Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2011 в 06:57, реферат
В соответствии с действующим законодательством и сложившейся практикой подразделения ОВД, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность, могут привлекать отдельных лиц с их согласия к участию в подготовке и осуществлению оперативно-розыскных мероприятий в гласной форме (на гласной основе). Привлечение отдельных лиц к подготовке и проведению оперативно-розыскных мероприятий на гласной основе может выражаться, например, в использовании помощи этих лиц для проведения проверочных закупок, наблюдения, наведения справок, отождествления личности, консультирования по отдельным вопросам, требующим специальных познаний, и др.
Между органами внутренних дел и гражданами, содействующими им в осуществлении ОРД, существуют правовые отношения. Социальная и правовая защита таких граждан предполагает и возлагает на государство обязанность принимать необходимые меры по предотвращению противоправных действий против них, установлению виновных в подобных действиях и привлечению их к ответственности, предусмотренной законодательством.
1. Лица, гласно участвующие в оперативно-розыскной деятельности органов внутренних дел, их правовое положение и формы содействия
В соответствии
с действующим
Комплекс правовых норм, определяющих статус лиц, гласно содействующих подразделениям, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, полно изложен в Законе об ОРД. Предельно ясно и четко перечислены задачи, для решения которых привлекается данная категория граждан, а также их права и обязанности.
Разъяснения
же касаются отдельных деталей, связанных
с особенностями использования
возможностей таких лиц в решении
задач оперативно-розыскной
Наиболее оправдавшими себя на практике формами гласного участия общественности в борьбе с правонарушениями и преступностью в прошлом являлись специализирующиеся по определенным направлениям деятельности служб ОВД подразделения народной дружины Правовые предпосылки для развития их деятельности сегодня уже есть. Однако реальность доказала, что ориентированность первых в основном на охрану общественного порядка на определенных территориях, где объем их работы даже по сравнению с сотрудниками наружной службы составил немногим более 1%. Институт же внештатных сотрудников доказал свою эффективность, поскольку имел ряд принципиальных отличий.
1. Внештатное
сотрудничество граждан с
2. Внештатное
сотрудничество предполагает
а) организационную
самостоятельность
б) право
работников оперативных подразделений
самостоятельно подбирать кандидатов
для внештатного
в) полную
подотчетность и
Внештатные сотрудники подбираются опер. составом подразделений ОВД из числа совершеннолетних граждан, добровольно изъявивших желание оказывать помощь в решении задач, входящих в компетенцию этих подразделений, и проявивших необходимые для этого личные качества и возможности.
К основным таким качествам и возможностям следует отнести: честность, обостренное чувство справедливости и ответственности, непримиримость к попранию закона, смекалку, волю, способность активно участвовать в подготовке либо проведении оперативно-розыскных мероприятий, умение пойти на оправданный риск.
Указанные
качества и возможности позволяют
внештатным сотрудникам соответствовать
определенным требованиям и условиям
сотрудничества. Так, неотъемлемым условием
внештатного сотрудничества с подразделениями
ОВД, осуществляющими оперативно-
Это положение
обусловлено несколькими
В связи
с этим пределы доступа каждого
внештатного сотрудника к информации,
содержащей служебную или иную тайну,
и участию в тех или иных
оперативно-розыскных
Таким
образом, внештатным сотрудникам доверяется
информация, которая может составлять
служебную или даже государственную
тайну в области оперативно-
Обязательным
требованием, предъявляемым к категории
лиц, содействующих решению задач
оперативно-розыскной
Для исключения негативных последствий использования ложной информации, полученной от внештатных сотрудников, предусматривается их предварительное изучение, определение степени порядочности, честности и объективности (п.4 ч.2 ст.7 Закона об ОРД). Важно также, что сведения от них не должны приниматься на веру, а тем более использоваться в соответствующей правовой форме без тщательной предварительной проверки. Высокие требования в связи с этим предъявляются к добросовестности и профессиональной компетентности оперативных сотрудников. Если внештатный сотрудник в силу субъективных причин может добросовестно заблуждаться, неверно оценивать то или иное событие, поступок, то сотрудник оперативного аппарата как профессионал ни заблуждаться, ни ошибаться не имеет права.
Обязанность выполнения поручений оперативных подразделений - непременный элемент правового статуса внештатного сотрудника. Объем и направленность поручений зависят от компетенции того оперативного аппарата, внештатным сотрудником которого (по собственному желанию) является тот или иной гражданин.
Так, внештатные
сотрудники подразделений уголовного
розыска самостоятельно, по поручению
и под контролем штатных
- отдельные
несложные оперативно-
- выявление
лиц, подлежащих постановке на
профилактический учет и
- проверку образа жизни и поведения лиц, взятых на учет, по месту проживания;
- индивидуальную
профилактическую деятельность
в отношении конкретных лиц,
требующих профилактического
- выявление
причин и условий,
- выявление очевидцев преступлений, а также потерпевших от них лиц;
- установление
лиц, подготавливающих и
- поисковые
мероприятия в местах
Широко распространенным является привлечение внештатных сотрудников в качестве понятых, а также водителей личного транспорта с целью решения различных оперативно-служебных задач (последнее также соответствует положениям законодательства об оперативно-розыскной деятельности - см. п.3 ч.1 ст.15 Закона об ОРД).
Кроме этого к обязанностям внештатных сотрудников следует отнести соблюдение принципа законности.
Эта обязанность основана на главном назначении сотрудничества оперативных аппаратов ОВД с гражданами - использование его только для достижения задач оперативно-розыскной деятельности.
Соблюдение законности в деятельности внештатных сотрудников имеет две стороны:
1) законность
поручений, даваемых
2) законность
действий самих внештатных
В связи с этим внештатный сотрудник не должен:
- быть участником актов насилия;
- быть
инициатором или
- принимать
участие в противозаконной
- осуществлять
незаконные либо
- нарушать
иные требования оперативно-
Инициатива
и творчество в выполнении поручений
оперативного сотрудника по подготовке
и осуществлению оперативно-
Рассматриваемая форма сотрудничества, в соответствии с ч.1 ст.17 Закона об ОРД, может быть реализована в виде:
- безвозмездного внештатного сотрудничества (т.е. на общественных началах);
- внештатного
сотрудничества на основе
Контракт
о такой форме сотрудничества
может заключаться, например, с бывшими
сотрудниками оперативных аппаратов,
которые своим участием в подготовке
и осуществлении оперативно-
Указанные виды такого содействия будут определяющими при оформлении соответствующих документов о правовом закреплении внештатного сотрудничества.
Для лиц, намеревающихся оказывать помощь безвозмездно, такими документами будут:
- заявление
гражданина, желающего систематически
оказывать помощь оперативному
аппарату в качестве
- две фотографии размером 5х6 см;
- автобиография;
- сведения о наличии (отсутствии) судимости;
- характеризующие
документы (с места работы, бывшего
места службы, в т.ч. об участии
в охране общественного
- справка о результатах проверки по месту проживания;
- сведения
о родственниках и других
- рапорт
оперативного сотрудника о