Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2012 в 07:50, курсовая работа
Актуальность этой темы заключается в том, что борьба с преступностью, - это одно из главных задач государства. Для того, чтобы борьба осуществлялась на правовой основе, государство устанавливает границу между разрешенной и запрещенной дорогой, в частности изданиям законов, которые запрещают определенное поведение под угрозой применения к нарушителям жестких карательных мероприятий - уголовного наказания.
Введение…………………………………………………...с.3-4
1. Понятие преступного поведения в современном уголовном праве………………………………………….с.5-10
2. Криминализация и декриминализация преступного и аморального поведения………………………………...с.11-17
3. Правовые аспекты ограничения преступлений от других правонарушений………………………………………..с.18-20
4. Отличие преступного от аморального поведения…с.21-24
Заключение……………………………………………...с.25-26
Список использованной литературы………………….с.27-28
По нашему мнению, следует выделять не только основания, но и поводы и условия криминализации, которые должны применяться в совокупности, системно.[11]
Да, поводами к криминализации является:
1) необходимость выполнения обязательств за международными договорами, ратифицированными Верховной Радой Украины. Например, поводом к криминализации такого малораспространенного деяния, как несообщение капитаном названия своего судна при столкновении судов (ст. 285 УК), стала необходимость выполнения обязательств, взятых на себя Украиной в связи с ратификацией Конвенции ООН из морского права от 10 декабря 1982 р.;
2) необходимость создания правовых механизмов утверждения и обеспечения прав и свобод человека как главной обязанности государства (ст.3 из Конституции Украины), которое стало поводом к криминализации незаконного проведения опытов над человеком (ст. 28 Конституции Украины, ст. 142 УК), принуждение к участию у забастовки или препятствия участию в забастовке (ст. 44 Конституции Украины, ст. 174 УК), нарушение права на бесплатную медицинскую помощь (ст. 49 Конституции Украины, ст. 184 УК) и тому подобное;
3) необходимость обеспечения реализации определенных положений Конституции и других законов Украины. Да, поводом к криминализации преднамеренного препятствия законной профессиональной деятельности журналистов (ст. 171 УК) стали соответствующие положения Закона Украины «О государственной поддержке средств массовой информации и социальной защите журналистов»:
К относительной распространенности следует приравнивать и возможность такой распространенности деяния при определенных обстоятельствах. Понятно, например, что такое преступление, как нарушение законов и обычаев войны, в мирное время не вчинюється совсем. Но в условиях военного состояния он может совершать и, как свидетельствует современный мировой опыт военных действий, его распространенность, особенно с учетом определенных значений латентности, может быть весьма высокой. [12]
Распространенность деяния, достаточная для его криминализации, может быть тем меньшей, чем выше является его объективная вредность. Да, хотя в течение нескольких лет ни одно лицо не осуждалось за шпионаж, этот факт еще не может служить аргументом за декриминализацию этого деяния.
Отсутствие относительной распространенности часто является аргументом против криминализации деяния, даже в случае существования других поводов для его криминализации. Например, УССР присоединилась к Конвенции ООН о борьбе с торговлей людьми и эксплуатацией проституции третьими лицами в 1949 г. еще в 1954 г. Но торговля людьми была криминализирована в Украине лишь в 1998 р.- после того, как соответствующие деяния стали распространенными;
5) общественное мнение. Да, ничто другое, как общественное мнение стало поводом к криминализации в 1988 г. незаконного помещения в психиатрическое заведение. Соответствующая статья появилась в отечественном КК во времена «перестройки» после предания огласке в средствах массовой информации сведений о совершении отмеченных действий как средству расправы тоталитарной власти с инакомыслящими.[13]
При наличии отмеченных поводов единственным основанием криминализации деяний является соответствующая степень и характер их общественной опасности, который характеризуется их способностью причинять объектам уголовно-правовой охраны (а не любым другим объектам) существенный (а не любую другую) вред.
Общественная опасность деяний не является раз и навсегда устоявшимся понятием, ее переоценка осуществляется постоянно под воздействием определенных негативных или позитивных факторов (существенных обстоятельств), которые объективно обусловливают необходимость криминализации (или, напротив, декриминализации) того или другого деяния.[14]
Указанные факторы могут быть негативным последствием научно-технического прогресса, экологических, демографических изменений, социальных реформ и тому подобное. Да, чрезвычайно высокий уровень эрозии земель на территории Украины (18%) и удельного веса эродированных почв в составе распаханных земель (32%) создали основания для криминализации загрязнения или порчи земель (ст. 239 УК) и бесхозяйственное использование земель (ст. 254 УК). Социальные реформы (экономическая, административная, судебная и тому подобное) вызывали необходимость переоценки общественной опасности многих деяний, связанных с осуществлением хозяйственной деятельности, криминализацию таких деяний, как вмешательство в деятельность государственного деятеля, посягательство на жизнь присяжного и тому подобное.
Решение вопроса о законодательном признании деяния преступлением обязательно нуждается в соблюдении определенных условий криминализации. их можно разделить на условия: 1) социально - психологического характера; 2) характера криминолога; 3) общеправового характера; 4) уголовно-правового характера; 5) уголовно-процессуального характера.[15]
Да, в соответствии с условиями социально - психологического характера деяния может быть криминализировано, если это обусловлено его явной или относительной аморальностью или правосознанием населения, представителей законодательного и правоприменимых органов. Именно явная аморальность такого деяния как сутенерство стала социально - психологическим условием его криминализации (ч. 4 в. 303 УК).[16]
Право может и опережать мораль. Например, действующим КК криминализировано такое деяние, как натравливание позвоночных животных одна на другую из корыстных побуждений (ст. 299 УК). Это деяние в Украине не является распространенным и потому еще не успело получить со стороны всего общества оценку как аморальную, но его криминализация была обусловлена правосознанием представителей законодательного органа.
Согласно условиям характера криминолога деяние может быть криминализировано лишь в случае, если борьба с ним криминально-правовыми средствами может быть эффективной и прогнозируемые побочные социальные последствия криминализации не являются негативными.
К условиям общеправового характера следует отнести соответствие нового криминально-правового запрещения:
а) Конституции Украины. Например, не может считаться преступлением незаконное, пересечение государственной границы Украины, совершенное гражданином Украины при возвращении в Украину, или отказ свидетеля от дачи показаний относительно себя, поскольку это противоречило бы статьям 33 и 63 Конституции Украины;
б) международным договорам, ратифицированным Верховной Радой Украины. Например, состав ст. 209 УК должен отвечать требованиям 6 Конвенции об отмывании, поиске, аресте и конфискации доходов, полученных преступным путем, от 8 ноября в 1990 г., ратифицированной Украиной 17 декабря 1997 р.;
в) другим законам Украины. Да, нецелесообразной с точки зрения ее колизии стала, на наш взгляд, криминализация незаконного осуществления операций с металлоломом (ст. 213 УК). Ведь такое же деяние признанный в. 164 со значком 10 КУпАП административным правонарушением;
г) технико-юридическим требованиям. В ст. 315 проекта нового УК предлагалось криминализировать «осуществление лицом полового акта с другим лицом за плату». Лишь перед окончательным принятием КК в диспозицию этой статьи (в новом УК этот в. 303) были внесенные изменения, которыми удалось предотвратить двусмысленность содержания закона: якобы половой акт можно осуществить за плату с самим собой. К сожалению, в действующем УК не удалось предотвратить других нарушений технико-юридических требований. Да, трудно понять, что имеется в виду под «другим средством» в ст. 188 УК, если перед этим речь идет о способе, а не средстве.[17]
В соответствии с условиями уголовно - правового характера не подлежит криминализации деяния:
а) какое не отвечает определенным в криминальном законе признакам преступления, в частности, не является собственно деянием, не может быть виновным и совершать субъектом преступления;
б) какое уже признано преступлением;
в) криминализация которого повлечет нежелательную конкуренцию норм УК или иным образом может существенно усложнить процесс квалификации преступлений и способствовать ошибкам в квалификации.
К условиям уголовно - процессуального характера принадлежит возможность доказывания факта совершения данного деяния уголовно-процессуальными средствами.[18]
Способами криминализации деяния является: а) дополнение Особенной части УК новыми нормами или отдельными положениями; б) изменение норм Особенной части КК; в) внесение соответствующих изменений в нормы Общей части УК; г) официальное толкование Конституционным Судом Украины криминально-правовой нормы, которое изменяет (увеличивает) объем запрещенного этой нормой поведения без изменения ее содержания (без изменения «буквы» закона).
Декриминализация означает исключение деяния из числа преступных, отмена криминальной ответственности за них.
Как и криминализация, декриминализация также должна быть обусловлена соответствующими факторами, которые создают ее основания, осуществляться при определенных поводах и отвечать определенным условиям.
Поводы к декриминализации те же, что и поводы к криминализации. Основанием декриминализации деяний является их неспособность причинять существенный вред объектам уголовно-правовой охраны.[19]
По своим конкретным содержанием некоторые из условий декриминализации имеют свои особенности в сравнении с условиями криминализации. Да, в соответствии с условиями криминально-правового характера, подлежит декриминализации деяния, предыдущее признание которого преступлением повлекло нежелательную конкуренцию норм УК, которая существенно усложнила процесс квалификации преступлений и способствовала ошибкам в квалификации. Согласно условиям криминально-процессуального характера может быть декриминализированное деяние, которое не может быть доказано уголовно-процессуальными средствами.[20]
Правовые аспекты ограничения преступлений от других правонарушений
На преступления приходится многократно меньшая доля антиобщественных деяний, чем на иные правонарушения. Административные и дисциплинарные правонарушения, например, исчисляются десятками миллионов в год. Только административных правонарушений на автотранспорте ежегодно регистрируется свыше 50 млн.
На практике нередко возникает вопрос о разграничении преступлений, особенно небольшой тяжести, от непреступных право нарушений. Ответственность за последние регламентируется в административном, гражданском, семейном, трудовом, воздушном, водном, налоговом, финансовом и т.д. праве.
Разграничение преступлений и непреступных правонарушений проходит по трем основным критериям: 1) объекту; 2) общественной опасности; 3) виду противоправности.
Объектами преступлений признаются такие интересы, которые в других отраслях права не встречаются либо в силу их особой ценности (например, объекты преступлений против основ конституционного строя или преступлений против мира и безопасности человечества), либо большего разнообразия уголовно-правовых отношений. И порядок управления, и имущественные отношения, и сфера отправления должностных и воинских обязанностей, и экология, и интересы личности - от жизни человека до его чести, и общественная безопасность - таков не полный перечень объектов преступлений.[21]
Преступления отличаются, как ранее отмечалось, от других непреступных правонарушений по общественной опасности. Последняя выступает социальным свойством исключительно преступлений. Несмотря на то, что непреступные правонарушения тоже в определенной степени вредоносны, характер и степень этой антисоциальности никогда не достигают степени криминальной, именуемой в законодательстве общественной, опасностью. Преступления при прочих равных условиях всегда причиняют больший вред, их вина антисоциальная, мотивация низменна, способы совершения более дерзки.
Законодатель при конструировании норм, суды при их толковании всегда стремятся возможно точнее размежевать преступления и проступки. Ведущим разграничительным общественно опасным элементом выступает величина причиненного ущерба правоохраняемым интересам личности, общества, государства. Материальный ущерб, который причиняют две трети совершаемых ныне преступлений, измеряется в денежном выражении, в физическом вреде - в четко фиксированных показателях утраты трудоспособности, органов или их функций.
Из субъективных элементов преступления закон чаще всего называет формы вины и низменность мотивов и целей, отличающих преступление от непреступного правонарушения. Например, умышленное легкое телесное повреждение - преступление, а неосторожное - проступок.
Наконец, третий разграничительный признак - вид противоправности и связанный с ней вид санкций. Преступления всегда запрещаются только федеральным уголовным законом и под угрозой наказания. После отбытия наказания лицо в установленном законом порядке имеет судимость (см. ст. 88 УК).[22] Непреступные правонарушения регулируются семейным, трудовым, гражданским, административным и т.д. законодательством и подзаконными нормативными актами. Административные, дисциплинарные, гражданско-правовые санкции несравненно менее суровы, чем уголовные наказания.
Понятно, что гораздо сложнее проводить границу между гражданскими правонарушениями и экономическими преступлениями с непрямым материальным ущербом, когда ущерб носит комплексный характер, включает прямые и непрямые материальные уроны, дезорганизацию предпринимательской либо управленческой деятельности. К примеру, при незаконном предпринимательстве, финансовом банкротстве, легализации "грязных" денег, монополистической деятельности и т.п. потребуются сложные бухгалтерские экспертизы, чтобы такой экономико-организационный ущерб определить.
Информация о работе Отличие преступного от аморального поведения