Особенности исполнения дополнительного наказания в виде лишения специального, воинского или прочего звания

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2011 в 16:23, курсовая работа

Описание работы

целью данной работы является изучение правовой природы и правового регулирования наказания в виде лишения специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград; особенностей его исполнения по действующему уголовному законодательству России. Кроме того определяются положения, которые способствуют повышению эффективности исполнения данного вида наказания.
Для достижения этой цели поставлены следующие задачи:
1. Рассмотреть исторические условия возникновения и пути развития дополнительных видов наказаний.
2. Определить понятие, признаки и социальную сущность дополнительных видов наказаний.
3. Раскрыть правовую природу наказания в виде лишения специальных, воинских или почетных званий, классного чина и государственных наград и его место в системе уголовных наказаний
4. Сформулировать основные понятия, составляющие содержание ст. 48 УК РФ на основе действующего законодательства Российской Федерации.
5. Проанализировать положения законодательства, определяющие порядок исполнения наказания в виде лишения специальных, воинских или почетных званий, классного чина и государственных наград.

Содержание

Введение
Глава 1. Понятие и социальная сущность дополнительных видов наказаний в уголовном законе
1.1 Исторические условия возникновения и пути развития дополнительных видов наказаний
1.2 Понятие, признаки и социальная сущность дополнительных видов наказаний
Глава 2. Особенности исполнения дополнительного наказания в виде лишения специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград
2.1 Правовая природа наказания в виде лишения специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград
2.2 Порядок исполнения наказания в виде лишения специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград
Заключение
Список использованных источников

Работа содержит 1 файл

bestref-203383.doc

— 365.50 Кб (Скачать)

содержание 

Введение

Глава 1. Понятие  и социальная сущность дополнительных видов наказаний в уголовном  законе

1.1 Исторические  условия возникновения и пути  развития дополнительных видов  наказаний

1.2 Понятие, признаки  и социальная сущность дополнительных  видов наказаний

Глава 2. Особенности  исполнения дополнительного наказания в виде лишения специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград

2.1 Правовая природа  наказания в виде лишения специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград

2.2 Порядок исполнения  наказания в виде лишения специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных  наград

Заключение

Список использованных источников 

 

введение 

     Уровень цивилизации общества определяется степенью соответствия поведения людей требованиям закона, основанного на принципах гуманизма, демократизма, равенства, справедливости и личной ответственности. На пути к цивилизации даже самое демократическое по своей сути государство вынуждено выстраивать свой правопорядок, то есть с помощью норм права делать поведение граждан предсказуемым, понятным и социально одобряемым. Гарантиями его соблюдения являются различные виды правовой ответственности, включая и государственное принуждение в виде уголовного наказания.

     В теории уголовного права пристальное  внимание уделяется исследованию основных видов наказаний, что вполне объяснимо, поскольку через их реализацию главным  образом осуществляется уголовно-правовое воздействие на осужденных. В то же время немаловажное значение в плане решения задач уголовного законодательства и достижения целей наказания имеет практика правового регулирования, назначения и исполнения дополнительных видов наказания.

     Изучением дополнительных видов наказаний  занимались: Багрий-Шахматов Л.В., Галиакбаров Р.Р., Дуюнов В.К., Цветинович А.А., Курганов С.И., русский юрист С.И. Таганцев Н.С., Рарог А.И, Аветисян П.А., Изосимов С.В., Цепляева Г., Щупленков В.П., Мосиенко В.П., Зимина А.М. и другие.

     Стремительно  изменяющаяся общественно-политическая ситуация в стране вносит постоянные коррективы в практику назначения и исполнения уголовных наказаний, требует обеспечения дифференцированного подхода к соотношению основных и дополнительных наказаний и в частности это касается наказания в виде лишения специальных, воинских или почетных званий, классного чина и государственных наград.

     Исходя  из актуальности проблемы, целью данной работы является изучение правовой природы и правового регулирования наказания в виде лишения специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград; особенностей его исполнения по действующему уголовному законодательству России. Кроме того определяются положения, которые способствуют повышению эффективности исполнения данного вида наказания.

     Для достижения этой цели поставлены следующие  задачи:

     1. Рассмотреть исторические условия возникновения и пути развития дополнительных видов наказаний.

     2. Определить понятие, признаки  и социальную сущность дополнительных  видов наказаний.

     3. Раскрыть правовую природу наказания  в виде лишения специальных, воинских или почетных званий, классного чина и государственных наград и его место в системе уголовных наказаний

     4. Сформулировать основные понятия,  составляющие содержание ст. 48 УК  РФ на основе действующего законодательства Российской Федерации.

     5. Проанализировать положения законодательства, определяющие порядок исполнения  наказания в виде лишения специальных, воинских или почетных званий, классного чина и государственных наград.

     Объектом исследования является проблема назначения и исполнения наказания в виде лишения специальных, воинских или почетных званий, классного чина и государственных наград и ее социально-правовые аспекты.

     Предметом исследования являются тенденции становления и развития рассматриваемого вида уголовного наказания; действующее уголовное законодательство, нормы которого регламентируют понятие, признаки и социальную сущность наказания в виде лишения специальных, воинских или почетных званий, классного чина и государственных наград; нормативно-правовые акты, которые раскрывают основные понятия, составляющие содержание ст. 48 УК РФ; действующее уголовно-процессуальное законодательство, нормы которого регламентируют особенности исполнения рассматриваемого вида наказания; научные труды, посвященные исследованию данной проблемы.

     Методология и методика исследования. Для решения поставленных задач в работе используется сочетание общенаучных и частнонаучных методов исследования: исторический метод; логический метод; социологический метод, формально-юридический метод, который способствует выявлению признаков понятий правовых явлений; сравнительно-правовой метод.

     Нормативная, теоретическая и  эмпирическая база исследования. При написании дипломной работы автор использовал: нормативную литературу (Уголовный кодекс Российской Федерации, Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации, федеральные законы и другие нормативно-правовые акты), теоретическую (монографии, учебники и учебные пособия, юридические журналы) и эмпирическую базу исследования (опубликованная практика Верховного Суда РФ по вопросам назначения и исполнения уголовных наказаний).

     Объем и структура работы. Дипломная работа состоит из введения, двух глав, включающих четыре подглавы, заключения и списка использованной литературы. 

 

Глава 1. Понятие и социальная сущность дополнительных видов наказаний

в уголовном законе. 

    1. Исторические  условия возникновения  и пути развития дополнительных видов наказаний
 

     Лишение специального, воинского или почетного  звания, классного чина и государственных наград, как правило, тесно связано с государственной службой России, так как почти все названные виды правовых благ являются производными от нее и зависят от вида государственной службы, занимаемой должности, что в целом определяет положение в государстве и обществе каждого, кто состоит на государственной службе. Чинами, званиями и наградами государство отмечает степень участия граждан, государственных служащих в общественной и государственной жизни страны.

     Возникновение в России государственной службы и появление в связи с этим определенного порядка получения чинов, званий, наград, а также лишение их имеют глубокие исторические корни.

     Основы  государственного управления и государственной  службы в Древней Руси первоначально  были нераздельны с военной организацией общества и строились на принципах вассалитета.

     Высший  слой «служилых людей» формировался в рамках института, который назывался  Государев двор.

     В этот период формируется сложная  иерархия чинов в Московском государстве. Государственными служащими в основном становились люди из высших слоев русского общества. Постепенно высший слой «государев слуг» сформировался в самостоятельное сословие – дворянство.

     Реформаторская  деятельность Петра I распространилась и на государственную службу России. 24 января 1722 г. вступил в силу законодательный акт, легший в основу всей системы государственной службы и чинопроизводства в России – «Табель о рангах всех чинов воинских, статских и придворных, которые в каком классе чины». Пунктом 13 Табель о рангах Петр I впервые в истории России вводил строгое разделение между военной и гражданской службой. Гражданская, в свою очередь, делилась на статскую и придворную. Соответственно выделялись чины: военные, статские и придворные. До Табеля чины жаловались за заслуги независимо от исполняемой службы. Основным назначением закона от 24 января 1722 г. было внести четкую организационную структуру в среду лиц, находящихся на государственной службе, и придать этой службе привлекательность.

     Под чином обычно понимается служебный разряд военных и гражданских служащих, с которыми связаны определенные должностные права и обязанности. Чины в России присваивались согласно Табелю о рангах, установленных Петром I, вплоть до 1917 г. С приобретением чина связывалось предоставление сословных прав и преимуществ. Существовали также родовые титулы (от лат. Titulus – надпись, почетное звание). Иначе, титулы по происхождению или по достоинству (дворянин, граф, герцог и т.д.), наследственные или присваиваемое отдельным лицам для подчеркивания их особого привилегированного положения и требующие соответствующего титулования (сиятельство, и др.).

     От  чинов следует отличать звания. Звание являлось почетным наименованием, обычно связанным с наделением конкретного  лица особыми правами и преимуществами. Как правило, звания в общем согласовывались с рангами чинов и должностей, но непосредственно и точно с ними не были связаны. Существовал да и сейчас существует огромный перечень различных званий: воинские, ученые, специальные, почетные, квалификационно-профессиональные и пр.1

     Возникновение воинских званий связано с появлением в обществе регулярных армий. В России подобие такого войска существовало уже в XV в., но более определенные организационные формы оно приняло лишь в середине XVI в. при царствовании Ивана IV Грозного, когда было создано стрелецкое войско (XVI – начало XVIII вв.). В соответствии со структурой полков выделялись и звания должностных лиц: полковой голова (начальник полка), полуголова (помощник начальника полка), сотник, пятидесятник, десятник, стрелец.

     Однако необходимо отметить, что еще задолго до появления стрелецкого войска на службе у великокняжеского двора содержались иноземцы. Такие отряды имел, например, князь Василий. При царствовании Бориса Годунова (1598 – 1605) численность иностранцев в армии была максимально большой, но достигала всего двух с половиной тысяч человек. Поступая на русскую службу, иностранцы сохраняли военные чины, полученные ими в странах прежнего пребывания. Именно так и появились на Руси звания «капитан», «ротмистр» и др.

     В тридцатых годах XVII в. Царь Михаил Федорович (1613 – 1645) приступил к реорганизации армии и созданию полков «нового строя». К 1689 г. в полках «нового строя» были введены должностные лица в следующих чинах: генерал-лейтенант, генерал-майор, полковник, подполковник, майор, капитан, ротмистр, поручик, прапорщик, подпрапорщик, хорунжий, сержант, солдат.2

     Окончательно  воинские звания (чины) были оформлены  Табелем о рангах, большинство  из них просуществовало до 1917 г. Помимо материального содержания за службу, чинов, званий, давались и награды. Русская наградная система возникла почти одновременно с образованием русского государства. Уже в XI – XII веках в Киевской Руси существовал обычай награждать за военные подвиги особым знаком отличия – золотой шейной гривной. В дальнейшем, в XV – XVI а Руси появляется отсутствовавший в других странах мира того времени обычай массового награждения всех участников того или иного похода особыми наградными знаками - золотыми медалями.

     Присвоение  чинов и почетных званий оформлялось приказами царя по морскому, гражданскому, придворному ведомствам и отмечалось в формулярах (послужных списках).

     Русское право в целом, в том числе  и уголовное право, как и всякое другое право, рождалось и развивалось  вместе с русским государством. Истории русского законодательства известно не очень много ранних источников права, содержащих систему уголовных наказаний, и особенно дополнительных, в частности, лишение званий, чинов, наград в том виде, в каком они представлены сейчас. Хотя лишение права, в смысле признания полного бесправия лица, встречается в ранний период развития Русского государства.

     Известная современной науке история отечественного законодательного регулирования вопросов уголовного принуждения начинается с Русской Правды – крупнейшего памятника законодательства Древней Руси, который складывался в период зарождения нашей государственности.3

     Известный русский юрист Таганцев Н.С., говоря о дополнительных наказаниях, в частности  о лишении прав и ограничении  прав, называет еще более древний памятник – ст. 13 договора Игоря «да держим будет сотворимый убийство от ближних убиенного, да убьют и».4

     К концу XV в. с преодолением политической раздробленности, сложилось Русское централизованное государство. Образование государства с центром в Москве требовало создания единого свода правовых норм. Таковым стал Судебник Ивана III, составленный в 1497 г. – первый кодекс феодального права Московского государства. Основой этого Судебника послужили правовые нормы из уставных грамот Наместничьего управления, Псковской Судной Грамоты, а также Русской Правды. Этот Судебник послужил основой Судебника 1550 г. – основного законодательного акта Русского государства периода формирования сословно-представительской монархии. Судебник 1550 г. впервые ввел такой дополнительный вид наказания, как отрешение от должности. Первоначально он применялся в отношении низших судебных чинов – подъячего – за нарушение порядка хранения документов, и недельщика, взявшего посул, хотя бы и не для себя. Помимо торговой казни виновные увольнялись с должности с запрещением занимать ее впредь (ст. 28, 32 Судебника 1550 г.).5

Информация о работе Особенности исполнения дополнительного наказания в виде лишения специального, воинского или прочего звания