Ответственности за незаконный оборот оружия в рамках уголовного законодательства Российской Федерации

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2013 в 11:24, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является:
- исследование исторических аспектов регулирования оборота оружия;
- выяснить, что же считается оружием;
- классифицировать оружие, находящееся в обороте на территории РФ;
- определить ответственность за нарушения установленных правил оборота с точки зрения уголовного закона.

Содержание

Введение
1. Исторический аспект преступлений в сфере незаконного оборота оружия
2. Понятие оружия и его классификация
3. Ответственности за незаконный оборот оружия в рамках уголовного законодательства Российской Федерации
Заключение
Список литературы

Работа содержит 1 файл

кур гр право.doc

— 186.50 Кб (Скачать)

В УК РФ предусматривается ответственность  за следующие виды незаконного оборота: приобретение, передачу, сбыт, хранение, перевозку или ношение оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств (ст.222), изготовление оружия (ст.223), небрежное хранение огнестрельного оружия (ст.224), ненадлежащее исполнение обязанностей по охране оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств (ст.225), хищение или вымогательство оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств (ст.226). Кроме того, предусмотрена ответственность по ст.188 УК (контрабанда) за незаконное перемещение через таможенную границу (ввоз и вывоз) огнестрельного оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ, взрывных устройств, ядерного, химического, биологического и других видов оружия массового поражения, а также материалов и оборудования, которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения.

Объем статьи не позволяет рассмотреть  весь комплекс вопросов, связанных с уголовно-правовой регламентацией незаконного оборота оружия и других указанных предметов, поэтому мы ограничимся рассмотрением лишь одного, основного состава преступления, в котором предусматриваются наиболее распространенные виды оборота соответствующих предметов. В дальнейшем речь будет идти лишь о преступлении, предусмотренном ст.222 УК (незаконные приобретение, передача, сбыт, хранение, перевозка или ношение оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств).

Итак, прежде всего, определим предмет  этого преступления. В соответствии со ст.1 Закона от 13 ноября 1996 г. под оружием  понимаются устройства и предметы, конструктивно предназначенные  для поражения живой или иной цели, подачи сигналов. Огнестрельное  оружие - это оружие, предназначенное для механического поражения цели на расстоянии снарядом, получающим направленное движение за счет энергии порохового или иного заряда. К нему относятся все виды боевого, служебного и гражданского оружия: винтовки, карабины, пистолеты и револьверы, автоматы и пулеметы, минометы, гранатометы, пушки, иные виды огнестрельного оружия независимо от калибра. В отличие от УК 1960 г. в новом УК гладкоствольное охотничье ружье вне зависимости от того, подвергалось оно изменениям (укорачиванию) или нет, включается в предмет преступления, что представляется вполне оправданным. Разрешительная система распространяется также на охолощенное огнестрельное оружие (специально приспособленное к стрельбе холостыми патронами, чтобы был невозможен выстрел боевым патроном) и учебное огнестрельное (оружие, приведенное в состояние, исключающее возможность выстрела без специальных ремонтных работ). Поэтому ответственность за незаконный оборот учебного, охолощенного и неисправного оружия должна наступать при условии, что виновный имел намерение и реальную возможность привести его в пригодное к использованию состояние.15

Не являются предметом анализируемого преступления сигнальные, стартовые, строительно-монтажные  пистолеты и револьверы, патроны  к ним, не имеющие поражающего элемента и не предназначенные для поражения цели, а также имитационно-пиротехнические и осветительные средства, не содержащие взрывчатых веществ и смесей, поскольку они используются для иных целей.

Для квалификации по ст.222 УК не имеет  значения, заводского изготовления проходящие по делу оружие, боеприпасы, патроны и взрывчатые вещества либо самодельные. Вместе с тем когда для определения характера предметов требуются специальные познания, по делу необходимо провести соответствующую экспертизу.

Законодатель устанавливает различную  наказуемость незаконного оборота  прежде всего в зависимости от характера оружия, которое является предметом преступления. В ч.1 ст.222 УК предусмотрена ответственность  за незаконный оборот огнестрельного оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств. Объективную сторону этого преступления образует совершение какого-либо из перечисленных действий: приобретение, передача, сбыт, хранение, перевозка или ношение оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств. В ч.4 ст.222 УК речь идет о незаконном обороте газового и холодного оружия, в том числе метательного. Особенностью объективной стороны этого преступления, в отличие от предусмотренного ч.1, является то обстоятельство, что ответственность наступает только за незаконное приобретение, сбыт или ношение газового и холодного оружия, в том числе метательного. Передача, хранение и перевозка этих видов оружия влекут за собой ответственность для виновного лица в административно-правовом порядке.

Приобретением оружия и тому подобных предметов будет считаться их покупка, получение в дар или  в уплату долга, присвоение найденного и т.д., кроме хищения или вымогательства и изготовления, ответственность  за которые предусматривается самостоятельными статьями. Передачей считается отдача предметов иным лицам для временного хранения или использования. Сбыт означает продажу указанных предметов, их дарение, обмен и другие действия. Хранение - это нахождение оружия и подобных ему предметов в помещениях, тайниках, а также в иных местах, обеспечивающих их сохранность. При этом виновное лицо фактически владеет предметами. Перевозка подразумевает перемещение предметов в пространстве любыми видами транспортных средств, но не непосредственно при виновном. Нахождение оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ или взрывных устройств в транспортном средстве следует квалифицировать в зависимости от конкретных обстоятельств дела как хранение, перевозку или ношение. Под ношением понимается нахождение оружия и других предметов в одежде или непосредственно на теле обвиняемого, а также их переноска в сумках, портфелях и тому подобных предметах.16

Производство оружия, торговля им, его приобретение, а также коллекционирование и экспонирование на территории РФ подлежат лицензированию, за исключением производства и приобретения оружия государственными военизированными организациями (ст.9 Закона от 13 ноября 1996 г.). Нарушение этих требований влечет за собой признание совершенных действий с оружием, боеприпасами, взрывчатыми веществами и взрывными устройствами незаконными.

Конкретные правила оборота  указанных предметов регламентируются рядом законов и нормативных  актов: Федеральным законом РФ "Об оружии" от 13 ноября 1996 г.; Правилами  оборота служебного и гражданского оружия и боеприпасов к нему и Перечнем заболеваний и физических недостатков, при которых лицензия на приобретение служебного и гражданского оружия гражданам не выдается, - утвержденных Постановлением Правительства РФ от 2 декабря 1993 г. N 1256 и подлежащих приведению в соответствие с вышеуказанным Законом от 13 ноября 1996 г. и нормативными актами Министерства внутренних дел. Порядок ношения, хранения и использования оружия военнослужащими регулируется законом РФ "О статусе военнослужащих" и общевоинскими уставами.

Постановлением Правительства РФ от 21 июля 1998 г. N 814 постановление СМ РФ от 2 декабря 1993 г. N 1256 признано утратившим силу. Упомянутым постановлением утверждены Правила оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации и Положение о ведении и издании Государственного кадастра гражданского и служебного оружия и патронов к нему.

Боевое ручное стрелковое и холодное оружие (оружие, предназначенное для  решения боевых и оперативно-служебных  задач) приобретается государственными военизированными организациями (МО, ФСБ, ФАПСИ, СВР, ФСНП и др.). Юридические лица с особыми уставными задачами (ЦБ РФ, Сберегательный банк РФ, Главный центр специальной связи Минсвязи и другие, за исключением частных охранных предприятий и служб безопасности организаций) могут на основании нормативных правовых актов Правительства РФ получать во временное пользование отдельные типы и модели такого оружия для исполнения возложенных на них федеральным законом обязанностей по охране объектов производства и хранения оружия, боевой техники, других особо важных объектов, а также транспортировки особо опасных и особо ценных грузов. В исключительных случаях, когда боевое ручное стрелковое оружие необходимо для обеспечения защиты жизни и здоровья лиц, подлежащих государственной защите, перечень которых предусматривается в ст.2 Федерального закона РФ от 22 марта 1995 г. "О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов", оно может быть выдано защищаемому лицу. Во всех остальных случаях нахождение боевого оружия у граждан признается незаконным.

Определенные и достаточно серьезные ограничения установлены и для оборота служебного и гражданского оружия. К служебному оружию (предназначенному для использования должностными лицами государственных органов и работниками юридических лиц, которые далее будут именоваться "юридическими лицами с особыми уставными задачами" и которым разрешено ношение, хранение и применение указанного оружия в целях самообороны или для исполнения возложенных на них федеральным законом обязанностей по защите жизни и здоровья граждан, собственности, по охране природы и природных ресурсов, ценных и опасных грузов, специальной корреспонденции) относятся огнестрельное гладкоствольное и нарезное короткоствольное оружие отечественного производства с дульной энергией не более 300 Дж, а также огнестрельное гладкоствольное длинноствольное оружие. Служебное оружие должно исключать ведение огня очередями, и емкость магазина (барабана) должна быть не более 10 патронов, а пули патронов к нему не должны иметь сердечников из твердых материалов. Оно приобретается государственными предприятиями (органами юстиции, органами охраны охотничьих и рыбных ресурсов и т.п.), частными детективными и охранными предприятиями на основании лицензии и подлежит регистрации в органах внутренних дел в двухнедельный срок, после чего на его хранение и использование выдается разрешение сроком на три года.

Гражданское оружие (оружие, предназначенное для использования  гражданами в целях самообороны, для занятий спортом и охотой) также должно исключать ведение  огня очередями и иметь емкость  магазина (барабана) не более 10 патронов. Граждане имеют право приобретать гражданское оружие по достижении 18-летнего возраста, как правило, при наличии лицензии на приобретение конкретного вида оружия, полученной в ОВД по месту жительства. Для хранения или хранения и ношения охотничьего огнестрельного гладкоствольного оружия возраст может быть снижен не более чем на два года законодательными органами субъектов Федерации.

Газовые пистолеты и  револьверы, огнестрельное бесствольное оружие отечественного производства и  холодное клинковое оружие, предназначенное для ношения с национальными костюмами (в Дагестанской, Северо-Осетинской, Кабардино-Балкарской и Карельской республиках) или казачьей формой приобретаются на основании лицензии с последующей регистрацией в двухнедельный срок в ОВД по месту жительства.17 Лицензия выдается сроком на пять лет, является одновременно и разрешением на хранение и ношение оружия. В ней допускается регистрация не более пяти единиц указанных типов оружия. Механические распылители, аэрозольные и другие устройства, снаряженные слезоточивыми или раздражающими веществами, регистрации не подлежат, и граждане РФ имеют право приобретать их без лицензии.

Закон "Об оружии" предоставил  право гражданам приобретать  в целях самообороны гражданское  огнестрельное гладкоствольное  длинноствольное оружие, в том числе с патронами травматического действия, соответствующими нормам Минздрава РФ. Однако оно может приобретаться лишь на основании лицензии и без права его ношения.

Спортивное и охотничье  огнестрельное гладкоствольное  длинноствольное оружие имеют право приобретать граждане РФ, имеющие охотничьи билеты или членские охотничьи билеты. Охотничье огнестрельное оружие с нарезным стволом имеют право приобретать граждане РФ, которым в установленном порядке предоставлено право на охоту, при условии, что они занимаются профессиональной деятельностью, связанной с охотой, либо имеют в собственности охотничье огнестрельное гладкоствольное длинноствольное оружие не менее пяти лет. При этом право на приобретение указанные категории граждан имеют при условии, что они не совершили правонарушений, связанных с нарушением правил охоты и оборота оружия. Перечень профессий, дающих право на приобретение охотничьего огнестрельного оружия с нарезным стволом, устанавливается органами исполнительной власти субъектов РФ. Общее количество охотничьего оружия не должно превышать пяти единиц, за исключением случаев, когда эти виды оружия являются объектом коллекционирования. Охотничье холодное клинковое оружие имеют право приобретать граждане, у которых есть право на хранение и ношение охотничьего огнестрельного оружия. Оно регистрируется торговым предприятием при продаже в документе, удостоверяющем право на охоту.

Приобретенное охотничье  оружие подлежит регистрации в ОВД  по месту жительства в двухнедельный  срок. При регистрации органом внутренних дел огнестрельного гладкоствольного длинноствольного оружия самообороны выдается разрешение на его хранение, а при регистрации охотничьего огнестрельного оружия, а также спортивного или охотничьего гладкоствольного длинноствольного оружия - разрешение на его хранение и ношение сроком на пять лет.

Все модели гражданского и служебного оружия и патронов к  нему, а также конструктивно сходные  с оружием изделия, как производимые на территории РФ, так и ввозимые на территорию РФ или вывозимые из РФ, подлежат обязательной сертификации, проводимой Госкомитетом РФ по стандартизации, метрологии и сертификации. Сертификат соответствия является основанием для оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории РФ. Сведения о конкретных видах служебного и гражданского оружия, а также боеприпасов к нему, разрешенных к обороту на территории Российской Федерации, содержатся в Государственном кадастре служебного и гражданского оружия.

Информация о работе Ответственности за незаконный оборот оружия в рамках уголовного законодательства Российской Федерации