Понятие и реализация административно-правовых норм

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2012 в 22:06, реферат

Описание работы

Цели и задачи работы. Цель данной работы состоит в рассмотрении реализации административно-правовых норм.
Для достижения поставленной цели в работе решаются следующие частные задачи:
1. дать понятие административно-правовых норм;
2. рассмотреть способы реализации административно-правовых норм.

Работа содержит 1 файл

административное право.docx

— 42.58 Кб (Скачать)

Иногда возможен факультативный элемент, связанный с обжалованием принятого решения. Однако жалоба заинтересованного  субъекта будет рассматриваться  также в рамках четырех названных  элементов правоприменения. По сути, рассмотрение жалобы представляет собой новый его уровень.

Традиционно правоприменение как способ реализации административно-правовых норм рассматривают в контексте издания компетентным органом исполнительной власти, должностным лицом или судом определенного правового акта. Однако, на наш взгляд, необходимо учитывать и еще одну область правоприменения, которое может осуществляться без издания соответствующих актов Дмитриев Ю.А., Полянский И.А., Трофимов Е.В. Административное право Российской Федерации. М., 2008. С. 183..

Речь идет о непосредственных фактических действиях, которые  вправе осуществлять должностные лица, государственные служащие в рамках полномочий, предоставленных им нормативными правовыми актами. Наиболее характерным  примером таких действий, по нашему мнению, будет применение военнослужащими, сотрудниками органов внутренних дел, другими государственными служащими  оружия и специальных средств в порядке, установленном соответствующими законодательными актами.

Рассмотрим в качестве примера соответствующие положения  Федерального закона "О государственной  охране", подробно регламентирующие применение физической силы, специальных  средств и оружия сотрудниками федеральных  органов государственной охраны Федеральный закон от 27.05.1996 № 57-ФЗ "О государственной охране" (ред. от 14.07.2008) // "Собрание законодательства РФ", 27.05.1996, № 22, ст. 2594.. В соответствии со ст.25 названного Закона сотрудники федеральных органов государственной  охраны имеют право применять  физическую силу, в том числе боевые приемы рукопашного боя, для пресечения преступлений и иных правонарушений, задержания лиц, их совершивших, преодоления противодействия законным требованиям сотрудников, если ненасильственные способы не обеспечивают исполнение возложенных на них служебных обязанностей.

В соответствии со ст.26 данного  Закона сотрудники федеральных органов  государственной охраны имеют право  применять состоящие на вооружении федеральных органов государственной  охраны специальные средства, в частности, в случае:

· отражения нападения  либо угрозы нападения на объекты  государственной охраны;

· отражения нападения  либо угрозы нападения на сотрудников  федеральных органов государственной  охраны и других государственных  органов обеспечения безопасности и граждан или пресечения оказываемого сотрудникам сопротивления;

· пресечения массовых беспорядков  и групповых действий, нарушающих деятельность объектов государственной  охраны;

· необходимости остановить транспортное средство, создающее угрозу безопасности объектов государственной  охраны или охраняемых объектов.

В состоянии необходимой  обороны или крайней необходимости  сотрудники федеральных органов  государственной охраны при отсутствии специальных средств или оружия вправе использовать любые подручные  средства Алехин А.П., Кармолицкий А.А. Административное право России. М., 2007. С. 38..

В качестве крайней меры в соответствии со ст.27 Федерального закона "О государственной охране" сотрудники ее федеральных органов  имеют право применять оружие, в частности, в случае:

· защиты объектов государственной  охраны от нападения либо угрозы нападения, опасного для их жизни или здоровья;

· отражения нападения  либо угрозы нападения на сотрудников  федеральных органов государственной  охраны и других государственных  органов обеспечения безопасности, привлеченных для обеспечения охранных мероприятий, если их жизнь или здоровье подвергаются опасности, а также  пресечения попыток завладения их оружием, транспортными средствами и средствами связи;

· отражения нападения  либо угрозы нападения на охраняемые объекты и транспортные средства, а равно освобождения их при захвате;

· освобождения заложников, пресечения террористических и иных преступных посягательств;

· задержания лица, оказывающего вооруженное сопротивление или  отказывающегося выполнить законное требование о сдаче оружия, если другими способами и средствами подавить сопротивление, задержать  лицо или изъять оружие невозможно;

· защиты граждан от нападения, угрожающего их жизни или здоровью, если другими способами и средствами защитить их невозможно.

Кроме того, сотрудники федеральных  органов государственной охраны имеют право использовать оружие в случае:

· необходимости остановить транспортное средство путем его  повреждения, если водитель создает  реальную угрозу безопасности объектов государственной охраны либо возникает  опасность для жизни или здоровья людей;

· защиты людей от угрозы нападения опасных животных;

· предупреждения о намерении  применить оружие, необходимости  подачи сигнала тревоги или вызова помощи Попов Л. Л., Мигачев Ю. И., Тихомиров С. В. Административное право России. М., 2008. С. 193..

Применение физической силы, специальных средств и оружия ограничивается определенными законодательными рамками, в числе которых:

1) исчерпывающий перечень  оснований для применения физической  силы, специальных средств и оружия;

2) обязанность по общему  правилу предупреждать о намерении  применить физическую силу, специальные  средства или оружие. В соответствии  с п.2 ст.24 Федерального закона "О  государственной охране" при применении  физической силы, специальных средств  или оружия сотрудники федеральных  органов государственной охраны  обязаны предупредить о намерении  их использовать, предоставив при  этом достаточно времени для  выполнения законных требований  сотрудников, за исключением случаев,  если:

· промедление в применении физической силы, специальных средств  или оружия создает непосредственную опасность для жизни или здоровья объектов государственной охраны, сотрудников  федеральных органов государственной  охраны и государственных органов  обеспечения безопасности, привлеченных для участия в проведении охранных мероприятий, а также иных граждан  либо реальную угрозу безопасности охраняемых объектов и транспортных средств;

· такое предупреждение является неуместным или невозможным;

3) запрещение применения  специальных средств и оружия  в отношении определенных категорий  лиц. В соответствии со ст.26 Федерального закона "О государственной охране" применение специальных средств запрещается в отношении женщин с видимыми признаками беременности, а также лиц с явными признаками инвалидности и малолетних, за исключением случаев оказания ими вооруженного сопротивления, совершения группового либо иного нападения, угрожающего жизни и здоровью людей. Применение оружия в соответствии со ст.27 Федерального закона "О государственной охране" запрещается в отношении женщин, а также лиц с явными признаками инвалидности и несовершеннолетних, если их возраст очевиден или известен сотруднику, за исключением случаев оказания ими вооруженного сопротивления, совершения вооруженного либо группового нападения, угрожающего жизни людей;

4) уведомление органов  прокуратуры о применении физической  силы, специальных средств и оружия. В соответствии с п.4 ст.24 Федерального  закона "О государственной охране" руководитель подразделения соответствующего  федерального органа государственной  охраны уведомляет прокурора  обо всех случаях смерти или  ранения лица, в отношении которого  были применены физическая сила, специальные средства или оружие  Габричидзе Б.Н., Чернявский А.Г. Административное право России. М., 2008. С. 72..

Рассмотренные в качестве примера нормы Федерального закона "О государственной охране" позволяют сделать вывод о  том, что в случае использования физической силы, специальных средств и оружия мы сталкиваемся с особым видом применения норм административного права, не связанным с изданием соответствующего правового акта. Правовой акт заменяет конкретное действие, основанное на норме административного права.

При этом реализовать данную норму могут только специальные  субъекты, указанные в Законе (например, сотрудники милиции, военнослужащие, сотрудники федеральных органов государственной  охраны, судебные приставы, обеспечивающие установленный порядок деятельности судов, и др.). В отношении этих субъектов, на наш взгляд, будет неверным утверждение о том, что своими действиями они используют возможности, предоставляемые им нормами административного  права.

Между использованием и применением, не связанным с изданием правового  акта, существует четкое разделение, а  именно право действовать по своему усмотрению, в том числе право  отказа от использования возможностей, предоставляемых правовой нормой (исполнение), и обязанность применить механизмы  принуждения (физическая сила, специальные  средства, оружие) при наличии оснований, предусмотренных законом. Напротив, применительно к гражданам, столкнувшимся  с противоправными посягательствами, существует выбор: воспользоваться  правом на необходимую оборону, предоставляемым, например, нормами уголовного права, либо постараться избежать посягательства (путем бегства, обращения за помощью  и т.д.) Миронов А.Н. Административное право. М., 2008. С. 52..

Кроме того, в данном случае нельзя говорить о присутствии такого способа, как исполнение, поскольку  его субъектами могут быть все  субъекты административного права, в то время как применять принудительные механизмы может только ограниченный круг специальных субъектов.

Характеризуя применение как особый, специфический вид  реализации административно-правовых норм, необходимо отметить существенное сходство административного и уголовного права, подавляющая часть норм которого может быть реализована исключительно  в форме применения, прежде всего  судом.

Заключение

Итак, мы дали понятие административно-правовых норм, а также рассмотрели способы  реализации административно-правовых норм.

Из всего вышеизложенного  можно сделать следующие выводы.

Норма административного  права - модель, возможность оптимального поведения. Но для превращения возможности  в действительность необходимо обеспечить безусловное соответствие поведения  субъектов административного права  предписанию нормы. Следовательно, реализация административно-правовых норм - это такие правомерные действия субъектов, которые согласуются с требованиями, установленными нормами административного права, и выражаются в приобретении, использовании прав, соблюдении или выполнении правовых обязанностей.

Итак, реализация административно-правовых норм в форме исполнения заключается  в активных правомерных действиях  субъектов права по выполнению предписаний, содержащихся в этих нормах. В отличие  от соблюдения исполнение характеризуется  активным поведением субъекта.

Использование как форма  реализации административно-правовых норм состоит в добровольном совершении субъектами права правомерных действий, которые связаны с осуществлением субъективных прав в сфере управления.

Подобно исполнению использование  осуществляется активным способом, но в отличие от исполнения при использовании  реализуются субъективные права. Осуществление, например, органом управления прав, предусмотренных положением о нем, немыслимо иначе как посредством  совершения юридически значимых действий. Невозможно также реализовать право  гражданина на перемену фамилии, не обращаясь  с заявлением об этом в соответствующий  орган.

Кроме того, в отличие  от первых двух форм реализации норм при  использовании субъект сам решает, воспользоваться или воздержаться от использования предоставленного административно-правовой нормой субъективного  права. Посредством формы использования  реализуются управомочивающие административно-правовые кормы, нормы-дозволения.

В отличие от других форм реализации права применение всегда носит активный, творческий, государственно-властный, организующий характер, осуществляется компетентными органами в установленном  законодательством процессуальном порядке.

Сущность применения административно-правовых норм состоит в действиях компетентных органов государства, общественных организаций (объединений), должностных  лиц по подведению конкретного, имеющего юридическое значение факта под  соответствующую административно-правовую норму и принятии государственно-властного  решения, т.е. в разрешении на основе административно-правовых норм индивидуально-конкретных управленческих дел и вопросов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список используемой литературы

Нормативные правовые акты:

Конституция РФ от 12.12. 1993г. Российская газета, № 237, 25.12. 1993.

"Кодекс Российской  Федерации об административных  правонарушениях" от 30.12. 2001 №  195-ФЗ (ред. от 22.07. 2008) // "Собрание  законодательства РФ", 07.01. 2002, №  1 (ч.1), ст.1.

Федеральный закон от 27.07. 2004 № 79-ФЗ "О государственной гражданской  службе Российской Федерации" (ред. от 29.03. 2008) // "Собрание законодательства РФ", 02.08. 2004, № 31, ст.3215.

Федеральный закон от 27.05. 1996 № 57-ФЗ "О государственной охране" (ред. от 14.07. 2008) // "Собрание законодательства РФ", 27.05. 1996, № 22, ст.2594.

Федеральный закон от 24.11. 1995 № 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов  в Российской Федерации" (ред. от 14.07. 2008) // "Собрание законодательства РФ", 27.11. 1995, № 48, ст.4563.

Литература:

Агапов А.Б. Административное право.М., 2007. С.784.

Акопов Л.В., Смоленский М.Б. Административное право.М., 2008. С.352.

Алехин А.П., Кармолицкий А.А. Административное право России.М., 2007. С.686.

Габричидзе Б.Н., Чернявский А.Г. Административное право России.М., 2008. С.688.

Дмитриев Ю.А., Полянский  И.А., Трофимов Е.В. Административное право  Российской Федерации.М., 2008. С.464.

Звоненко Д.П., Малумов А.Ю., Малумов Г.Ю. Административное право.М., 2007. С.416.

Кононов П., Кикоть В. Административное право России.М., 2008. С.560.

Миронов А.Н. Административное право.М., 2008. С.304.

Попов Л.Л., Мигачев Ю.И., Тихомиров С.В. Административное право России.М., 2008. С.688.

Смоленский М.Б. Административное право.М., 2008. С.320.

СОДЕРЖАНИЕ

Информация о работе Понятие и реализация административно-правовых норм