Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2010 в 20:55, курсовая работа
Цели данной работы состоит в изучении понятия вины, ее форм в российском законодательстве.
Задачи: 1. Рассмотреть понятие вины, ее содержание;
2. Определить формы вины;
3. Рассмотреть понятие вины в целом, в уголовном и гражданском праве.
Введение
Глава 1. Вина в уголовном праве
1.1. Некоторые социально-психологические черты вины
1.2. Определение вины и ее содержание
1.3. Формы вины
Глава 2. Вина в уголовном и гражданском праве
2.1. Вина в уголовном праве
2.2. Вина в гражданском праве
Заключение
Список использованных источников
Министерство образования Российской Федерации
Восточно-Сибирский
государственный
Институт экономики и права
Кафедра
уголовно-правовых дисциплин
КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине «Уголовное право»
на тему:
Понятие
вины в уголовном праве
Улан-Удэ,
2010
Содержание
Введение
Глава 1. Вина в уголовном праве
Глава 2. Вина в уголовном и гражданском праве
2.1. Вина в уголовном праве
2.2. Вина в гражданском праве
Заключение
Список
использованных источников
Введение
Вина является краеугольным камнем любой ответственности. Поскольку под принципом (как общепризнанным) понимается основополагающая идея (правило), которой подчинено то, или иное явление (процесс), то следует сделать вывод, что, как в уголовно - правовых нормах, так и в практике их применения, идея вины должна найти реальное воплощение.
Прежде всего, обращает внимание то обстоятельство, что в теории уголовного права нет единого понимания содержания, сущности и границ вины. Большая часть криминалистов по традиции ориентируется на психологическую концепцию вины, согласно которой под виной признается психическое отношение в виде умысла и неосторожности. Во многих случаях из этого исходит и судебная практика. Однако в последнее время вина нередко характеризуется с оценочных позиций, когда вине придается более широкое содержание, обусловленное отчасти субъективными представлениями правоприменителя.
В известном смысле, в уголовно - правовой науке, да и на практике, мы наблюдаем “кризис вины”, разрешение которого во многом определит и дальнейшие перспективы развития уголовного права. Кризисное положение вины в уголовном праве обусловлено накоплением противоречий в правовых нормах и потребностях их развития, практике применения уголовного закона и теоретических научных положениях, освещающих проблему вины. К сожалению, в уголовно - правовой науке “кризис вины” пока не привлек достаточного внимания.
Использование понятия вины в юриспруденции было связано с необходимостью найти точку отсчета, опоры, оснований для ответственности, повод для осуждения. В последующем вина могла пройти различные трансформации. Известно, что в средние века вина отождествлялась с греховным поведением, а человек признавался грешным и при одной мысли о недостойном поведении.
Цели данной работы состоит в изучении понятия вины, ее форм в российском законодательстве.
Задачи: 1. Рассмотреть понятие вины, ее содержание;
2. Определить формы вины;
3. Рассмотреть понятие вины в
целом, в уголовном и
Глава 1. Вина в уголовном праве
Учение о вине1 является одной из актуальных социальных правовых проблем. Вина по своей природе является не только правовой категорией, но и социально-политической, морально-этической, применяемой при обосновании всех видов ответственности в обществе. Наряду с правовыми науками, проблема вины относится к предмету исследования также и философии, этики, социологии, психологии, педагогики и других наук.
Вина, прежде всего, является социально-психологическим явлением, специфическим «продуктом», возникающим в процессе отношений личности с социальной средой. Вне социальных отношений вина вообще не существует.
В уголовно-правовой
науке служебная функция
Происходящие в психике человека процессы (переживания, представления, чувства, взгляды, интересы и т.д.) взаимосвязаны, взаимообусловлены и участвуют в процессе формирования мотива поведения и в зависимости от социального их свойств, также во взаимодействии с внешними факторами могут способствовать тому, что поведение личности становится криминогенным (преступным).
Методологические основы психологии позволяют рассматривать в правовой науке психический процесс с трех сторон: познавательной, волевой и эмоциональной. Общественно опасное содержание трех сторон психики личности проявляется в конкретном действии и характеризует собой вину. Следовательно, с позиции науки социальной психологии эти стороны составляют те элементы психического процесса, посредством которых формируется криминогенное поведение.
Познавательный (интеллектуальный) элемент, состоящий из сознания и мышления, представляет собой психический процесс, отражающий предметы и явления действительности в их главных признаках, и раскрывает разнообразные связи, существующие в них между ними2.
Волевой уровень – это отражаемое регулирование поведения, сознательное направление умственных и физических усилий на достижение цели или удержание от активности3. Сознательное направление поведения на достижение цели или воздержание от активности предполагает отражение реального психического отношения лица к своему общественно опасному деянию, так и к преступным его последствиям. Волевое регулирование поведения может проявляться не только в целенаправленных, активных действиях или воздержании от активности, но также может быть выражено в виде недостаточных волевых усилий, приведших к преступному результату.
Эмоциональный процесс в действительности никогда не сводиться к «чистой», т.е. абстрактной эмоциональности: он всегда включает в каком-то единстве и взаимопроникновении не только эмоциональные, но и интеллектуальные моменты так же, как интеллектуальный процесс включает обычно в той или иной мере эмоциональные моменты4. В силу этих свойств эмоции могут: соединяться с мотивом виновного деяния (чувство ненависти с местью, чувство любви с ревностью и т.д.); укреплять или ослаблять определенное психическое состояние в интеллектуальном и волевом процессе человека; порождать или заменять собственную оценку объекта воздействия в соответствии с его потребностями, интересами.
Криминогенное поведение, как любой акт человека, имеет в своей основе взаимодействующую систему психологических элементов, именуемую психологическим механизмом.
В процессе осознания человеком потребности, интереса и их предмета формируются определенные мотив и цель поведения. Отражение в сознании лица конкретной внешней ситуации, предвидение возможности удовлетворения потребности и интереса укрепляют мотив и цель поведения, и их воздействие вызывает волевой акт – решимость на совершение преступления. Здесь, разумеется, главенствующую роль играют антиобщественные потребности, интересы, эмоции, соответствующие им мотивы, цели поведения, а также социально вредный способ их удовлетворения. Именно эти признаки характеризуют социально-психологическое содержание вины.
При этом следует отметить, что мотив преступления возникает до начала целеполагающей деятельности, в известной мере включает в себя способ совершения преступления и в этом смысле связан с объектом преступного посягательства. Характерным в процессе мотивации является то, что она действует на всем протяжении осуществления преступного деяния. Мотивация служит активной силой в развитии уголовно-противоправного деяния, следовательно, и в окончательном формировании вины.
Процесс формирования и проявления криминогенного поведения иногда может занимать очень короткий промежуток времени, что создает для лица возможность совершать действия на уровне привычных, недостаточно осмысленных поступков, почти автоматически. При этом состоянии психики некоторые стадии ее могут быть не улавливаемы или могут иметь менее ясную, осознанную цель. Сама цель не выходит за пределы непосредственной ситуации, ее осуществление достигается посредством привычных действий, которые производятся почти автоматически, как только импульс дан5. Исходя из этого положения, можно утверждать, что у лиц, характеризующихся наличием более или менее устойчивых антиобщественных привычек, взглядов, поступков, вызываемые таким импульсом автоматическая реакция и противоправное действие, в свою очередь, могут даже не затрагивать социально-ценностных ориентаций. Эти ориентации могут, как бы оставаться «нейтральными», не успевшими выступить в роли «психического барьера» против общественно опасного поступка.
Анализ судебно-следственной практики
показывает, что нередко преступления
против личности совершаются в результате
импульса при недостаточно осознанной
цели и отсутствии сколько-нибудь длительного
сознательного процесса, в силу неожиданности
и внезапности ситуации. Отсутствие «времени
для осуществления нормального познавательного
процесса в этой ситуации в известной
степени сковывает избирательное свойство
воли. При этом мотивированная и эмоциональная
направленность на достижение цели выражается
в таком психическом состоянии субъекта,
когда сознание и воля носят наиболее
активный характер в силу высокой актуализации
в собственном представлении внешних
факторов воздействия»6.
1.2.
Определение вины
и ее содержание.
Вина является элементом психического
содержания субъективной стороны преступления.
Уголовной ответственности и наказанию подлежит только лицо, виновное в совершении преступления, т.е. умышленно или по неосторожности
совершившее предусмотренное уголовным законом общественно опасное деяние.
Следует отметить, что определение того или иного предмета не может отразить всю его сущность и содержание, поэтому достаточно назвать в дефиниции наиболее общие отличительные признаки определяемого. По нашему мнению, представляется возможным дать определение вины в следующей формулировке: «Вина – это психическое отношение лица к совершаемому им общественно опасному деянию и его общественно опасным последствиям, выражающее его отрицательное или пренебрежительное, невнимательное отношение к охраняемым уголовным законом ценностям общества в форме умысла и неосторожности»7.
В данном определении усматриваются все существенные признаки вины:
1. Вина
– это отношение психики
Психология выделяет четыре основные формы психических явлений, присущих человеку: психические процессы (ощущения, восприятие, память и мышление); психическое состояние (общий функциональный уровень, характеризующий активность, бодрость, пассивность, усталость и т.д.); психические свойства личности (темперамент, характер, способности, интересы, воля); психические отношения (избирательные, положительные или отрицательные). Эти психические черты личности в науке уголовного права служат для характеристики внутреннего содержания преступления. Применительно к психологическому содержанию преступления эти стороны проявляются в форме отношений:
Психическое отношение представляет собой непосредственную связь личности с окружающим социальным миром, в котором участвуют все свойства (социально приобретенные и индивидуализированные) характера личности.