Ответственность за компьютерные преступления

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2012 в 13:43, курсовая работа

Описание работы

Цель: дать понятие компьютерной информации, как объекта правовой защиты и общую характеристику преступлений в компьютерной сфере по современному Российскому законодательству; сделать анализ состава компьютерных преступлений главы 28 УК РФ; отразить международный и отечественный опыт борьбы с компьютерными преступлениями.
Задачи: изучить и проанализировать нормы уголовного законодательства, регулирующие уголовную ответственность за компьютерные преступления.

Содержание

Введение
Компьютерная информация, как объект правовой защиты
Общая характеристика преступлений в компьютерной сфере по современному Российскому уголовному законодательству
Анализ составов Компьютерных преступлений главы 28 УК РФ
Анализ статьи 272 УК РФ “ Неправомерный доступ к компьютерной информации”
Анализ статьи 273 УК РФ “Создание, использование и распространение вредоносных программ для ЭВМ”
Анализ статьи 274 УК РФ “Нарушение правил эксплуатации ЭВМ, системы ЭВМ или их сети”
Международный и отечественный опыт борьбы с компьютерными преступлениями
Заключение
Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

компьютерные преступления.doc

— 149.50 Кб (Скачать)

Обязательными признаками объективной стороны  ч. 1 ст. 273 будут два, характеризующих  способ и средство совершения преступления. Это, во-первых, то, что последствия  должны быть, несанкционированными, во-вторых - наличие самой вредоносной программы или внесения изменений в программу.

Последними, кроме  названного компьютерного вируса, могут  быть хорошо известные программистам "логическая бомба", "люк", "асинхронная атака" и другие.

Под использованием либо распространением вредоносных  программ или машинных носителей  к ним понимается соответственно введение этих программ в ЭВМ, систему  ЭВМ или их сеть, а также продажа, обмен, дарение или безвозмездная  передача другим лицам.17

С субъективной стороны состав данного преступления характеризуется виной в форме  прямого умысла: когда виновный осознавал  общественную опасность своих действий, предвидел возможность либо даже неизбежность наступления опасных  последствий, но, тем не менее, желал эти действия совершить, т. е. создание вредоносных программ заведомо для создателя программы должно привести к несанкционированному уничтожению, блокированию, модификации либо копированию информации, нарушению работы ЭВМ.

Использование или распространение вредоносных программ тоже может осуществляться умышленно.

При установлении прямого умысла в действиях виновного  преступление подлежит квалификации в  зависимости от цели, которую перед  собой ставил последний, или когда  наступили последствия - то в зависимости от наступивших последствий. В этом случае действия, предусмотренные статьей окажутся лишь способом достижения поставленной цели и совершенное деяние подлежит квалификации по классической совокупности совершенных преступлений.18

Необходимо  также учитывать, что преступление может быть также совершено как по неосторожности в виде легкомыслия, так и с косвенным умыслом в виде безразличного отношения к возможным последствиям.

Субъект преступления - общий, т.е. субъектом данного преступления может быть любой гражданин, достигший 16 лет.

Санкция части 1 предусматривает один основной вид наказания (лишение свободы на срок до 3 лет) и один дополнительный (штраф в размере 200-500 минимальных размеров оплаты труда или зарплаты либо иного дохода лица за период 2-5 мес.).

Частью 2 ст. 273 криминализируется более опасное  преступление: те же деяния, повлекшие  тяжкие последствия.

При этом "тяжкие последствия" - оценочная категория, которая подлежит квалификации судом. Согласно п.8 постановления  Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 апреля 1996 г. N 1 суд, признавая подсудимого виновным в совершении преступления по признакам, относящимся к оценочным категориям (тяжкие или особо тяжкие последствия, крупный или значительный ущерб, существенный вред, ответственное должностное положение подсудимого и др.), не должен ограничиваться ссылкой на соответствующий признак, а обязан привести в описательной части приговора обстоятельства, послужившие основанием для вывода о наличии в содеянном указанного признака.19

Санкция второй части данной статьи - относительно-определенная: лишение свободы на срок от 3 до 7 лет. Таким образом, именно это преступление из всей главы относится к категории  тяжких.

Анализ статьи 274 УК РФ “Нарушение правил эксплуатации ЭВМ, системы ЭВМ или их сети”

Компьютерные  системы в настоящее время  все больше влияют на нашу жизнь  и выход из строя ЭВМ, систем ЭВМ  или их сети может привести к катастрофическим последствиям, поэтому законодатель посчитал необходимым установить уголовную ответственность за нарушение правил эксплуатации ЭВМ, систем ЭВМ или их сети. И именно статья 274 УК РФ устанавливает такую ответственность, акцентируя что это деяние должно причинить существенный вред. Целью действия ст. 274 должно быть предупреждение невыполнения пользователями своих профессиональных обязанностей, влияющих на сохранность хранимой и перерабатываемой информации. Данная уголовная норма, естественно, не содержит конкретных технических требований и отсылает к ведомственным инструкциям и правилам, определяющим порядок работы, которые должны устанавливаться специально управомоченным лицом и доводиться до пользователей. Применение данной статьи невозможно для систем публичного доступа, например, глобальной компьютерной сети Internet; ее действие распространяется только на компьютеры и локальные сети организаций.20

В этой статье также считается, что под охраняемой законом информацией понимается информация, для которой в специальных  законах установлен специальный  режим ее правовой защиты, например - государственная, служебная и коммерческая, банковская тайны, персональные данные и т.д.21

Данная статья требует чтобы между фактом нарушения  и наступившим существенным вредом была установлена причинная связь  и полностью доказано, что наступившие  последствия являются результатом именно нарушения правил эксплуатации.

Непосредственный  объект преступления, предусмотренного этой статьей, - отношения по соблюдению правил эксплуатации ЭВМ, системы или  их сети, т.е. конкретно аппаратно-технического комплекса.

Под таковыми правилами понимаются,

  • во-первых, общероссийские санитарные нормы и правила для работников вычислительных центров,
  • во-вторых, техническая документация на приобретаемые компьютеры,
  • в-третьих, конкретные, принимаемые в определенном учреждении или организации, оформленные нормативно и подлежащие доведению до сведения соответствующих работников правила внутреннего распорядка.

Нарушение этих правил (несоблюдение, ненадлежащее соблюдение либо прямое нарушение) может быть осуществлено путем, как активного действия, так и бездействия.

Состав части 1 статьи сформулирован как материальный. При этом общественно опасные  последствия заключаются в одновременном  наличии двух факторов:

  • уничтожения, блокирования или модификации охраняемой законом информации ЭВМ;
  • вызванного этим существенного вреда.

Необходимо  учитывать, что поскольку речь идет о правилах эксплуатации именно ЭВМ, т.е. программно-аппаратной структуры, то и нарушение их должно затрагивать только техническую сторону несоблюдения требований безопасности компьютерной информации, а не организационную или правовую.

Представляется  правильным отнесение к таковым следующих: блокировку системы защиты от несанкционированного доступа, нарушение правил электро- и противопожарной безопасности, использование ЭВМ в условиях, не отвечающих тем, которые установлены документацией по ее применению (по температурному режиму, влажности, величине магнитных полей и т.п.), отключение сигнализации, длительное оставление без присмотра и многие другие. Однако все эти действия должны рассматриваться не самостоятельно, а только лишь в связи с угрозой безопасности хранимой в ЭВМ и охраняемой законом информации.

Правонарушение  может быть определено как преступление только при наступлении существенного  вреда.

Определение существенного  вреда, предусмотренного в данной статье будет устанавливаться судебной практикой в каждом конкретном случае исходя их обстоятельств дела, однако очевидно, существенный вред должен быть менее значительным, чем тяжкие последствия.

Вина выражается в форме прямого или косвенного умысла. Факультативные признаки субъективной (как и объективной) стороны состава преступления могут быть учтены судом в качестве смягчающих или отягчающих ответственность обстоятельств.

Объективная сторона  данного преступления состоит в  нарушении правил эксплуатации ЭВМ и повлекших уничтожение, блокирование или модификацию охраняемой законом информации ЭВМ при условии, что в результате этих действий был причинен существенный вред.22

Как уже отмечалось, между фактом нарушения и наступившим  существенным вредом должна быть установлена причинная связь и полностью доказано, что наступившие последствия являются результатом нарушения правил эксплуатации, а не программной ошибкой либо действиями, предусмотренными в ст. 272, 273 УК РФ.

Субъективную  сторону части 1 данной статьи характеризует наличие умысла направленного на нарушение правил эксплуатации ЭВМ. В случае наступления тяжких последствий ответственность по части 2 ст. 274 наступает только в случае неосторожных действий.

Умышленное  нарушение правил эксплуатации ЭВМ, систем ЭВМ и их сети влечет уголовную ответственность в соответствии с наступившими последствиями и нарушение правил эксплуатации в данном случае становится способом совершения преступления.

Например, действия технического специалиста больницы поставившего полученную по сетям программу без предварительной проверки (что говорит о преступной неосторожности) на наличие в ней компьютерного вируса, повлекшее нарушение работы ЭВМ (сети ЭВМ) и отказ работы систем жизнеобеспечения реанимационного отделения, повлекшее смерть больного должны квалифицироваться по части 2 ст. 274.

Представляется, что подобные действия совершенные  умышленно должны квалифицироваться  как покушение на убийство.

Субъект данного  преступления - специальный, это лицо в силу должностных обязанностей имеющее доступ к ЭВМ, системе ЭВМ и их сети и обязанное соблюдать установленные для них правила эксплуатации.

Санкция части 1 ст. 274 состоит из трех альтернативных видов наказания: лишение права занимать определенную должность или заниматься определенной деятельностью на срок до 5 лет, обязательные работы от 180 до 240 часов и ограничение свободы до 2 лет.

Часть 2 - состав с двумя формами вины, предусматривающий  в качестве квалифицирующего признака наступление по неосторожности тяжких последствий. Содержание последних, очевидно, аналогично таковому для ч. 2 ст. 273. Санкция нормы существенно отличается от предыдущей: только лишение свободы до 4 лет.

По данным правоохранительных органов, имеются сведения о фактах несанкционированного доступа к ЭВМ вычислительного центра железных дорог России, а также к электронной информации систем учета жилых и нежилых помещений местных органов управления во многих городах, что в наше время подпадает под ответственность, предусмотренную ст. 272 УК, либо ст. 274 УК в зависимости от действий лица, осуществившего посягательство и правил эксплуатации конкретной сети.

Международный и отечественный опыт борьбы с  компьютерными преступлениями.

По данным Федеральной  службы реагирования на ЧП в компьютерном пространстве, только в прошлом году было зарегистрировано более 2500 случаев, квалифицируемых как ЧП в компьютерной системе или сети, вызванное отказом механизма защиты или умышленной попыткой либо угрозой нарушения этого механизма. Результаты статистического анализа убытков и типов преступлений не могут считаться достаточно корректными, поскольку, во-первых, не все группы жертв смогли предоставить достоверные сведения о своих финансовых потерях, а во-вторых, чисто денежными потерями ущерб в данном случае далеко не ограничивается.

Остальные убытки стали результатом внедрения  вирусов, диверсий против данных или  сетей, несанкционированного доступа  “своих” и “чужаков”, а также  новой разновидности кражи - переносных компьютеров.

Надо отметить, что российские правоохранительные органы (МВД, ФСБ, ФАПСИ, Прокуратура...) в достаточной степени осознали угрозу, которую таит в себе информатизация общества и государства. В меру возможностей, отпущенных скудным финансированием ведомства пытаются делать упреждающие шаги.

Один из самых  крупных проектов "компьютеризации" России знаменитые компании SIEMENS NIXDORE и ORACLE осуществляют совместно с Министерством  внутренних дел. Когда работа будет закончена, отечественные сыщики будут обладать одной из самых современных и самых мощных информационных сетей в мире.

 Создавать компьютерную сеть МВД у нас начали еще в 1991году, понимая, что с бумажными картотеками много преступников не наловишь.

 

Заключение

Определенные  факты позволяют прогнозировать большую вероятность того, что вскоре криминалистам придется столкнуться на практике не только с чисто компьютерными преступлениями, а и с идеальной совокупностью преступлений в случаях, когда действия по противозаконному использованию компьютерной конфиденциальной информации с использованием специального инструмента - компьютера будут направлены против собственности, экономической деятельности и иных объектов.

В этих случаях необходимо будет применять не только известные традиционные методики раскрытия и расследования, но и новые способы работы с доказательствами, разработанные в рамках расследования информационных преступлений и ее части - методики расследования преступлений в области компьютерной информации. Создание указанной методики является крайне актуальным, поскольку основная проблема следственно-судебного аппарата на современном этапе заключается в уровне специальной подготовки должностных лиц, которым и предстоит проводить в жизнь требования новых законов. Давая криминалистические рекомендации в области информационных правоотношений, следует учитывать неоднородность состава и образовательный уровень нашего следственно-судебного аппарата. Ясно, что еще многие сотрудники органов следствия и дознания не только не используют технические средства и информационные технологии в своей деятельности, но и недостаточно осведомлены о них. Другой важной побудительной причиной создания указанной методики является неявная бланкетность диспозиций уголовного закона, устанавливающего ответственность за "информационные преступления". Анализ этих норм показывает, что без знания законодательства, регулирующего информационные правоотношения, следствие и дознание не смогут правильно квалифицировать выявленные случаи преступлений, а суд не сможет адекватно применить соответствующие нормы уголовного закона.

Информация о работе Ответственность за компьютерные преступления