Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 17:09, реферат
В общественном сознании право совпадает с позитивным правом (законом). На место объективно существующей исторически обусловленной формы общественных отношений, определяющих равенство участников и ценность каждого из конфликтующих интересов, такой взгляд ставит официально-властный порядок разрешения споров и определения правил поведения.
В конце II века и в III веке такое словоупотребление становится более распространенным. Это не означает, однако, что классики противопоставляют право справедливости в духе позднейшей императорской канцелярии. Не значит это и того, что данные слова были вставлены в классические тексты в ходе юстиниановой систематизации права, будто составители Свода гражданского права вложили в уста классиков позднейшее понимание справедливости в его противопоставлении позитивному праву (как нередко считают защитники «классической» чистоты римского права). Если порой словоупотребление юридических сочинений, представленных в выдержках в составе Свода гражданского права, напоминает язык позднейших императорских постановлений, тогда как в сочинениях, которые дошли до нас, помимо Юстиниановой компиляции, таких выражений нет, или во фрагменте сочинения классика более справедливое решение противопоставляется требованиям «строгого права» (ius strictum), права в буквальном понимании,-то это, скорее, свидетельствует о том, что классические образцы послужили моделью для юристов императорской канцелярии, которые и вложили в такие обороты и выражения новый, созвучный новой идеологии, смысл.
От редакции:
«Журнал Московской Патриархии» продолжит
публикацию материалов по актуальным проблемам
теории и истории права, государства и Церкви.
Исследование фундаментальных правовых
принципов в контексте различных правовых
систем позволяет адекватно интерпретировать
важнейшие понятия и концепции церковного
права. В ближайших номерах журнала мы предложим
вниманию наших читателей статьи, посвященные
вопросам систематизации источников права,
проблемам церковного правотворчества
и правоприменения и т. п.
ПРИМЕЧАНИЯ: Итак, ученейшие мужи признали нужным исходить из понятия закона, и они, пожалуй, правы — при условии, что закон, как они же определяют его, есть заложенный в природе высший разум, велящий нам совершать то, что совершать следует, и запрещающий противоположное. Этот же разум, когда он укрепился в мыслях человека и усовершенствовался, и есть закон. (19) Поэтому принято считать, что мудрость есть закон, смысл которого в том, что он велит поступать правильно, а совершать преступления запрещает. Полагают, что отсюда и греческое название «номос», так как закон «уделяет» каждому то, что каждому положено, а наше название «lех», по моему мнению, происходит от слова legere [выбирать]. Ибо, если греки вкладывают в понятие закона понятие справедливости (aequitas), то мы вкладываем понятие выбора; но закону все же свойственно и то, и другое. Если эти рассуждения правильны (а лично я склонен думать, что в общем это верно), то возникновение права следует выводить из понятия закона. Ибо закон есть сила природы, он — ум и сознание мудрого человека, он — мерило права и неправа. Но так как весь наш язык основан на представлениях народа, то нам время от времени придется говорить так, как говорит народ, и называть законом (как это делает чернь) те положения, которые в писаном виде определяют то, что находят нужным,-либо приказывая, либо запрещая.
Будем же при обосновании права исходить из того высшего закона, который, будучи общим для всех веков, возник раньше, чем какой бы то ни было писаный закон, вернее, раньше, чем какое-либогосударство вообще было основано .в трактате «Об обязанностях» (Cic., De off., 3, 30): Справедливость светит сама по себе. Когда же изучается справедливое и несправедливое, излагают виды справедливости. Они распадаются на два: по природе и установленное. Природная справедливость делится на две части: наделение каждому своего и право воздаяния (мести). Установление же справедливости троякое: одна часть — законная, другая — по соглашению (условная), третья — закрепленная древностью обычая. Говорят, что также справедливость троякая: одна относится к богам, другая к духам умерших, третья — к людям. Первая называется благочестием, вторая — почитанием, третья — справедливостью (iustitia aut aequitas). В тексте знаменитого историка Аммиана Марцеллина справедливость выступает источником вдохновения нового законодательства
Информация о работе Понятие справедливости в римской правовой традиции