Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Июня 2012 в 19:53, курсовая работа
Цель данной курсовой работы – исследовать налоговую преступность как общественное явление на основе анализа составов преступления уклонения от налогов и сборов, их объектный и субъектный состав и присущие им особенности.
Поставленная цель решается посредством следующих задач:
исследовать основные направления развития уголовного права в сфере защиты налоговых отношений в Российской Федерации;
рассмотреть содержание законодательной базы лежащей в основе данного правового института уголовного права;
проанализировать плюсы и минусы данного правового института в сфере регулирования уголовных правоотношений, исследовать проблематику, связанную с данной разновидностью составов преступлений и их криминологическую характеристику;
Введение………………………………………………………………………………3
1. Налоговые преступления - новая разновидность общественно
опасных проявлений в экономике……………………………………………..…….6
1.1. Понятие налогового преступления и объект его посягательства ……………6
1.2. Объективные и субъективные признаки состава преступления, связанного
с уклонением от уплаты налогов с организации………………………………….11
2. Основные направления деятельности правоохранительных органов по борьбе
с неуплатой налогов ……………………………………………………………….15
2.1. Особенности возбуждения и обстоятельства, подлежащие установлению
по делам расследования уклонения от уплаты налогов с организации…………15
Заключение…………………………………………………………………………..20
Глоссарий………………………………………………………………………........23
Список использованных источников.…………………………………………......26
Список сокращений………………………………
В процессуальном аспекте акт документальной проверки является доказательством, на основании которого могут быть выявлены наличие или отсутствие фактов, обосновывающих требования и возражения сторон, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела. При этом акт документальной проверки может быть использован в качестве доказательства как в уголовном процессе, так и в гражданском.
Среди явных следов – признаков налоговых преступлений – выделяются следующие: полное несоответствие реальной хозяйственной операции ее документальному отражению; несоответствие записей в первичных и учетных документах; несоответствие записей в отчетных документах; наличие материальных подлогов в документах, имеющих отношение к расчету величины дохода (прибыли) и суммы налога.
К числу неявных признаков налоговых преступлений относятся: несоблюдение правил ведения учета и отчетности; нарушение правил ведения кассовых операций, списания товарно-материальных ценностей, документооборота; нарушение технологической дисциплины.
Источниками первичной информации, содержащей признаки преступления, могут быть не только документы, но и лица: очевидцы сокрытия величины дохода, осознающие этот факт, но не участвовавшие в налоговом преступлении (например, продавцы); очевидцы, наблюдавшие те или иные криминальные, хозяйственные и финансовые операции, но не оценивающие их как таковые (секретари, водители, работники охраны и др.); контрагенты – пособники в совершении налоговых преступлений (поставщики и потребители, составившие подложные документы: договоры, товарно-транспортные накладные, приходные кассовые ордера, справки и пр.); ревизоры, аудиторы, члены инвентаризационных комиссий.
Наряду с указанными лицами источниками информации являются и налоговые инспекторы, сотрудники ОБЭП. Для них многозначность признака служит логическим основанием построения нескольких предположений, объясняющих подлинное значение, например, способа действий при сокрытии прибыли. При этом многозначность способна уменьшаться при увеличении количества информации. Следовательно, уменьшается и число вариантов возможных объяснений признаков.
Работа по выявлению признаков налоговых преступлений может носить плановый (регулярный) характер. При ее выполнении возникают две типичные ситуации[см приложение А].
Ситуация 1.Выявление (получение) первичной информации о налоговом преступлении произведено негласными методами.
Развитие ситуации предполагает формирование исходной информации за счет количественно-качественных первичных данных. Иными словами, контрпредположение о подготовке или совершении налогового преступления находит свое подтверждение в результатах проверочных действий.
Ситуация 2.Характеризуется тем, что первичные признаки налогового преступления получены из официальных источников.
Гласными действиями, произведенными до возбуждения уголовных дел по налоговым преступлениям, являются: ревизии и проверки отчетности; аудиторские проверки; запросы и проверки налоговой инспекции; осмотры помещений и документов сотрудниками органов предварительного следствия и дознания; получение образцов сырья, полуфабрикатов и готовой продукции путем контрольных закупок; получение объяснений от должностных и материально-ответственных лиц.
Уплата налогов играет для России да для любого государства существенную роль, так как из них формируется доходная часть бюджета. Необходимость борьбы с налоговыми преступлениями диктуется обеспечением экономической безопасности государства.
Налоговая преступность органически взаимосвязана с рыночными отношениями, частной собственностью и предпринимательской деятельностью. Общественная опасность преступлений в сфере экономической деятельности определяется и тем, что подобные преступления препятствуют плановому поступлению налогов и других обязательных платежей в бюджет, чем подрывают нормальное функционирование государственной экономики.
Комплексный подход в борьбе с налоговой преступностью должен включать ряд неотложных организационно-правовых мероприятий, поскольку, как показывает анализ правоприменительной практики, недобросовестные налогоплательщики с низким правосознанием, из чисто корыстных побуждений с целью наживы умышленно используют «пробелы» в законодательстве, уходя от налогообложения и формируя «теневую» экономику, создают почву для организованной преступности и коррупции.
По мнению законодателя, уголовно наказуемым следует признать не любое уклонение от уплаты налогов, а только такое, которое причиняет существенный ущерб бюджетной системе государства. С этих позиций проявлением достаточно высокой степени общественной опасности данного деликта выступает конкретная денежная сумма, выраженная в рублях, непоступление которой в бюджетную систему РФ влечет для государства серьезные негативные последствия.
Установление объективных признаков уклонения от уплаты налогов имеет важное значение для квалификации данного деяния и последующего привлечения совершившего его лица к ответственности.
Уклонение от уплаты налогов или страховых взносов в государственные внебюджетные фонды с организации не может быть совершено ни в форме косвенного умысла, ни тем более в форме неосторожности, поскольку ст.24 УК РФ устанавливает, что деяние, совершенное по неосторожности, признается преступлением лишь в том случае, когда это специально предусмотрено статьей Особенной части Уголовного Кодекса РФ. Статья же 199 УК РФ не содержит никаких указаний на возможность совершения данного преступления по неосторожности.
Необходимо отметить, что налоговые преступления, как правило, совершаются с заранее обдуманным умыслом. Многие предприниматели, как показывает практика работы налоговых инспекций и органов налоговой полиции, решают вопрос о том, платить или не платить налоги еще на стадии вложения денежных средств в дело при принятии решения об окупаемости того или иного проекта. Заранее обдуманный умысел является в данном случае о высоком интеллектуальном уровне виновного, о применении в будущем изощренных способов уклонения от уплаты налогов, а главное, - о стойкой нацеленности лица на противоправные действия по избежанию полного налогообложения.
Хотя в большинстве случаев субъект преступления сознательно совершает какие-либо действия по уклонению от налогообложения (то есть действует с прямым умыслом), в практике встречаются случаи, когда в суды поступают дела, в которых явно отсутствует умысел на такие противоправные деяния, а также предвидение их конечной цели и желание ее достижения. То есть налицо отсутствие какой бы то ни было формы вины.
Совершенствование нормативно-правового законодательства в области борьбы с организованной экономической преступностью позволит правоохранительным, налоговым органам, органам валютного и экспортного контроля целенаправленно и эффективно проводить мероприятия по пополнению доходной части федерального бюджета, укрепить Казну РФ и стабилизировать экономическую и национальную безопасность Российской Федерации.
Отмеченные сложности и потребность правоприменительной практики в обобщенной методологии по выявлению, раскрытию и расследованию налоговых преступлений и правонарушений требует, соответственно, новых конструктивных идей и подходов в разработке уголовно-правовой, криминологической и криминалистической характеристики налоговых и связанных с ними иных экономических преступлений.
№ п/п | Понятие | Определение |
1. | Налог | обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на паве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований
|
2. | Налогоплательщик | физическое лицо или юридическое лицо, на которое законом возложена обязанность уплачивать налоги |
3. | Непосредственный объект
| общественные отношения, возникающие в процессе исчисления и уплаты налогов и иных обязательных платежей в бюджет. |
4. | Общественная опасность налоговых преступлений | заключается в нарушении принципов осуществления экономической деятельности, в умышленном невыполнении конституционной обязанности каждого платить законно установленные налоги и сборы. |
5. | Объективная сторона | уклонение от уплаты налогов путем включения в бухгалтерские документы заведомо искаженных данных о доходах или расходах либо путем сокрытия других объектов налогообложения |
6. | Субъективная сторона | прямой умысел |
7. | Субъект
| руководитель организации - налогоплательщика и главный (старший) бухгалтер, лица, фактически выполняющие обязанности руководителя и главного (старшего) бухгалтера, а также иные служащие организации - налогоплательщика, включившие в бухгалтерские документы заведомо искаженные данные о доходах и расходах либо скрывшие другие объекты налогообложения |
8. | Уголовное право | отрасль права, регулирующая общественные отношения, связанные с совершением преступных деяний, назначением наказания и применением иных мер уголовно-правового характера, устанавливающая основания привлечения к уголовной ответственности, либо освобождения от уголовной ответственности и наказания. Кроме того, под уголовным правом может пониматься раздел правовой науки, изучающий данную правовую отрасль, а также учебная дисциплина, в рамках которой изучаются как правовые нормы, так и общетеоретические положения.
|
9. | Уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с организации | преступление, предусмотренное статьёй 199 Уголовного Кодекса Российской Федерации, заключающееся в непредставлении налоговой декларации или иных документов, представление которых в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах является обязательным, либо путем включения в налоговую декларацию или такие документы заведомо ложных сведений, совершенное в крупном размере.
|
10. | Финансовая безопасность | это условия существования и развития объекта отношений, а также процесс его создания и поддержания; способность (свойство) финансовой сферы гарантированно удовлетворять соответствующие потребности, непрерывно развиваясь и функционируя с минимальным риском возможных нарушений. |
| Российская Федерация. Конституция (1993). Конституция Российской Федерации [Текст]: официальный текст.- М.: Маркетинг, 2001. |
1. | Свод кодексов и законов Российской Федерации [Текст]: офиц. текст.- СПб. : ИД «Весь», 2003. |
2. | Ермолаева, Н.А. Новый подход к вопросу о субъекте налогового преступления [Текст]:// Закон и право. - 2007. - № 12. |
3. | Ефимичев, П.С. Налоговые преступления и проблемы борьбы с ними [Текст]: // Журнал Российского права. - 2008. - №8. |
4. | Клепицкий, И. А. Уголовное право. Особенная часть [Текст ] : Учеб. пособие./ И.А. Клепицкий. - М.: ИНФРА-М, 2009. |
5. | Попов, И.А., Сергеев В.И. Вопросы квалификации преступлений, связанных с уклонением от уплаты налогов или страховых взносов с организаций в государственные внебюджетные фонды (комментарий к ст.199 УК РФ) [Текст] : //Законодательство, № 2, февраль 2001 г. |
6. | Смирнова, Н.Н. Понятие и признаки налогового преступления [Текст ] : // Налоги. - 2006. - № 2. - С.45-47. |
7. | Сверчков, В.И.. Уклонение от уплаты обязательных платежей: конструкция составов преступлений [Текст]:// Российская юстиция, № 7, 2008г. |
8. | Ткач, А.Н.. Новое в уголовной ответственности за налоговые преступления. Комментарий к п.123 и 124 ст.1 Федерального закона от 8 декабря 2003 г. № 162-ФЗ (ст.198, 199 Уголовного кодекса Российской Федерации) [Текст ] :// Право и экономика, 2004, № 1. |
9. | Уголовное право России. Особенная часть. [Текст]:/ Уголовное право России. Под ред. А.И. Рарога. - М.: Эксмо, 2007. |
10. | Уголовное право Российской Федерации. Общая часть. [Текст]: Учебник. Практикум. / Уголовное право Российской Федерации. Под ред. А.С.Михлина.— М.: Юристъ, 2004. |
УК РФ - Уголовный кодекс Российской Федерации
п. – пункт
ст. - статья
А |
29
[1] Козлов В.А. Борьба с преступностью в сфере экономики. - М.: «Щит-М», 2005.- С. 5-7.
[2] Смирнова Н.Н. Понятие и признаки налогового преступления // Налоги. - 2006. - № 2. - С.45-47.
[3] И.А. Попов. Вопросы квалификации преступлений, связанных с уклонением от уплаты налогов или страховых взносов с организаций в государственные внебюджетные фонды (комментарий к ст.199 УК РФ) // «Законодательство», № 2, 2001 г. С- 51
[4] Уголовное право России. Особенная часть .[Текст]:/ Уголовное право России. Под ред. А.И. Рарога. - М.: Эксмо, 2007. - С. 181-182.
[5] В. Сверчков. Уклонение от уплаты обязательных платежей: конструкция составов преступлений «Российская юстиция», № 7, 2008г. С. 71-75.
[6]И.А. Попов, В.И. Сергеев. Вопросы квалификации преступлений, связанных с уклонением от уплаты налогов или страховых взносов с организаций в государственные внебюджетные фонды (комментарий к ст.199 УК РФ) // «Законодательство», № 2, 2006 г. С 51-59.
[7] А.Н. Ткач. Новое в уголовной ответственности за налоговые преступления. Комментарий к п.123 и 124 ст.1 Федерального закона от 8 декабря 2003 г. № 162-ФЗ (ст.198, 199 Уголовного кодекса Российской Федерации)// «Право и экономика», 2004, № 1. С 25-27.
[8] Уголовное право Российской Федерации. Общая часть.[Текст]: Учебник. Практикум. / Уголовное право Российской Федерации. Под ред. А.С.Михлина.— М.: Юристъ, 2004.С — 126
[9]Клепицкий И. А. Уголовное право. Особенная часть: Учеб. пособие. - М.: ИНФРА-М, 2009. - С. 48.
[10] Ермолаева, Н.А. Новый подход к вопросу о субъекте налогового преступления // Закон и право. - 2007. - № 12. - С.102.
[11] Ефимичев, П.С. Налоговые преступления и проблемы борьбы с ними // Журнал Российского права. - 2008. - №8. - С.84-90.