Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2012 в 18:00, контрольная работа
Законодатель среди направлений деятельности прокуратуры, осуществляемой в целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства, назвал «...надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие» и «...уголовное преследование в соответствии с полномочиями, установленными уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации» (п. 2 ст. 1 Закона «О прокуратуре РФ»)1.
1.1 Сущность прокурорского надзора за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно – розыскную деятельность………………………………………………………………………….3
2.1Объекты, предмет и пределы прокурорского надзора за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность……………5
3.1. Полномочия прокурора по осуществлению надзора за законностью оперативно розыскной деятельности……………………………………………….7
4.1. Организация прокурорского надзора за соблюдением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность………………………..10
Список использованной литературы…………………………………………………...17
В соответствии с требованиями Закона о прокуратуре полномочия прокурора по надзору за исполнением законов органами, осуществляющими ОРД, дознание и предварительное следствие, устанавливаются уголовно-процессуальным законодательством РФ и другими федеральными законами.
Уполномоченный прокурор в ходе проведения проверок, а также при восстановлении нарушенных прав и свобод граждан и устранении иных нарушений закона, допущенных должностными лицами органов, осуществляющих ОРД, вправе:
- знакомиться с подлинными оперативно-служебными документами, включающими в себя дела оперативного учета, материалы о проведении оперативно-розыскных мероприятий с использованием оперативно-технических средств, учетно-регистрационную документацию и ведомственные нормативные правовые акты, регламентирующие порядок проведения ОРД, а также с иными оперативно-служебными материалами, необходимыми для осуществления надзора за исполнением Закона об ОРД;
- требовать письменные объяснения от должностных лиц, осуществляющих ОРД и допустивших при этом нарушения закона;
- давать письменные указания об осуществлении тех или иных оперативно-розыскных мероприятий либо их прекращении;
- опротестовывать незаконные и необоснованные постановления руководителей органов, осуществляющих ОРД, в том числе и о передаче результатов проведения оперативно-розыскных мероприятий следователю (органу дознания, в суд);
- отменять незаконные и необоснованные постановления следователя (органа дознания) о возбуждении уголовного дела, вынесенные в порядке реализации результатов ОРД;
- опротестовывать противоречащие закону ведомственные *правовые акты, принятые руководителями органов, осуществляющих ОРД;
- вносить представления об устранении нарушений закона, допущенных должностными лицами органов, осуществляющих ОРД;
- требовать от руководителей органов, осуществляющих ОРД, отстранения подчиненных им оперативных работников от дальнейшего ведения оперативных проверок в случае нарушения ими закона;
- проводить проверку при обнаружении признаков преступления в соответствии с требованиями уголовно-процессуального законодательства;
- направлять в суд жалобы, проверка которых относится к исключительной компетенции судей.
При
обнаружении пассивности в
При нарушении органом (должностным лицом), осуществляющим ОРД, прав и законных интересов физических и юридических лиц уполномоченный прокурор в соответствии с законодательством обязан принять меры по их восстановлению и возмещению причиненного вреда.
В
случаях незаконного отказа в
предоставлении документов в зависимости
от обстоятельств надзирающий
4.1. Организация прокурорского надзора за соблюдением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность
Специфика
прокурорского надзора за исполнением
законов органами, осуществляющими
ОРД, состоит в том, что в этой
деятельности принимает участие
значительное количество государственных
правоохранительных структур. Данное
обстоятельство требует от надзирающих
прокуроров постоянного накопления
и анализа поступающей
Непосредственные
субъекты по осуществлению прокурорского
надзора именуются «
Уполномоченным прокурорам при проведении проверок следует обращать внимание на следующие обстоятельства:
1)
законность и обоснованность
принятия решений
Согласно федеральному законодательству оперативная проверка прекращается в случае решения конкретных задач ОРД или при установлении обстоятельств, свидетельствующих об объективной невозможности их решения;
2)
обязательность регистрации и
заведения дел оперативного
Дела оперативного учета заводятся при наличии оснований, предусмотренных п. 1-6 ч. 1 ст. 7 Закона об ОРД, в целях сбора и систематизации сведений, проверки и оценки результатов ОРД, а также принятия на их основе соответствующих решений органами, осуществляющими ОРД.
Следует
отметить, что факт заведения дела
оперативного учета не является основанием
для ограничения
Дело оперативного учета прекращается в случаях решения конкретных задач ОРД, предусмотренных ст. 2 Закона об ОРД, а также, если установлены обстоятельства, свидетельствующие об объективной невозможности решения этих задач. Перечень дел оперативного учета и порядок их ведения определяются нормативными актами органов, осуществляющих ОРД;
3)
соответствие оперативно-
Согласно
Закону об ОРД результаты проводимых
оперативно-розыскных
- подготовки и осуществления следственных и судебных действий;
- выявления, предупреждения, пресечения и раскрытия преступлений, выявления и установления лиц, их подготавливающих, совершающих или совершивших;
- розыска лиц, скрывшихся от органов дознания, следствия и суда, уклоняющихся от исполнения наказания и без вести пропавших. Результаты ОРД могут служить поводом и основанием для возбуждения уголовного дела, представляться в орган дознания, следователю или в суд, в производстве которого находится уголовное дело, для принятия тех или иных процессуальных решений, а также использоваться в доказывании по уголовным делам в соответствии с положениями уголовно-процессуального законодательства РФ, регламентирующими собирание, проверку и оценку доказательств.
Представление оперативными подразделениями результатов ОРД органу дознания, следователю, прокурору или в суд осуществляется на основании постановления руководителя органа, осуществляющего ОРД, и означает передачу в установленном законом порядке конкретных оперативно-служебных документов, которые после определения их относимости и значимости для уголовного судопроизводства могут быть приобщены к уголовному делу.
Перед представлением материалов эти сведения либо подлежат рассекречиванию на основании мотивированного постановления руководителя органа, осуществляющего ОРД, либо представляются в соответствии со ст. 16 Закона о государственной тайне.
Данные о результатах ОРД не представляются прокурорам, если:
- невозможно обеспечить безопасность субъектов (участников) ОРД в связи с представлением и использованием данных результатов в уголовном процессе;
- их использование в уголовном процессе создает реальную возможность расшифровки (разглашения) сведений об используемых или использованных при проведении негласных оперативно-розыскных мероприятий силах, средствах, источниках, методах, планах и результатах ОРД, о лицах, внедренных в организованные преступные группы, штатных негласных сотрудниках и лицах, оказывающих им содействие на конфиденциальной основе, а также об организации и тактике проведения оперативно-розыскных мероприятий, отнесенных законом к государственной тайне.
Решение о непредставлении результатов ОРД по указанным мотивам оформляется постановлением руководителя органа, осуществляющего ОРД, и приобщается к материалам дела оперативного учета или соответствующего номенклатурного дела. О принятом решении обязательно уведомляется инициатор запроса;
4)
наличие полномочий у лиц,
Так,
в соответствии с Законом об ОРД
при ее осуществлении проводятся
следующие оперативно-
Приведенный
перечень оперативно-розыскных
5)
наличие оснований для
Основаниями для проведения оперативно-розыскных мероприятий являются:
- возбужденное уголовное дело;
- ставшие известными органам, осуществляющим ОРД, сведения о: а) признаках подготавливаемого, совершаемого или совершенного противоправного деяния, а также о лицах, его подготавливающих, совершающих или совершивших, если нет достаточных данных для решения вопроса о возбуждении уголовного дела; б) событиях или действиях, создающих угрозу государственной, военной, экономической или экологической безопасности РФ; в) лицах, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда или уклоняющихся от уголовного наказания; г) лицах, без вести пропавших, и обнаружении неопознанных трупов;
- поручения следователя, органа дознания, указания прокурора или определения суда по уголовным делам, находящимся в их производстве;
- запросы других органов, осуществляющих ОРД, по основаниям, указанным в федеральном законе;
- постановление о применении мер безопасности в отношении защищаемых лиц, осуществляемых уполномоченными на то государственными органами в порядке, предусмотренном законодательством РФ;