Основания и условия освобождения от уголовной ответственности в связи с добровольным возмещением причиненного ущерба (вреда)

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Февраля 2012 в 13:31, реферат

Описание работы

Сопоставление норм статьи 88-1 УК с другими статьями главы 12 УК и статьи 118 УК (освобождение несовершеннолетнего от уголовной ответственности) позволяет утверждать, что освобождение от уголовной ответственности в связи с добровольным возмещением ущерба (вреда) является частным случаем освобождения от уголовной ответственности в связи с деятельным раскаянием.

Работа содержит 1 файл

Основания и условия освобождения от уголовной.doc

— 112.50 Кб (Скачать)

    Добровольными являются перечисленные действия, совершенные  лицом на основе принятого им самостоятельно решения, притом что инициатива по их совершению может исходить и от иных лиц (например, родственников, потерпевшего или других обвиняемых по тому же уголовному делу). Эти действия могут быть совершены как самим лицом, так и иными уполномоченными им лицами (например, перечисление организацией - нерезидентом Республики Беларусь по поручению виновного, являющегося ее учредителем (соучредителем), денежных средств на счет банка - резидента Республики Беларусь, у которого он выманил кредит, совершив тем самым преступление, предусмотренное статьей 237 УК).

    Возмещение  причиненного ущерба (вреда) - это:

    выплата пострадавшему физическому лицу, организации, казне Республики Беларусь или казне административно-территориальной  единицы всей суммы материального  ущерба, причиненного преступлением, либо

    возврат пострадавшему имущества, которым  лицо завладело в результате совершения преступления, либо

    полное  возмещение неимущественного вреда, нанесенного  государственным или общественным интересам (например, морального вреда - путем уплаты его материального возмещения, вреда деловой репутации - посредством возмещения убытков, причиненных вследствие распространения сведений, порочащих ее <6>).

    --------------------------------

    <6> Об основаниях, необходимых для  взыскания морального вреда, а  также порядке определения размера компенсации за его причинение см.: постановление Пленума Верховного Суда Республики Беларусь от 28 сентября 2000 года N 7 "О практике применения судами законодательства, регулирующего компенсацию морального вреда". 

    Ущерб (вред) лицом должен быть возмещен реально. Если до разрешения уголовного дела будет принято, но не исполнено судебное решение о взыскании ущерба (вреда), причиненного преступлением, то анализируемое условие освобождения от уголовной ответственности отсутствует.

    Понятно, что при таком жестком требовании у потенциального или уже состоявшегося  гражданского истца (заявившего иск) в  будущем не возникнет проблем  с удовлетворением притязаний к  лицу, совершившему преступление. Его  задача сводится к тому, чтобы на стадии предварительного расследования четко и точно сформулировать в иске, поданном органу уголовного преследования, свои имущественные притязания к лицу, совершившему преступление, а затем проследить, насколько полно они удовлетворены им. Всякий спор о размере возмещения ущерба (вреда), не урегулированный сторонами (гражданским истцом и лицом, совершившим преступление), не позволяет утверждать о наличии рассматриваемого условия освобождения от уголовной ответственности. Представляется, что в таком случае отсутствуют основания для прекращения уголовного дела в порядке статьи 88-1 УК.

    Способствование устранению иных последствий совершенного преступления как условия освобождения от уголовной ответственности заключается  в совершении различных действий по заглаживанию негативных последствий преступления. Так, например, к числу таких действий могут быть отнесены выступление в средствах массовой информации с опровержением распространенных им ложных сведений, позорящих другое лицо или дискредитирующих его деловую репутацию, принесение публичных извинений.

    ТРЕТЬЕ  УСЛОВИЕ: лицо передало в собственность  государства принадлежащие ему  орудия и средства совершения преступления; вещи, изъятые из оборота; имущество, приобретенное преступным путем, а  также предметы, которые непосредственно связаны с преступлением.

    Принадлежащими  лицу орудиями совершения преступления следует признавать предметы, непосредственно  использовавшиеся лицом при выполнении действий, образующих состав данного  преступления. Например, к орудию преступления, ответственность за которое предусмотрена частями 1 и 3 статьи 261-1 УК, надлежит отнести приспособления для изготовления поддельных акцизных марок Республики Беларусь.

    Средствами  совершения преступления являются принадлежащие  лицу предметы, которые используются им для облегчения совершения преступления. Так, к примеру, в качестве средства совершения преступления, предусмотренного частью 1 статьи 250 УК, может выступить легковой или грузовой автомобиль, использовавшийся для транспортировки рекламных проспектов, применявшихся для распространения заведомо ложной информации, вводящей в заблуждение потребителей относительно характеристик продукции.

    Вещи, изъятые из оборота, - это виды объектов гражданских прав, нахождение которых  в обороте не допускается (см. пункт 2 статьи 129 ГК). Они не могут быть предметом сделок (например, боевая военная и специальная техника, судно с ядерной энергетической установкой), хотя и являются объектом права собственности государства (права хозяйственного ведения или оперативного управления, принадлежащего государственным юридическим лицам).

    К приобретенному преступным путем относится  имущество, полученное в результате совершения преступления.

    Понятие "предметы, которые непосредственно  связаны с преступлением", является оценочным, нечетко определенным, на что обращается внимание в литературе <7>. Непосредственная связь того или иного предмета с преступлением определяется по каждому уголовному делу на основе анализа всех обстоятельств, имеющих отношение к рассматриваемому вопросу.

    --------------------------------

    <7> Волженкин Б.В. Новый Уголовный  кодекс Республики Беларусь // Уголовный  кодекс Республики Беларусь / Предисловие  Б.В.Волженкина; Обзорная статья  А.В.Баркова. - СПб.: Юридический центр  Пресс, 2001. С. 26. 

    Передача  в собственность государства перечисленных вещей и предметов осуществляется лицом путем вручения их органам уголовного преследования или иным уполномоченным органам. Данное требование основано на предписаниях части 6 статьи 61 УК, предусматривающей их специальную конфискацию, т.е. принудительное изъятие в собственность государства, независимо от категории преступления.

    В этой связи уместно обратить внимание на то, что в Положение от 3 декабря 1994 года при формулировании третьего условия освобождения от уголовной  ответственности применительно к "предметам, которые непосредственно связаны с преступлением", не включена оговорка, согласно которой изъятие их в собственность государства допускается при условии "если они не подлежат возврату потерпевшему или иному лицу". Эта оговорка имеется в части 6 статьи 61 УК. Наличие такой оговорки создает предпосылки для обеспечения имущественных прав потерпевшего или иного лица. При всей ее неточности и неполной ясности правило о возврате потерпевшему или иному лицу предметов, которые непосредственно связаны с преступлением, следовало, как представляется, сохранить в Положении от 3 декабря 1994 года, исправив указанные недочеты нормы части 6 статьи 61 УК. Данное обстоятельство, полагаю, не будет препятствием для органа уголовного преследования, получившего такие предметы от лица, совершившего преступление, чтобы не обращать их в собственность государства, а вернуть их по принадлежности потерпевшему или иному лицу, например, в ситуации, когда эти лица являются их собственниками или законными владельцами <8>.

    --------------------------------

    <8> См. подробнее: Лукашов А.И. Правила  о сделках с драгоценными металлами  и камнями и ответственность  за их нарушение // Электронная  база нормативных правовых актов "КонсультантПлюс: Беларусь" ООО "ЮрСпектр", абзац 501 и след. 

    Если  лицо совершило не одно, а несколько  преступлений и выполнило все  перечисленные условия в отношении  каждого из них, оно может быть освобождено от уголовной ответственности за совершение всех названных преступлений. 

Процедура освобождения от уголовной ответственности  в связи

с добровольным возмещением причиненного ущерба (вреда) 

    Рассмотренные выше действия лица, являющиеся условием его освобождения от уголовной ответственности в связи с возмещением причиненного ущерба (вреда), должны быть совершены до того, как им будет подано ходатайство об освобождении от уголовной ответственности на имя Главы государства. Без личного ходатайства, подаваемого на имя Президента Республики Беларусь, лицо не подлежит освобождению от уголовной ответственности. Данное ходатайство должно содержать просьбу об освобождении его от уголовной ответственности в связи с добровольным возмещением причиненного ущерба (вреда) с приложением документов, подтверждающих наличие условий освобождения, либо с указанием на материалы уголовного дела, в которых содержится соответствующая информация.

    Во  избежание недоразумений, которые  уже имели место в практике, лицу, обращающемуся с ходатайством к Главе государства, следует принять меры, чтобы оно (ходатайство) не было по ошибке расценено как письменное обращение гражданина, процедура рассмотрения которого предусмотрена Законом Республики Беларусь от 6 июня 1996 года "Об обращениях граждан" (в редакции Закона Республики Беларусь от 1 ноября 2004 года). В этих целях в ходатайстве на имя Президента Республики Беларусь об освобождении от уголовной ответственности в связи с добровольным возмещением причиненного ущерба (вреда) лицу следует делать ссылку на статью 88-1 УК и (или) Положение от 3 декабря 1994 года.

    В связи с поступлением ходатайства  Глава государства может поручить Администрации Президента Республики Беларусь либо иному государственному органу истребовать от государственных  органов, других организаций, в том числе от органа уголовного преследования <9>, в производстве которого находится уголовное дело, материалы и заключения в отношении лица, обратившегося с ходатайством, необходимые для рассмотрения вопроса Президентом Республики Беларусь (см. пункт 27 Положения от 3 декабря 1994 года).

    --------------------------------

    <9> В соответствии с пунктом 22 статьи 6 УПК к органам уголовного  преследования относятся орган  дознания, дознаватель, следователь  и прокурор (примеч. авт.). 

    При определении органа уголовного преследования, в производстве которого находится уголовное дело, необходимо руководствоваться нормой части 2 статьи 183 УПК, в которой определено, что уголовное дело признается находящимся в производстве органа уголовного преследования в том случае, когда об этом им вынесено соответствующее постановление.

    Отмечу, что у органа уголовного преследования  истребуется не само уголовное дело, а соответствующие материалы, содержащиеся в нем. В заключениях, истребуемых  Администрацией Президента Республики Беларусь или уполномоченным Главой государства государственным органом, должна содержаться исчерпывающая информация относительно наличия (отсутствия) условий освобождения лица от уголовной ответственности, а также характеристика его личности и аргументированный вывод о возможности его исправления без привлечения к уголовной ответственности.

    Определяя адресата истребования названных материалов и заключений, надлежит иметь в  виду предписания части 4 статьи 34 УПК, согласно которой прокурор осуществляет надзор и процессуальное руководство расследованием уголовных дел органом дознания, дознавателем, следователем и нижестоящим прокурором. Исходя из таких полномочий прокурора представляется обоснованным направлять требование о представлении заключения по вопросу об освобождении от уголовной ответственности в связи с добровольным возмещением причиненного ущерба (вреда) прежде всего прокурору. Ввиду того, что речь идет о запросе Администрации Президента Республики Беларусь по конкретному уголовному делу и принимая во внимание особенность централизованной системы органов прокуратуры и подчиненность нижестоящих прокуроров вышестоящим (см. статью 126 Конституции Республики Беларусь), такой запрос, по всей видимости, следует направлять Генеральному прокурору Республики Беларусь. В то же время не возбраняется направление таких запросов также и (или) иным государственным органам, другим организациям, в том числе непосредственно органу уголовного преследования, в производстве которого находится уголовное дело.

    По  смыслу пункта 28 Положения от 3 декабря 1994 года Администрация Президента Республики Беларусь или иной уполномоченный орган готовят проект решения Главы государства по ходатайству лица, принимая во внимание:

    степень общественной опасности совершенного преступления,

    раскаяние лица в совершенном преступлении,

    его активное содействие в раскрытии  преступления,

    возмещение  им причиненного ущерба,

    возмещение  им вреда, нанесенного государственным  или общественным интересам,

    устранение  иных последствий преступления,

Информация о работе Основания и условия освобождения от уголовной ответственности в связи с добровольным возмещением причиненного ущерба (вреда)