Порядок применения конфискации имущества

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2012 в 21:19, курсовая работа

Описание работы

Актуальность данной работы в том, что острые социальные проблемы и высокий уровень преступности в России обусловливают поиск наиболее рациональных с точки зрения задач уголовного законодательства средств и методов предупреждения и противостояния различным преступным проявлениям. Концепции обеспечения безопасности человека, общества, государства и гуманизации наказания, отражающие социальную сущность современной уголовно-правовой политики, могут быть реализованы на основе дальнейшей дифференциации уголовной ответственности, универсализации мер уголовно-правового характера, а также придании им большей предупредительной направленности.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….

1. Понятие, содержание и уголовно-правовое значение конфискации имущества…………………………………………………………………..

2. Виды конфискации имущества....................................................................

3. Порядок применения конфискации имущества………..……..................

Заключение......................................................................................................

Библиографический список..........................................................

Работа содержит 1 файл

курсовая конфискация.doc

— 142.00 Кб (Скачать)


Содержание

 

Введение………………………………………………………………………….

 

1.      Понятие, содержание и уголовно-правовое значение конфискации имущества…………………………………………………………………..

 

2.      Виды конфискации имущества....................................................................

 

3.      Порядок применения конфискации имущества………..……..................

 

Заключение......................................................................................................

 

Библиографический список............................................................................

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Актуальность данной работы в том, что острые социальные проблемы и высокий уровень преступности в России обусловливают поиск наиболее рациональных с точки зрения задач уголовного законодательства средств и методов предупреждения и противостояния различным преступным проявлениям. Концепции обеспечения безопасности человека, общества, государства и гуманизации наказания, отражающие социальную сущность современной уголовно-правовой политики, могут быть реализованы на основе дальнейшей дифференциации уголовной ответственности, универсализации мер уголовно-правового характера, а также придании им большей предупредительной направленности.

В теории уголовного права в последние годы ведётся активный поиск альтернативных наказаниям, связанным с изоляцией от общества, мер уголовно-правового характера. Что само по себе является социально востребованным научным направлением. В связи с этим представляется актуальной проблема насыщения мер уголовной ответственности правовыми средствами, направленными, в первую очередь, на предупреждение преступлений, устранение причин и условий, их порождающих или способствующих им[1].

Среди этих мер уголовно-правового характера одно из центральных мест занимает конфискация имущества, регламентация которой в российском законодательстве претерпела достаточно противоречивые трансформации, вплоть до отказа от неё на основании Федерального закона от 8 декабря 2003г. №162-ФЗ. Хотя хорошо известно, что конфискация как вид наказания или иная мера уголовно-правового характера начиная с древнего мира рассматривается по существу всеми государствами в качестве необходимого и эффективного средства противостояния преступности и борьбы с ней. В целом ряде основополагающих международных конвенций государствам - участникам рекомендуется или даже предписывается предпринимать меры в соответствии с их правовыми системами по применению конфискации имущества, полученного преступным путём, доходов от него, орудий, средств и предметов преступления.

Социально-правовая значимость конфискации имущества проявляется в том, что её применение призвано обеспечить восстановление социальной справедливости и, одновременно, устранить экономическую основу современной преступности, приобретающей всё более организованный, агрессивно-террористический, корыстный и коррупционный характер. При поиске различных законодательных моделей конфискации имущества необходимо учитывать и интересы нормального функционирования экономических отношений, то есть недопустимо превращать её в своеобразное орудие экспроприации, передела собственности.

Общественная значимость исследований конфискации имущества стала ещё более очевидной в связи с ее введением в УК РФ в качестве иной меры уголовно-правового характера на основании Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 153 — ФЗ. Это обстоятельство объясняется, прежде всего: 1) отказом законодателя от традиционного подхода к конфискации как виду дополнительного наказания и, соответственно, новой трактовкой её юридической природы; 2) половинчатостью и неопределённостью положений закона о конфискации имущества, которые на практике могут свести на нет её социальное назначение, и 3) несогласованностью соответствующих положений УК РФ, с одной стороны, УПК РФ и УИК РФ, с другой[2].

 

Понятие, содержание и уголовно-правовое значение конфискации имущества

 

В России на протяжении нескольких столетий существовал такой вид наказания, как конфискация имущества - в виде дополнительного наказания. В советские времена имущество можно было конфисковывать по огромному количеству составов преступлений. Получалось, что за совершение преступления отвечал не только преступник, но и его семья. Даже если хищение было на 1 тысячу рублей, имущество изымалось, на какую угодно сумму. В прежние времена существовал некий официальный список, что оставлять семье осужденного, если суд приговаривал его к сроку заключения "с полной конфискацией имущества". Этот список был весьма детальным: "пальто демисезонное - одна штука, ботинки зимние - одна штука, платье летнее - две штуки...". Не входили в этот список только детские вещи[3].

Конфискация обладает значительным карательным и репрессивным потенциалом, что и послужило причиной отказа от данного вида наказания в различных странах. В 2003 г. конфискация имущества была отменена в России как вид наказания. А Федеральным законом от 27 июля 2006 г. N 153 институт конфискации имущества был восстановлен в ином виде - в качестве специальной меры - изъятия имущества, определенным образом связанного с совершением преступления. Новая концепция конфискации в УК РФ в корне отличается от существовавшей ранее. Конфискация отныне является не наказанием, а иной мерой уголовно-правового характера и применяется не только в отношении собственности лица, совершившего тяжкое или особо тяжкое преступление с корыстным мотивом. Принудительное безвозмездное обращение в собственность государства представляет собой особую меру уголовно-правового характера, которая распространяется на имущество, полученное в результате совершения преступлений, прямо предусмотренных ч. 1 ст. 104.1 УК РФ, и на доходы от использования этого имущества. Согласно  уголовному  законодательству  к  лицам,  совершившим преступление или общественно опасное деяние, могут применяться  иные  меры  уголовно-правового  характера. К  их  числу законодатель  отнес  принудительные  меры  медицинского  характера  и  конфискацию  имущества,  которые  назначаются  вместо наказания или вместе с ним. Однако надо иметь в виду, что иными мерами уголовно-правового характера также являются принудительные меры  воспитательного  воздействия (ст. 90 УК)  и  помещение  в  специальное  учебно-воспитательное  учреждение  закрытого типа органа управления образованием (ст. 92 УК)[4].

Российский законодатель установил, что конфискация имущества - это мера государственного принуждения, предусмотренная уголовным законом, назначаемая по обвинительному приговору, определению или постановлению суда лицу, признанному виновным в совершении преступления, заключающаяся в принудительном безвозмездном и окончательном отобрании (изъятии) находящегося в незаконном (или в законном) владении у осуждённого или другого лица с последующим обращением в собственность государства имущества, полученного в результате совершения преступления, и доходов от него либо имущества, используемого или предназначенного для финансирования терроризма и организованной преступной деятельности, либо орудий, оборудования, иных средств совершения и предметов преступления. Соответствующие нормы разместил в главе 15.1, которая, в свою очередь, включена в раздел VI, именуемый теперь "Иные меры уголовно-правового характера"[5].

Несмотря на то, что понятие "иные меры уголовно-правового характера" впервые было использовано законодателем в ст. ст. 2 и 6 УК РФ, в тексте закона оно рассматривается в качестве новой базовой категории.

Иные меры уголовно-правового характера - это меры государственного принуждения, предусмотренные в нормах Общей части УК РФ, назначаемые по обвинительному приговору суда либо в процессе исполнения наказания лицу, признанному виновным в совершении преступления, вместо наказания либо в качестве дополнительной к наказанию уголовно-правовой меры, заключающиеся в осуждении лица и совершённого им преступления от имени государства и правоограничениях некарательного характера и направленных на достижение целей наказания[6].

Проведенный нами анализ позволяет констатировать, что наименование раздела "Иные меры уголовно-правового характера" искажает их юридическую природу, определенную в ст. ст. 2 и 6 УК РФ. В ч. 2 ст. 2 закреплено положение о том, что для осуществления задач, перечисленных в ч. 1 ст. 2, "Кодекс устанавливает основание и принципы уголовной ответственности, определяет, какие опасные для личности, общества или государства деяния признаются преступлениями, и устанавливает виды наказаний и иные меры уголовно-правового характера за совершение преступлений". В ч. 1 ст. 6 УК при регламентации принципа справедливости законодатель дает такую же трактовку этим мерам.

Таким образом, по смыслу закона иные меры уголовно-правового характера должны применяться вместо уголовного наказания, т.е. к лицам, совершившим преступления, должны применяться или наказание, или иные меры уголовно-правового характера[7].

В новой интерпретации конфискация имущества не является мерой уголовного наказания, не предусмотрена в санкциях за конкретные преступления, не имеет фиксированных уголовным законом размеров. Институт конфискации является одним из самых сложных и спорных. На протяжении последних нескольких лет в юридической литературе велась острейшая полемика, после которой законодателем была поддержана концепция конфискации как иной меры уголовно-правового характера. Однако вопрос о правовой природе конфискации имущества и о возможности рассматривать ее как разновидность уголовной ответственности по сей день остается дискуссионным[8].

Исследователи данного института сегодня ставят еще одну проблему, которая касается места конфискации в УК РФ, в частности, предлагают выделить иные меры уголовно-правового характера в отдельную главу - 10.1, включив в нее конфискацию имущества наряду с условным осуждением и отсрочкой отбывания наказания беременным женщинам и женщинам, имеющим малолетних детей[9].

Меры уголовно-правового характера представляют собой предусмотренные уголовным законом разнообразные средства для борьбы с преступностью, применяемые в зависимости от характера совершаемого деяния и особенностей лица, его совершившего. Иные меры уголовно-правового характера наряду с наказанием подчинены целям общей и частной превенции.

Определение содержания конфискации в ч.1 ст. 104.1 УК РФ не может быть признано исчерпывающим, поскольку обращению имущества в собственность государства должно предшествовать его отобрание или изъятие из владения осуждённого или другого лица. Отобрание имущества у соответствующего лица является основным элементом содержания конфискации. Нельзя признавать таковым обращение имущества в собственность государства и потому, что в соответствующих случаях оно подлежит и уничтожению (п.2 ч.З ст.81 УПК РФ) или используется для возмещения причинённого преступлением вреда. Но поскольку последние рассматриваются в качестве самостоятельных правовых мер. поэтому в более узком значении конфискацию, на взгляд диссертанта, следует трактовать как отобрание (изъятие) у лица имущества с последующим его обращением в собственность государства.

Имущество, перечисленное в ч. 1 ст. 104.1, обладает различным правовым статусом: одни предметы находятся в собственности обвиняемого (например, орудия, оборудование или иные средства совершения преступления), другие же ему не принадлежат (деньги, ценности и иное имущество, полученные в результате совершения преступлений). Данное обстоятельство позволяет утверждать о том, что изъятие различных предметов (имущества) влечет для виновного различные последствия и потому неоднородно по своей природе.

Содержанием конфискации орудий и средств совершения преступления выступает принудительное лишение обвиняемого права собственности в отношении определенных предметов: согласно п. "г" ч. 1 ст. 104.1 УК РФ изъятию подлежат орудия и средства преступления, принадлежащие обвиняемому. Следовательно, в результате принудительного изъятия имущества, находящегося у виновного на законных основаниях, ущемляются его соответствующие права, сам он претерпевает определенные лишения.[10] Вышеуказанное обстоятельство сближает природу данного вида специальной конфискации с наказанием сразу по двум показателям. Во-первых, наказание выступает как мера принуждения. Во-вторых, оно прежде всего заключается в лишении преступника принадлежащих ему благ. Таким образом, одним из важнейших критериев при определении природы специальной конфискации в ее взаимосвязи с природой уголовного наказания следует считать наличие либо отсутствие права собственности обвиняемого в отношении изымаемого имущества. Думается, что такой показатель, как стоимость или ценность имущества, в данном случае не должен применяться, ибо важен сам факт ущемления прав собственника, а не его степень. В частности, это можно аргументировать тем, что ч. 3 ст. 35 Конституции РФ устанавливает единый порядок принудительного прекращения права собственности, независимо от стоимости изымаемого имущества «Никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения»[11].

Конфискация имущества, характеризуется следующими специфическими признаками, отличающими её от остальных иных мер уголовно-правового характера: 1) она не является самостоятельной формой реализации уголовной ответственности; 2) не является и альтернативной наказанию мерой, а всегда сочетается с наказанием; 3) может сочетаться как с основным видом наказания, так и с совокупной мерой, то есть с основным и дополнительным видами наказаний; 4) может назначаться и при применении таких иных мер уголовно-правового характера, как условное осуждение, отсрочка отбывания беременным женщинам и женщинам, имеющим малолетних детей; 5) объектом её воздействия являются имущество, полученное в результате преступления, имущество, используемое либо предназначенное для определённой в законе преступной деятельности, а также орудия и иные средства совершения преступления; 6) может выступать в качестве меры уголовно-правового характера, ограничивающей имущественные права осуждённого или третьих лиц (только в той части, которая касается конфискации находящегося в законном владении имущества).


 

 

Виды конфискации имущества

 

 

В Уголовном кодексе РФ законодатель выделяет виды конфискации:

а)  деньги,  ценности  и  иное  имущество,  полученные  в  результате совершения преступлений. Конфискация возможна по 51  преступлению,  исчерпывающий  перечень  которых  дан  в  п. «а»  ч. 1  ст. 1041УК.  К  ним,  в  частности,  относятся:  убийство при  отягчающих  обстоятельствах;  торговля  людьми;  использование  рабского  труда;  нарушение  авторских  и  смежных  прав; нарушение  изобретательских  и  патентных  прав;  изготовление или  сбыт  поддельных  денег  или  ценных  бумаг;  контрабанда; террористический  акт;  вовлечение  в  совершение  преступления террористического характера или иное  содействие их  совершению;  вовлечение  в  занятие  проституцией;  государственная  измена; шпионаж и др.

Обращает на себя внимание следующее обстоятельство: далеко не все преступления, предусмотренные п. «а» ч. 1 ст. 104.1 УК РФ, влекут наступление последствий в виде получения денег, ценностей или иного имущества. Немало составов преступлений, названных в указанной статье, по конструкции являются формальными, в связи с чем извлечение материальной выгоды (в виде денег, ценностей и проч.) лежит за рамками составов преступлений[12].

В перечень не вошли многие преступления, в том числе тяжкие и особо тяжкие, совершаемые с корыстным мотивом, результатом которых является приобретение денег, ценностей и иного имущества. К таким преступлениям относятся, например, разбой, вымогательство, мошенничество, незаконное предпринимательство, легализация (отмывание) денежных средств или иного имущества, приобретенного преступным путем, и др. В этой связи возникает вопрос: как должна решаться судьба имущества, добытого в результате совершения других преступлений?

Информация о работе Порядок применения конфискации имущества