Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2012 в 22:06, реферат
Цели и задачи работы. Цель данной работы состоит в рассмотрении реализации административно-правовых норм.
Для достижения поставленной цели в работе решаются следующие частные задачи:
1. дать понятие административно-правовых норм;
2. рассмотреть способы реализации административно-правовых норм.
Иногда возможен факультативный элемент, связанный с обжалованием принятого решения. Однако жалоба заинтересованного субъекта будет рассматриваться также в рамках четырех названных элементов правоприменения. По сути, рассмотрение жалобы представляет собой новый его уровень.
Традиционно правоприменение как способ реализации административно-правовых норм рассматривают в контексте издания компетентным органом исполнительной власти, должностным лицом или судом определенного правового акта. Однако, на наш взгляд, необходимо учитывать и еще одну область правоприменения, которое может осуществляться без издания соответствующих актов Дмитриев Ю.А., Полянский И.А., Трофимов Е.В. Административное право Российской Федерации. М., 2008. С. 183..
Речь идет о непосредственных фактических действиях, которые вправе осуществлять должностные лица, государственные служащие в рамках полномочий, предоставленных им нормативными правовыми актами. Наиболее характерным примером таких действий, по нашему мнению, будет применение военнослужащими, сотрудниками органов внутренних дел, другими государственными служащими оружия и специальных средств в порядке, установленном соответствующими законодательными актами.
Рассмотрим в качестве
примера соответствующие
В соответствии со ст.26 данного
Закона сотрудники федеральных органов
государственной охраны имеют право
применять состоящие на вооружении
федеральных органов
· отражения нападения либо угрозы нападения на объекты государственной охраны;
· отражения нападения
либо угрозы нападения на сотрудников
федеральных органов
· пресечения массовых беспорядков и групповых действий, нарушающих деятельность объектов государственной охраны;
· необходимости остановить транспортное средство, создающее угрозу безопасности объектов государственной охраны или охраняемых объектов.
В состоянии необходимой
обороны или крайней
В качестве крайней меры в соответствии со ст.27 Федерального закона "О государственной охране" сотрудники ее федеральных органов имеют право применять оружие, в частности, в случае:
· защиты объектов государственной охраны от нападения либо угрозы нападения, опасного для их жизни или здоровья;
· отражения нападения
либо угрозы нападения на сотрудников
федеральных органов
· отражения нападения либо угрозы нападения на охраняемые объекты и транспортные средства, а равно освобождения их при захвате;
· освобождения заложников, пресечения террористических и иных преступных посягательств;
· задержания лица, оказывающего
вооруженное сопротивление или
отказывающегося выполнить
· защиты граждан от нападения, угрожающего их жизни или здоровью, если другими способами и средствами защитить их невозможно.
Кроме того, сотрудники федеральных органов государственной охраны имеют право использовать оружие в случае:
· необходимости остановить
транспортное средство путем его
повреждения, если водитель создает
реальную угрозу безопасности объектов
государственной охраны либо возникает
опасность для жизни или
· защиты людей от угрозы нападения опасных животных;
· предупреждения о намерении применить оружие, необходимости подачи сигнала тревоги или вызова помощи Попов Л. Л., Мигачев Ю. И., Тихомиров С. В. Административное право России. М., 2008. С. 193..
Применение физической силы, специальных средств и оружия ограничивается определенными законодательными рамками, в числе которых:
1) исчерпывающий перечень
оснований для применения
2) обязанность по общему
правилу предупреждать о
· промедление в применении
физической силы, специальных средств
или оружия создает непосредственную
опасность для жизни или
· такое предупреждение является неуместным или невозможным;
3) запрещение применения
специальных средств и оружия
в отношении определенных
4) уведомление органов
прокуратуры о применении
Рассмотренные в качестве примера нормы Федерального закона "О государственной охране" позволяют сделать вывод о том, что в случае использования физической силы, специальных средств и оружия мы сталкиваемся с особым видом применения норм административного права, не связанным с изданием соответствующего правового акта. Правовой акт заменяет конкретное действие, основанное на норме административного права.
При этом реализовать данную
норму могут только специальные
субъекты, указанные в Законе (например,
сотрудники милиции, военнослужащие, сотрудники
федеральных органов
Между использованием и применением,
не связанным с изданием правового
акта, существует четкое разделение, а
именно право действовать по своему
усмотрению, в том числе право
отказа от использования возможностей,
предоставляемых правовой нормой (исполнение),
и обязанность применить
Кроме того, в данном случае
нельзя говорить о присутствии такого
способа, как исполнение, поскольку
его субъектами могут быть все
субъекты административного права,
в то время как применять
Характеризуя применение как особый, специфический вид реализации административно-правовых норм, необходимо отметить существенное сходство административного и уголовного права, подавляющая часть норм которого может быть реализована исключительно в форме применения, прежде всего судом.
Заключение
Итак, мы дали понятие административно-
Из всего вышеизложенного
можно сделать следующие
Норма административного
права - модель, возможность оптимального
поведения. Но для превращения возможности
в действительность необходимо обеспечить
безусловное соответствие поведения
субъектов административного
Итак, реализация административно-правовых норм в форме исполнения заключается в активных правомерных действиях субъектов права по выполнению предписаний, содержащихся в этих нормах. В отличие от соблюдения исполнение характеризуется активным поведением субъекта.
Использование как форма
реализации административно-правовых
норм состоит в добровольном совершении
субъектами права правомерных действий,
которые связаны с
Подобно исполнению использование
осуществляется активным способом, но
в отличие от исполнения при использовании
реализуются субъективные права. Осуществление,
например, органом управления прав,
предусмотренных положением о нем,
немыслимо иначе как
Кроме того, в отличие
от первых двух форм реализации норм при
использовании субъект сам
В отличие от других форм
реализации права применение всегда
носит активный, творческий, государственно-властный,
организующий характер, осуществляется
компетентными органами в установленном
законодательством
Сущность применения административно-правовых
норм состоит в действиях
Список используемой литературы
Нормативные правовые акты:
Конституция РФ от 12.12. 1993г. Российская газета, № 237, 25.12. 1993.
"Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" от 30.12. 2001 № 195-ФЗ (ред. от 22.07. 2008) // "Собрание законодательства РФ", 07.01. 2002, № 1 (ч.1), ст.1.
Федеральный закон от 27.07.
2004 № 79-ФЗ "О государственной
Федеральный закон от 27.05. 1996 № 57-ФЗ "О государственной охране" (ред. от 14.07. 2008) // "Собрание законодательства РФ", 27.05. 1996, № 22, ст.2594.
Федеральный закон от 24.11. 1995 № 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (ред. от 14.07. 2008) // "Собрание законодательства РФ", 27.11. 1995, № 48, ст.4563.
Литература:
Агапов А.Б. Административное право.М., 2007. С.784.
Акопов Л.В., Смоленский М.Б. Административное право.М., 2008. С.352.
Алехин А.П., Кармолицкий А.А. Административное право России.М., 2007. С.686.
Габричидзе Б.Н., Чернявский А.Г. Административное право России.М., 2008. С.688.
Дмитриев Ю.А., Полянский И.А., Трофимов Е.В. Административное право Российской Федерации.М., 2008. С.464.
Звоненко Д.П., Малумов А.Ю., Малумов Г.Ю. Административное право.М., 2007. С.416.
Кононов П., Кикоть В. Административное право России.М., 2008. С.560.
Миронов А.Н. Административное право.М., 2008. С.304.
Попов Л.Л., Мигачев Ю.И., Тихомиров С.В. Административное право России.М., 2008. С.688.
Смоленский М.Б. Административное право.М., 2008. С.320.
СОДЕРЖАНИЕ
Информация о работе Понятие и реализация административно-правовых норм