Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2011 в 11:27, курсовая работа
Целью курсовой работы является дать: уголовно - правовую характеристику получению и даче взятки.
Из поставленной цели можно выделить следующие задачи:
дать уголовно – правовую характеристику получению взятки
дать уголовно – правовую характеристику дачи взятки
изучить историю правового регулирования ответственности за взяточничество по уголовному праву России
рассмотреть квалифицированные и особо квалифицированные виды данных преступлений
выявить отграничение взяточничества от смежных составов: проблемы квалификации.
Несовершенство уголовного и уголовно-процессуального законодательства, недостатки правоприменительной практики приводят зачастую к тому, что при очевидной виновности отдельных лиц в получении взятки последним удается избежать уголовной ответственности. В этих условиях правоохранительным органам приходится прилагать немало усилий для того, чтобы выявить и доказать конкретные факты получения взятки.
Введение 3
Глава 1. Уголовно – правовая характеристика получения взятки 5
1.1. История правового регулирования ответственности за получение взятки по уголовному праву России 5
1.2. Уголовно – правовая характеристика получения взятки 8
Глава 2. Проблемы квалификации и наказуемости получения взятки 13
2.1. Квалифицированные составы получения взятки 13
2.2. Отграничение получения взятки от смежных составов 18
Заключение 23
Список использованной литературы 25
Содержание
Взяточничество – очень актуальная тема в современном мире. Поиск уголовно-правовых формул для разрешения проблемы взяточничества можно сравнить с поиском жизни в космосе или созданием вечного двигателя, - практически все исследователи отмечают, что решить данную проблему в ближайшие годы невозможно. Получение и дача взятки, являясь одними из наиболее серьезных преступлений, наносят огромный вред и ущерб авторитету государственной власти. Они нередко сопровождается другими противоправными деяниями, в частности, преступлениями в сфере экономики, против правосудия, компрометирует правоохранительные органы, порождая представление о возможности достижения желаемого результата путем подкупа должностных лиц.
Взяточничество в современной России – самое распространенное преступление. Субъектами получения взяток являются до 50% и более работников (должностных лиц) отдельных отраслей государственного управления.
Современный взгляд на вечную проблему взяточничества весьма противоречив. СМИ все чаще внушают населению, что взяточничество обыденное явление повседневной жизни, ее необходимый элемент, а потому бороться с этим злом бессмысленно. Тем временем взяточничество становится все более изощренным, приобретает беспрецедентные масштабы, наносит колоссальный урон обществу и государству. Большинство отечественных правоведов относит взяточничество к разряду ключевых уголовно-правовых проблем.
Целью курсовой работы является дать: уголовно - правовую характеристику получению и даче взятки.
Из поставленной цели можно выделить следующие задачи:
Несовершенство уголовного и уголовно-процессуального законодательства, недостатки правоприменительной практики приводят зачастую к тому, что при очевидной виновности отдельных лиц в получении взятки последним удается избежать уголовной ответственности. В этих условиях правоохранительным органам приходится прилагать немало усилий для того, чтобы выявить и доказать конкретные факты получения взятки.
Проблемным
на практике является разграничение
взяточничества и мошенничества, разграничение
взятки с иными составами преступлений
направленными на хищение имущества. Проблемным
также на практике является вопрос правильной
квалификации взятки (например, получение
взятки органами местного самоуправления,
получение взятки с нарушением закона
и без такого нарушения). В этой связи представляется
актуальным систематизация разграничения
взяточничества от иных составов преступлений.
История
борьбы со взяточничеством (путем установления
серьезного наказания за данное преступление)
уходит далеко в прошлое нашего государства.
После судебника Русской
Наиболее
полно ответственность за взяточничество
стала регулироваться в XIX веке. Получение
взятки тогда именовалось «
В ст. 376 Уложения указывалось, что наказание за получение взятки следует и в том случае, если деньги или вещи были еще не отданы, а только обещаны «по изъявленному им (виновным) на то желанию или согласию». Устанавливалось также, что если взявший взятку «объявит о том с раскаянием своему начальству» до выполнения незаконных действий, то суд мог смягчить наказание до исключения из службы, увольнения от должности или строгого выговора с занесением или без занесения в послужной список виновного2.
С первых же дней Великой Октябрьской социалистической революции взяточничество было весьма опасным явлением, что привело к тому, что вождь мирового пролетариата самолично отредактировал декрет 8 мая 1918 г. о борьбе со взяточничеством. В Уголовном кодексе 1922 г. за взяточничество были установлены суровые наказания вплоть до высшей меры наказания (ст. 114 УК 1922г.).
Статья 117 УК РСФСР 1926 г. определяла взяточничество как получение должностным лицом лично или через посредников в каком бы то ни было виде вознаграждения (взятки) за выполнение или невыполнение в интересах дающего какого-либо действия, которое должностное лицо могло или должно было совершить исключительно вследствие своего служебного положения. Закон наказывает такое преступление лишением свободы на срок до двух лет.
31
октября 1927 г. мера наказания
за преступление с отягчающими
обстоятельствами была
Все случаи получения должностными лицами так называемого «магарыча», т.е. всякого рода угощения в каком бы то ни было виде, подлежат квалификации как получение взятки по ст. 117 УК. Требование «магарыча» при найме рабочей силу со стороны должностных лиц также должно квалифицироваться как взяточничество по ст. 117 УК.
В рамках борьбы со взяточничеством в определенный период даже было запрещено совместительство. Как отмечали полномочные органы: иногда получение взятки маскируется под видом получения премиальных, оплаты за совместительство и т.д.
В
последующем нормы о
Итак, за весь период советского государства и права, взяточничество каралось законом достаточно строго. Абсолютно все составы преступления предусматривали в качестве дополнительного наказания «конфискацию имущества».
Уголовный кодекс 1997 года, ст. 290 за получение взятки предусматривает наказание штрафом либо лишением свободы на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет. Квалифицированные и особо квалифицированные составы рассматриваемого преступления наказываются лишением свободы на срок от трех до двенадцати лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет, а также штрафом.
Как известно, современный законодатель отказался от конфискации имущества как вида наказания за уголовное преступление, федеральным законом от 8 декабря 2003 г. № 162-ФЗ исключено данное наказание и из состава ст.290 УК РФ4.
В ноябре 2003 года президент Владимир Путин подписал декрет о создании Совета по борьбе с коррупцией.
Изучив
историю развития ответственности
за получение взятки, можно прийти
к выводу о том, что в современной
России должно быть уделено особое внимание
профилактике преступления предусмотренного
статьей 290 УК РФ.
1.2.
Уголовно – правовая
По УК РФ 1996 г. понятие «взяточничество» охватывает два преступления: получение взятки и дачу взятки.
Очевидно, что законодатель считает преступным уже само получение каких-либо ценностей либо имущественных выгод за определенное поведение чиновника, имеющего особые полномочия. Поэтому правоведы по поводу получения взятки считают, что данное преступление окончено в момент принятия должностным лицом взятки. Это означает, что для привлечения к ответственности по данной статье Кодекса неважно, совершены ли после получения ценностей (выгод) должностным лицом какие-либо действия, обусловленные принятым им вознаграждением. Следствию и суду важно лишь установить, что, получая подарок, должностное лицо знало, что он дается именно за определенные действия, пусть даже законные и объективно безвредные, и желало совершить за взятку эти действия.
Взяточничество является наиболее типичным проявлением коррупции - опаснейшего криминального явления, которое подтачивает основы государственной власти и управления, дискредитирует и подрывает авторитет власти в глазах населения, затрагивает законные права и интересы граждан. Пленум Верховного Суда СССР в постановлении от 30 марта 1990 г «О судебной практике по делам о взяточничестве», отметил, что «в обстановке проникновения коррупции в различные сферы жизни опасность этого явления значительно возрастает. Посягая на деятельность государственных учреждений, взяточничество подрывает их авторитет, дискредитирует органы власти, ведет к нарушениям принципа социальной справедливости».
На сегодняшний день взяточничество распространено во всех странах мира для решения (или отказа в решении) тех или иных задач входят в компетенцию должностных лиц. А для нашей страны уже вошло в обиход мнение, что публичные услуги предоставляются исключительно за вознаграждение коррумпированным претендентам, а не терпеливым и законопослушным гражданам. Кроме того, многие предприниматели, зная высокую цену услуг предоставляемых за взятки государственными и муниципальными должностными лицами, видят для себя выход из положения в уходе в теневой сектор экономики. Тем самым государство несет значительные убытки по недополучению налогов, а разгул взяточничества препятствует нормальному развитию рыночных отношений, привлечению инвестиций и приходу новых субъектов предпринимательства. Правда существует и иная точка зрения, согласно которой, незаконное материальное вознаграждение, т.е. взятка, может подвигнуть госчиновников отдавать предпочтение предпринимателям, которые ценят свое время и, следовательно, стремятся к эффективной работе.
Каждое явление имеет за собой причины, и одной из причин взяточничества является то, что чиновник может распоряжаться не принадлежащими ему «ресурсами» путем принятия или непринятия тех или иных решений. Но бизнесменам так же не стоит забывать о том, что взятки даются с целью добиться решения определенной задачи, но это решение может стать иллюзорной, так как не всегда взяткополучатель в силах гарантировать выполнение «заключенных незаконных сделок».
И.А. Алексеев выделяет следующие причины взяточничества:
Во-первых, это платеж за ускорение принятия решения входящего в круг служебных обязанностей должностного лица. Предпринимателю выгоднее дать взятку и быстро, например, получить лицензию на торговлю спиртными напитками, чем ждать решения своего вопроса.
Во-вторых, это платеж за приостановку (остановку) действий чиновника по исполнению им своих обязанностей. Например, непринятие врачом СЭС мер к нарушителю требований санитарных норм за определенное вознаграждение.
В-третьих,
это платеж за покупку самого чиновника,
для того, что бы он, оставаясь
служащим в государственных или
муниципальных органах, заботился
о корыстных интересах
Кроме того, взяткополучатели и взяткодатели «очищают» рынок от лишних, на их взгляд, игроков. Делают экономику не свободной, а зависимой, теперь уже не от государственного давления, а от разрабатываемых коррупционерами правил игры. Взятки становятся вожделенным бонусом, премией чиновников от которых зависит принятие решения, а не от функциональных обязанностей последних. Взятки увеличивают издержки предпринимателей и естественно отражаются на стоимости товаров и услуг оплачиваемых населением страны.