Понятие уголовного права, его предмет, метод и система

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2011 в 14:37, реферат

Описание работы

Уголовное право представляет собой расположенную в строгой логической последовательности систему общеобязательных норм, устанавливающих, какие общественно опасные деяния (действия или бездействие) признаются преступными и какое наказание применяется за их совершение.
Слово уголовный возникло на основе древнерусского слова голова, отсюда убийца именовался «головник», а убийство — «головничьство», «головьщина», «поголовьщина». По мнению известного исследователя этимологии русского языка А.Г. Преображенского, термин «уголовный» в изначальном смысле означал «имеющий отношение к убитому, к голове, к жертве убийства». С течением времени произошло некоторое расширение значения термина «уголовный». В качестве семантической параллели А.Г. Преображенский, объясняя это слово, приводит сравнение с латинским словом res capitais — «дело, грозящее казнью», т.е. уголовное дело.

Содержание

1.Понятие уголовного права, его предмет, метод и система…………………………2
2.Задачи и функции уголовного права…………………………………………………………..4
3. Уголовное право и уголовная политика…………………………………………………….6
4. Принципы уголовного права……………………………………………………………………...9
4.1. Понятие, содержание и значение принципов уголовного права….…9
4.2. Содержание принципов уголовного права……………………………………..11
5.Наука уголовного права…………………………………………………………………………….16
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………………………………….19

Работа содержит 1 файл

Понятие уголовного права. реферат 1.docx

— 80.54 Кб (Скачать)

    д) стимулирующая (поощрительная), которая, несмотря на преимущественно "карательный" характер, выражающийся в наказании лиц, совершающих  преступления, свойственна уголовному праву. Данная функция предоставляет возможность активных действий по пресечению преступлений и устранению (смягчению) преступных последствий (нормы о необходимой обороне, причинении вреда или задержании лица, совершившего преступление, крайней необходимости и др.). Перечень данных обстоятельств, исключающих преступность деяния, существенно расширен (он приведен в гл. 8, а также в примечаниях к ст. 126, 205, 304 УК РФ и др.) и будет подробно рассмотрен в соответствующих главах учебника.

    Задачи  уголовного законодательства могут  уточняться и дополняться в период реформирования общественных отношений, а также при изменении уголовной  политики России. Реформирование уголовного законодательства связано с крупными и кардинальными изменениями  политической, социально-экономической  и правовой стратегии государства. Уголовная политика как составная часть социальной политики Российского государства, во-первых, подготавливает концептуальные основы реформы и формирования задач уголовного закона, во-вторых, готовит базу для приведения законодательства в соответствие со складывающимися реалиями, общественными притязаниями и ожиданиями населения по противодействию криминальной ситуации, в-третьих, реализует уголовное законодательство и отраженные в нем задачи и функции на правоприменительном уровне через органы уголовной юстиции, добиваясь стабильности в обществе, обеспечения защиты личности, ее интересов, а также интересов общества и государства путем применения уголовно-правовых средств воздействия на преступность.

    Уголовное право России как учебная дисциплина принадлежит к числу профилирующих  в профессиональном обучении студентов  юридических образовательных учреждений. Его целью является формирование знаний в области уголовного права, а также навыков и умений применения основных положений уголовного законодательства России в будущей деятельности.

    Задачами  уголовного права как учебной  дисциплины являются:

    формирование  и развитие уголовно-правовых знаний и знаний о практике применения уголовного права в профессиональной деятельности;

    формирование  навыков правильного анализа  уголовно-правовых норм и институтов и их применения в конкретных правоприменительных  ситуациях;

    выработка навыков и умений квалификации преступлений с учетом состояния современного уголовного законодательства, уголовно-правовой теории и правоприменительной практики.

    Реализация  в полном объеме данных задач позволит подготовить профессионально грамотных  юристов, способных эффективно осуществлять борьбу с преступностью уголовно-правовыми  средствами.

    3. Уголовное право и уголовная политика

 

    Уголовное право теснейшим образом связано  с уголовной политикой. Если уголовное  право может рассматриваться  как система правовых норм, определяющих преступность и наказуемость поведенческих  актов человека и обеспечивающих осуществление правосудия по уголовным  делам, то уголовная политика призвана путем определения крупномасштабных задач и направлений организации  деятельности государства максимально  снизить масштабы преступности и издержки от нее. Уголовная политика направлена на обеспечение криминальной безопасности общества и Российского государства.

    Развитие  уголовной политики базируется на системе  ценностей нашего общества и государства, складывающейся правовой системе, которая  также относится к числу приоритетных общественных ценностей. Уголовная  политика имеет значительно более  широкий предмет, чем уголовное  право, и включает всю деятельность, использующую законодательные запреты  в отношении деяний криминального  характера, определяет задачи, содержание и формы борьбы с преступлениями, их предупреждения, пресечения и справедливого  наказания за совершенные преступления. "Речь идет о направлении деятельности государства в этой специфической  сфере, об определении задач, содержания, форм деятельности государства и  его органов по борьбе с преступностью  и тесно связанными с нею другими  формами антиобщественного поведения"*(2).

    Уголовная политика имеет следующие уровни:

    разработка  теоретических основ;

    формирование  государственной концепции уголовной  политики, опирающейся на ее теорию;

    развитие  правовой базы уголовной политики;

    реализация  уголовной политики в масштабе России, субъектов РФ по отдельным ее направлениям;

    непосредственная  правоприменительная деятельность в сфере реализации задач уголовной  политики.

    Все меры уголовной политики можно классифицировать, во-первых, по их принадлежности к определенному  направлению (специальному профилактическому  воздействию, непосредственному уголовно-правовому  и уголовно-исполнительному воздействию), во-вторых, по механизму действия (непосредственные, вспомогательные), в-третьих, по мерам  правоприменительного характера (информационные, методические, координационные и  др.), обеспечивающим эффективное применение специального предупреждения, уголовно-правового  и уголовно-исполнительного направлений  уголовной политики России.

    Меры  предупреждения преступлений, как правило, не связаны с привлечением к уголовной  ответственности и заключаются  в воспитательном или в административно-правовом воздействии на потенциальных правонарушителей и иных лиц. Применяются также побуждение правонарушителей к добровольному отказу при приготовлении и покушении на преступление и пропаганда положений уголовно-правовых норм о ненаказуемости добровольно прекращенного приготовления или покушения на преступление (ст. 31 УК РФ) или специальных случаев освобождения от наказания за уже оконченное преступление (примечание к ст. 126, 205, 206 УК РФ и др.). Несмотря на сложность выявления начатых преступлений и на условия, ограничивающие возможность добровольного отказа, эта уголовно-правовая мера целесообразна, особенно в отношении несовершеннолетних правонарушителей.

    Побуждение  к деятельному раскаянию - мера общепрофилактическая, когда она осуществляется путем пропаганды правовых последствий деятельного раскаяния. В то же время это и индивидуально-профилактическая мера, направленная на предотвращение вредных последствий, характерных для оконченных преступлений. Должно учитываться то, что сущностью этой меры является склонение правонарушителей к действиям, либо освобождающим их по закону от ответственности за совершенные преступления, либо смягчающим эту ответственность. После возбуждения уголовных дел побуждение к деятельному раскаянию может применяться ко всем обвиняемым. Для повышения эффективности данной уголовно-правовой меры особое значение имеют обоснованность правовой оценки поведения правонарушителей в контексте деятельного раскаяния и обеспечение единства такой оценки органами предварительного расследования преступлений.

    Содействие  социальной адаптации лиц, отбывших наказание, осуществляется с целью  предупреждения рецидивов преступлений и заключается в привлечении  судимых к нормальному образу жизни на свободе с помощью  их трудоустройства и наделении  иными социальными позициями, а  также применении различных форм профилактического воздействия  на них.

    Уголовно-правовые меры пресечения преступлений характерны тем, что профилактические цели достигаются  применением к правонарушителям правомерного уголовно-правового принуждения. Пресечение преступлений путем необходимой  обороны и задержание преступников основаны на закрепленном Конституцией РФ социальном праве личности на неприкосновенность, на обязанности государства охранять личность и ее права, а также на нормах уголовного закона, в которых  определены одобряемые пределы причинения вреда правонарушителям.

    Государство и общество заинтересованы в активном, успешном и законном применении гражданами и представителями власти необходимой  обороны, задержании преступников и  иных обстоятельств, исключающих преступность деяний. В соответствии с этим и  следует определять эффективность  практики применения этих обстоятельств. Среди них особое место занимает обеспечение законности правовой оценки актов необходимой обороны и  задержания преступников и других обстоятельств, исключающих преступность деяния.

    Привлечение к ответственности за приготовление  или покушение на преступление как  мера пресечения преступлений основана на уголовно-правовой норме о наказуемости предварительной преступной деятельности (ч. 3 ст. 29 УК РФ). Эта норма обязывает  сотрудников правоохранительных органов  предотвращать возможные вредные  последствия преступной деятельности при выборе момента пресечения и  лишь при невозможности пресечения преступления следует руководствоваться  интересами получения доказательств  обвинения. Эффективность применения данной уголовно-правовой нормы зависит  от своевременного выявления приготовления  либо покушения на преступление, что  требует тесной связи правоохранительных органов с населением.

    В последние  годы декриминализирован ряд общественно-опасных деяний (бродяжничество, немедицинское потребление наркотических веществ и др.), которые потенциально создают почву для тяжких преступлений. Это, к сожалению, снизило профилактический потенциал уголовного законодательства, но это положение должно восполняться активным применением иных отраслей законодательства, например административного, для обеспечения противодействия декриминализированным формам правонарушающего поведения.

    Выявление, регистрация преступлений, возбуждение  уголовных дел и раскрытие  преступлений основаны на уголовном  законе, а также на законах, определяющих компетенцию правоохранительных органов  и порядок производства предварительного расследования преступлений. Причины, по которым какую-то часть преступлений (порой весьма значительную) не удается  выявить и раскрыть, весьма разнообразны. И одна из них - ограниченность сил  и средств правоохранительных органов. Это вынуждает их ранжировать свои задачи в выявлении и раскрытии преступлений и использовать ограниченные силы и средства прежде всего для борьбы с тяжкими и особо тяжкими преступлениями.

    Уголовно-правовые меры реализации ответственности лиц, совершивших преступление, представляют собой разнообразную деятельность правоохранительных органов - от выявления  преступлений до обеспечения исполнения наказаний. Эти меры подчинены общим  целям реализации уголовной ответственности  и наказания.

    Обеспечение возмещения вреда, причиненного преступлениями, кроме иных целей преследует цель исключить преступное обогащение правонарушителей. Эта мера регулирует совокупность уголовно-правовых, уголовно-процессуальных, гражданских  и гражданско-процессуальных норм. Эффективность этой деятельности остается низкой. Следует предусматривать  возможность производства обыска и  выемки ценностей, орудий и средств  совершения преступления, конфискации  орудий и средств преступления и имущества, полученного преступным путем (гл. 15.1 УК РФ).

    Квалификация  общественно опасных деяний - уголовно-правовая мера, призванная обеспечить законность реализации уголовной ответственности  путем определения наличия ее основания и пределов последующей  ответственности виновного лица.

    Замена  уголовной ответственности иной, более мягкой ответственностью позволяет  экономить уголовно-правовое принуждение  при соблюдении условий, способных  обеспечить достижение общих целей  уголовной ответственности. Эффективность  практики применения этой уголовно-правовой меры определяется в соответствии с  целями специального и общего предупреждения преступлений на основе сопоставления  динамик совершения менее тяжких преступлений, объема замены уголовной  ответственности за эти преступления более мягкими мерами. При этом следует также сопоставить приведенные  показатели с долей преступлений лиц, которые после замены уголовной  ответственности иными мерами повторно совершили преступление.

    В последние  годы по ряду причин практика замены уголовной  ответственности значительно сократилась (сохранилась лишь замена уголовной  ответственности несовершеннолетним принудительными мерами воспитательного  характера), что создает опасность  увеличения доли судимых в составе  населения.

    Смягчение наказания осужденным - судебная функция, однако обоснованность судебных решений  во многом зависит от полноты и  достоверности информации об осужденном, представляемой органами дознания, предварительного следствия и исправительно-трудовыми  учреждениями. Об уровне их деятельности в этом отношении можно будет  судить по динамике доли рецидивов  преступлений со стороны тех осужденных, которым наказание было смягчено.

    Основные  меры в контексте уголовной политики - это наряду с мерами организационного, нормативного, методического и ресурсного обеспечения меры непосредственного  правоприменения: профилактики с использованием воспитывающего и предупреждающего значения уголовного закона и норм с так называемой двойной превенцией; реализации уголовной ответственности  преступников; исправительного воздействия  на лиц, к которым применены меры наказания или заменяющие его  меры, и последующей помощи им в  социальной реадаптации. Таким образом, уголовная политика государства призвана обеспечивать разработку и реализацию направлений и задач, обеспечивающих эффективную борьбу с преступностью, противодействие преступности с использованием правовых, управленческих, воспитательных и просветительных мер, имеющихся в распоряжении общества и государства.

Информация о работе Понятие уголовного права, его предмет, метод и система