Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Октября 2012 в 16:19, курсовая работа
В Уголовном праве помимо принципа неотвратимости показания действует и принцип гуманизма. В связи с этим в УК РФ помимо главы 10 (Назначение наказания) есть и глава 11 (Освобождение от уголовной ответственности) и глава 12 (Освобождение от наказания). В этих двух главах указаны случаи, В которых лицо, совершившее деяние, содержащее признаки состава преступления, может быть освобождено от уголовной ответственности, а также случаи, когда осужденный может быть освобожден от отбывания наказания. Среди всех оснований есть такое как освобождение в связи с истечением сроков давности.
Введение…………………………………………………………………………..3
Понятие и сущность института давности…………………………………...6
Сроки давности привлечения лица к уголовной ответственности и их исчисление11
Приостановление течения сроков давности……………………………….21
Предусмотренные законом случаи возможного и безусловного неприменения давности привлечения лица к уголовной ответственности……………………………………………………………...22
Заключение………………………………………………………………………….26
Список используемой литературы………………………………………………...28
Следовательно, возможна такая ситуация, при которой срок возможного наказания за содеянное значительно меньше срока давности привлечения к уголовной ответственности.
Представим себе, что пять
человек, используя свое служебное
положение, участвовали в преступном
сообществе (ч. 3 ст. 210 УК РФ), за что четверо
были осуждены к двадцати годам лишения
свободы. А пятый остался вне
поля зрения органов правосудия. Через
пятнадцать лет это обстоятельство
было обнаружено. Соучастники должны
отбывать еще пять лет лишения
свободы, а «счастливчика» привлечь
к уголовной ответственности
нельзя – истекли сроки давности.
Налицо явная несбалансированность
установленных в законе сроков давности
привлечения к уголовной
Представляется, что срок давности привлечения к уголовной ответственности не должен быть короче срока того наказания, которое можно назначить лицу за совершенное преступление. Это относится не только к лишению свободы, но и к другим наказаниям с учетом возможности назначения дополнительного наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью (суммарно). И поэтому было бы целесообразно установить в законе максимальный срок давности привлечения к уголовной ответственности, допустим, – тридцать лет.
Как правило, в уголовном
законодательстве зарубежных стран
сроки давности уголовного преследования
продолжительнее сроков давности привлечения
к уголовной ответственности, установленных
в УК РФ. Так, в § 78 УК ФРГ установлен
тридцатилетний срок давности за преступления,
за которые предусмотрено
Сроки давности привлечения лица к уголовной ответственности и их исчисление
Течение срока давности освобождения
от уголовной ответственности
Судам следует иметь в
виду, что в соответствии с ч. 2
ст. 78 УК РФ сроки давности исчисляются
со дня совершения преступления и
до момента вступления приговора
в законную силу. Лицо может быть
освобождено от уголовной ответственности
и при рассмотрении уголовного дела
в кассационном порядке, если к этому
моменту истекли сроки
Если совершено длящееся
преступление, то течение срока давности
начинается со дня прекращения непрерывного
процесса совершения преступления, а
именно со дня явки с повинной, задержания
преступника или иного
Ряд юристов считают, что
при совершении длящихся преступлений
сроки давности привлечения к
уголовной ответственности
Длящиеся преступления наделены
специфическими особенностями. Мы согласны
со следующим высказыванием В.Н.
Течение срока давности привлечения к уголовной ответственности за продолжаемое преступление начинается со дня совершения последнего действия, входящего в продолжаемое преступление.
Одним из правовых источников,
устанавливающих порядок
В соответствии с п. 4 указанного
Постановления «длящееся
Там же сказано, что «срок давности уголовного преследования в отношении длящихся преступлений исчисляется со времени их прекращения по воле или вопреки воле виновного (добровольное выполнение виновным своих обязанностей, явка с повинной, задержание органами власти и др.)».
Попытку затронуть проблему
правового регулирования
Вернемся к практическим вопросам. В соответствии с Конвенцией СНГ «О правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам» (Минская конвенция 1993 г.12) в Генеральную прокуратуру РФ поступают требования о выдаче иностранных граждан за совершенные на территории запрашивающей стороны преступления. Участились случаи, когда запрашивающая сторона требует выдать своих граждан за преступления, связанные с уклонением от воинской обязанности и военной службы. Статья 57 Конвенции устанавливает основания, служащие для отказа в выдаче лица. Одно из таких оснований – истечение сроков давности для возбуждения уголовного дела и приведения в исполнение приговора.
Для решения вопроса о том, истек ли срок давности по данному преступлению, можно обратиться к ч. 3 ст. 78 УК РФ, согласно которой «течение сроков давности приостанавливается, если лицо, совершившее преступление, уклоняется от следствия или суда».
Исходя из указанного законодательного
предписания, казалось бы, имеет важное
значение лишь подтвержденный факт уклонения
от следствия или суда. И если
в материалах об экстрадиции есть
постановление о привлечении
такого лица к уголовной ответственности
и постановление об объявлении его
в розыск, то соответственно срок давности
с этого момента
На наш взгляд, в выдаче лица при такой формулировке закона может быть отказано в случае, если между моментом совершения действия (бездействия) и началом уклонения от уголовного преследования истекли сроки давности.
Между тем законодатель,
устанавливая правовой режим течения
сроков давности, не делает различий между
обычными преступлениями и преступлениями
длящимися или продолжаемыми. Таким
образом, два отдельных источника
правового регулирования по-
Попробуем разобраться в сложившейся ситуации. Так, на основании ч. 1 ст. 78 УК РФ течение сроков давности начинает исчисляться со дня совершения преступления. Иными словами, совершенное правонарушение должно содержать все признаки общественно опасного деяния, запрещенного уголовным законом. В противовес этому положению по-прежнему продолжает действовать порядок, согласно которому длящееся преступление может быть окончено лишь по воле лица, его совершившего, либо в результате действий правоохранительных органов, воспрепятствовавших совершению такого рода преступления. Изложенное свидетельствует о том, что к длящимся преступлениям неприменимы нормы уголовного закона о неоконченных преступлениях, несмотря на то, что по существу указанные преступления не окончены.
Парадокс заключается в том, что в случае отсутствия доброй воли лица, совершившего, допустим, уклонение от воинской обязанности и военной службы, и непринятия правоохранительными органами мер по установлению и изобличению такого лица в совершении указанного преступления оно не будет считаться оконченным. И одновременно в силу названных причин нельзя говорить о приготовлении либо покушении на преступление.
Неопределенность этим законодательным положениям придают и теоретические споры о том, являются ли длящиеся преступления преступлениями с формальным или материальным составом.
Существует, однако, и принципиально иное предложение по данному вопросу, которое нам представляется весьма интересным и к которому мы присоединяемся. Это точка зрения И. Камынина. По его мнению, «сложившуюся ситуацию можно было исправить, если бы законодатель использовал в рамках уголовного закона несколько иную правовую модель применительно к длящимся и продолжаемым преступлениям.
С целью унификации норм о длящихся и продолжаемых преступлениях, полагает ученый, целесообразно обратиться к действующему административному законодательству. В Кодексе РФ об административных правонарушениях (КоАП РФ13) использован довольно интересный прием. Давность привлечения к административной ответственности за длящиеся правонарушения согласно ч. ч. 2 и 3 ст. 4.5 исчисляется со дня обнаружения такого правонарушения. На все иные правонарушения, не являющиеся длящимися, распространяется общий порядок отсчета сроков давности со дня их совершения.
В чем преимущество подобной конструкции?
Во-первых, она позволит более
четко определить начало течения
сроков давности за длящиеся преступления,
не дожидаясь, пока такое преступление
будет закончено. Тем самым мы
избежим коллизии между длящимися
и неоконченными
Во-вторых, новый порядок
будет стимулировать
И, наконец, самое главное – предложенное решение проблемы снимет остроту теоретического спора по поводу того, относить ли длящиеся преступления к формальным либо материальным составам. Таким образом, на законодательном уровне удастся преодолеть неопределенность в вопросе о начале течения сроков давности по длящимся преступлениям, избежав при этом оценки о моменте окончания таких преступлений.
Безусловно, попутно возникнет
ряд иных вопросов. Что понимать
под обнаружением преступления? Могут
ли длящиеся преступления составлять
латентную преступность? Возможно ли
образование идеальной или
Начнем с того, что в законе необходимо будет дать перечень составов, на которые станет распространяться новый режим течения сроков давности. Передавать такое право правоприменителю было бы неверно, поскольку это может привести к неодинаковой оценке совершенных преступлений и исказить суть проводимой уголовной политики.
Конечно, мы не идеализируем
предложенную модель правового регулирования.
У нее есть свои достоинства и
недостатки. Нас могут упрекнуть
и в том, что в теории уголовного
права отсутствует доктрина обнаружения
преступления. Согласны. Но в таком
случае можно использовать соответствующие
положения уголовно-
Информация о работе Освобождение от уголовной ответственности в связи с истечением сроков давности