Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2012 в 19:14, курсовая работа
Цель работы заключается в исследовании уголовно-правовых и криминологических аспектов наказаний не связанных с лишением свободы.
Исходя из цели поставлены следующие задачи:
1. рассмотреть характеристику института наказаний в уголовном законодательстве Республики Казахстан;
2. проанализировать наказания не связанные с лишеним свободы в угловном законодательстве Республики Казахстан.
3. сделать выводы.
2.Пояснительная записка
Глава 1 Характеристика института наказаний в уголовном законодательстве Республики Казахстан
1.1 Понятие и признаки наказания
1.2 Цели наказания
1.3 Понятие системы наказаний
Глава 2 Характеристика наказаний не связанных с лишением свободы
2.1 Обязательные работы
2.2 Исправительные работы
2.3 Ограничение свободы
2.4 Арест
2.5 Иные наказания не связанные с лишением свободы
3.Заключение
4.Список использованной литературы
2.3 Ограничение свободы
Этот новый вид наказания заключается в содержании осужденного, достигшего к моменту вынесения приговора восемнадцати лет, в специальном учреждении без изоляции от общества в условиях осуществления за ним надзора (ч. 1 ст. 45 УК РК). Ограничение свободы - основной вид наказания и может назначаться только самостоятельно. В качестве альтернативного основного наказания ограничение свободы указано, в частности, в санкциях статей Особенной части предусматривающих такие преступления, как причинение смерти по неосторожности (ст. 101), доведение до самоубийства (ст. 102), угроза убийством или причинением тяжкого вреда здоровью (ст. 112) и др.
Лица, осужденные к ограничению свободы, отбывают наказание в специальных учреждениях - исправительных центрах в пределах республики, области и т.п. по месту постоянного проживания или осуждения. Местные органы власти и управления обязаны содействовать органам, исполняющим данное наказание, в трудовом и бытовом устройстве лиц, направленных для отбывания наказания. Лица, осужденные к ограничению свободы следуют к месту отбывания наказания за счет государства самостоятельно. При уклонении осужденного от получения предписания о выезде к месту отбывания наказания или невыезде в установленный срок осужденный задерживается органом внутренних дел с санкции прокурора на срок до 15 дней для выяснения причин. При неявке без уважительных причин орган внутренних дел направляет осужденного к месту отбывания наказания в порядке, установленном для лиц, осужденных к лишению свободы.
Исчисление сроков отбывания данного вида наказания регламентируется уголовно-исполнительным законодательством. Органы местного самоуправления определяют границы территории исправительного центра и устанавливают правила поведения на этих территориях. Лица, отбывающие данный вид находятся под надзором и обязаны:
1) выполнять требования
внутреннего распорядка
2) работать там, куда
они направляются
3) постоянно находится в пределах границ центра, не покидать их без разрешения администрации;
4) проживать, как правило,
в специально предназначенных
для них общежитиях и не
покидать их пределы в
5) участвовать без оплаты
труда на работах по
6) взамен паспорта получить удостоверение личности.
Осужденные, а также помещения, в которых они проживают, подвергаться обыску, а вещи осужденных - досмотру. Осужденным запрещается приобретать, хранить и использовать предметы, изделия и вещества, перечень которых установлен соответствующими нормативными актами. При обнаружении таких предметов они подлежат изъятию.
Администрация центра ведет
учет осужденных, организует их бытовое
и трудовое устройство, обеспечивает
порядок и условия отбывания
наказания, применяет установленные
уголовно-исполнительным законодательством
меры поощрения и взыскания. Администрации
предприятия запрещается
Карательные элементы ограничения свободы, таким образом, состоят:
а) из помещения осужденных в специальные учрежден (исправительные центры), хотя и без изоляции от общества;
б) в осуществлении за
ними постоянного надзора и
В законе указаны категории лиц, осуждаемых за преступления, к которым может быть применено ограничение свободы:
1) применяется оно только к совершеннолетним, то есть достигшим 18 лет;
2) к лицам, совершившим умышленные преступления, не имеющим судимости;
3) к лицам, совершившим
преступления по неосторожности
(независимо от прежней
УК РК устанавливает также и предельные сроки этого вида наказания. Они дифференцированы в зависимости от характера преступления (точнее, формы вины).
Предусмотрена в Кодексе и ответственность за злостное уклонение от отбывания ограничения свободы. В этих случаях оно заменяется лишением свободы на неотбытый срок ограничения свободы, назначенного приговором суда. При этом время отбытия ограничения свободы засчитывается в срок лишения свободы из расчета один день лишения свободы за один день ограничения свободы (ч.2 ст.45 УК РК). Злостным нарушением порядка и условий отбывания данного вида наказания уголовно-исполнительное законодательство считает самовольное, без уважительных причин оставление осужденным территории исправительного центра, невозвращение или несвоевременное возвращение к месту отбывания наказания, а также оставление места работы или места проживания.
2.4 Арест
арест - мера уголовного наказания, назначаемая судом лицу, виновному в совершении преступления, и заключающаяся в содержании осуждённого в условиях строгой изоляции от общества на срок от одного до шести месяцев. В случае замены обязательных работ или исправительных работ арестом он может быть назначен на срок менее одного месяца. Арест может применяться только в качестве основного вида наказания. Следует отличать арест как вид уголовного наказания от ареста как меры пресечения, предусмотренной УПК РК. В уголовно-процессуальном понимании, арест - это не мера уголовного наказания, не кара за предъявленное обвинение, а один из видов уголовно-процессуального принуждения, преследующий другие цели. С помощью ареста как меры пресечения создаются оптимальные условия для участия обвиняемого в уголовном судопроизводстве, пресечения его возможности воспрепятствовать объективному расследованию и разбирательству дела в суде, заниматься дальнейшей преступной деятельностью, скрыться от дознания, органов предварительного следствия и суда, а также для обеспечения исполнения приговора Под сущностью уголовного наказания в виде ареста понимается совокупность лишений или ограничений определенных прав и законных интересов осуждённого, сопряженных со строгой кратковременной изоляцией от общества в предназначенном для этого учреждении. Строгая изоляция от общества заключается в том, что осуждённым не предоставляется свиданий, за исключением свиданий с адвокатом или иными лицами, имеющими право на оказание юридической помощи; не разрешается получение посылок, передач и бандеролей, не разрешается передвижение без конвоя.
Поскольку арест не предполагает
привлечения осуждённых к активному
труду, этот вид наказания может
применяться к любой категории
осужденных. Однако, исходя из того, что
осуждённые к аресту содержатся в
условиях строгой изоляции, законодатель,
руководствуясь принципом, при назначении
этого вида наказания предусмотрел
возможность не применять арест
к лицам, не достигшим к моменту
вынесения судом приговора
Характер правоограничений, составляющих содержание уголовного наказания в виде ареста, позволяет утверждать о фактическом наличии двух видов ареста:
1) гражданского (штатского) ареста, т. е. ареста, применяемого к гражданским (штатским) лицам;
2) военного ареста, т. е. ареста, применяемого к военнослужащим.
Основными отличиями ареста в отношении военнослужащих от ареста в гражданской сфере выступают отбывание этого наказания на гауптвахтах; повышенная степень дифференцированности при раздельном содержании осуждённых к аресту военнослужащих, что вызвано особенностями воинских взаимоотношений; оставление их на службе, несмотря на уголовное наказание в виде ареста с выплатой денежного содержания в размере оклада по воинскому званию (при этом время отбывания ареста не входит в общий срок военной службы и выслугу лет, хотя возможен зачет этого времени полностью или частично в качестве меры поощрения).
Гауптвахта может быть гарнизонной или войсковой. Гауптвахты предназначены для содержания различных категорий военнослужащих, а не только для отбывания наказания в виде ареста. Там содержатся военнослужащие, арестованные в дисциплинарном порядке; осуждённые к лишению свободы (до получения копии приговора) и др.
Военнослужащие, осуждённые военным судом, подсудимые, подозреваемые и обвиняемые содержатся отдельно от арестованных и задержанных в дисциплинарном порядке. Предусмотрено раздельное содержание на гауптвахте военнослужащих в зависимости от их воинского звания. Осуждённые из числа офицерского состава содержатся отдельно от других категорий осуждённых военнослужащих. Последние (прапорщики, мичманы, старшины, сержанты) содержатся отдельно от рядового состава. Отдельно содержатся лица, проходящие службу по призыву, и осуждённые военнослужащие, поступившие на военную службу по контракту.
Такая дифференциация осуждённых военнослужащих, отбывающих наказание в виде ареста, вызвана не только отношениями воинской субординации, но и их возрастными особенностями, а также наличием неуставных отношений («дедовщины»). Кроме того, относительно однородный состав осуждённых, выделяемых по тому или иному признаку, позволяет более эффективно организовывать воспитательное воздействие на них. Порядок и условия отбывания ареста военнослужащими определяется не только УИК РК но и нормативными правовыми актами Министерства обороны РК, а также правилами отбывания уголовных наказаний военнослужащими.
Краткие сроки ареста (от
одного до шести месяцев) указывают
на целесообразность применения этого
наказания в отношении
2.5 Иные наказания не связанные с лишением свободы
К иным мерам наказания не связанным с лишением осужденного свободы является штраф.
В действующем Уголовном кодексе РК штраф определяется как «денежное взыскание, назначаемое в пределах, предусмотренных настоящим кодексом (ч.1 ст. 40 УК РК)».
В соответствии с ч.1 ст. 38 УК РК «наказание есть мера государственного принуждения, назначаемая по приговору суда. Наказание применяется к лицу, признанному виновным в совершении преступления, и заключается впредусмотренных настоящим кодексом лишении или ограничении прав и свобод этого лица».
Сопоставляя упомянутые выше нормы гражданского законодательства с общим определением штрафа, данным в ч.1 ст. 40 Уголовного кодекса Республики Казахстан, следует прийти к выводу, что его юридическое содержание состоит не в лишении, а в ограничении имущественных прав виновного посредством умаления его имущества.
На наш взгляд, последние изменения уголовного законодательства, в частности установление рассрочки выплаты штрафа до трех лет с сохранением возможности исчисления штрафа в виде дохода виновного, а также трактовка штрафа не просто как «денежного взыскания», а как имущественного взыскания в денежной форме, позволяют отнести к предмету штрафа не только наличное имущество (вещи, деньги, ценные бумаги), но и существующие или будущие имущественные права виновного (право на получение заработной платы, пенсии или иного дохода осужденного). Такие права могут быть ограничены при принудительном взыскании штрафа путем обращения его на заработную плату, пенсию осужденного.
По содержанию штраф относится
к подсистеме наказаний, ограничивающих
имущественные права
Следующим видом наказания в уголовном законодательстве РК является содержание в дисциплинарной воинской части.
Согласно статье 47 УК, содержание в дисциплинарной воинской части назначается военнослужащиим, проходящим военную службу по призыву, а также военнослужащим, проходящим военную службу по контракту на должностях рядового и сержантского состава, если они на момент вынесения судом приговора не отслужили установленного законом срока службы по призыву.
Содержание в дисциплинарной воинской части относится к основным видам наказания, и исполнение его осуществляется Министерством обороны Республики Казахстан.
Статья 47 УК конкретно определяет сроки содержания осужденных в дисциплинарной воинской части - от трех месяцев до двух лет. Это наказание назначается в случаях, предусмотренных соответствующими статьями Особенной части настоящего Кодекса, за совершение воинских преступлений, а также в случаях, когда суд учитывает обстоятельства дела и личность виновного, считает целесообразным вместо лишения свободы на срок свыше двух лет применить содержание в дисциплинарной воинской части на тот же срок (ч. 1 ст. 47 УК).
Таким образом, по закону применение данного вида наказания ограничено определенными условиями. Во-первых, если виновный совершил преступление, предусмотренное статьями главы 16 Особенной части УК «Воинские преступления», то такие наказания предусмотрены как альтернативные в статьях Особенной части УК, предусматривающих ответственность за неповиновение или иное неисполнение приказа (ч. 1 ст. 367), сопротивление начальнику или принуждение его к нарушению служебных обязанностей (ч. 1 ст. 368); насильственные действия в отношении начальника (ч. 1 ст. 369); оскорбление военнослужащего (ст. 371) и др. Во-вторых, это наказание может быть применено судом к военнослужащему, виновному в совершении не воинского, а иного преступления. При этом обязательно учитываются обстоятельства дела: личность виновного и срок лишения свободы (не свыше двух лет). Закон указывает, что если содержание в дисциплинарной воинской части назначено вместо лишения свободы, срок содержания в такой части определяется из расчета один день лишения свободы за один день содержания в дисциплинарной воинской части (ч. 2 ст. 47 УК). Содержание в дисциплинарной воинской части вместо лишения свободы не может применяться к лицам, ранее отбывавшим наказание в виде лишения свободы (ч. 1 ст. 47 УК). Данное наказание применяется лишь к военнослужащим, проходившим военную службу по призыву, а также по контракту на должности рядового и сержантского состава, если они на момент вынесения судом приговора не отслужили установленного законом срока службы по призыву. Указанное наказание не применяется к лицам офицерского состава. Согласно уголовно-исполнительному законодательству данный вид наказания исполняется специальными дисциплинарными батальонами. Комментарий к Порядок направления и приема определяется специальными нормативами Министерства обороны Республики Казахстан. Военнослужащие, отбывшие наказание в дисциплинарной воинской части или досрочно освобожденные, считаются не имеющими судимости (ч. 3 п. «б» ст. 77 УК).