Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2011 в 19:43, контрольная работа
Одной из наиболее важных задач государства является обеспечение безопасности своих граждан как от внешней, так и от внутренней угрозы. Именно полиции вменяется в обязанность предотвращение преступных деяний, представляющих опасность для общества. В истории существует немало доказательств тому, что недостаточная результативность деятельности полиции по борьбе с правонарушениями порождает в обществе атмосферу страха и неуверенности, подрывает доверие граждан к представителям органов государственной власти, а также приводит к значительным материальным потерям.
4. Контроль за ограничением права проживания.
5. Арест иностранного гражданина в случае совершения им преступления.
6. Высылка иностранцев, подлежащих выдворению из страны.
Структурно пограничная охрана состоит из подразделений федеральной пограничной полиции и службы «отдельной» пограничной полиции .
Управление пограничной охраной в целом возложено на инспектора федеральной пограничной полиции, который является руководителем этого подотдела в МВД ФРГ. Это высшее звено. Средний уровень составляют 5 президиумов пограничной полиции в городах Бад-Бранштадт, Берлин, Бонн, Кассель и Мюнхен. Низший уровень - 35 отрядов (дивизионов), разбросанных по стране и разбитых на сотни, взводы и группы. Численность отряда - 570 человек. Их деятельность обеспечивают технический отдел и отдел связи. В своей деятельности БГС обязана тесно сотрудничать с полицейскими органами земель .
Особую часть полномочий (в случае угрозы существованию или основам свободного демократического строя федерации или какой-либо федеральной земли) Федеральной пограничной охраны составляют нормы, предусмотренные ст. 91 Основного закона. При этом подразделения погранохраны могут быть использованы на всей территории ФРГ.
Подразделения БГС обязаны поддерживать действия «отдельной» пограничной полиции. Они, по существу, являются оперативным войсковым резервом МВД ФРГ для проведения крупных операций на территории страны.
Важно отметить, что в ФРГ, как в правовом и демократическом государстве, нет практики использования бундесвера в целях обеспечения правопорядка. Это объясняется тем, что, во-первых, применение вооруженных сил в качестве инструмента насилия в жизни общества противоречит основам демократии и, во-вторых, в стране достаточно эффективно действует механизм мирного разрешения социальных конфликтов с участием полицейских подразделений, что позволяет не допускать крупномасштабных акций для «установления» правопорядка.
Для решения специальных задач в структуру пограничной полиции входят: федеральная морская полиция, четыре авиаотряда воздушной полиции и группа ГСГ-9.
Подразделение по борьбе с терроризмом (Grenzschutzgruppe GSG-9) было создано в 1972 г. после инцидента во время Олимпийских игр в Мюнхене5. В этой группе служат сотрудники полиции и пограничники. Они проходят усиленную подготовку по многим дисциплинам, начиная с плавания и заканчивая каратэ и метанием ножей, уверенно владеют стрелковым оружием от револьвера до снайперской винтовки. Группой руководят командир и два его заместителя. В состав подразделения входят три боевых взвода и четыре взвода обслуживания. Боевой взвод состоит из пяти отделений по шесть человек в каждом6.
Средний конкурс при наборе кандидатов в возрасте от 20 до 25 лет - не менее двух человек. Лица, успешно сдавшие экзамены, проходят восьмимесячное обучение.
Решение об использовании GSG-9 принимает федеральный министр внутренних дел.
В создании GSG-9 большую помощь оказало «Подразделение общей разведки 269» Израиля, возникшее на базе антитеррористического подразделения, организованного генералом А. Шароном, которое известно операцией в Энтеббе, а также освобождением 90 пассажиров самолета компании Sabena, захваченного террористами в аэропорту Лод в 1972 г.
Эксперты некоторых стран Запада считают GSG-9 одним из наиболее эффективных подразделений в мире среди специальных подразделений по борьбе с терроризмом, и прежде всего по освобождению заложников. Представляется, что для этого имеются серьезные основания. Например, первая операция, которая была успешно выполнена GSG-9 в аэропорту Могадишо, длилась около 7 мин. Поэтому, видимо, опыт операции в Могадишо убедил президента США создать специальное подразделение по борьбе с терроризмом. В марте 1978 г. президент США издал указ о создании специального антитеррористического отряда «Блю лайт» численностью 200 человек. Он организован по образцу GSG-9.
В целях эффективной борьбы с террористическими организациями в Европе GSG-9 сотрудничает с аналогичными подразделениями других европейских государств, и в частности с французским подразделением быстрого реагирования («RAID»). Их взаимодействие стало активным в 80-е гг., когда правоохранительные органы ФРГ и Франции в результате проведения совместных оперативных мероприятий установили активные связи германских террористических организаций (в частности, RAF) с французскими (например, «Action Directe»). Германские и французские антитеррористические подразделения провели ряд совместных операций, в результате которых были арестованы особо опасные террористы и было разгромлено несколько баз террористических групп.
В состав федеральной пограничной охраны, кроме вышеназванных подразделений, входит Дирекция погранохраны (штаб-квартира в г. Кобленце) и подчиненные ей 10 управлений, которые непосредственно руководят так называемой «одиночной полицейской службой» в пограничной полосе, состоящей из 65 пограничных постов.
В соответствии со специальными соглашениями, заключенными правительством ФРГ с тремя землями, в портах Бремерхаффен и Гамбург границу охраняют не подразделения БГС, а сотрудники местной полиции охраны порядка на воде, а границы Баварии - баварская пограничная полиция.
Баварская пограничная полиция является особенностью свободного государства Бавария7. В ее обязанности входит прежде всего полицейский контроль за движением через границу, осуществляемый на допущенных в Баварии пограничных постах, а также патрулирование границы. Президиум баварской пограничной полиции подчинен Баварскому государственному министерству внутренних дел. В состав этой полиции входят 18 инспекций и 95 постов (станций).
Федеральное ведомство по охране Конституции (Bundesverfassungsschutz - BVS - БФС) подчиняется федеральному министру внутренних дел8. Штаб-квартира во главе с президентом Федерального ведомства по охране конституции находится в г. Кельне.
В состав ведомства входят пять подразделений:
1. Администрация.
2. Отдел по борьбе с правым радикализмом.
3. Отдел по борьбе с левым радикализмом.
4. Отдел по обороне от шпионажа.
5. Отдел по защите государственной тайны.
Федеральное ведомство по охране Конституции, подчиняющееся федеральному министру внутренних дел и являющееся одной из составных частей полиции Германии, было создано в 1950 г. и среди специальных служб занимает главенствующую роль. В соответствии с Законом ФРГ от 27 сентября 1950 г. «О сотрудничестве федерации и земель в вопросах охраны Конституции» (отсюда и название «Ведомство по охране Конституции») на БФС были возложены задачи по «сбору, оценке информации, сообщений и других данных о посягательствах на свободный демократический правопорядок, на целостность и безопасность федерации и земель».
Первоначально названый Закон не давал БФС права при ведении разработок использовать негласные методы. Это право оно получило 7 августа 1972 г. в результате принятия поправок к закону 1950 г. В 1950 г. во всех землях ФРГ, а также в Западном Берлине были созданы земельные ведомства по охране конституции (Landesverfassungschutz - LVS - ЛФС), подчиненные МВД земель. Федеральное ведомство по охране Конституции является координирующим органом по отношению к земельным ведомствам, каждое из которых самостоятельно в своих действиях на территории земли. Однако правительство ФРГ и федеральный министр внутренних дел наделены правами отдавать необходимые указания и приказы земельным ведомствам.
В начале 80-х гг. правительство и парламент ФРГ приступили к созданию комплекса законов, являющихся правовой основой для деятельности названных спецслужб.
Разработка этих законов была предпринята федеральным правительством в соответствии с постановлением Федерального конституционного суда ФРГ от 15 декабря 1985 г.
В 1986 г. федеральное правительство представило парламенту страны проекты законов о спецслужбах, в том числе законы «О сотрудничестве федерации и земель в области охраны Конституции», «О ведомстве по охране Конституции» и «О сотрудничестве». 31 мая 1990 г. эти законы были приняты бундестагом, 10 декабря 1990 г. после одобрения бундесратом - вступили в силу. Они определили главные задачи спецслужб, а также основы взаимодействия и координации их деятельности.
В § 6 Закона «О ведомстве по охране Конституции» и его толкованиях говорится, что БФС может использовать «методы, предметы и инструменты для тайного сбора информации, а также доверенных лиц, агентов, наружное наблюдение, видео- и звукозапись, документы прикрытия. Их перечень утверждается федеральным министром внутренних дел, который информирует об этом парламентскую контрольную комиссию». Таким образом, БФС практически разрешено применение всех тайных средств сбора информации.
Задачами ведомств по охране Конституции федерации и земель, как указано в Законе «О ведомстве по охране Конституции», являются сбор и оценка информации:
- о посягательствах на свободный демократический правопорядок, на целостность и безопасность как федерации, так и земли, или имеющих своей целью нанесение вреда деятельности, проводимой сотрудниками конституционных органов федерации или земли;
- тайной или опасной для безопасности деятельности в пользу иностранного государства в рамках, определенных данным законом;
- посягательствах, определенных данным законом, которые угрожают интересам ФРГ применением силы или подготовительными к этому действиями.
В Законе содержится положение, указывающее на то, что БФС не может располагать полицейскими полномочиями, оно не вправе обращаться к полиции за содействием в проведении мероприятий, на которые у него нет полномочий.
Вышеперечисленными законами определены особые права БФС в получении информации из других правоохранительных органов. Ему разрешено направлять запросы о получении материалов на интересующих лиц в Федеральное ведомство по уголовным делам (БКА), Федеральную пограничную охрану (БГС) и полицейские органы без обоснования причины запроса. Со своей стороны БКА и БГС могут направлять запросы в БФС в отношении конкретных лиц, однако лишь при условии, что это необходимо им для раскрытия и предупреждения преступлений.
Органы прокуратуры, БГС, БКА и полиции согласно Закону «О сотрудничестве» обязаны сами или по запросу сообщать БФС все значимые для него сведения любого характера о совершенных преступлениях, а Федеральная пограничная охрана - и сведения, полученные в ходе пограничного контроля.
БФС предоставлены дополнительные права в получении информации. Во-первых, органы власти и иные федеральные ведомства обязаны, без запросов БФС направлять ему все сведения, имеющие отношение к делу охраны государства и конституции. Во-вторых, БФС, ЛФС могут затребовать информацию на конкретных лиц в любых ведомствах и учреждениях и знакомиться с ведомственными банками данных без обоснования своего интереса. В-третьих, БФС предоставлены права использования имеющейся персонифицированной информации в своих целях9 и передачи ее органам власти, другим государственным учреждениям, межгосударственным органам, органам НАТО.
Поскольку в вышеназванных законах в качестве основных критериев при обмене информацией устанавливаются цели и интересы государственной безопасности, то, следовательно, для БФС и ЛФС практически не существует каких-либо ограничений на ее получение и передачу.
Объединение Германии практически не изменило систему БФС, ЛФС, органов полиции и их взаимодействие друг с другом. Изменения произошли главным образом в структуре этих служб и выборе приоритетов и направлений их деятельности. В БФС - это реорганизация и ликвидация подразделений, работавших против ГДР и ее органов безопасности, создание переферийных подразделений на территории бывшей ГДР в пяти новых землях ФРГ; в БКА и полиции - поиск оптимальных путей использования бывших органов полиции и контрразведки ГДР в своих интересах и включение их в систему полиции и спецслужб ФРГ в составе БФС, БКА, транспортной полиции, пограничной охраны и полиции охраны общественного порядка.
Происходившие в мире в конце 80-х - начале 90-х гг. XX в. изменения во взаимоотношениях между государствами, объединение Германии, конечно же, не могли не вызвать изменений в определении целей, задач, масштабов и направлений деятельности как органов полиции, так и Федерального ведомства по охране Конституции.
Несмотря на обширные полномочия Федерального ведомства по охране Конституции, деятельность ее подвергается контролю.
На основании ст. 87 Основного закона ФРГ и положений Закона «О парламентском контроле разведывательной деятельности Федерации» от 11 апреля 1978 г. федеральное правительство несет политическую ответственность за деятельность спецслужб (включая соответствующие службы полиции), а персональная ответственность за организацию и координацию этой деятельности возложена на федерального канцлера.
Информация о работе Организационно-правовые основы, направления и пределы деятельности полиции ФРГ