Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2011 в 21:21, курсовая работа
Терроризм как способ достижения политических и иных целей насильственными средствами существует с тех пор, как зародилась человеческая цивилизация. Иначе говоря, терроризм является постоянным спутником человечества. Слово «террор» пришло из латинского языка (terror – ужас, страх). Терроризм, апеллируя к чувству страха и сильнейшему инстинкту человека – инстинкту самосохранения, является одним из самых опасных и тяжёлых преступлений против общества и государства, общественного порядка и государственного строя.
Содержание
Введение 2
Глава I. Терроризм: понятие, виды, история возникновения 4
1. Об истории терроризма 4
2. Понятие терроризма 7
3. Виды терроризма 11
Глава II. Анализ состава преступления согласно ст. 205 УК РФ 18
1. Объект 20
2. Объективная сторона 21
3. Субъект 25
4. Субъективная сторона 25
Глава III. Закон «О противодействии терроризму» 27
Заключение 30
Список использованных источников и литературы 32
Устанавливая
пониженный возраст уголовный ответственности
за преступления, предусмотренные ст.
205, 206 и 207 УК, законодатель руководствовался
как тем, что эти деяния несут высокую
степень общественной опасности так и
тем, что именно подростки легко подпадают
под влияние взрослых, воспринимают радикальные
и экстремистские идеи и как следствие,
участвуют в совершении террористических
актов.
4.
Субъективная сторона.
Терроризм – только умышленное преступление.
Виновный
сознательно совершает
Целеполагание при терроризме соответствует двойственности объекта. Террорист стремится повлиять на государственную власть, добиться от неё какого-либо действия либо руководствуется собственным понятием о справедливости. При этом неизбирательное и часто массовое убийство людей является так называемой побочной (вынужденной) целью, необходимой для достижения основной. В этом отношении актуальна ч. 3 ст. 205 УК РФ, которая подразумевает ответственность за причинение смерти по неосторожности или иные тяжкие последствия, наступившие в результате совершения преступления.
Мотивы,
т. е. внутренние побуждения лиц, прибегающих
к терроризму, могут быть самыми разнообразными
– от фундаменталистского или сектантского,
религиозного, националистического, социального
фанатизма до стремления к самоутверждению,
мести и т. д. Возможен так же и иррациональный
мотив, в случае, если террористический
акт совершается психически больным человеком.
Глава
III. Закон «О противодействии
терроризму».
Так как террористическая ситуация в стране ухудшалась, законодатель, в качестве ответной меры, был вынужден принять Закон РФ «О борьбе с терроризмом». В дальнейшем в этот нормативный акт неоднократно вводились изменения и дополнения. Он стал основным законом, регулирующим государственную деятельность по противодействию терроризму.
Опыт
контртеррористической
Федеральным законом № 144-ФЗ от 21 ноября 2002 г. Закон «О борьбе с терроризмом» был дополнен ст. 16.1 «Погребение террористов, умерших в ходе пресечения террористической акции». В соответствии с ней погребение террористов, умерших в результате пресечения террористической акции, осуществляется в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации. При этом их тела для захоронения не выдаются, и о месте их захоронения не сообщается.
Законом № 103 от 24 июля 2002 г. в УК РФ была введена ст. 2051 «Вовлечение в совершение преступлений террористического характера или иное содействие их совершению».
Законом № 112 от 25 июля 2002 г. УК РФ дополнен еще двумя статьями, предусматривающими ответственность за различные экстремистские действия (ст. 2821 и 2822 УК), изменена редакция ст. 280 УК «Публичные призывы к осуществлению экстремистской деятельности».
С принятием Федерального Закона «О противодействии терроризму» Закон «О борьбе с терроризмом» утратил свою силу. Новый закон имеет ряд существенных отличий от предыдущего.
В отличие от прежнего, который был направлен в основном на пресечение террористических акций, новый документ в значительной мере ориентирован на их предупреждение, в каких бы формах они ни проявлялись. В законе четко определены принципы, понятия и организационные механизмы противодействия террористической угрозе.
Закон предусматривает проведение операций по пресечению террористических актов на земле, в воздухе и на воде, на территории страны и за ее пределами, в том числе с применением Вооруженных сил, боевых средств и оружия. В строго определенных ситуациях, когда все иные меры исчерпаны и есть полная уверенность, что захваченные террористами летательные аппараты или морские, речные суда будут использованы для совершения разрушительных терактов, способных привести к гибели многих людей либо к наступлению экологической катастрофы, дается право сбивать такие самолеты и топить суда.
В законе подробно расписан правовой режим контртеррористической операции на период ее проведения, включая меры и временные ограничения, которые коснутся людей на этой территории. Спецслужбы могут прослушивать телефонные переговоры, а также осуществлять контроль за средствами электронной связи и перепиской, привлекать транспортные средства организаций, а в неотложных случаях и личные автомобили граждан, прекращать деятельность опасных производств, временно отселять людей, вводить карантин.
Предусмотрено и возмещение расходов, связанных с таким использованием транспортных средств.
Закон четко определил, кто осуществляет руководство контртеррористической операцией и несет за нее персональную ответственность.12
Таким
образом, анализ развития российского
уголовного законодательства в области
противодействия проявлениям терроризма
показывает, что оно совершенствовалось
под влиянием тех изменений общественного
устройства, побочным результатом которых
выступало террористическое насилие.
Потенциал «антитеррористических» норм
уголовного законодательства должен обеспечивать
безопасность государственных институтов
власти и жизненно важных общественных
интересов.
Заключение.
Иногда терроризм называют третьей мировой войной. Он не делает различий между людьми, забирает человеческие жизни, уничтожает бесценные исторические и культурные памятники, ссорит народы и страны. Последствия террористических актов порой не удаётся исправить даже за жизнь нескольких поколений.
В современном мире вооружённые силы утратили своё первоначальное значение. Роль, в которой они сейчас выступают – определённый фактор политического давления и государственного престижа. Это объясняется тем, что при современном вооружении, наличии ядерного оружия, любой крупный военный конфликт может легко перерасти в катастрофу мирового масштаба. В связи с этим террор и терроризм стали универсальными инструментами решения политических, социальных и экономических задач.
При борьбе с терроризмом реальной угрозе так же подвергаются права и интересы человека. При существующей диспозиции ст. 205 УК РФ террористическим можно признать почти любое насильственное преступление. Преследуя цели противостояния терроризму, государство иногда ограничивает конституционные права своих граждан. В частности власть стремится всячески ограничить освещение террористических актов в средствах массовой информации. Тем не менее, если бы не средства массовой информации, общественность не узнала бы о крупнейших терактах, произошедших на территории Российской Федерации. «...как бы ни страшно было обществу смотреть на кровавые и трагические кадры человеческой трагедии, общество заинтересовано в том, чтобы знать и видеть все в мельчайших подробностях. Это объединяет страну, это показывает обществу, насколько профессиональна избранная им власть и подсказывает - не поменять ли ее в будущем» – комментирует ситуацию газета «Газета». Зависимость и подконтрольность СМИ государственной власти существенно усложняет задачу построения правового государства и создания развитого гражданского общество, в котором права и свободы человека были бы действительно высшей ценностью.
Для эффективной борьбы с терроризмом необходимо искать корни проблемы, воздействовать на причины, его порождающие. Причины эти, как выяснилось, могут быть самыми разными. Необходимо создать определённую социально-экономическую стабильность, так как тяжёлая социально-экономическая обстановка является почвой для появления экстремизма, нетерпимости и, как следствие, терроризма.
Терроризм
– не изобретение нашей эпохи,
терроризм – воплощение людской
ненависти. Ненависти, появившейся
вследствие неуважения к чужим мнениям,
традициям, конфликта между культурами
и религиями. Соответственно маловероятно,
что государство в одиночку может полностью
решить проблему терроризма. Эту сложную
задачу оно способно решить только объединив
усилия с обществом.
Список
использованной литературы