Понятие убийства по российскому уголовному праву

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2011 в 07:07, курсовая работа

Описание работы

Согласно конституции Российской Федерации признаются и гарантируются права и свобода человека и гражданина в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и в соответствии с Конституции РФ.

Охрана личности является предметом охраны уголовного права.

Содержание

Введение……………………………………………………………………....3

1. Понятие убийства и его виды………………………………………..…..5

2. Убийства с отягчающими обстоятельствами………………………….13

3. Привилегированные убийства………………….………………………28

Заключение…………………………………………………………….……38

Литература…………………………………………………………………...40

Работа содержит 1 файл

Курсовик по УП.doc

— 180.00 Кб (Скачать)

     При косвенном умысле виновный осознает, что деянием ставит потерпевшего в опасность, предвидит возможность наступления смерти, и хотя не желает ее наступления, сознательно допускает либо безразлично относится к ее наступлению. Косвенный умысел на убийство встречается, например, при поджоге помещения, в котором находятся люди; при использовании кляпа или пластыря, чтобы не дать потерпевшему возможности позвать на помощь, если в результате этого наступила смерть, при убийстве посторонних людей в случае применения взрывного устройства или иного способа преступления.

     При решении вопроса о виде умысла виновного следует учитывать  всю совокупность обстоятельств  совершенного, в частности, способ и орудие преступления, количество, характер и локализацию телесных повреждений, причины прекращения виновным преступных действий, предшествующее и последующее поведение виновного, его взаимоотношения с потерпевшим.

     Предварительная угроза убийством также является важным доказательством наличия умысла на убийство. Не будем касаться вопроса о доказывании наличия угрозы убийством, однако отметим обязательность выяснения в ходе расследования серьезности намерения лица, высказывающего угрозу. Не всегда словесное выражение совершить убийство свидетельствует о реальном намерении, даже при сопровождении действий, внешне похожих на возможность реализации угрозы.

     Для квалификации убийства не имеет значения момент сформирования умысла. Убийство с заранее обдуманным намерением (предумышленное) российское уголовное право не рассматривает как более тяжкий вид. Степень общественной опасности в большей степени зависит от мотива, цели, способа убийства и других обстоятельств, которые закон признает квалифицирующими.

     Если  мотив или цель убийства реализуются  только в случае смерти потерпевшего (получение наследства, избавление от нежелательного свидетеля, осуществление  акта кровной мести), умысел всегда будет прямым.  

     Следует заметить, что убийство с косвенным  умыслом российский законодатель и судебная практика не рассматривают как менее опасный вид. Смерть человека - настолько тяжкое последствие, что и безразличное отношение виновного к ее наступлению свидетельствует о высокой степени общественной опасности содеянного. Закон (ст. 25 УК РФ) вообще не противопоставляет косвенный умысел прямому, а объединяет их. Разграничение этих видов умысла приобретает решающее значение только при ненаступлении смертельного результата.

     Мотив и цель преступления, которые принято  относить к факультативным признакам субъективной стороны, в составе убийства приобретают обязательную роль, поскольку от их содержания зависит квалификация убийства. В ч. 1 ст. 105 УК не указаны мотивы простого убийства. Это преступление может быть совершено по любым мотивам, за исключением тех, которым закон придает квалифицирующее значение (п. «з», «и», «к», «л», «м» ч. 2 ст. 105 УК). Для простого убийства характерны такие мотивы, как месть за какое-либо действие потерпевшего, независимо от его правомерности, в том числе за совершенное преступление, ревность, зависть, неприязнь или ненависть, возникшие на почве личных отношений.

     Субъектом убийства является физическое лицо, достигшее к моменту совершения преступления 14 лет (ст. 20 УК). Убийство, совершенное должностным лицом при превышении должностных полномочий, квалифицируется по совокупности преступлений, предусмотренных ст. 105 и 286 УК. Ответственность за привилегированные виды убийства (ст. 106, 107, 108 УК) наступает с 16 лет.

     В связи с принятием Уголовного кодекса 1996 г. изменилась редакция около половины норм уголовного законодательства, предусматривающих ответственность за умышленное причинение смерти. С изменением социально-политической обстановки появились качественно новые виды преступных посягательств. Некоторые проблемы уголовно-правовой оценки преступных посягательств обуславливаются динамичным развитием науки и техники. Ряд научно-технических достижений позволяет совершенствовать приемы и способы совершения преступления.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. УБИЙСТВА С ОТЯГЧАЮЩИМИ ОБСТОЯТЕЛЬСТВАМИ.

     Квалифицированным убийством принято называть убийство, совершенное при наличии хотя бы одного из отягчающих обстоятельств (квалифицирующих признаков), перечисленных  в ч. 2 ст. 105 УК. Разумеется, все остальные признаки основного состава убийства тоже должны быть. Если в действиях виновного имеются два или несколько квалифицирующих признаков, то все они должны быть указаны в предъявленном обвинении и приговоре. Однако они не образуют совокупности преступлений и наказание назначается единое, хотя наличие двух или нескольких квалифицирующих признаков учитывается при определении тяжести содеянного.

     Всего в ч. 2 ст. 105 УК имеются 13 пунктов, но в некоторых из них названо более одного признака (п. "в", "к", "л") либо перечисляются конкретные разновидности данного признака (п. "ж", "з").

     Впервые квалифицирующие признаки убийства располагаются по строгой системе, в зависимости от их связи с  определенными элементами состава  преступления:

     - признаки, относящиеся к объекту (п. "а", "б", "в", "г");

     - к объективной стороне (п. "д", "е", "е1", "ж");

     - к субъективной стороне (п. "з", "и", "к", "л", "м").

     Указанное расположение квалифицирующих признаков имеет практический смысл, поскольку облегчает процесс квалификации конкретного убийства.

     К объекту относятся следующие  квалифицирующие обстоятельства, характеризующие  жертву преступления: а) убийство двух или более лиц; б) убийство лица или  его близких в связи с осуществлением данным лицом служебной деятельности или выполнением общественного долга; в) убийство лица, заведомо для виновного находящегося в беспомощном состоянии, а равно сопряженное с похищением человека либо заложника; г) убийство женщины, заведомо для виновного находящейся в состоянии беременности.

     Убийство  двух или более лиц (п. «а» ч. 2 ст. 105 УК) характеризуется повышенной тяжестью последствий. Причинение смерти всем потерпевшим происходит либо одновременно, либо с незначительным разрывом во времени, но при непременном условии - действия виновного охватывались единством намерения. Умысел может быть прямым или косвенным в отношении всех потерпевших, возможно сочетание прямого умысла на убийство одного лица и косвенного – по отношению к другим   потерпевшим.3 Убийством с косвенным умыслом в судебной практике признается лишение жизни нескольких человек при срабатывании автоматического взрывного устройства, установленного в целях защиты садового участка от вторжения посторонних лиц. Умысел может быть прямым или косвенным в отношении всех потерпевших, но возможно сочетание прямого умысла на убийство одного лица и косвенного - по отношению к другим потерпевшим.

     По  мнению Н. Бабия «наличие смерти только одного человека означает, что в  содеянном содержатся не все признаки рассматриваемого состава преступления и оно не окончено, что позволяет квалифицировать данное преступление как покушение на убийство двух и более лиц 4. По мнению Г.Н. Борзенкова, «признание покушением всего деяния в целом как единого преступления снижало бы опасность содеянного и привело бы к смягчению ответственности виновного в силу ч.3 и 4 ст.66 УК».

     Н. Бабий считает, полагает, «что обязательный признак – причинение смерти одному человеку – следует дополнить квалифицирующим признаком, который означал бы не фактическое причинение смерти второму потерпевшему, как в настоящее время, а отражал бы намерение лица причинить соответствующий вред. В таком случае оконченным квалифицированным убийством признавалось бы причинение смерти одному лицу, а фактическое ненаступление смерти второго потерпевшего не влияло бы на квалификацию, но могло бы быть учтено при назначении наказания.5

     При большом разрыве во времени или  при других обстоятельствах, свидетельствующих  об отсутствии единого намерения (например, убийство другого лица с целью  сокрытия ранее совершенного убийства), каждое из совершенных преступлений требует самостоятельной квалификации лиц (ч. 3 ст. 30 УК и п. "а" ч. 2 ст. 105 УК и ч. 1 или 2 ст. 105 УК)

     Убийство  лица или его близких в связи  с осуществлением данным лицом служебной  деятельности или выполнением общественного долга (п. "б" ч. 2 ст. 105 УК). Этот вид убийства представляет повышенную опасность, поскольку посягает не только на жизнь потерпевшего, но и на другой объект: общественные отношения, обеспечивающие лицу возможность осуществлять свою служебную деятельность или выполнять общественный долг.

     Под выполнением общественного долга, понимается осуществление гражданином  как специально возложенных на него обязанностей в интересах общества или законных интересов отдельных  лиц, так и совершение других общественно полезных действий. Не имеет значения для квалификации, совершается ли убийство из мести в связи с осуществлением служебной деятельности или выполнением общественного долга или же в целях воспрепятствования такой деятельности потерпевшего в данный момент или в дальнейшем. Практика не признает наличие данного квалифицирующего признака, если убийство совершено из мести за невыполнение (или ненадлежащее выполнение) лицом своих служебных обязанностей, поскольку в этих случаях нет посягательства на дополнительный объект - нет воспрепятствования нормальной служебной деятельности потерпевшего. В отличие от прежнего Уголовного кодекса новая норма предусматривает ответственность за убийство не только самого лица, осуществляющего служебную деятельность или выполняющего общественный долг, но и его близких. Закон не конкретизирует понятие "близкие лица". И это правильно.

       Убийство лица, заведомо для виновного находящегося в беспомощном состоянии, а равно сопряженное с похищением человека либо захватом заложника (п. "в" ч. 2 ст. 105 УК), - квалифицированный вид убийства, не известный Уголовному кодексу 1960 г. В одном пункте здесь объединены два отягчающих обстоятельства: первое характеризует потерпевшего, а второе - в первую очередь особенность способа действия.

     Беспомощное состояние потерпевшего может определяться его возрастом (малолетний, престарелый), состоянием здоровья, увечностью и  другими обстоятельствами, не дающими  жертве возможности оказать сопротивление  преступнику или иным образом  уклониться от посягательства. «Неважно также, в силу каких причин потерпевший оказывается в беспомощном состоянии. Однако беспомощное состояние не должно быть связано с насильственными действиями виновного, который лишь использует беспомощность потерпевшего в виде обстоятельства, облегчающего реализацию преступного умысла».6

     «От убийства лица, находящегося в беспомощном  состоянии, следует отличать ситуации, когда потерпевший не способен защитить себя в силу иных причин: внезапность  нападения, скрытый или коварный способ лишения жизни.

     Примером  могут служить выстрел снайпера, нападение из засады, неожиданный  удар ножом в спину, применение взрывного  устройства, отравление пищи и т.п.»7

     Беспомощное состояние относится к числу  оценочных (судом) признаков. Ни малолетний, ни преклонный возраст сами по себе не исключают, что потерпевший может оказаться отнюдь не беспомощным. То же самое можно сказать и о болезни, которая не тождественна беспомощному состоянию. К категории больных относится весьма широкий круг лиц, среди которых имеются и те, кто, несомненно, в состоянии оказать сопротивление убийце, поскольку наличие болезни отнюдь не лишает человека способности активно противодействовать преступнику или скрыться от него.

     «При  убийстве беспомощное состояние  потерпевшего должно быть для виновного очевидным, и он должен знать об этом достоверно. Поэтому убийство сверстника из неприязненных отношений должно квалифицироваться как «простое» убийство ввиду того, что сам возраст потерпевшего достоверно не свидетельствовал для такого виновного о нахождении потерпевшего в беспомощном состоянии».8

     Указание  в статье на заведомость означает, что виновный знает о беспомощном состоянии жертвы. «Повышенная опасность этого вида убийства связана с особой заботой о защите каждого человека, не способного в силу своего состояния защитить себя или уклониться от посягательств на свою жизнь. Такое преступление объективно более опасно, поскольку достижение преступного результата значительно облегчается, когда потерпевший спит, находится в обмороке, в тяжелой степени опьянения или лишен сознания по иной причине и т.д. Такое преступление более опасно и с субъективной стороны, поскольку знание о том, что жертва находится в беспомощном состоянии, облегчает формирование преступного намерения и даже может играть провоцирующую роль. Преступнику легче решиться на убийство, когда он уверен, что жертва не воспринимает посягательства на его жизнь и поэтому не в состоянии дать ему отпор»9.

Информация о работе Понятие убийства по российскому уголовному праву