Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2012 в 21:19, курсовая работа
Актуальность данной работы в том, что острые социальные проблемы и высокий уровень преступности в России обусловливают поиск наиболее рациональных с точки зрения задач уголовного законодательства средств и методов предупреждения и противостояния различным преступным проявлениям. Концепции обеспечения безопасности человека, общества, государства и гуманизации наказания, отражающие социальную сущность современной уголовно-правовой политики, могут быть реализованы на основе дальнейшей дифференциации уголовной ответственности, универсализации мер уголовно-правового характера, а также придании им большей предупредительной направленности.
Введение………………………………………………………………………….
1. Понятие, содержание и уголовно-правовое значение конфискации имущества…………………………………………………………………..
2. Виды конфискации имущества....................................................................
3. Порядок применения конфискации имущества………..……..................
Заключение......................................................................................................
Библиографический список..........................................................
Разумеется, на этот счет существуют нормативные предписания. Так, п. 4 ст. 81 УПК РФ предусматривает возвращение денег, ценностей и иного имущества, полученных в результате совершения преступления, и доходов от этого имущества законному владельцу. Такой владелец (физическое или юридическое лицо) может быть признан гражданским истцом, если преступлением ему причинен имущественный вред. В обеспечение компенсации нанесенного вреда ст. 115 УПК РФ предусмотрено наложение ареста на имущество подозреваемого, обвиняемого или иных материально ответственных лиц[13].
Нередко имущество, приобретенное в результате совершения преступления, не может быть конфисковано в порядке ст. 104.1 УК РФ или ст. 81 УПК РФ. Так, согласно п. 16 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 18.11.2004 № 23 «О судебной практике по делам о незаконном предпринимательстве и легализации (отмывании) денежных средств или иного имущества, приобретенных преступным путем» имущество, деньги и иные ценности, полученные от незаконного предпринимательства, признаются вещественными доказательствами и подлежат обращению в доход государства с приведением в приговоре обоснования принятого решения.
При определении понятия "имущество" следует исходить из положений гражданского законодательства (например, доля в общей собственности, уставном каптале коммерческой организации, ценные бумаги, в том числе находящиеся во вкладах или на хранении в финансово-кредитных организациях, доверительном управлении и т.д.);
б) доходы от вышеназванного имущества, за исключением имущества и доходов, подлежащих возвращению законному владельцу; Разумеется, на этот счет существуют нормативные предписания. Так, п. 4 ст. 81 УПК РФ предусматривает возвращение денег, ценностей и иного имущества, полученных в результате совершения преступления, и доходов от этого имущества законному владельцу. Такой владелец (физическое или юридическое лицо) может быть признан гражданским истцом, если преступлением ему причинен имущественный вред. В обеспечение компенсации нанесенного вреда ст. 115 УПК РФ предусмотрено наложение ареста на имущество подозреваемого, обвиняемого или иных материально ответственных лиц.
в) деньги, ценности и иное имущество, в которые имущество, полученное в результате совершения преступления, и доходы от него были частично или полностью превращены или преобразованы (например, акции предприятий, производственные компании, недвижимость, в том числе за рубежом, счета в банках и т.д.). Финансирование терроризма и (или) незаконного вооруженного формирования (ст. 205.1, 208 УК РФ) представляет собой разновидность криминальной деятельности, в основе которой лежит предоставление денежных средств преступным организациям, что в ряде случаев можно рассматривать как соучастие в тех общественно опасных деяниях, которые были совершены данным преступным объединением[14].
г) деньги, ценности и иное имущество, используемое или предназначенное для финансирования терроризма, организованной группы, незаконного вооруженного формирования, преступного сообщества (преступной организации). В этом случае указанное имущество либо использовалось, либо предназначалось для обеспечения указанных целей (снабжение денежными средствами террористических организаций для вооружения, вербовки и обучения террористов, платы за участие в террористических актах и т.д.). Понятие организованной группы и преступного сообщества дано в ч. 3 и 4 ст. 35 УК, незаконного вооруженного формирования — в ст. 208 УК; В науке уголовного права сложилось представление об орудиях преступления как предметах объективного мира, с помощью которых или которыми преступник воздействует на потерпевшего, предметы, непосредственно используемые в процессе реализации преступного замысла, т. е. при выполнении объективной стороны преступления.
д) орудия, оборудование или иные средства совершения преступления.
Орудия — это предметы материального мира, приспособления, применяемые для усиления физических возможностей лица, совершающего преступление; оборудование — совокупность механизмов, машин, устройств, приборов, необходимых для совершения преступления. Согласно учению об объективной стороне преступления оборудование может признаваться орудием или средством совершения деяния. Средства — предметы и вещества, при помощи которых совершаются преступления (т.е. понимаются уже, чем признак объективной стороны преступления)[15].
Орудия, оборудование или иные средства совершения преступления должны принадлежать обвиняемому.
Конфискация орудия преступления предусмотрена также п. 2 ч. 3 ст. 81 УПК РФ. В этом случае имеются в виду лишь орудия преступления, признанные в установленном законом порядке вещественными доказательствами, тогда как уголовное законодательство такого ограничения не содержит. Согласно УПК РФ деньги и иные ценности, нажитые преступным путем, по приговору суда подлежат обращению в доход государства (п. 4 ч. 3 ст. 81). Отличие данного вида специальной конфискации от конфискации как меры уголовно-правового характера заключается в том, что, во-первых, указанные деньги и ценности признаются вещественными доказательствами; во-вторых, не ограничиваются кругом совершаемых деяний. По уголовному законодательству конфискуемые деньги, ценности и иное имущество: а) не обязательно являются вещественным доказательством; в) должны быть получены в результате совершения преступлений, круг которых, как указывалось, ограничен ст. 104.1 УК РФ.
Следует также обратить внимание на то, что конфискации подлежат средства совершения преступления не только в тех случаях, когда в диспозиции соответствующей нормы названы орудия, оборудование или иные средства, но и в тех случаях, когда такого указания нет, но соответствующие объекты использовались для совершения преступления.[16] Автомашины, мотоциклы и иные транспортные средства, принадлежащие лицам, обвиняемым в совершении преступлений с использованием этих средств, в судебной практике рассматриваются как средства (орудия) преступления и конфискуются. Однако при этом должно быть доказано, что транспортное средство непосредственно использовалось для достижения преступного результата, т.е. при исполнении действий, образующих объективную сторону состава преступления. Примером именно такого подхода может быть следующее уголовное дело. Органами предварительного следствия было установлено, что Потов на принадлежащем ему автомобиле развозил по "точкам", расположенным в разных частях города, наркотические вещества для их реализации другими лицами. В обвинительном приговоре суд в соответствии с требованиями п. 10.1 ч. 1 ст. 299, п. 4.1 ч. 1 ст. 307 и п. 2 ч. 1 ст. 309 УПК РФ привел доказательства, подтверждающие, что, во-первых, автомобиль принадлежал Потову и, во-вторых, что без использования указанного автомобиля соучастие в незаконном сбыте наркотических средств совершить было нельзя. Суд признал автомобиль вещественным доказательством, являющимся средством совершения преступления, и, сославшись на ст. 81 УПК РФ и ст. 104.1 УК РФ, постановил конфисковать его[17].
Под принадлежностью обвиняемому понимается нахождение средств совершения преступления в правомерном владении обвиняемого, т.е. соответствующие предметы должны находиться у виновного правомерно в момент совершения им противоправного деяния и использоваться для воздействия на объект уголовно-правовой охраны.
Обязательным признаком средства совершения преступления является использование соответствующего имущества при непосредственном выполнении объективной стороны преступления. В противном случае соответствующее имущество не может быть конфисковано. Так, по одному из уголовных дел в ходе предварительного следствия у Турганова были изъяты телефоны "Сименс", по которым перед приобретением наркотиков тот вел переговоры. Суд указал, что указанные телефоны не могут рассматриваться в качестве средства совершения преступления, поскольку непосредственно при выполнении объективной стороны данного преступления они не использовались.
Отдельные авторы полагают, что в связи с этим конфискации подлежит и имущество других лиц, если они при принятии имущества знали или должны были знать, что оно получено в результате преступных действий и что установление данного факта может зависеть не от соответствующих объективных доказательств, а от усмотрения и предположения сотрудников правоохранительных органов[18].
Законодатель счел возможным установить конфискацию не только в тех случаях, когда лицо достоверно располагало сведениями о том, что принимаемое им имущество получено в результате совершения преступления, но также и в тех случаях, когда, исходя из особенностей конкретного случая, характера передаваемого имущества, условий, на которых оно передается, и других признаков, лицо, обладающее соответствующим профессиональным и житейским опытом, должно прийти к выводу, что принимаемое им имущество получено преступным путем. Например, коллекционер, приобретающий по явно заниженной цене произведение искусства, имеющее признаки вытравливания инвентарного музейного номера, должен понимать, что он принимает имущество, полученное в результате совершения такого преступления, как хищение предметов, имеющих особую ценность (ст. 164 УК РФ).
Порядок применения конфискации имущества
По законодательству Древней Руси она применялась в качестве составляющей наказания в виде потока и разграбления. Отобрание и обращение в казну некоторых предметов было предусмотрено в Уложении о наказаниях уголовных и исправительных России 1845 г. (ст.36). В Уголовном Уложении 1903г. и во всех последующих кодифицированных законодательных актах России вплоть до декабря 2003г. неизменно предусматривалась конфискация имущества в качестве наказания[19].
До октябрьской революции 1917г. российский законодатель довольно сдержанно относился к конфискации имущества с точки зрения её фискальной функции, то в советский период она стала рассматриваться в качестве одной из острых форм репрессии в отношении представителей «эксплуататорских» классов, своеобразного орудия экспроприации частной собственности. Он также отмечает, что в первых советских законодательных актах не проводилось чёткого разграничения между штрафом и конфискацией имущества.
Отказ законодателя от конфискации имущества, имевший место в 2003 г., нельзя оценить однозначно. С одной стороны, он обоснованно отказался от советского наследия в трактовке конфискации и определении её социальной направленности, но с другой - инициаторы такого решения, как говорится, «выплеснули вместе с водой и ребёнка», поскольку не предусмотрели конфискацию имущества, приобретённого в результате преступления, а также имущества, предназначенного или используемого при совершении преступления. Этим самым была исключена возможность применения конфискации в отношении того имущества и доходов от него, которые были приобретены в результате преступных махинаций в процессе приватизации в псевдо рыночных условиях 90-х годов прошлого столетия, и, одновременно, государство фактически отказалось от одного из наиболее эффективных рычагов сдерживания и противостояния коррупции, экономической и организованной преступности[20].
История показывает, что нередко применение конфискации имело политическую окраску, служило средством борьбы с политическими противниками, а иногда способом поправления бюджета. Достаточно вспомнить дело Юрия Соколова, вошедшее в историю не по имени главного подсудимого, а по имени магазина, которым он руководил, - знаменитого Елисеевского. Директора Елисеевского гастронома в Москве Юрия Соколова арестовали 30 октября 1982 года в его собственном кабинете во время якобы передачи ему взятки размером в триста рублей. К моменту суда над Соколовым ЦК КПСС был завален тысячами писем трудящихся, требующих его расстрела с конфискацией имущества. Люди резонно считали "найденные" миллионы своими, недополученными в течение всей своей нищенской жизни. 14 декабря 1984 года Юрий Соколов был расстрелян прямо в машине, по пути из Лефортова в следственный изолятор N 2.
В законе определены специальные правила осуществления конфискации, если:
а) имущество, полученное в результате совершения преступления, и (или) доходы от него были приобщены к имуществу, приобретенному законным путем. В этом случае конфискации подлежит та часть этого имущества, которая соответствует стоимости приобщенных имущества и доходов;
б) имущество, указанное в ч. 1 и 2 ст. ст. 104.1 УК, передано осужденным другому лицу (организации). В такой ситуации конфискация возможна, если физическое лицо, должностное лицо или лицо, обладающее управленческими функциями, знало или должно было знать, что имущество получено в результате преступных действий.
Конфискации в порядке ст. 104.1 УК РФ могут быть подвергнуты к ранее уже отмечалось - деньги, ценности и иное имущество, которое явилось результатом конвертирования имущества, полученного в результате совершения преступлений, перечисленных в п. «а» ч. 1 ст. 104.1 УК РФ, в том числе ценные бумаги, недвижимость и прочие вещи, приобретенные на средства, полученные непосредственно в результате совершения преступления.
Статья 104.2 УК предусматривает возможность конфискации в случаях, когда ценности или иное имущество, перечисленное в ст. 104.1 УК, не могут быть изъяты у виновного в натуре в силу различных причин: использования, реализации, внедрения в производство и т.д. В этих случаях производится денежная оценка имущества, подлежащего конфискации, т.е. с виновного (в качестве иной меры уголовно-правового характера) взыскивается денежный эквивалент этого имущества.[21]
Согласно ч. 5 ст. 104 Федерального закона от 2 октября 2007 г. № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» в ходе исполнения документа о конфискации имущества судебный пристав-исполнитель вправе представить должнику срок не более 5 дней для отделения конфискуемого имущества от имущества, не подлежащего конфискации.
Информация о работе Порядок применения конфискации имущества