Особенности исполнения дополнительного наказания в виде лишения специального, воинского или прочего звания

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2011 в 16:23, курсовая работа

Описание работы

целью данной работы является изучение правовой природы и правового регулирования наказания в виде лишения специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград; особенностей его исполнения по действующему уголовному законодательству России. Кроме того определяются положения, которые способствуют повышению эффективности исполнения данного вида наказания.
Для достижения этой цели поставлены следующие задачи:
1. Рассмотреть исторические условия возникновения и пути развития дополнительных видов наказаний.
2. Определить понятие, признаки и социальную сущность дополнительных видов наказаний.
3. Раскрыть правовую природу наказания в виде лишения специальных, воинских или почетных званий, классного чина и государственных наград и его место в системе уголовных наказаний
4. Сформулировать основные понятия, составляющие содержание ст. 48 УК РФ на основе действующего законодательства Российской Федерации.
5. Проанализировать положения законодательства, определяющие порядок исполнения наказания в виде лишения специальных, воинских или почетных званий, классного чина и государственных наград.

Содержание

Введение
Глава 1. Понятие и социальная сущность дополнительных видов наказаний в уголовном законе
1.1 Исторические условия возникновения и пути развития дополнительных видов наказаний
1.2 Понятие, признаки и социальная сущность дополнительных видов наказаний
Глава 2. Особенности исполнения дополнительного наказания в виде лишения специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград
2.1 Правовая природа наказания в виде лишения специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград
2.2 Порядок исполнения наказания в виде лишения специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград
Заключение
Список использованных источников

Работа содержит 1 файл

bestref-203383.doc

— 365.50 Кб (Скачать)

     Таким образом, исполнение наказания - это  взаимодействие двух важнейших отраслей права: уголовно-процессуального и  уголовно исполнительного. Обе эти отрасли права реализуют объем наказания, определенный уголовным законодательством.

     Исполнение  любого вида наказания состоит из двух этапов: обращение приговора  к исполнению и приведение приговора  в исполнение.

     Под обращением приговора к исполнению следует понимать деятельность суда (судьи, председательствующего в судебном заседании или председателя суда) по выдаче распоряжения об исполнении приговора, вступившего в законную силу.

     Под приведением приговора в исполнение понимается деятельность надлежащего органа или должностного лица по осуществлению начала реального исполнения приговора. Сюда же следует отнести контроль за приведением приговора в исполнение.85

     Рассматривая  вопрос обращения приговора к  исполнению, нельзя не отметить, что  указанный срок в размере пяти суток в законодательном порядке не установлен.

     Регулирование вступления приговора в законную силу и обращение его к исполнению осуществляется ст. 390 УПК РФ, в части  четвертой которой говорится  о том, что приговор обращается к  исполнению судом первой инстанции в течение трех суток со дня его вступления в законную силу или возвращения уголовного дела из суда апелляционной или кассационной инстанции.86

     В соответствии с ч. 1 ст. 61 УИК РФ суд, вынесший приговор о лишении специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград, после вступления его в законную силу направляет копию приговора должностному лицу, присвоившему осужденному звание, классный чин или наградившему его государственной наградой.

     В случае изменения полномочий и компетенции того или иного должностного лица, связанных с присвоением звания, копия приговора должна направляться тому лицу, которое вправе присваивать такие звания в настоящее время.

     Срок  обращения приговора к исполнению судом первой инстанции указан в ч. 4 ст. 390 УПК РФ – в течение 3 суток со дня его вступления в законную силу или возвращения уголовного дела из суда апелляционной или кассационной инстанции.

     В некоторых случаях предусматривается  немедленное исполнение приговоров.87

     О вступивших в законную силу приговорах в отношении осужденных лиц, пребывающих в запасе, в районные (городские) военные комиссариаты по месту жительства осужденного направляется сообщение по установленной форме за подписью судьи, заверенное гербовой печатью. В целях повышения воспитательного воздействия приговора по вступлении его в законную силу копия приговора направляется в необходимых случаях по указанию судьи по месту работы или жительства осужденного.

     Наиболее  подробно вопросы исполнения исследуемого нами наказания изложены в руководстве по делопроизводству в военных судах, утвержденном приказом начальника Главного управления обеспечения деятельности военных судов № 40 от 28 ноября 2003 г.(с изм. от 16 мая 2007 г. № 12).

     Суд, постановивший приговор, направляет распоряжение об исполнении вступившего в законную силу приговора вместе с документами, указанными в ст. 393 УПК РФ (копией обвинительного приговора, а в случае изменения приговора суда первой инстанции при рассмотрении уголовного дела в кассационном порядке и копией определения суда кассационной инстанции) администрации учреждений и органов, исполняющих наказания, для его исполнения.

     В распоряжении об исполнении приговора  указывается наименование учреждения или органа, на который возложена  обязанность привести приговор в исполнение, название суда, постановившего приговор, время постановления приговора, фамилия, имя и отчество осужденного, год и место его рождения, дата вступления приговора в законную силу и предписание о приведении приговора в исполнение. Этот документ подписывается судьей, председательствовавшим по делу или председателем суда и секретарем судебного заседания.

     Суд, постановивший обвинительный приговор, обязан проконтролировать учреждение или орган, на которые возложено  исполнение наказания. Об исполнении приговора указанный орган (учреждение) извещает военный суд.

     Для обращения к исполнению приговора  о лишении осужденного воинского, специального или почетного звания, классного чина, государственных  наград исполнительные документы, указанные  в пункте 9.2.3. Руководства, направляются в орган, принявший решение о награждении, присвоивший звание, классный чин (в случае его упразднения – в равнозначный орган), с приложением наград и документов к ним (если они приобщены к делу).

     На  офицеров, прапорщиков и мичманов, лишенных по приговору суда воинских званий, исполнительные документы направляются в управления (отделы) кадров по подчиненности частей, где проходили службу осужденные.88

     Вся переписка по обращению к исполнению приговоров о лишении специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград возлагается на канцелярию суда и выполняется секретарем суда или другим работником канцелярии. О действиях, связанных с обращением к исполнению приговоров, указанными лицами делается отметка в справочном листе по делу, учетно-статистических карточках и регистрационных журналах.

     Направляемые  на исполнение копии приговоров выдаваемые судом заверяются подписями судьи - председательствующего по делу, а  в случае его отсутствия - заместителем председателя или председателем суда и уполномоченным на то работником аппарата суда и скрепляются гербовой печатью. Сопроводительные письма к рассылаемым копиям подписываются теми же лицами. Копия сопроводительного письма подшивается к делу.

     Контроль за обращением к исполнению приговоров суда осуществляется председателем суда, его заместителями и судьями, под председательством которых рассматривались дела.89

     Лишение званий и наград влечет утрату всех прав, льгот, преимуществ, которые связаны  с соответствующим званием, чином или наградой (например, льготы по налогообложению, имеющиеся у Героев Советского Союза). Поэтому суд должен информировать о назначенном наказании те учреждения или органы, которые предоставляют льготы, предусмотренные для лиц, удостоенных награды или звания.

     Лицо, лишенное по приговору суда государственной  награды, обязано сдать ее вместе с соответствующими документами  суду. В ряде случаев награды и  документы к ним изымаются  в стадии предварительного следствия  и хранятся вместе с уголовным делом. В этом случае суд направляет награды и документы должностному лицу или органу, присвоившему звание или награду. Если при уголовном деле наград и документов нет, суд должен принять меры к их обнаружению и изъятию. Эту функцию суд может поручить судебному приставу или судебному приставу – исполнителю. Следует признать ошибочной точку зрения о том, что в подобных случаях суд направляет в органы внутренних дел «распоряжение об обращении приговора к исполнению». Прежде всего, изъятие наград и документов к ним не является исполнением приговора. Исполнение приговора о лишении специального, воинского или почетного звания, классного чина или государственной награды выражается в самом факте лишения звания, чина или награды и лишь оформляется внесением изменений в документы. Изъятие наград является следствием исполнения приговора и само по себе наказанием не является. Поэтому изъятие наград нельзя рассматривать как исполнение приговора. Во-вторых, приговор к рассматриваемому наказанию в соответствии с ч. 6 ст. 16 УИК РФ исполняется судом, и органы внутренних дел не имеют к этому отношения. Наконец, в ст. 11 Федерального закона о судебных приставах от 21 июля 1997 г., регламентирующей права и обязанности судебных приставов, прямо указывается на их обязанность участвовать в совершении исполнительных действий. Изъятие наград можно отнести к числу исполнительных действий.

     2) В соответствии с ч. 3 ст. 16 УИК  РФ требования приговора о  лишении специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград исполняются должностным лицом, присвоившим звание, классный чин или наградившим государственной наградой, либо соответствующими органами РФ.

     В процессе исполнения данного наказания  невозможно усиление или ослабление его карательного содержания. Поэтому процедура исполнения данного вида наказания носит исключительно технический характер. В соответствии с ч. 2 ст. 61 УИК РФ должностное лицо после получения приговора суда в установленном порядке вносит в учетные документы запись о лишении осужденного звания, чина или награды, а также принимает меры по лишению осужденного всех прав и льгот, предусмотренных для лиц, имеющих звание, чины или награды.

     Специального  правоприменительного акта о лишении специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград не требуется, полученная должностным лицом копия приговора является достаточным на то основанием для внесения соответствующих изменений в учетные документы.90

     В соответствии с ч. 3 ст. 20 УИК РФ учреждения и органы, исполняющие наказание, обязаны уведомлять суд, вынесший приговор, об исполнении наказания в виде лишения звания, чина или наград. Должностное лицо, внесшее изменения, в учетные документы осужденного, сообщает суду, вынесшему приговор об его исполнении в течение одного месяца со дня получения копии приговора.

     Поступление от соответствующего должностного лица сообщения об исполнении приговора  в отношении осужденного, лишенного  по приговору звания, классного чина или награды, в соответствии с  пп. «в» п. 9.2.31 Инструкции по судебному делопроизводству в районном суде является основанием для списания уголовного дела в архив.

     Мосиенко В.П. обращает внимание на то, что в законодательстве нет четкой регламентации вопроса о том, какими документами необходимо оформить исполнение приговора о лишении специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград.

     Для повышения эффективности исполнения исследуемого наказания большое  значение имеет использование судом  собранных и проверенных в  ходе предварительного следствия сведений о наличии у подсудимого орденов, медалей, почетных грамот, воинского или другого звания.

     Если  этот вопрос исследован недостаточно полно, суду надлежит принять меры по восполнению пробелов по собственной  инициативе. В частности, факт награждения осужденного орденом или медалью либо присвоения ему почетного звания должен быть подтвержден наличием ордена, медали, нагрудного знака к почетному званию и соответствующими наградными документами к ним (орденской книжкой, удостоверением к медали, удостоверением к знаку и т.п.) В необходимых случаях (например, при отсутствии наград, сомнении в подлинности наградных документов и т.п.) для проверки сведений о награждении данного лица следует направить запрос в орган, производивший вручение награды или присвоивший ее и осуществляющий учет награжденных.

     В соответствии с требованиями ст. 308 УПК РФ решение суда о лишении  осужденного наград и званий должно быть зафиксировано в резолютивной части приговора, а в соответствии с требованиями ст. 307 УПК РФ мотивы решения всех вопросов, относящихся к назначению наказания должны содержаться в описательно-мотивировочной части приговора. Причем в приговоре необходимо отражать как отрицательное, так и положительное решение данного вопроса.91

     Гарантией повышения эффективности исполнения наказания является более совершенная система контроля за исполнением рассматриваемого наказания. В настоящее время отсутствует необходимый контроль за исполнением данного наказания. Грубо нарушаются требования ч. 4 с. 61 УПК РФ об обязательном уведомлении судов в течение месяца должностными лицами, получившими копию приговора, о выполнении его предписаний.

     Задача  дальнейшего повышения эффективности  применения наказания, несомненно, требует  изменения такого положения. Усилению воспитательного воздействия на должностных лиц, не реагирующих на распоряжения суда об исполнении наказания, и повышению его эффективности способствовало бы применение к ним ст. 315 УК РФ, согласно которой неисполнение соответствующим должностным лицом приговора о лишении осужденного специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград при определенных условиях может явиться основанием для привлечения такого лица к уголовной ответственности по ст. 315 УК РФ.92 Но данная мера не применяется из-за отсутствия системы контроля судов, так как одним из квалифицирующих признаков этой статьи является злостное неисполнение судебных решений, а оно предусматривает предупреждение суда, сделанное виновному в письменной форме.

     Не  способствует повышению эффективности исполнения наказания отсутствие в ныне действующем Положении о государственных наградах Российской Федерации статьи, предусматривающей лишение государственных наград.

     Мосиенко  предлагает в ст. 61 в Уголовно-исполнительного  кодекса определить срок (в течение пяти дней) направления распоряжения об исполнении приговора суда с приложением копии приговора и документов, подтверждающих наличие соответствующих знаков отличия, наград, в орган, наградивший или присвоивший соответствующее звание виновному лицу, с обязательным ответом в суд об исполнении приговора в течение 30 дней.

     Дело  подлежит сдаче в архив только после получения ответа об исполнении приговора, заключающегося во внесении соответствующих изменений в  учетные данные.

Информация о работе Особенности исполнения дополнительного наказания в виде лишения специального, воинского или прочего звания