Оперативно-розыскная деятельность

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2012 в 18:00, контрольная работа

Описание работы

Законодатель среди направлений деятельности прокуратуры, осуществляемой в целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства, назвал «...надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие» и «...уголовное преследование в соответствии с полномочиями, установленными уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации» (п. 2 ст. 1 Закона «О прокуратуре РФ»)1.

Содержание

1.1 Сущность прокурорского надзора за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно – розыскную деятельность………………………………………………………………………….3
2.1Объекты, предмет и пределы прокурорского надзора за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность……………5
3.1. Полномочия прокурора по осуществлению надзора за законностью оперативно розыскной деятельности……………………………………………….7
4.1. Организация прокурорского надзора за соблюдением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность………………………..10
Список использованной литературы…………………………………………………...17

Работа содержит 1 файл

контрольная прокурорский надзор.docx

— 35.50 Кб (Скачать)

      В соответствии с требованиями Закона о прокуратуре полномочия прокурора  по надзору за исполнением законов  органами, осуществляющими ОРД, дознание и предварительное следствие, устанавливаются  уголовно-процессуальным законодательством  РФ и другими федеральными законами.

      Уполномоченный  прокурор в ходе проведения проверок, а также при восстановлении нарушенных прав и свобод граждан и устранении иных нарушений закона, допущенных должностными лицами органов, осуществляющих ОРД, вправе:

      - знакомиться с подлинными оперативно-служебными документами, включающими в себя дела оперативного учета, материалы о проведении оперативно-розыскных мероприятий с использованием оперативно-технических средств, учетно-регистрационную документацию и ведомственные нормативные правовые акты, регламентирующие порядок проведения ОРД, а также с иными оперативно-служебными материалами, необходимыми для осуществления надзора за исполнением Закона об ОРД;

      - требовать письменные объяснения от должностных лиц, осуществляющих ОРД и допустивших при этом нарушения закона;

      - давать письменные указания об осуществлении тех или иных оперативно-розыскных мероприятий либо их прекращении;

      - опротестовывать незаконные и необоснованные постановления руководителей органов, осуществляющих ОРД, в том числе и о передаче результатов проведения оперативно-розыскных мероприятий следователю (органу дознания, в суд);

      - отменять незаконные и необоснованные постановления следователя (органа дознания) о возбуждении уголовного дела, вынесенные в порядке реализации результатов ОРД;

      - опротестовывать противоречащие закону ведомственные *правовые акты, принятые руководителями органов, осуществляющих ОРД;

      - вносить представления об устранении нарушений закона, допущенных должностными лицами органов, осуществляющих ОРД;

      - требовать от руководителей органов, осуществляющих ОРД, отстранения подчиненных им оперативных работников от дальнейшего ведения оперативных проверок в случае нарушения ими закона;

      - проводить проверку при обнаружении признаков преступления в соответствии с требованиями уголовно-процессуального законодательства;

      - направлять в суд жалобы, проверка которых относится к исключительной компетенции судей.

      При обнаружении пассивности в проведении оперативно-розыскных мероприятий  уполномоченным прокурорам надлежит направлять руководителю органа, осуществляющего  ОРД, либо вышестоящему руководителю указания с установлением срока их исполнения.

      При нарушении органом (должностным  лицом), осуществляющим ОРД, прав и законных интересов физических и юридических  лиц уполномоченный прокурор в соответствии с законодательством обязан принять  меры по их восстановлению и возмещению причиненного вреда.

      В случаях незаконного отказа в  предоставлении документов в зависимости  от обстоятельств надзирающий прокурор должен рассматривать его как  невыполнение требований прокурора  или воспрепятствование его законной деятельности. Прокурору в этих случаях  при наличии оснований необходимо принять меры для привлечения  виновных должностных лиц в установленном  законом порядке к ответственности, в том числе и уголовной.

4.1.  Организация прокурорского надзора за соблюдением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность

      Специфика прокурорского надзора за исполнением  законов органами, осуществляющими  ОРД, состоит в том, что в этой деятельности принимает участие  значительное количество государственных  правоохранительных структур. Данное обстоятельство требует от надзирающих  прокуроров постоянного накопления и анализа поступающей информации о состоянии законности в поднадзорных органах. В соответствии с требованиями Инструкции об организации делопроизводства в органах прокуратуры по документам оперативно-розыскной деятельности, утвержденной Приказом Генерального прокурора РФ от 21.12.2007 № 207 уполномоченные нижестоящие прокуроры должны вести статистическую отчетность о своей работе по надзору за исполнением законов при осуществлении ОРД.10 Эта отчетность предусматривает отражение необходимых данных о результатах проверки поступивших в прокуратуру материалов, информации и обращений граждан о нарушении закона при осуществлении оперативно-розыскных мероприятий, а также установленного порядка их проведения и законности принимаемых при этом решений руководителями соответствующих органов. Систематизация материалов об имеющихся фактах нарушений законов при осуществлении ОРД позволит прокурору более эффективно и целенаправленно планировать свою работу.

      Непосредственные  субъекты по осуществлению прокурорского  надзора именуются «уполномоченные  прокуроры». Уполномоченный прокурор -- прокурор, компетентный осуществлять прокурорский надзор за исполнением  законов органами, осуществляющими  оперативно-розыскную деятельность, имеющий для работы с документами  допуск, оформленный надлежащим образом; прокуроры субъектов РФ, приравненные к ним военные и другие специализированные прокуроры; прокуроры городов и  районов; другие территориальные, военные  и иные специализированные прокуроры; в Генеральной прокуратуре РФ -- заместители Генерального прокурора  РФ; Главный военный прокурор и  его заместители; начальники управлений и отделов и их заместители (старшие  помощники и помощники); старшие  прокуроры и прокуроры.

      Уполномоченным  прокурорам при проведении проверок следует обращать внимание на следующие  обстоятельства:

      1) законность и обоснованность  принятия решений соответствующими  должностными лицами о производстве  или прекращении оперативно-розыскных  мероприятий, а также использования  результатов ОРД.

      Согласно  федеральному законодательству оперативная  проверка прекращается в случае решения  конкретных задач ОРД или при  установлении обстоятельств, свидетельствующих  об объективной невозможности их решения;

      2) обязательность регистрации и  заведения дел оперативного учета,  законность постановки и снятия  с оперативного учета лиц, в  отношении которых проводятся  оперативно-розыскные мероприятия.  Органы, осуществляющие ОРД, для  решения задач, возложенных на  них Законом об ОРД, могут  создавать и использовать информационные  системы, а также заводить дела  оперативного учета.

      Дела  оперативного учета заводятся при  наличии оснований, предусмотренных  п. 1-6 ч. 1 ст. 7 Закона об ОРД, в целях  сбора и систематизации сведений, проверки и оценки результатов ОРД, а также принятия на их основе соответствующих  решений органами, осуществляющими  ОРД.

      Следует отметить, что факт заведения дела оперативного учета не является основанием для ограничения конституционных  прав и свобод, а также законных интересов человека и гражданина.

      Дело  оперативного учета прекращается в  случаях решения конкретных задач  ОРД, предусмотренных ст. 2 Закона об ОРД, а также, если установлены обстоятельства, свидетельствующие об объективной  невозможности решения этих задач. Перечень дел оперативного учета  и порядок их ведения определяются нормативными актами органов, осуществляющих ОРД;

      3) соответствие оперативно-розыскных  мероприятий целям и задачам  ОРД, а также на недопустимость  применения информационных систем  и технических средств, наносящих  ущерб жизни и здоровью людей  и причиняющих вред окружающей  среде.

      Согласно  Закону об ОРД результаты проводимых оперативно-розыскных мероприятий  используются для:

      - подготовки и осуществления следственных и судебных действий;

      - выявления, предупреждения, пресечения и раскрытия преступлений, выявления и установления лиц, их подготавливающих, совершающих или совершивших;

      - розыска лиц, скрывшихся от органов дознания, следствия и суда, уклоняющихся от исполнения наказания и без вести пропавших. Результаты ОРД могут служить поводом и основанием для возбуждения уголовного дела, представляться в орган дознания, следователю или в суд, в производстве которого находится уголовное дело, для принятия тех или иных процессуальных решений, а также использоваться в доказывании по уголовным делам в соответствии с положениями уголовно-процессуального законодательства РФ, регламентирующими собирание, проверку и оценку доказательств.

      Представление оперативными подразделениями результатов  ОРД органу дознания, следователю, прокурору  или в суд осуществляется на основании  постановления руководителя органа, осуществляющего ОРД, и означает передачу в установленном законом  порядке конкретных оперативно-служебных  документов, которые после определения  их относимости и значимости для  уголовного судопроизводства могут  быть приобщены к уголовному делу.

      Перед представлением материалов эти сведения либо подлежат рассекречиванию на основании  мотивированного постановления  руководителя органа, осуществляющего  ОРД, либо представляются в соответствии со ст. 16 Закона о государственной  тайне.

      Данные  о результатах ОРД не представляются прокурорам, если:

      - невозможно обеспечить безопасность субъектов (участников) ОРД в связи с представлением и использованием данных результатов в уголовном процессе;

      - их использование в уголовном процессе создает реальную возможность расшифровки (разглашения) сведений об используемых или использованных при проведении негласных оперативно-розыскных мероприятий силах, средствах, источниках, методах, планах и результатах ОРД, о лицах, внедренных в организованные преступные группы, штатных негласных сотрудниках и лицах, оказывающих им содействие на конфиденциальной основе, а также об организации и тактике проведения оперативно-розыскных мероприятий, отнесенных законом к государственной тайне.

      Решение о непредставлении результатов  ОРД по указанным мотивам оформляется  постановлением руководителя органа, осуществляющего ОРД, и приобщается  к материалам дела оперативного учета  или соответствующего номенклатурного  дела. О принятом решении обязательно  уведомляется инициатор запроса;

      4) наличие полномочий у лиц, осуществляющих  ОРД, на проведение только тех  оперативно-розыскных мероприятий,  перечень которых определен федеральным  законом.

      Так, в соответствии с Законом об ОРД  при ее осуществлении проводятся следующие оперативно-розыскные  мероприятия: опрос, наведение справок, сбор образцов для сравнительного исследования, проверочная закупка, исследование предметов и документов, наблюдение, отождествление личности, обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств, контроль почтовых отправлений, телеграфных  и иных сообщений, прослушивание  телефонных переговоров, снятие информации с технических каналов связи, оперативное внедрение, контролируемая поставка, оперативный эксперимент.

      Приведенный перечень оперативно-розыскных мероприятий  является исчерпывающим и может  быть изменен или дополнен только федеральным законом;

      5) наличие оснований для осуществления  оперативно-розыскных мероприятий,  в том числе на проведение  которых разрешение дано судом.

      Основаниями для проведения оперативно-розыскных  мероприятий являются:

      - возбужденное уголовное дело;

      - ставшие известными органам, осуществляющим ОРД, сведения о: а) признаках подготавливаемого, совершаемого или совершенного противоправного деяния, а также о лицах, его подготавливающих, совершающих или совершивших, если нет достаточных данных для решения вопроса о возбуждении уголовного дела; б) событиях или действиях, создающих угрозу государственной, военной, экономической или экологической безопасности РФ; в) лицах, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда или уклоняющихся от уголовного наказания; г) лицах, без вести пропавших, и обнаружении неопознанных трупов;

      - поручения следователя, органа дознания, указания прокурора или определения суда по уголовным делам, находящимся в их производстве;

      - запросы других органов, осуществляющих ОРД, по основаниям, указанным в федеральном законе;

      - постановление о применении мер безопасности в отношении защищаемых лиц, осуществляемых уполномоченными на то государственными органами в порядке, предусмотренном законодательством РФ;

Информация о работе Оперативно-розыскная деятельность