Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2011 в 19:43, контрольная работа
Одной из наиболее важных задач государства является обеспечение безопасности своих граждан как от внешней, так и от внутренней угрозы. Именно полиции вменяется в обязанность предотвращение преступных деяний, представляющих опасность для общества. В истории существует немало доказательств тому, что недостаточная результативность деятельности полиции по борьбе с правонарушениями порождает в обществе атмосферу страха и неуверенности, подрывает доверие граждан к представителям органов государственной власти, а также приводит к значительным материальным потерям.
При федеральном канцлере действует совет безопасности, в состав которого входят: вице-канцлер, министры обороны, иностранных и внутренних дел, финансов, экономики, генеральный инспектор вооруженных сил и уполномоченный по координации деятельности спецслужб. Совет безопасности уполномочен рассматривать предложения по стратегическим направлениям внешней и внутренней безопасности ФРГ, участвовать в разработке концепции безопасности государства. В 1973 г. в целях обеспечения правительственного контроля за деятельностью разведки и контрразведки, а также улучшения координации этой деятельности была учреждена должность уполномоченного по координации деятельности спецслужб10, в компетенцию которого входят следующие задачи:
- координация взаимодействия спецслужб между собой и другими государственными органами по принципиально важным вопросам оперативной деятельности;
- председательство в межведомственных органах по вопросам разведки и контрразведки в «Комитете статс-секретарей по делам секретных служб и безопасности» и в «Постоянном комитете по вопросам безопасности в спецслужбах»;
- поддержание контакта с парламентской комиссией, осуществляющей контроль за конституционно-правовой деятельностью спецслужб и представление их в парламенте.
Уполномоченный вправе требовать от руководителей спецслужб предоставления информации об организации и методике работы, о планировании бюджета и расходах, о кадровой политике; участвовать в разработке законопроектов, инструкций и наставлений, касающихся спецслужб, их взаимодействия друг с другом и иными ведомствами.
Основным государственным органом, находящимся в распоряжении уполномоченного по координации деятельности спецслужб, является 6-й отдел Ведомства федерального канцлера, который непосредственно осуществляет координацию повседневной деятельности спецслужб и их взаимодействие с министерствами и ведомствами.
В феврале 1992 г. в целях предотвращения возможности использования Федерального ведомства по охране Конституции и его сотрудников в качестве средств провокаций и антигосударственной деятельности депутатами бундестага был принят Закон «О парламентской комиссии», которая избирается бундестагом и работает под председательством ежегодно сменяющих друг друга представителей правящих и оппозиционных партий11. Комиссия уполномочена осуществлять проверку бюджета и экономических проектов спецслужб, включая Федеральное ведомство по охране Конституции. Руководители спецслужб обязаны регулярно выступать перед членами комиссии с отчетами. Сотрудники спецслужб имеют право конфиденциально, не уведомляя об этом свое руководство, обращаться в парламентскую комиссию по вопросам, относящимся к ее компетенции12.
В целях усиления контроля со стороны бундестага и федерального правительства за деятельностью спецслужб по вопросам защиты прав граждан ФРГ в 1977 г. учреждена должность федерального уполномоченного по защите данных на лиц. Он обязан по требованию бундестага или федерального правительства осуществлять контроль за соблюдением основных положений Закона от 27 января 1977 г. «Об охране информации о лицах от злоупотреблений при ее обработке», подготавливать для депутатов бундестага или членов федерального правительства ежегодные отчеты и текущие документы по выполнению этого Закона в БНД, БФС и МАД, проводить в необходимых случаях экспертизу на установление соответствия действий спецслужб законам ФРГ и предоставлять в бундестаг и правительство предложения по совершенствованию правового механизма защиты информации данных на лиц.
Уполномоченный и его представители имеют право запрашивать в спецслужбах все материалы и дела, связанные с обработкой информации о лицах, введенной в их банки данных, в любое время иметь доступ во все помещения, где хранятся эти данные. В случаях, когда согласно закону высшие органы государственной власти ФРГ сочтут, что доступ к документам и делам представляет угрозу государственной безопасности, спецслужбы вправе не предъявлять их федеральному уполномоченному или его представителям.
Кроме парламентского и правительственного контроля за деятельностью спецслужб в ФРГ осуществляется контроль и на ведомственном уровне. Например, комитет по внутренним делам МВД ФРГ осуществляет контроль и координацию деятельности контрразведывательных органов (БФС и ЛФС), Федеральной пограничной охраны и полиции через отдел общественной безопасности федерального МВД (6-й отдел).
Анализ законодательства ФРГ позволяет сделать вывод о том, что в ФРГ создана и действует пятиступенчатая система контроля за подразделениями «силовых структур», выполняющими специальные задачи:
- парламентский (комиссии бундестага);
- правительственный (федеральный канцлер, федеральный совет безопасности, Ведомство федерального канцлера, уполномоченный по координации деятельности спецслужб, комитет статс-секретарей по делам секретных служб и безопасности);
- парламентско-правительственный (федеральный уполномоченный по защите данных на лиц);
- межведомственный (Постоянный комитет по вопросам безопасности в спецслужбах);
- ведомственный (соответствующие комитеты в министерствах).
Эта система определена федеральными законами, постановлениями правительства, ведомственными приказами и инструкциями, что позволяет говорить о стабильности в деятельности «силовых структур», поиске оптимальных путей совершенствования их структуры, механизма правового регулирования деятельности по защите конституционного строя, обеспечению внутренней безопасности немецкого государства, целостности и безопасности федерации и земель.
Основные направления деятельности железнодорожной полиции федерального Министерства транспорта определяются следующим образом:
- охрана железнодорожных сооружений;
- поддержание порядка на вокзалах;
- обеспечение безопасности движения.
Штатные сотрудники железнодорожной полиции носят форму синего цвета. Руководящий состав имеет право на ношение оружия и имеет статус «вспомогательных чиновников госпрокуратуры».
Воздушная полиция обеспечивает безопасность воздушного сообщения, а также устраняет опасность, которую самолеты гражданской авиации могут принести населению на земле.
Федеральное министерство почты, радио и телеграфа имеет в своем составе службу почтовой полиции. Сотрудники почтовой полиции осуществляют охрану почт, радио, телеграфа, ведут борьбу с хищениями почтовых отправлений, подделкой почтовых и телеграфных документов, нарушением тайны переписки, воровством из автоматов, установленных в учреждениях связи.
В составе Министерства финансов уже более 70 лет существует служба таможенного розыска. В настоящее время эта служба действует на основе Закона «О финансовых органах» от 6 сентября 1950 г.
В службу таможенного розыска ФРГ входят более 15 таможен и около 30 филиалов. К ней относится также и Таможенный криминалистический институт в г. Кельне. Одной из задач отделений службы является содействие расследованию налоговых нарушений и незаконных действий. Их сотрудники обладают в некоторой степени правами контроля за налогами и участвуют в уголовном процессе по налоговым нарушениям. Они являются вспомогательными чиновниками государственной прокуратуры.
Полиции земель состоят из:
- полиции охраны порядка (охранная полиция);
- уголовной (криминальной) полиции;
- полиции охраны порядка на воде;
- полиции готовности;
- земельных ведомств по охране Конституции (ЛФС);
- органов полицейского управления (администрация).
Следует учитывать, что в целом полицию Германии принято делить на: полицию, сотрудники которой при исполнении служебных обязанностей носят форменную одежду (униформированная полиция), и криминальную полицию, а также земельные ведомства по охране Конституции, сотрудники которых не имеют и не носят формы.
Полиция охраны порядка осуществляет общую охрану общественной безопасности и порядка. Хотя в каждой из земель ФРГ действует свое законодательство и ведомственные предписания, регулирующие деятельность полиции, направления деятельности охранной полиции в целом во всех землях одинаковы:
- предотвращение правонарушений и проведение неотложных оперативно-розыскных мероприятий до прибытия сотрудников криминальной полиции;
- поддержание общественной безопасности и порядка во время демонстраций, собраний, шествий и при скоплении большого количества людей в иных случаях;
- поддержание порядка в общественных местах, охрана важных сооружений и правительственных зданий;
- регулирование уличного движения и контроль за соблюдением правил безопасности движения;
- конвоирование арестованных и охрана их во время судебных заседаний;
- контроль за соблюдением противопожарных, санитарно-эпидемиологических правил, выполнением правил торговли на рынках;
- паспортный контроль;
- контроль за соблюдением принятых эталонов мер и весов;
- контроль за деятельностью игорных домов, лотерей, тотализаторов;
- лесоохрана;
- рыболовный надзор, контроль за соблюдением правил охоты;
- контроль за соблюдением правил в гостиницах, ресторанах, барах, казино;
- местная гражданская оборона;
- наблюдение за детьми и подростками, находящимися под опекой.
Полиция охраны порядка является наиболее многочисленными видом полицейских сил ФРГ. Ее численность насчитывает около 160-165 тыс. человек.
Земельные ведомства по уголовным делам (Landeskriminalamt - LKA - ЛКА) являются основными органами решения уголовно-полицейских задач. ЛКА осуществляют непосредственное оперативное руководство деятельностью криминальной полиции и подчиняются министрам внутренних дел (сенаторам по внутренним делам) земель. Они являются органами сбора и обработки информации по всем вопросам оперативно-розыскной деятельности, сотрудничают с Федеральным ведомством криминальной полиции при расследовании особо важных дел (государственная измена, фальшивомонетничество, торговля наркотиками, убийства, грабежи и т.п.), в большинстве земель контролируют нижестоящие подразделения.
Консультативные пункты криминальной полиции земель консультируют юридических и физических лиц по вопросам обеспечения защиты зданий, сооружений, жилых помещений, офисов от проникновения, хранилищ - от взлома, а транспортных средств - от угона. Общая численность криминальной полиции ФРГ около 25 тыс. человек.
Полиция охраны порядка на воде (около 5 тыс. человек) осуществляет свои функции на водных коммуникациях (реках, каналах, озерах), в прибрежных водах, а также в портах, на речных и морских судах, верфях и т.п.
Полиция готовности - это вид мобильных сил германской полиции, который составляет около 13-14% от общей ее численности. Она представляет собой организованные и оснащенные по единому принципу службы. Они организационно самостоятельны и располагаются в общих казармах. Каждая федеральная земля в зависимости от количества населения, проживающего на ее территории, имеет от одного до семи отрядов (примерно по 600 человек); отряды разделены на сотни, взводы и группы. Если в одной земле несколько отрядов, то они подчинены одному директору (или президиуму). Для оказания поддержки органам полиции другой земли или федерации в целом полиция готовности используется только цельными подразделениями, например, при проведении крупных общественных мероприятий, обеспечении визитов государственных деятелей других стран, катастрофах, крупных авариях, а также при объявлении чрезвычайного положения или при необходимости организации обороны. Использование подразделений полиции готовности осуществляется по указанию министра внутренних дел (сенатора по внутренним делам).
Полиция готовности осуществляет подготовку молодых специалистов для среднего звена полицейской оперативной службы. Любой полицейский полиции охраны порядка должен в начальный период своей службы два-три года прослужить в полиции готовности.
Информация о работе Организационно-правовые основы, направления и пределы деятельности полиции ФРГ