Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2013 в 22:01, контрольная работа
Теория уголовной политики опирается и взаимодействует с познаниями из области философии, политологии, социологии, психологии и других фундаментальных наук с позиций ее основных концептуальных параметров, с учетом достижений и открытий, осуществленных на рубеже нового тысячелетия. Вся история познания свидетельствует о наличии мощных потоков знаний, идей, образов, представлений от естественных наук к гуманитарным и от гуманитарных к естественным, о теснейшем взаимодействии между науками о природе и науками об обществе и человеке. Разработаны новые и оригинальные идеи, учитывающие изменение роли государства в экономической и политической системах общества, в конституционном определении российского государства как социального.
Введение.
Понятие уголовной политики.
Содержание уголовной политики.
Развитие уголовной политики.
Заключение.
Список литературы.
Уголовная политика является политико-правовой формой реакции государства на преступность, специфической формой признания и разрешения социальных противоречий и антагонизмов. Противоречия уголовной политики являются многоуровневыми, комплексными и включают противоречия, характеризующие её сущность, стратегию и целевые установки, механизм, внутреннюю связь и зависимость от социальных основ общества - экономики, политики, идеологии, культуры. Основным противоречием уголовной политики является противоречие между её доктрйральной и деятельно-практической сторонами, её теорией и практикой. Идеальные и материализованные элементы уголовной политики, составляющие её доктринальную и деятельно-практическую стороны, находятся в единстве и противостоянии, мера которого придаёт ей качественную определённость в рамках конкретного исторического периода развития данного общества.
Необходимость предупреждения преступности как стратегической цели уголовной политики обусловлена не только объективными экономическими, политическими и духовными факторами. Эта цель, имея субъективное идеальное начало, выступает идеальной формой духовного возвышения челрвека, человечества, данного общества. Она служит социальным идеалом, мотивом, внутренней движущей силой социализации, самовоспитания субъектов правоотношений, качественного изменения сущности последних. Кроме того, цель предупреждения преступности как таковая не есть строго ограниченный во времени и пространстве предел. Она представляет собой естественно-исторический процесс эволюционного и революционного развития общества. Указанная цель важна и для формирования и развития собственно уголовной политики, её понятия, направлений, форм и способов. Без признака предупреждения преступности понятие уголовной политики, её теория и практика теряют свою перспективу, превращают уголовную политику в некую застывшую, неразвивающуюся систему, исключающую своё саморазвитие. Мобилизующая, мотивационная, кумулятивная и прогностическая сущность и социальная роль цели предупреждения преступности как основы стратегии уголовной политики имеют решающее! значение для функционирования, развития и эффективности этой политики.
Совершенствование законодательства, правоохранительного механизма - ключевые содержательные направления функционирования, развития, системы, механизма уголовной политики. Приоритетный характер этих направлений определяется их сущностью, социальными функциями, местом в системе направлений развития уголовной политики. Совершенствование уголовного законодательства и правоохранительного механизма осуществляется как единый системный процесс их количественных и качественных изменений, обусловливающий возвышение уровня или меры их эффективности. Изменения объёма, структуры, характера, формы и функций правоотношений, юридических норм, государственно-правовых институтов, средств, методов и гарантий, образующих правоохранительный механизм, являются основой направлений функционирования и развития уголовной политики и достижения её целей. Направления уголовной политики многообразны, носят разноуровневый, иерархичный, системный характер в силу комплексности, сложности и структурности преступности и причин, ее порождающих. Они обусловлены конкретно-историческими экономическими, социально-политическими, духовными процессами данного общества, его противоречиями. Направления уголовной политики включают направления-принципы, направления развития уголовного и смежных с ним отраслей законодательства, а также направления совершенствования правоохранительного механизма.
Основополагающими
направлениями развития уголовного
законодательства являются: устранение
противоречий в криминализации и
декриминализации деяний, реконструкция
ряда институтов и норм Общей и
Особенной частей УК РФ, пересмотр
системы и видов наказания. Важнейшими
направлениями
Уголовная
политика полностью неадекватна
криминальной ситуации, в которой
оказалось российское общество. С 2002
г. (когда вступил в силу новый
Уголовно-процессуальный кодекс РФ, установивший
новый порядок учета
В
течение последних трех лет в
правоохранительных органах предпринимались
серьезные меры по наведению порядка
в учете и регистрации
Однако сомнительно, что можно объяснить рост числа преступлений на 1 млн. только мерами ужесточения регистрационной дисциплины. Основных факторов здесь три: общее нездоровье общества, кризис уголовной политики и улучшение системы учета и регистрации преступлений. Причем последний имеет наименьшую степень влияния.
Более того, можно утверждать, что в анализируемый период огромное число преступлений осталось не зарегистрированным в правоохранительных органах из-за странностей нового УПК РФ. В постановлении Конституционного суда РФ от 27 июня 2005 года признаны не соответствующими Конституции РФ положения ряда норм УПК РФ, приводившие к фактической безнаказанности значительного количества хулиганов, членов организованных преступных групп и экстремистских формирований. В такой ситуации латентная часть преступлений только увеличивалась.
Причины
кризиса российской уголовной политики,
как представляется, во многом определены
преобладанием радикально-
Протест вызывает не либерализм как таковой, но радикализм в либерализме в его современном российском варианте. Действительно, кто в ХХI веке будет возражать против необходимости реализации такого принципа либерализма, как свободный рынок в качестве механизма индивидуальной и политической свободы, или против политического принципа разделения властей, ограничивающих коррупцию.
Радикализм
в реализации либеральных принципов
разрушает систему сложных
Социологические замеры показывают, что уголовная политика государства, осуществляемая с позиций репрессивности, для радикально настроенного общества недостаточно радикальна. Что касается радикально-либеральных тенденций, связанных с принятием нового УПК РФ и либерализацией УК РФ, то и они большинством населения отторгаются. Для значительной части наших граждан слова «посадим» и «расстреляем» звучат более убедительно, чем обещания «принять новые законы, которые будут либеральнее старых».
Насколько радикальны были сами реформы, настолько радикальна и степень их нынешнего отрицания населением. И это кажется естественным, если учитывать характер общества, возникшего в результате произошедших в стране перемен: можно утверждать, что организованная преступность стала одной из наиболее распространенных форм социальной организации в России.
Антимафиозный
радикализм распространился в общественном
сознании настолько, что жажда крови
и стремление к радикальным карательным
мерам охватили даже известных ученых.
Можно говорить о возникновении
нового вида радикализма – репрессивно-
Опасность
репрессивно-криминологического радикализма
намного выше, чем опасность радикализма
бытового: первый имеет под собой
«научное» обоснование. Его сторонники,
однако, плохо представляют себе механизм
практической реализации предлагаемой
«войны» с организованной преступностью.
По существу, предлагается использовать
опыт латиноамериканских «эскадронов
смерти». Но «поголовное физическое
уничтожение» оперативно выявленных лидеров
и рядовых бойцов преступных организаций
предполагает понимание того, что, собственно,
эти организации собою
Такая правовая неопределенность допускает весьма широкие трактовки данных понятий. Например, если объектом оперативной разработки или уголовного расследования становится губернатор или мэр, то преступное сообщество, по версии оперативников или следователей, может включать в себя всю администрацию области, края или города, а также взаимодействующих с ней предпринимателей и чиновников федерального и международного уровня.
То
же самое – и в отношении
предпринимательских структур. Расследованием
уголовных дел в отношении
«МОСТа», «СИБУРа», ЮКОСа, по существу,
на практике реализована научная
концепция противодействия
Таким
образом, реализация радикальных концепций
борьбы с «мафией» превратится в
условиях несовершенного законодательства
в «физическое уничтожение
По различным подсчетам, число лидеров и членов объединенных преступных группировок в России – от 10 тыс. до 6–7 млн. Работы для современных «эскадронов смерти» в любом случае больше, чем было у сотрудников НКВД в годы Большого террора. Только раньше были «враги народа», а теперь – «члены преступных сообществ».
Членов
же «эскадронов смерти» сторонники
радикально-репрессивного
Криминологи, призывающие шире использовать опыт обращения с преступниками, накопленный СССР, разрабатывают и другие меры борьбы.
Так,
в коллективной монографии «Современные
проблемы и стратегия борьбы с
преступностью» предлагается восстановить
институт ссылки и резко расширить
«контингент потенциальных
Следующее
предложение более радикально. Оно
касается реанимации института объявления
вне закона с расстрелом осужденного
преступника в течение 24 часов
после удостоверения личности. Речь,
по мнению авторов этого проекта,
может идти лишь о преступлениях,
наказуемых смертной казнью и пожизненным
лишением свободы, причем подобные дела
должны рассматриваться исключительно
Верховным судом РФ. Далее следуют
призывы скорректировать
Но
если система заочного осуждения
будет введена, дело состоит в
розыске виновного. Зачем для
этого объявлять его вне
Мотивация у тех, кто говорит о необходимости «уничтожать по спискам», и у тех, кто предлагает вносить изменения в действующий УПК РФ, одна и та же – внутренний протест против моратория на смертную казнь в условиях разгула терроризма, бандитизма и тяжких преступлений против личности. Действительно, нет никакой логики в том, что государство может убивать без приговора суда (при задержании преступника, при отражении нападения, при проведении контртеррористической операции и т.д.), когда даже тяжесть преступления не определена, а ликвидация проводится только по подозрению, – и не может делать этого по приговору суда в отношении лиц, совершивших особо тяжкие преступления, в виде исключительной меры наказания.
Если
идти на радикальные меры, то надо отказываться
от международных обязательств. Но
это уже вопросы не уголовной,
а большой политики. Одни международные
обязательства связаны с
Однако
российский законодатель пошел вразрез
с международно-правовыми
Информация о работе Понятие и основные направления современной российской уголовной политики