Основные направления деятельности правоохранительных органов по борьбе с неуплатой налогов

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Июня 2012 в 19:53, курсовая работа

Описание работы

Цель данной курсовой работы – исследовать налоговую преступность как общественное явление на основе анализа составов преступления уклонения от налогов и сборов, их объектный и субъектный состав и присущие им особенности.
Поставленная цель решается посредством следующих задач:
 исследовать основные направления развития уголовного права в сфере защиты налоговых отношений в Российской Федерации;
 рассмотреть содержание законодательной базы лежащей в основе данного правового института уголовного права;
 проанализировать плюсы и минусы данного правового института в сфере регулирования уголовных правоотношений, исследовать проблематику, связанную с данной разновидностью составов преступлений и их криминологическую характеристику;

Содержание

Введение………………………………………………………………………………3
1. Налоговые преступления - новая разновидность общественно
опасных проявлений в экономике……………………………………………..…….6
1.1. Понятие налогового преступления и объект его посягательства ……………6
1.2. Объективные и субъективные признаки состава преступления, связанного
с уклонением от уплаты налогов с организации………………………………….11
2. Основные направления деятельности правоохранительных органов по борьбе
с неуплатой налогов ……………………………………………………………….15
2.1. Особенности возбуждения и обстоятельства, подлежащие установлению
по делам расследования уклонения от уплаты налогов с организации…………15
Заключение…………………………………………………………………………..20
Глоссарий………………………………………………………………………........23
Список использованных источников.…………………………………………......26
Список сокращений………………………………

Работа содержит 1 файл

уголовное право.doc

— 177.50 Кб (Скачать)


 

 

Содержание

Введение………………………………………………………………………………3

1. Налоговые преступления - новая разновидность общественно

опасных проявлений в экономике……………………………………………..…….6

1.1. Понятие налогового преступления и объект его посягательства ……………6

1.2. Объективные и субъективные признаки состава преступления, связанного

с уклонением от уплаты налогов с организации………………………………….11

2. Основные направления деятельности правоохранительных органов по борьбе

с неуплатой налогов ……………………………………………………………….15

2.1. Особенности возбуждения и обстоятельства, подлежащие установлению

по делам расследования уклонения от уплаты налогов с организации…………15

Заключение…………………………………………………………………………..20

Глоссарий………………………………………………………………………........23

Список использованных источников.…………………………………………......26

Список сокращений…………………………………………………………………28

Приложения…..……………………………………………………………………...29

Введение

В современных условиях налоговые и связанные с ними иные экономические преступления приобретают все более массовый характер. Для экономической сферы в целом и системы налогообложения в частности в настоящее время характерны такие негативные явления как: низкая правовая дисциплина; непрекращающееся умножение и усложнение схем сокрытия налогоплательщиками реально проводимых финансово-хозяйственных операций и других форм уклонения от уплаты налогов; значительная латентность преступлений и других правонарушений. В настоящее время проблема налогов в России переросла в крупнейшую не только экономическую, но и социально-политическую проблему. Масштабы налоговой преступности в России выходят за тот критический уровень, когда угроза экономической безопасности государства становится суровой реалией.

Налоговая преступность органически взаимосвязана с рыночными отношениями, частной собственностью и предпринимательской деятельностью. Общественная опасность преступлений в сфере экономической деятельности определяется и тем, что подобные преступления препятствуют плановому поступлению налогов и других обязательных платежей в бюджет, чем подрывают нормальное функционирование государственной экономики.

Это обусловливается не столько количеством совершенных преступлений, сколько все возрастающим проникновением в сферу налогообложения организованной преступности и коррупции, увеличивающимся влиянием криминальных элементов на деятельность коммерческих банков, внешнюю экономику, кредитно-финансовых учреждений и других структур, занимающих ключевые позиции в экономике страны, а также глобальным охватом и изощренным характером совершаемых преступлений.

Уклонение от уплаты налогов - такое же старое явление, как и сами налоги. Однако в последние годы оно получило более широкий размах и претерпело существенные качественные изменения, связанные с усложнением налогового законодательства, усилением роли и влияния крупного бизнеса, углублением процесса экономической интеграции и расширением хозяйственных связей различных секторов.

Не вызывает сомнения то, что четко выстроенное законодательство в области налогообложения, соблюдение соответствия разноуровневых норм, сведение к минимуму коллизий и пробелов ведет к повышению собираемости налогов, снижению числа налоговых правонарушений, более эффективной работе налоговых и судебных органов. [1]

Немаловажным фактором, способствующим развитию налоговой преступности, является разработка и модернизация налогового законодательства в условиях постоянного экономического кризиса, ввиду чего оно зачастую носило не обоснованный научно стихийный характер, направленный на «латание дыр» в бюджетной системе страны.

Поэтому максимальный учет интересов всех сторон налоговых правоотношений – вот цель российского законодателя на сегодняшний день. В этой ситуации уголовный закон должен обеспечить надежную и эффективную охрану интересов общества в сфере налоговых правоотношений.

Таким образом, видно, что тема исследования налоговой преступности весьма актуальна и вызывает большой интерес.

На сегодняшний день налоговые отношения переходят в новую фазу. Если поначалу политика налогообложения учитывала только интересы государства и носила экстенсивный характер, то сегодня учитываются интересы всех сторон.

Далеко не все сегодня правильно понимают налоговую политику государства и продолжают вести предпринимательскую деятельность с нарушениями налогового

Цель данной курсовой работы – исследовать налоговую преступность как общественное явление на основе анализа составов преступления уклонения от налогов и сборов, их объектный и субъектный состав и присущие им особенности.

Поставленная цель решается посредством следующих задач:

   исследовать основные направления развития уголовного права в сфере защиты налоговых отношений в Российской Федерации;

   рассмотреть содержание законодательной базы лежащей в основе данного правового института уголовного права;

   проанализировать плюсы и минусы данного правового института в сфере регулирования уголовных правоотношений, исследовать проблематику, связанную с данной разновидностью составов преступлений и их криминологическую характеристику;

   выяснить тенденции развития в этой сфере.

Исследование темы курсовой работы выполнено на основе современных научных методов познания, диалектических воззрений на взаимосвязь и взаимообусловленность явлений, составляющих предмет изучения, с применением метода системного анализа.

Методологию настоящего исследования определяли также нормативные правовые акты, труды ученых-правоведов, публикации в научной и учебной литературе, а также иные источники и материалы, представляющие интерес для исследуемой темы.

Основная часть

1.Налоговые преступления - новая разновидность общественно

опасных проявлений в экономике

1.1. Понятие налогового преступления и объект его посягательства

От точности выбора того или иного подхода к определению понятия налоговых преступлений во многом зависит эффективность контроля над этим явлением со стороны общества и государства, формирования правоохранительными и судебными органами действенной стратегии борьбы с указанными деликтами.

Налоговое преступление отличается от правонарушения степенью общественной опасности. По этому признаку, точнее, по показателю интенсивности проявления степени общественной опасности, проводится дифференциация различных форм противоправного поведения, т.е. отнесение их либо к преступлениям, либо к проступкам.[2]

По мнению законодателя, уголовно наказуемым следует признать не любое уклонение от уплаты налогов, а только такое, которое причиняет существенный ущерб бюджетной системе государства. С этих позиций проявлением достаточно высокой степени общественной опасности данного деликта выступает конкретная денежная сумма, выраженная в рублях, непоступление которой в бюджетную систему РФ влечет для государства серьезные негативные последствия.

Это положение отражено законодателем в примечании 1 к ст. 199 УК РФ. Как уже упоминалось выше крупным размером в настоящей статье, а также в статье 199.1 Уголовного кодекса признается сумма налогов и (или) сборов, составляющая за период в пределах трех финансовых лет подряд более пятисот тысяч рублей, при условии, что доля неуплаченных налогов и (или) сборов превышает 10 процентов подлежащих уплате сумм налогов и (или) сборов, либо превышающая один миллион пятьсот тысяч рублей, а особо крупным размером - сумма, составляющая за период в пределах трех финансовых лет подряд более двух миллионов пятисот тысяч рублей, при условии, что доля неуплаченных налогов и (или) сборов превышает 20 процентов подлежащих уплате сумм налогов и (или) сборов, либо превышающая семь миллионов пятьсот тысяч рублей.

Необходимо отметить, что общественная опасность рассматриваемого преступления обусловливается повышенной ролью налогов в экономике государства, а также значимостью защищаемых здесь уголовным законом общественных отношений, характером, объемом причиненного вреда, особенностью самого общественно опасного деяния, особенностями его объекта и субъекта. Общественная опасность уклонения от уплаты налогов заключается в умышленном невыполнении конституционной обязанности каждого платить законно установленные налоги.

Все это препятствует плановому поступлению денежных средств в бюджет страны, а тем самым нормальному функционированию системы государственной экономики. Недополучение налоговых платежей бюджетами различных уровней приводит к задержке в выплате заработной платы, пенсий, дотаций, прекращению реализации ряда социальных программ, отказу от многих научных исследований.[3]

Налоговые правонарушения могут совершаться как умышленно, так и по неосторожности. Деяния же, входящие в число налоговых преступлений, являются только умышленными.

Именно поэтому, руководствуясь соображениями социально-экономического характера, законодатель установил уголовную ответственность за уклонение от уплаты налогов с организаций.

С учетом вышеизложенного можно предположить, что налоговым преступлением является виновное, общественно опасное, противоправное деяние, посягающее на установленный порядок налогообложения, и выражающееся в действии или бездействии, направленном на оставление в собственности виновных или третьих лиц неуплаченных денежных средств, в результате чего бюджетной системе Российской Федерации причиняется существенный ущерб.[4]

В современной науке уголовного права не существует общепринятой классификации налоговых преступлений. К ним в основном относят деяния, предусмотренные ст. 198 УК РФ и ст. 199 УК РФ. Преступное поведение в этих случаях непосредственно связано с невыполнением обязанности физического лица или организации по уплате того или иного налога в бюджет или в государственный внебюджетный фонд.

Будучи разновидностью так называемых экономических преступлений, противоправные деяния в сфере налогообложения имеют определенные особенности. Последние дают возможность выделить видовой объект этих посягательств, т.е. обособить в общей совокупности охраняемых уголовным законом отношений, возникающих в процессе экономической деятельности, те из них, которые имеют место именно в налоговой сфере . Видимо, понятие искомого видового объекта мы можем определить, приняв во внимание содержание ст. 2 НК РФ, в которой перечислены отношения, регулируемые налоговым законодательством.

Отсюда следует, что видовым объектом рассматриваемых преступлений выступает совокупность охраняемых уголовным законом отношений по взиманию налогов и сборов в Российской Федерации, а также отношений, возникающих в процессе осуществления налогового контроля и привлечения виновных к ответственности.

Видовой объект является общим для всех преступлений в сфере налогообложения. Разграничение же таковых возможно по их непосредственному объекту, поскольку возникающие в налоговой сфере правоотношения различаются между собой по отдельным признакам.

Следовательно, непосредственным объектом ст. 199 УК РФ являются отношения, связанные с исчислением и уплатой организацией налогов, ст. 199.1 являются отношения, связанные с выполнением организацией обязанностей налогового агента, в ст. 199.2 являются отношения, связанные с обязанностью по уплате налогов и сборов и гашения задолженности по ним.

Отдельное внимание следует уделить понятию предмета преступления, предусмотренного ст. 199 УК РФ. Известно, что в этом качестве выступают материальные предметы внешнего мира, на которые непосредственно воздействует преступник, осуществляя преступное посягательство на соответствующий объект.[5]

Поскольку общественная опасность анализируемого здесь преступления заключается в непоступлении в бюджетную систему государства определенных денежных средств, именно они, на наш взгляд, и выступают предметом преступления, предусмотренного ст. 199 УК РФ.

При определении предмета преступления обязательно должна приниматься во внимание и цель, которую преследует лицо, его совершающее. Уклоняясь от уплаты налогов, налогоплательщик, прежде всего, стремится не уплатить в бюджет денежные средства.

С учетом вышеизложенного представляется возможным сделать следующие выводы:

1. Налоговым преступлением является виновное, общественно опасное, противоправное деяние, посягающее на установленный порядок налогообложения к выражающееся в действии или бездействии, направленном на оставление в собственности виновных или третьих лиц неуплаченных денежных средств, в результате чего бюджетной системе Российской Федерации причиняется существенный ущерб.

2. Анализ соотношения налогового преступления и иного налогового правонарушения показывает их тесную взаимосвязь и позволяет определить лишь такие критерии их разграничения, как форма вины, повышенная степень общественной опасности, размер причиненного ущерба.

3. У каждого состава преступления, связанного с нарушением налогового законодательства, имеется свой непосредственный объект посягательства. Непосредственным объектом преступления, предусмотренного ст. 199 УК РФ, являются общественные отношения, возникающие по поводу исчисления и уплаты организацией налогов. Предметом данного преступления выступают непоступившие в бюджетную систему государства денежные средства.[6]

Поправки в УК РФ, касающиеся ст.198 и 199, направлены на смягчение уголовного наказания за совершение указанных преступлений. Параллельно законодатель уточнил отдельные элементы их составов, учтя судебную практику (в особенности - правовые позиции Конституционного Суда РФ) применения данных статей. Негативным для налогоплательщиков-преступников аспектом указанных изменений является, пожалуй, отказ от «деятельного раскаяния» как основания освобождения от уголовной ответственности, который правоохранительные органы активно использовали как средство решения уголовных проблем налогоплательщиков. С другой стороны, некоторыми налогоплательщиками «деятельное раскаяние» зачастую рассматривалось как «законный откуп», позволяющий уличенным в неуплате налогов лицам избежать уголовной ответственности.[7]

Информация о работе Основные направления деятельности правоохранительных органов по борьбе с неуплатой налогов