Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Августа 2012 в 21:42, курсовая работа
Выделение специального раздела "Уголовная ответственность несовершеннолетних", а в нем главы 14 "Особенности уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних" в Российском государстве было впервые осуществлено в УК РФ 1996 г. Также впервые в материальном праве законодательно определено само понятие "несовершеннолетний" - лицо, которому исполнилось четырнадцать лет, но не исполнилось восемнадцати лет (ч. 1 ст. 87 УК РФ).
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………...2
ГЛАВА I. ИСТОРИЯ УГОЛОВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ В УГОЛОВНОМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
1.1. Уголовная ответственность несовершеннолетних до 1990-х гг………………………………………………………………………………….3
1.2. Уголовная ответственность несовершеннолетних после 1990-х гг……………………………………………………………………………………7
ГЛАВА II. ОСОБЕННОСТИ УГОЛОВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ И НАКАЗАНИЯ
2.1. Общие и специальные условия уголовной ответственности…………….9
2.2. Применение к несовершеннолетним принудительных мер воспитательного воздействия…………………………………………………..11
ГЛАВА III. ОСВОБОЖДЕНИЕ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ОТ УГОЛОВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ И НАКАЗАНИЯ
3.1. Общие и специальные условия освобождения от уголовной ответственности………………………………………………………………….16
3.2. Освобождение несовершеннолетних от наказания……………………...20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….24
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………….……...25
Изложенные
соображения позволяют сделать
вывод, что ограничение наказания
несовершеннолетних шестью видами и
к тому же в меньших пределах,
чем для взрослых осужденных, создает
необходимые возможности для оптимальной
реализации ответственности несовершеннолетних
за совершенные ими преступления и для
достижения целей наказания, определенных
в ч. 2 ст. 43 УК.
2.2.
Применение к
Уголовный
кодекс РФ предусмотрел возможность
освобождения несовершеннолетних от наказания
или от уголовной ответственности
в целом с применением
Принудительные
меры воспитательного воздействия
представляют собой альтернативные
меры уголовно-правового
Из приведенного понятия следует, что меры воспитательного воздействия обладают следующими основными признаками:
В
числе мер воспитательного
При
этом подростку может быть назначено
одновременно несколько из перечисленных
принудительных мер воспитательного
воздействия. Продолжительность срока
применения мер, указанных в п. "б"
и "г", устанавливается органом,
назначающим эти меры, в пределах
от одного месяца до двух лет - при совершении
преступления небольшой тяжести
и от шести месяцев до трех лет
- при средней тяжести содеянного
Предупреждение
как принудительная мера воспитательного
характера состоит в
Передача под надзор состоит в возложении на родителей или лиц, их заменяющих, либо на специализированный государственный орган обязанности по воспитательному воздействию и контролю за поведением несовершеннолетнего (ч. 2 ст. 91).
При передаче несовершеннолетнего под надзор родителей или лиц, их заменяющих, суд должен убедиться, что указанные лица имеют положительное влияние на подростка, правильно оценивают содеянное им, могут обеспечить надлежащее поведение и повседневный контроль за несовершеннолетним. Закон не требует согласия родителей или лиц, их заменяющих, на передачу им несовершеннолетнего под надзор, однако представляется, что такое согласие судом должно быть получено (п. 16 Постановления Пленума Верховного Суда РФ "О судебной практике по делам несовершеннолетних")10.
УК
помимо этого предусматривает
Обязанность загладить причиненный вред возлагается на несовершеннолетнего с учетом его имущественного положения и наличия у него соответствующих трудовых навыков (ч. 3 ст. 91). Речь идет о наличии у подростков реальной возможности устранить нанесенный ими преступный вред своими средствами или своими силами.
Наконец,
ограничение досуга и установление
особых требований к поведению
Приведенные
законодательные решения
Во-первых,
только всестороннее исследование и
учет личности несовершеннолетнего
позволяют прийти к обоснованному
выводу о возможности исправления
лица с помощью принудительных мер
воспитательного воздействия, сопряженных
с освобождением такого лица от уголовной
ответственности. Во-вторых, освобождение
подростка от уголовной ответственности
с применением к нему принудительных
мер воспитательного
Поэтому
акт освобождения от уголовной ответственности
в подобных ситуациях носит, с
одной стороны, факультативный характер
и зависит от усмотрения органа,
принимающего решение об этом, а
с другой - в определенной мере условный
характер (хотя прямое указание по данному
вопросу отсутствует в законе),
поскольку позитивный прогноз нуждается
в проверке временем на основе оценки
реального поведения
Воспитательный характер принудительных мер проявляется в том, что они основаны, прежде всего, на принципе убеждения. С их помощью до сознания несовершеннолетнего доводится недопустимость совершения противоправных действий, подчеркивается отрицательная оценка их со стороны государства.
Принудительный характер названных мер состоит в том, что правом их назначения обладают органы, наделенные властными полномочиями (суды). Поэтому меры воспитательного воздействия назначаются вне зависимости от воли несовершеннолетнего, а их исполнение обеспечивается принудительной силой государства. Кроме того, на принудительный характер воспитательных мер воздействия указывает положение ч. 4 ст. 90 УК РФ. В соответствии с ней в случае систематического неисполнения несовершеннолетним принудительной меры воспитательного воздействия эта мера по представлению специализированного государственного органа отменяется и материалы направляются для привлечения несовершеннолетнего к уголовной ответственности.
В
случае систематического неисполнения
несовершеннолетним принудительной меры
воспитательного воздействия
Таким
образом, принудительные меры воспитательного
воздействия сочетают в себе действие
методов убеждения и
ГЛАВА III. ОСВОБОЖДЕНИЕ
НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ
ОТ УГОЛОВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ
И НАКАЗАНИЯ
3.1.
Общие и специальные
условия освобождения
от уголовной ответственности
В силу прямого предписания ч. 2 ст. 87 УК к несовершеннолетним, совершившим преступления, могут быть применены принудительные меры воспитательного воздействия либо им может быть назначено уголовное наказание, а при освобождении от наказания их могут также поместить в специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа органа управления образованием. Таким образом, предусмотрена альтернатива: подростки за совершенные ими преступления либо несут уголовную ответственность и подвергаются наказанию, либо освобождаются от уголовной ответственности и тогда подвергаются принудительным мерам воспитательного воздействия.
Следует иметь в виду, что согласно ст. 96 УК это правило, равно как и другие положения гл. 14 УК, может быть применено в исключительных случаях с учетом характера совершенного деяния и личности к лицам, совершившим преступления в возрасте от восемнадцати до двадцати лет (кроме помещения их в специальное воспитательное или лечебно-воспитательное учреждение для несовершеннолетних)14.
Так,
Президиум Московского
Приговором Чертановского районного суда г. Москвы от 21 августа 2006 года А. осужден по ст. 105 ч. 1 УК РФ к 3 годам лишения свободы в воспитательной колонии.
Определением судебной коллегии по уголовным делам Московского городского суда от 23 октября 2006 года приговор оставлен без изменения.
Постановлением судьи Московского городского суда от 6 декабря 2006 года отказано в удовлетворении надзорной жалобы адвоката Бодровой Г.Н. в защиту осужденного А. о пересмотре указанного приговора.
В надзорной жалобе адвокат Бодрова Г.Н. в защиту осужденного выражает несогласие с состоявшимися судебными решениями и просит переквалифицировать действия А. на ст. 107 ч. 1 УК РФ с прекращением уголовного преследования, так как он не достиг возраста уголовной ответственности за данное преступление. Также защита полагает, что даже при квалификации содеянного А. по ч. 1 ст. 105 УК РФ назначенное ему наказание нельзя признать справедливым и соответствующим целям, предусмотренным уголовным законом.
Как следует из приговора, суд указал, что принимает во внимание при назначении наказания характер и степень общественной опасности совершенного преступления, смягчающие обстоятельства, личность подсудимого, влияние назначенного наказания на его исправление, условия жизни и воспитания, отметив при этом несовершеннолетний возраст А. и положительные характеристики, данные ему учителями и участковым инспектором.
При
этом оценки суда не получило и не учтено,
что преступление А. совершил в результате
длительного неправомерного поведения
потерпевшего. Из заключения комплексной
психолого-психиатрической
Также из материалов уголовного дела видно, что по характеристике А. были допрошены классный руководитель Мордань Н.Ю., учитель Егорова Л.А., участковый инспектор Гайдуков В.М., которые охарактеризовали А. спокойным подростком, переживающим за свою мать. На этой почве он с февраля 2005 года стал часто пропускать занятия, чтобы быть дома с матерью и защитить ее от сожителя, который злоупотреблял спиртными напитками и часто избивал потерпевшую С.
Информация о работе Особенности уголовной ответственности несовершеннолетних