Оперативно-розыскная деятельность

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2012 в 18:00, контрольная работа

Описание работы

Законодатель среди направлений деятельности прокуратуры, осуществляемой в целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства, назвал «...надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие» и «...уголовное преследование в соответствии с полномочиями, установленными уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации» (п. 2 ст. 1 Закона «О прокуратуре РФ»)1.

Содержание

1.1 Сущность прокурорского надзора за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно – розыскную деятельность………………………………………………………………………….3
2.1Объекты, предмет и пределы прокурорского надзора за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность……………5
3.1. Полномочия прокурора по осуществлению надзора за законностью оперативно розыскной деятельности……………………………………………….7
4.1. Организация прокурорского надзора за соблюдением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность………………………..10
Список использованной литературы…………………………………………………...17

Работа содержит 1 файл

контрольная прокурорский надзор.docx

— 35.50 Кб (Скачать)
y">      - запросы международных правоохранительных организаций и правоохранительных органов иностранных государств в соответствии с международными договорами РФ. Кроме приведенных оснований органы уполномочены осуществлять ОРД, прямо не связанную с добыванием информации непосредственно в криминальной среде для нужд уголовного преследования. В пределах своих полномочий они вправе также собирать данные, имеющие профилактический характер, которые необходимы для принятия следующих решений о; а) допуске к сведениям, составляющим государственную тайну; б) допуске к работам, связанным с эксплуатацией объектов, представляющих повышенную опасность для жизни и здоровья людей, а также для окружающей среды; в) допуске к участию в ОРД или к материалам, полученным в результате ее осуществления; г) установлении или поддержании с лицом отношений сотрудничества при подготовке и проведении оперативно-розыскных мероприятий; д) обеспечении безопасности органов, осуществляющих ОРД; е) выдаче разрешений на частную детективную и охранную деятельность.

      Осуществляя надзор за соблюдением законов органами, осуществляющими ОРД, прокурор должен обращать внимание на соблюдение условий  и порядка проведения оперативно-розыскных  мероприятий.

      В Законе об ОРД указаны следующие  специфические условия проведения оперативно-розыскных мероприятий:

      - технические и другие специальные средства при проведении оперативно-розыскных мероприятий применяются только в том случае, если это не наносит ущерба жизни и здоровью людей, а также не причиняет вреда окружающей среде;

      - проведение оперативного эксперимента возможно только лишь для выявления, предупреждения, пресечения или раскрытия тяжкого или особо тяжкого преступления;

      - о проведении таких оперативно-розыскных мероприятий, как оперативное внедрение, проверочная закупка, контролируемая поставка предметов, веществ и продукции, оборот которых ограничен или запрещен, оперативный эксперимент, должно быть вынесено соответствующее постановление, которое утверждается руководителем органа, осуществляющего ОРД;

      - о проведении оперативно-розыскных мероприятий, ограничивающих конституционные права и свободы граждан, к которым относятся контроль почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений, прослушивание телефонных переговоров, а также проникновение в жилище, должно быть вынесено мотивированное постановление одним из руководителей органа, осуществляющего ОРД. Основанием для принятия этих решений может быть информация о подготовке или совершении преступления, по которому обязательно предварительное следствие, или событиях (действиях), создающих угрозу государственной, военной, экономической или экологической безопасности РФ;

      - для проведения некоторых оперативно-розыскных мероприятий требуется судебное решение. Следует учитывать, что срок действия вынесенного судьей постановления не может превышать шести месяцев, но при необходимости он может быть продлен на основании вновь представленных материалов;

      6) своевременность уведомления судей  органами, осуществляющими ОРД, о  их проведении без разрешения  судьи в случаях, не терпящих  отлагательства и могущих привести  к совершению тяжкого преступления, при наличии данных о событиях  и действиях, создающих угрозу  государственной, военной, экономической  или экологической безопасности  государства, при действиях, ограничивающих  конституционные права граждан  на тайну переписки, телефонных  переговоров, почтовых, телеграфных  и иных сообщений, передаваемых  по сетям электронной и почтовой  связи, а также права на неприкосновенность  жилища;

      7) законность привлечения граждан  к сотрудничеству с органами, осуществляющими ОРД, на конфиденциальной  основе и соблюдение принципа  их добровольного согласия их  на это.

      При осуществлении прокурорских проверок надзирающим прокурорам необходимо обращать внимание на то, что сведения о лицах, внедренных в организованные преступные группы, штатных негласных  сотрудниках органов, осуществляющих ОРД, а также о лицах, оказывающих  содействие этим органам на конфиденциальной основе, как уже отмечалось, представляются прокурору только с письменного  согласия. При осуществлении прокурорских проверок надзирающим прокурорам необходимо обращать внимание на то, что сведения о лицах, внедренных в организованные преступные группы, штатных негласных сотрудниках органов, осуществляющих ОРД, а также о лицах, оказывающих содействие этим органам на конфиденциальной основе, как уже отмечалось, представляются прокурору только с письменного согласия.

      Выводы:

      Важным  шагом на пути развития правового  регулирования оперативно-розыскной  деятельности явилось принятие Закона «Об оперативно-розыскной деятельности в Российской Федерации» от 13 марта  1992 г.

      В связи с принятием Конституции  Российской Федерации 12 декабря 1993 года нормы Закона «Об Оперативно-розыскной  деятельности в Российской Федерации» Оказались противоречащими некоторым  статья Основного Закона. Конституции  РФ были предусмотрены следующие  нормы; «Каждый имеет право на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений. Ограничение этого права допускается  на основании решения (ч. 2 ст. 23), «Жилище  неприкосновенно. Никто не праве  проникать в жилище против воли проживающего в нем лиц иначе как в  случаях, установленном федеральным  законом, или на основании судебного  решения» (ст. 25).11 Данные нормы нашли отражение в Законе «Оперативно-розыскной деятельности в РФ». Оперативно-розыскной деятельности принадлежит существенная роль в решении конституционной задачи по защите прав и свобод человека и гражданина. Для приведения оперативно-розыскного законодательства в соответствие с положениями новой Конституции РФ, другими законами, регулирующими деятельность правоохранительных органов, был принят новый Федеральный закон РФ «Об оперативно-розыскной деятельности» от 12 августа 1995 г. Как всякий закон переходного периода, обусловленный, скоротечностью этого развития, в котором находится наша страна, Федеральный закон РФ «Об оперативно-розыскной деятельности» от 12 августа 1995 г. на лишен недостатков, нуждается в развитии и совершенствовании. 
 

      Список  нормативно-правовых актов и использованной литературы:

    1. Конституция Российской Федерации:  Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. М., 2011.

  2. Федеральный Закон РФ «О прокуратуре Российской Федерации» от 21 ноября 2011 г. № 329.// Рос. газ. -2011. - 24 ноября. - С. 4.

  3. Федеральный закон РФ «Об оперативно-розыскной деятельности» от 12 августа 2005 г. № 144-ФЗ.// Рос. газ. - 2005. – 15 августа. - С. 6.

  4. Приказ Генерального прокурора РФ от 21декабря 2007 г. № 207 «Об организации прокурорского надзора за исполнением Федерального закона, об оперативно-розыскной деятельности».// Рос. газ. - 2007. - 24 декабря. - С. 3.

  5. Указ Генеральной прокуратуры РФ и Федеральной службы безопасности РФ от 18 апреля 2002 № 20-27/10 «О порядке осуществления прокурорского надзора за исполнением закона "Об оперативно-розыскной деятельности" органами федеральной службы безопасности»// Рос. газ. - 2002. – 21 апреля. - С. 4.

      6.Поляков М.П. Прокурорский надзор: конспект лекций / М.П. Поляков,  А.В. Фидулов. – 4-е изд., перераб.  и доп. – М.; Юрайт, 2011. – 172 с.

         7.Басков В.И. Курс прокурорского надзора: Учебник. – М.: Зерцало, 2008. – 324с.

     8.Смоленский  М.Б. Прокурорский надзор: Учебник/М.Б.  Смоленский. – М.: Юрлидинформ, 2011.

    9. Кливер  И.Я. Организация планирования  работы в органах прокуратуры: Учебное пособие/И.Я. Кливер. – М., 2009. – 184с.

   10. Ахетова, О. С. Прокуратура и прокурорский надзор: учеб. пособие / О. С. Ахетова. – М.: Эксмо, 2010. – 120с.

   11. Григорьева, Н. В. Прокурорский надзор: учеб. пособие / Н. В. Григорьева. – М.: РИОР, 2009. – 115с. 
 

Информация о работе Оперативно-розыскная деятельность