Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2012 в 18:00, контрольная работа
Законодатель среди направлений деятельности прокуратуры, осуществляемой в целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства, назвал «...надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие» и «...уголовное преследование в соответствии с полномочиями, установленными уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации» (п. 2 ст. 1 Закона «О прокуратуре РФ»)1.
1.1 Сущность прокурорского надзора за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно – розыскную деятельность………………………………………………………………………….3
2.1Объекты, предмет и пределы прокурорского надзора за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность……………5
3.1. Полномочия прокурора по осуществлению надзора за законностью оперативно розыскной деятельности……………………………………………….7
4.1. Организация прокурорского надзора за соблюдением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность………………………..10
Список использованной литературы…………………………………………………...17
Содержание
1.1 Сущность прокурорского
надзора за исполнением законов органами,
осуществляющими оперативно – розыскную
деятельность………………………………………………
2.1Объекты, предмет и пределы прокурорского надзора за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность……………5
3.1. Полномочия
прокурора по осуществлению надзора за
законностью оперативно розыскной деятельности………………………………………………
4.1. Организация прокурорского надзора за соблюдением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность………………………..10
Список использованной
литературы………………………………………………….
Законодатель среди направлений деятельности прокуратуры, осуществляемой в целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства, назвал «...надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие» и «...уголовное преследование в соответствии с полномочиями, установленными уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации» (п. 2 ст. 1 Закона «О прокуратуре РФ»)1.
Эти функции тесно связаны между собой и, выполняя их, органы прокуратуры решают важнейшую задачу, поставленную перед ними Генеральным прокурором РФ: «...борьба с преступностью, особенно с ее организованными формами и коррупцией...».2
Надзор
за органами, осуществляющими оперативно-
Практика показывает, что при выполнении ими определенных законом функций и использовании предоставленных полномочий весьма часто допускаются нарушения законности.
При
надзоре за исполнением законов
органами, осуществляющими оперативно-
В
предмет рассматриваемой
Прокурорский надзор нацелен:
- способствовать выполнению органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, обязанностей по предупреждению, своевременному выявлению, пресечению и раскрытию преступлений; изобличению виновных; розыску лиц без вести пропавших, а также скрывающихся от органов дознания, предварительного следствия или суда, либо уклоняющихся от уголовного наказания;
- содействовать комплексному и активному осуществлению оперативными подразделениями всего объема оперативно-розыскных мероприятий, разрешенных Законом об оперативно-розыскной деятельности;
-
содействовать надлежащему документированию
результатов оперативно-розыскной деятельности
и использованию их в процессе доказывания
по уголовным делам.
2.1. Объекты, предмет и пределы прокурорского надзора за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность.
На территории РФ право осуществлять ОРД предоставляется подразделениям следующих правоохранительных структур органов: Министерства внутренних дел РФ, Федеральной службы безопасности РФ, государственной охраны, Федеральной пограничной службы РФ, Государственного таможенного комитета РФ, внешней разведки Министерства обороны РФ, Министерства юстиции РФ.4
Оперативные подразделения органов внешней разведки проводят оперативно-розыскные мероприятия только в целях обеспечения собственной безопасности и в случае, если проведение этих мероприятий не затрагивает полномочий иных правоохранительных структур.
Перечень органов, осуществляющих ОРД, является исчерпывающим и может быть изменен или дополнен только в законодательном порядке. Указанные органы решают определенные Законом об ОРД задачи исключительно в пределах своих полномочий, установленных соответствующими законодательными актами РФ.
Согласно ст. 29 Закона о прокуратуре и п. 4 Приказа Генерального прокурора РФ от 21.12. 2007 № 207 «Об организации надзора за исполнением Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» предметом прокурорского надзора является обеспечение: 1) гарантий соблюдения прав человека и гражданина на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну; 2) неприкосновенности жилища и тайну корреспонденции; 3) установленного порядка разрешения заявлений и сообщений о совершенных и готовящихся преступлениях; 4) законности выполнения оперативно-розыскных мероприятий; 5) соответствия закону решений, принимаемых органами, осуществляющими ОРД.5
Поводами для проведения прокурорской проверки законности действий и решений органов, осуществляющих ОРД, являются:
- жалобы граждан и обращения должностных лиц на незаконные действия и решения должностных лиц органов, осуществляющих ОРД;
- результаты изучения материалов уголовных дел о нераскрытых преступлениях.
Прокурорская проверка осуществляется также в плановом I порядке, в том числе по указанию вышестоящего уполномоченного прокурора. Она может быть проведена и в случаях отсутствия положительных результатов, по выявлению подготавливаемых, совершаемых или совершенных преступлений, при раскрытии преступлений, розыске обвиняемых или подозреваемых по уголовным делам и лиц, без вести пропавших. Законодательно также определены пределы прокурорского надзора за исполнением законов органами, осуществляющими ОРД.6
1.
В пределы прокурорского
2.
Прокурор не вправе своим
3.
Прокурор не вправе своим
4.
Прокурор не может
5.
Сведения о лицах, внедренных
в организованные преступные
группы, о штатных негласных
6.
Оперативно-служебные
7.
В ходе проведения надзорных
мероприятий в органах внешней
разведки Министерства обороны
РФ прокурор должен изучать
только те оперативно-
3.1. Полномочия прокурора по осуществлению надзора за законностью оперативно розыскной деятельности
Надзор
за соблюдением законов органами,
осуществляющими ОРД, в соответствии
со ст. 21 Закона об ОРД возложен на Генерального
прокурора РФ и уполномоченных им
прокуроров. Это положение конкретизируется
в приказе Генерального прокурора
от 21.12.2007 № 207. Согласно указаниям, содержащимся
в этом приказе, во исполнение требований
закона соответствующими приказами
Генерального прокурора РФ и Главной
военной прокуратуры
Назначенные
прокуроры в свою очередь своими
приказами назначают из числа
сотрудников аппарата соответствующей
прокуратуры и нижестоящих
Прокуроры субъектов РФ и приравненные к ним прокуроры транспортных, военных и иных специализированных прокуратур несут персональную ответственность за организацию надзора. В каждой прокуратуре определяются лица, на которых возлагается ведение делопроизводства по документам ОРД.
Прокуроры,
уполномоченные осуществлять надзор за
законностью ОРД, а также должностные
лица прокуратуры, на которых возложена
обязанность ведения
Допуск для работы с документами оформляется в соответствии с Инструкцией о порядке допуска должностных лиц и граждан Российской Федерации к государственной тайне, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 28.10.95. № 1050.
Работа
с этими документами
Проверки
исполнения законодательства об ОРД
должны проводить только те прокуроры,
на которых возложено
Копия приказа с перечнем уполномоченных прокуроров и лиц, ответственных за ведение делопроизводства по документам ОРД, или выписка из него направляется для сведения руководителям органов, осуществляющих ОРД.
Согласно
совместному Указанию Генеральной
прокуратуры РФ и Федеральной
службы безопасности РФ от 18.04.02 № 20-27/10
«О порядке осуществления