Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2011 в 06:57, реферат
В соответствии с действующим законодательством и сложившейся практикой подразделения ОВД, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность, могут привлекать отдельных лиц с их согласия к участию в подготовке и осуществлению оперативно-розыскных мероприятий в гласной форме (на гласной основе). Привлечение отдельных лиц к подготовке и проведению оперативно-розыскных мероприятий на гласной основе может выражаться, например, в использовании помощи этих лиц для проведения проверочных закупок, наблюдения, наведения справок, отождествления личности, консультирования по отдельным вопросам, требующим специальных познаний, и др.
Между органами внутренних дел и гражданами, содействующими им в осуществлении ОРД, существуют правовые отношения. Социальная и правовая защита таких граждан предполагает и возлагает на государство обязанность принимать необходимые меры по предотвращению противоправных действий против них, установлению виновных в подобных действиях и привлечению их к ответственности, предусмотренной законодательством.
Для лиц,
изъявивших желание внештатно сотрудничать
с оперативными аппаратами по трудовому
договору и подтвердивших это
систематической и
В контракт вносятся все необходимые юридические атрибуты, отражающие обязательства сотрудничающих сторон: органа внутренних дел в лице его начальника - с одной стороны и гражданина - с другой. (Более подробно содержание контракта будет рассмотрено в 3 настоящей лекции.)
О зачислении
гражданина внештатным сотрудником
соответствующего оперативного подразделения
издается приказ по ОВД, а ему вручается
удостоверение внештатного
Таким
образом, внештатные сотрудники милиции,
наделенные определенными Федеральным
законом “Об оперативно-
2. Классификация лиц, гласно содействующих органам ОРД
Лиц гласно
содействующих оперативным
1. Лиц,
оказывающих гласное
- лица,
постоянно содействующие
-лица,
впервые представившие
2. По
форме оказываемой помощи в
решении задач оперативно-
- внештатные
сотрудники, которые оказывают гласное
содействие, в форме сотрудничества
с оперативными
- специалисты,
проводящие исследования по
- представители средств массовой информации;
- должностные лица, которым в ходе осуществления своей служебной деятельности стала известна та или иная информация о противоправных действиях;
- иные
лица, желающие разово или постоянно
сообщать известные им
3. В
зависимости от того, какого вида
помощь оказывается гласно
- на
лиц предоставляющих
- на
лиц предоставляющих
- на
лиц предоставляющих
- на
лиц предоставляющих
Я считаю,
что гласное содействие граждан
органам, осуществляющим оперативно-розыскную
деятельность, нельзя сводить лишь
к их участию в подготовке или
проведении оперативно-розыскных
3.
Правовая и социальная
защита лиц, оказывающих
содействие оперативно-
Между
органами внутренних дел и гражданами,
содействующими им в осуществлении
ОРД, существуют правовые отношения. Социальная
и правовая защита таких граждан
предполагает и возлагает на государство
обязанность принимать
Социальная и правовая защита граждан, содействующих органам внутренних дел в осуществлении оперативно - розыскной деятельности, может выражаться в гарантиях и обязательствах. Гарантия (ручательство, поручительство, обеспечение) государства в социальной и правовой защите предоставляется лишь при наличии определенных условий. Во-первых, при содействии органам внутренних дел в осуществлении оперативно - розыскной деятельности по контракту. Во-вторых, лишь при правомерном выполнении лицом общественного долга или возложенных на него обязанностей. Неправомерное выполнение гражданином своих обязанностей в процессе оперативно - розыскной деятельности или нарушение условий контракта исключают гарантии государства по его социальной и правовой защите. В-третьих, гарантии государства предоставляются при возникновении реальной, а не мнимой, угрозы противоправного посягательства на жизнь, здоровье или имущество лиц в связи с их содействием органам внутренних дел в оперативно - розыскном процессе. В данном случае гарантии государства предоставляются не только этим лицам, но и членам их семей и близким.
На лиц, оказывающих содействие органам внутренних дел в осуществлении оперативно - розыскной деятельности на бесконтрактной основе, гарантии государства по социальной и правовой защите не распространяются, что является серьезным упущением. Однако это не освобождает органы внутренних дел от выполнения взятых на себя обязательств (определенного круга действий, возложенных на кого-нибудь и безусловных для выполнения) перед лицами, оказывающими содействие в ОРД на бесконтрактной основе.
Выполнение обязательств, предусмотренных контрактом, - одна из гарантий государства. Однако Закон определяет более широкие обязанности органов внутренних дел по социальной и правовой защите граждан, оказывающих им содействие в оперативно - розыскном процессе, которые в контракте, как правило, не отражаются. Прежде всего, при возникновении реальной угрозы противоправного посягательства на жизнь, здоровье или имущество отдельных лиц в связи с их содействием органам, осуществляющим ОРД, а равно членов их семей и близких эти органы обязаны принять необходимые меры по предотвращению противоправных действий, установлению виновных и привлечению их к ответственности. Данная обязанность реализуется главным образом путем принятия оперативно - розыскных, уголовно - процессуальных и других мер, используемых органами внутренних дел для предотвращения и раскрытия преступлений.
Закон
устанавливает возможность
Очевидно,
однако, что имеется насущная практическая
потребность в применении рассматриваемой
нормы. Она необходима для случаев,
когда факт сотрудничества лица, участвовавшего
в совершении преступления, с органами,
осуществляющими ОРД, перестал быть
по различным причинам секретом. Данная
норма позволит исключить необоснованное
уголовное преследование, как штатных
сотрудников оперативных
Прекращение
уголовного преследования должно осуществляться
в соответствии с законом и, следовательно,
гласно. Обеспечение безопасности освобождаемого
от ответственности лица - самостоятельный
вопрос. При невозможности его
разрешения необходимо выбрать другое
основание для прекращения
Недостаточная урегулированность уголовно - правовых оснований освобождения от уголовной ответственности лиц, сотрудничающих с органами, осуществляющими ОРД, обусловливает трудности выбора процессуального порядка реализации ч. 4 ст. 18 Закона «Об ОРД». Исходя из того, что способствование раскрытию преступления членом преступной группы охватывается ч. 1 ст. 75 УК и является разновидностью деятельного раскаяния, на эти случаи распространяется процессуальный порядок прекращения уголовных дел, установленный ст. 7 УПК. Однако поскольку данные правовые предписания смоделированы на ситуации, когда совершено преступление небольшой тяжести, что не характерно для преступных групп, использование при прекращении уголовных дел на основании ч. 4 ст. 18 Закона «Об ОРД» положений ст. 7 УПК означает применение уголовно - процессуального закона по аналогии.
Закон
формулирует условия
Лица, оказывающие содействие органам внутренних дел в осуществлении ОРД, могут получать вознаграждение и другие выплаты, на что из федерального бюджета выделяются финансовые средства. Полученные указанными лицами суммы вознаграждений и другие выплаты в соответствии с федеральным законодательством налогами не облагаются и в декларациях о доходах не указываются. Виды, размеры и порядок выдачи денежных вознаграждений и других выплат регламентируются ведомственными нормативными актами МВД РФ.
Сотрудничество
граждан по контракту с органами,
осуществляющими оперативно - розыскную
деятельность, как правило, является
их основным родом занятий и поэтому
при их желании может быть включено
в трудовой стаж. Оформление трудового
стажа и пенсии не должно придавать
гласности факт конфиденциальности
сотрудничества граждан с органами
внутренних дел. Порядок подготовки
необходимых для органов
Ведомственными нормативными актами МВД предусмотрен ряд специальных мер по защите лиц, оказывающих содействие органам внутренних дел, в случае возникновения угроз их жизни, здоровью, собственности. К таким мерам, в частности, относятся физическая охрана, предоставление квартир - убежищ, смена места жительства, замена паспортов с изменением фамилий.
В случае
гибели лица, сотрудничающего по контракту
с оперативным подразделением органа
внутренних дел, в связи с его
участием в проведении оперативно -
розыскных мероприятий семье
пострадавшего и лицам, находящимся
на его иждивении, из средств соответствующих
бюджетов выплачивается единовременное
пособие в размере
При получении лицом, сотрудничающим по контракту с оперативными подразделениями органов внутренних дел, травмы, ранения, контузии, увечья, наступивших в связи с его участием в проведении оперативно - розыскных мероприятий и исключающих для него возможность дальнейшего сотрудничества, указанному лицу из средств соответствующих бюджетов выплачивается единовременное пособие в размере пятилетнего его постоянного ежемесячного денежного содержания и в установленном законом порядке назначается пенсия по инвалидности.
Единовременное пособие и пенсия лицу, оказывающему содействие органам внутренних дел в осуществлении ОРД, в случае травмы, ранения, контузии или увечья, пособие и пенсия семье (в случае его гибели) выплачиваются при наличии ряда оснований. Во-первых, если конфиденциальное сотрудничество осуществлялось на контрактной основе. Во-вторых, гибель, травма, ранение, контузия и увечье наступили в связи с участием гражданина в проведении ОРМ. Между гибелью лица или его ранением, травмированием, контузией, увечьем и проводимыми с его участием оперативно - розыскными мероприятиями или другими его действиями, выполняемыми по заданию органов внутренних дел, должна существовать прямая или косвенная причинно - следственная связь, нашедшая документальное отражение в соответствующих делах оперативного учета.