л.К. «Уголовный процесс» М.: ЮРАЙТ – 2010
  4. Рыжаков А.П. «Уголовный процесс: возбуждение и отказ в возбуждении уголовного дела» Тула, 2009.
  5. http://base.garant.ru
  6. http://www.consultant.ru

Информация о работе Порядок возбуждения уголовного дела