Оперативно-розыскная деятельность

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2012 в 18:00, контрольная работа

Описание работы

Законодатель среди направлений деятельности прокуратуры, осуществляемой в целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства, назвал «...надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие» и «...уголовное преследование в соответствии с полномочиями, установленными уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации» (п. 2 ст. 1 Закона «О прокуратуре РФ»)1.

Содержание

1.1 Сущность прокурорского надзора за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно – розыскную деятельность………………………………………………………………………….3
2.1Объекты, предмет и пределы прокурорского надзора за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность……………5
3.1. Полномочия прокурора по осуществлению надзора за законностью оперативно розыскной деятельности……………………………………………….7
4.1. Организация прокурорского надзора за соблюдением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность………………………..10
Список использованной литературы…………………………………………………...17

Работа содержит 1 файл

контрольная прокурорский надзор.docx

— 35.50 Кб (Скачать)

      Содержание

    1.1 Сущность прокурорского надзора за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно – розыскную деятельность………………………………………………………………………….3

    2.1Объекты, предмет и пределы прокурорского надзора за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность……………5

    3.1. Полномочия прокурора по осуществлению надзора за законностью оперативно розыскной деятельности……………………………………………….7 

    4.1.  Организация прокурорского надзора за соблюдением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность………………………..10

Список использованной литературы…………………………………………………...17 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    1. Сущность  прокурорского надзора  за исполнением законов  органами, осуществляющими  оперативно – розыскную  деятельность.

           Законодатель среди направлений деятельности прокуратуры, осуществляемой в целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства, назвал «...надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие» и «...уголовное преследование в соответствии с полномочиями, установленными уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации» (п. 2 ст. 1 Закона «О прокуратуре РФ»)1.

      Эти функции тесно связаны между  собой и, выполняя их, органы прокуратуры  решают важнейшую задачу, поставленную перед ними Генеральным прокурором РФ: «...борьба с преступностью, особенно с ее организованными формами и коррупцией...».2

      Надзор  за органами, осуществляющими оперативно-розыскную  деятельность, дознание и предварительное  следствие - одно из приоритетных направлений  прокурорской деятельности, соответственно структурно организованное, имеющее  необходимые подразделения на всех уровнях прокурорской системы. Функции  по борьбе с преступностью возложены  на ряд органов правоохранительной системы, наделенных весьма большими полномочиями, затрагивающими существенные права  и свободы граждан, интересы общества и государства, что требует особого  внимания к соблюдению законности данными  органами. К ним относятся органы, осуществляющие оперативно-розыскную  деятельность: полиции, ФСБ, таможни, налоговой полиции; следственные подразделения прокуратуры, полиции, ФСБ, налоговой полиции. Именно эти органы - хотя они и являются органами предварительного следствия, поскольку собирают необходимые материалы до суда и для суда,- принимают решения о привлечении в качестве обвиняемого, об избрании мер пресечения, иных мер принудительного характера.

      Практика  показывает, что при выполнении ими  определенных законом функций и  использовании предоставленных  полномочий весьма часто допускаются  нарушения законности.

      При надзоре за исполнением законов  органами, осуществляющими оперативно-розыскную  деятельность, дознание и предварительное  следствие, прокурор наделен полномочиями, регламентируемыми в основном УПК  РФ, более широкими, чем в других отраслях прокурорского надзора. Это  определяется особым характером деятельности поднадзорных органов и предметом  надзора.

      В предмет рассматриваемой отрасли  надзора входит: соблюдение прав и  свобод человека и гражданина при  производстве оперативно-розыскной  деятельности и расследовании преступлений; обеспечение установленного порядка  разрешения заявлений и сообщений  о совершенных и готовящихся  преступлениях; обеспечение законности выполнения оперативно-розыскных мероприятий; соблюдение законности при производстве дознания и предварительного расследования  по уголовным делам (ст. 29 Закона «О прокуратуре РФ»).3

      Прокурорский  надзор нацелен:

      - способствовать выполнению органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, обязанностей по предупреждению, своевременному выявлению, пресечению и раскрытию преступлений; изобличению виновных; розыску лиц без вести пропавших, а также скрывающихся от органов дознания, предварительного следствия или суда, либо уклоняющихся от уголовного наказания;

      - содействовать комплексному и активному осуществлению оперативными подразделениями всего объема оперативно-розыскных мероприятий, разрешенных Законом об оперативно-розыскной деятельности;

      - содействовать надлежащему документированию результатов оперативно-розыскной деятельности и использованию их в процессе доказывания по уголовным делам. 
 
 

2.1. Объекты, предмет и пределы прокурорского надзора за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность.

      На территории РФ право осуществлять ОРД предоставляется подразделениям следующих правоохранительных структур органов: Министерства внутренних дел РФ, Федеральной службы безопасности РФ, государственной охраны, Федеральной пограничной службы РФ, Государственного таможенного комитета РФ, внешней разведки Министерства обороны РФ, Министерства юстиции РФ.4

      Оперативные подразделения органов внешней разведки проводят оперативно-розыскные мероприятия только в целях обеспечения собственной безопасности и в случае, если проведение этих мероприятий не затрагивает полномочий иных правоохранительных структур.

      Перечень органов, осуществляющих ОРД, является исчерпывающим и может быть изменен или дополнен только в законодательном порядке. Указанные органы решают определенные Законом об ОРД задачи исключительно в пределах своих полномочий, установленных соответствующими законодательными актами РФ.

       Согласно ст. 29 Закона о прокуратуре и п. 4 Приказа Генерального прокурора РФ от 21.12. 2007 № 207 «Об организации надзора за исполнением Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» предметом прокурорского надзора является обеспечение: 1) гарантий соблюдения прав человека и гражданина на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну; 2) неприкосновенности жилища и тайну корреспонденции; 3) установленного порядка разрешения заявлений и сообщений о совершенных и готовящихся преступлениях; 4) законности выполнения оперативно-розыскных мероприятий; 5) соответствия закону решений, принимаемых органами, осуществляющими ОРД.5

      Поводами  для проведения прокурорской проверки законности действий и решений органов, осуществляющих ОРД, являются:

      - жалобы граждан и обращения должностных лиц на незаконные действия и решения должностных лиц органов, осуществляющих ОРД;

      - результаты изучения материалов уголовных дел о нераскрытых преступлениях.

      Прокурорская  проверка осуществляется также в  плановом I порядке, в том числе  по указанию вышестоящего уполномоченного  прокурора. Она может быть проведена  и в случаях отсутствия положительных  результатов, по выявлению подготавливаемых, совершаемых или совершенных  преступлений, при раскрытии преступлений, розыске обвиняемых или подозреваемых  по уголовным делам и лиц, без  вести пропавших. Законодательно также  определены пределы прокурорского  надзора за исполнением законов  органами, осуществляющими ОРД.6

      1. В пределы прокурорского надзора  не входит контроль за исполнением  внутриведомственных нормативно-правовых  актов, принятых в развитие  положений федерального законодательства  об ОРД. Вместе с тем прокурор  для обоснования своих выводов  о соблюдении законов в действиях  и решениях поднадзорных органов,  вне всякого сомнения, должен  знать положения этих документов.

      2. Прокурор не вправе своим указанием  отстранить сотрудника оперативно-розыскного  подразделения от выполнения  им I своих должностных обязанностей  в связи с нарушением требований  федерального законодательства, подзаконных  нормативно-правовых актов или  по иным причинам (например, [вследствие  обнаружившейся его некомпетентности).

      3. Прокурор не вправе своим решением  отменить незаконные или необоснованные  решения сотрудника, осуществляющего  ОРД.

      4. Прокурор не может опротестовать  судебное решение о производстве  оперативно-розыскных мероприятий.

      5. Сведения о лицах, внедренных  в организованные преступные  группы, о штатных негласных сотрудниках  органов, осуществляющих ОРД,  а также о лицах, оказывающих  содействие этим органам на  конфиденциальной основе, предоставляются  прокурору только на основании  письменного согласия перечисленных  лиц, за исключением случаев,  требующих их привлечения к  уголовной ответственности.

      6. Оперативно-служебные документы  об осуществлении контрразведывательной  деятельности органами Федеральной  службы безопасности РФ и Службы  внешней разведки РФ прокурор  может истребовать только исключительно  в случаях проведения проверок  в порядке надзора по поступившим  в прокуратуру материалам, информации  и обращениям граждан, свидетельствующим  о нарушениях этими органами  законодательства РФ.

      7. В ходе проведения надзорных  мероприятий в органах внешней  разведки Министерства обороны  РФ прокурор должен изучать  только те оперативно-служебные  документы, которые заведены в  связи с обеспечением собственной  безопасности указанных органов.

3.1. Полномочия прокурора по осуществлению надзора за законностью оперативно розыскной деятельности

      Надзор  за соблюдением законов органами, осуществляющими ОРД, в соответствии со ст. 21 Закона об ОРД возложен на Генерального прокурора РФ и уполномоченных им прокуроров. Это положение конкретизируется в приказе Генерального прокурора  от 21.12.2007 № 207. Согласно указаниям, содержащимся в этом приказе, во исполнение требований закона соответствующими приказами  Генерального прокурора РФ и Главной  военной прокуратуры назначаются  уполномоченные прокуроры, на которых  и возлагается непосредственное осуществление надзорных функций  по рассматриваемому направлению деятельности.7

      Назначенные прокуроры в свою очередь своими приказами назначают из числа  сотрудников аппарата соответствующей  прокуратуры и нижестоящих прокуратур уполномоченных прокуроров для осуществления  надзора.

      Прокуроры субъектов РФ и приравненные к  ним прокуроры транспортных, военных  и иных специализированных прокуратур несут персональную ответственность  за организацию надзора. В каждой прокуратуре определяются лица, на которых возлагается ведение  делопроизводства по документам ОРД.

      Прокуроры, уполномоченные осуществлять надзор за законностью ОРД, а также должностные  лица прокуратуры, на которых возложена  обязанность ведения делопроизводства по документам ОРД, должны иметь соответствующий  допуск для работы с документами, имеющими гриф ограниченного пользования.

      Допуск  для работы с документами оформляется  в соответствии с Инструкцией  о порядке допуска должностных  лиц и граждан Российской Федерации  к государственной тайне, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 28.10.95. № 1050.

      Работа  с этими документами накладывает  на прокуроров обязанность о неразглашении  полученной в ходе выполнения своих  функций информации. За разглашение  сведений, составляющих государственную  тайну, а также иных сведений, ставших  известными в ходе проведения оперативно-розыскных  мероприятий или содержащихся в  соответствующих документах и материалах, а равно за засекречивание сведений, не подлежащих отнесению к государственной  тайне, либо включение их в носители данных, составляющих государственную  тайну, должностные лица органов  прокуратуры несут персональную ответственность в соответствии с Законом РФ от 21.07.93 № 5485-1 «О государственной  тайне» (далее - Закон о государственной  тайне) и Законом об ОРД, вплоть до уголовной.8

      Проверки  исполнения законодательства об ОРД  должны проводить только те прокуроры, на которых возложено непосредственное осуществление этих функций.

      Копия приказа с перечнем уполномоченных прокуроров и лиц, ответственных  за ведение делопроизводства по документам ОРД, или выписка из него направляется для сведения руководителям органов, осуществляющих ОРД.

      Согласно  совместному Указанию Генеральной  прокуратуры РФ и Федеральной  службы безопасности РФ от 18.04.02 № 20-27/10 «О порядке осуществления прокурорского надзора за исполнением закона «Об оперативно-розыскной деятельности» органами федеральной службы безопасности» у прокурора должно быть соответствующее предписание на проведение проверки, которое он должен предъявлять начальнику органа Федеральной службы безопасности РФ. Предписание оформляется на официальном бланке прокуратуры. В нем указываются фамилия, имя, отчество и должность уполномоченного прокурора, данные о наличии допуска, а при необходимости и другие сведения, требуемые согласно ведомственным нормативным документам.9

Информация о работе Оперативно-розыскная деятельность