Оперативно- розыскное мероприятие «проcлушивание телефонных переговоров»

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2013 в 22:11, реферат

Описание работы

Целью и задачами работы являются правовой анализ оперативно-розыскного мероприятия «прослушивание телефонных переговоров» таможенными органами РФ.
Реализация указанной цели обусловила решением в процессе исследования следующих задач:
- рассмотреть нормативно-правовые акты международного и Роccийского права, регламентирующие вопросы, связанные с проведением оперативно- розыскного мероприятия «прослушивания телефонных переговоров»;
- раccмотреть проблемы проведения оперативно-розыскного мероприятия «прослушивания телефонных переговоров» связанных с проведением данного мероприятия таможенными органами РФ.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………..2
1.История правовой регламентации оперативно-розыскного мероприятия «прослушивание телефонных переговоров»……………………………………..4
2.Понятие оперативно-розыскного мероприятия «проcлушивание телефонных переговоров» и его научно-правовая характеристика …………………………..10
3.Оперативно-розыскное мероприятие «проcлушивание телефонных переговоров», оcнование для его проведения в cовременных условиях ………15
4.Использование результатов оперативно-розыскных мероприятий в уголовном судопроизводстве…………………………………………………..........................19
Заключение………………………………………………………………………….23
Список используемой литературы…………………………………………….......24

Работа содержит 1 файл

реферат по ПТП.doc

— 131.50 Кб (Скачать)

Фонограммы, полученные в результате прослушивания телефонных и иных переговоров, хранятся в опечатанном  виде в условиях, исключающих возможность  их прослушивания и тиражирования  посторонними лицами.

В случае возбуждения уголовного дела в отношении лица, телефонные и иные переговоры которого прослушиваются в соответствии с настоящим Федеральным законом, фонограмма и бумажный носитель записи переговоров передаются следователю для приобщения к уголовному делу в качестве вещественных доказательств. Дальнейший порядок их использования определяется УПК РФ.

В случае возникновения  угрозы жизни, здоровью, собственности  отдельных лиц по их заявлению  или с их согласия в письменной форме разрешается прослушивание  переговоров, ведущихся с их телефонов, на основании постановления, утвержденного руководителем органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, с обязательным уведомлением соответствующего суда (судьи) в течение 48 часов.

Полученные в результате проведения оперативно-розыскных мероприятий материалы в отношении лиц, виновность которых в совершении преступления не доказана в установленном законом порядке, хранятся один год, а затем уничтожаются, если служебные интересы или правосудие не требуют иного. Фонограммы и другие материалы, полученные в результате прослушивания телефонных и иных переговоров лиц, в отношении которых не было возбуждено уголовное дело, уничтожаются в течение шести месяцев с момента прекращения прослушивания, о чем составляется соответствующий протокол. За три месяца до дня уничтожения материалов, отражающих результаты оперативно-розыскных мероприятий, проведенных на основании судебного решения, об этом уведомляется соответствующий судья.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4. Использование  результатов оперативно-розыскных мероприятий в уголовном судопроизводстве

 

Правовой основой использования  результатов ОРД при расследовании  уголовных дел являются положения  УПК РФ, регламентирующие поводы и  основания к возбуждению уголовного дела, обстоятельства, подлежащие доказыванию по уголовному делу, понятие доказательств и их виды, порядок собирания и проверки доказательств, ст. 11 ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» и Инструкция о порядке представления результатов оперативно-розыскной деятельности органу дознания, следователю, прокурору или в суд Утверждена приказом МВД России, ФСБ России, ФСО России, ФТС России, СВР России, ФСИН России, ФСКН России и Минобороны России от 17 апреля 2007г. №368/185/164/481/32/184/97/147 (далее Инструкция).

Инструкция определяет, что при подготовке материалов необходимо учитывать, что сведения об используемых или использованных при проведении негласных оперативно-розыскных мероприятий силах, средствах, источниках, методах, планах и результатах оперативно-розыскной деятельности, о лицах, внедренных в организованные преступные группы, о штатных негласных сотрудниках и о лицах, оказывающих (оказывавших) им содействие на конфиденциальной основе, а также об организации и тактике проведения оперативно-розыскных мероприятий составляют государственную тайну. Перед представлением материалов эти сведения либо подлежат рассекречиванию на основании мотивированного постановления руководителя органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, либо представляются в соответствии со ст.16 Закона Российской Федерации «О государственной тайне».

Процесс оформления и  официального использования сведений, полученных оперативно-розыскным путем, с обязательной зашифровкой ее источников, в практике получил название - «легализация».

В нормах закона отсутствует термин «легализация», а в исследованиях ученых процесс применения оперативных данных в расследовании преступлений обозначен терминами «документирование», «трансформация» или «интерпретация». Е.С. Дубоносов отмечает, что процессы, происходящие при использовании результатов ОРД, по своей сущности состоят в переносе и преобразовании фактических данных в определенную уголовно-процессуальным законом форму, и любая оперативно-розыскная информация должна подвергаться легализации (преобразованию в общедоступные сведения) посредством применения оперативно-розыскных или уголовно-процессуальных форм.

Исходя из возложенных  Правительством Российской Федерации  на ФТС России функций таможенные органы осуществляют дознание и производство неотложных следственных действий в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством, а также оперативно-розыскную деятельность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Основной  задачей оперативно-розыскных подразделений  таможенных органов является повышение эффективности мероприятий, направленных на предупреждение, выявление, пресечение и раскрытие фактов контрабанды и других преступлений, отнесенных законодательством к компетенции таможенных органов,

Причинами низкой эффективности  доведения до суда уголовных дел  таможенными органами объясняется наличием объективных и субъективных причин, среди которых можно выделить наиболее существенные:

  • недостатки в деятельности правоохранительных органов по организации расследования таможенных преступлений;
  • несовершенство уголовно-правового законодательства, предусматривающего уголовную ответственность за таможенные преступления;

- несовершенство   норм   уголовно-процессуального  законодательства, регламентирующего процесс предварительного расследования вообще и таможенных преступлений в частности;

- не отвечающее  потребностям  практики технико-криминалистическое обеспечение таможенных органов России;

  • недостаточность разработок по методикам расследования таможенных преступлений;

- недостатки  организации взаимодействия правоохранительных  и следственных органов России в борьбе с таможенными преступлениями – слабое знание специфики таможенного дела и особенностей расследования таможенных преступлений следователями МВД РФ, ФСБ РФ и прокуратуры и отсутствие у них специализации по расследованию таможенных преступлений

- не отвечающее  потребностям  практики технико-криминалистическое обеспечение таможенных органов России;

  • недостаточность разработок по методикам расследования таможенных преступлений;
  • недостатки организации взаимодействия правоохранительных и следственных органов России в борьбе с таможенными преступлениями – слабое знание специфики таможенного дела и особенностей расследования таможенных преступлений следователями МВД РФ, ФСБ РФ и прокуратуры и отсутствие у них специализации по расследованию таможенных преступлений.

В этих условиях возрастает ответственность правоохранительной деятельности таможенных органов России, в том числе оперативно-розыскной, в ходе которой выявляется, фиксируется и закрепляется оперативными средствами информация о таможенных преступлениях. Результаты оперативно-розыскной деятельности таможенных органов могут быть использованы при возбуждении уголовного дела, в процессе расследования для сбора и фиксации доказательств и в качестве ориентирующей информации при проведении следственных действий.

Оперативно-розыскными подразделениями таможенных органов  накоплен немалый опыт по использованию результатов ОРД в расследовании таможенных преступлений.

Однако в настоящее  время не решен ряд проблем, касающихся аспектов правового регулирования  легализации результатов ОРД  в расследовании преступлений, в  том числе и таможенных, что  отрицательно сказывается на использовании оперативных материалов при возбуждении и проведении следственных действий по уголовным делам.

Результаты  ОРД, предоставляемые для использования  в доказывании по уголовным делам, должны содержать данные, позволяющие проверить их в условиях судопроизводства, либо проверить доказательства, сформированные на их основе.

Результаты  ОРД, предоставляемые для использования  в доказывании по уголовным делам, должны содержать данные, позволяющие проверить их в условиях судопроизводства, либо проверить доказательства, сформированные на их основе.

Вместе с  тем нельзя игнорировать и требования неразглашения информации, составляющей государственную тайну. При использовании результатов ОРД в расследовании правила о конспирации и секретности многих сведений могут вступать в противоречие с интересами полного, всестороннего и объективного исследования обстоятельств дела, обнаружения истины. Таким образом, отсутствие нормативного регулирования порядка «легализации» оперативной информации в целях уголовного процесса в ведомственных нормативных правовых актах, регулирующих оперативно-розыскную деятельность, влечет за собой невозможность использования дознавателем (следователем) части информации, необходимой ему для установления обстоятельств, имеющих значение для дела.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Подводя итог можно с  уверенностью сказать, что оперативно-розыскное  мероприятие «прослушивание телефонных переговоров» является сложным оперативно-техничеcким, длящемcя мероприятием, требующее соблюдения процедуры получения судебного решения на его проведение. Особое внимание необходимо уделить процедуре получения судебного решения на проведение ОРМ ПТП, так как нарушение данного процесса может привеcти к недопустимости полученных доказательcтв в ходе проведения ОРМ ПТП и невозможности их использования в суде в качестве доказательств в уголовном процессе.

Проведение такого ОРМ  как ПТП во взаимодействии с другими  ОРМ такими как оперативное внедрение, а также агентурного метода добывания  оперативно-значимой информации, в  том числе и такому субъекту ОРД как таможенные органы может быть серьезным подспорьем в предупреждении, выявлении и раскрытии преступлений связанных с контрабандой товаров, выявлению устойчивых каналов контрабанды, установлению организаторов, исполнителей ни только на территории РФ, но и за её приделами (транснациональную преступность) привлечению виновных к уголовной ответственности за содеянные преступления. 

Оперативно-розыскное  мероприятие «прослушивание телефонных переговоров» является одним из самых  эффективных ОРМ, используемых для сбора информации. Поэтому есть необходимые предпосылки для  его дальнейшего изучения и совершенствования в целях более эффективного решения задач ОРД.  

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Конституция Российской Федерации 12.12.1993

2.Федеральный закон «О таможенном регулировании в Российской Федерации» -Москва : Проспект, 2011

3.Федеральный закон «Об оперативно-розыскной деятельности» от 12.08.1995 № 144-ФЗ(с изменениями от 10 июля 2012 г.)

4.Уголовный кодекс Российской Федерации (по состоянию на 01.03.2010). –Москва: Проспект, КноРус, 2011

5.Таможенный кодекс Таможенного союза–Москва: Проспект, 2010

6.Инструкция о порядке представления результатов оперативно-розыскной деятельности органу дознания, следователю, прокурору или в суд Утверждена приказом МВД России, ФСБ России, ФСО России, ФТС России, СВР России, ФСИН России, ФСКН России и Минобороны России от 17 апреля 2007г.

7.Кисловский Ю.Г. Контрабанда: История и современность. Учебное пособие Изд.-во ИПО «АВТОР» М.:1996.

8.Шумилов А.Ю. Оперативно-розыскной словарь. Учебное пособие. М.: Изд. Дом Шумиловой И.И., 2008

9. Давыдов Я.В. Оперативно-розыскная деятельность: Конспект лекций. – М.: Приор-издат, 2005.

10. Большой юридический словарь.3-е изд., доп. И перераб./Под ред. Проф. А.Я. Сухарева.-М. : ИНФА-М,2010.-VI

11.Дубоносов Е.С Основы оперативно-розыскной деятельности: курс лекций. / Е.С.Дубоносов. М. 2002.

12.Мешков В.М., Попов В.Л. Оперативно-розыскная тактика и особенности легализации полученной информации в ходе предварительного следствия: учебно-практическое пособие. / В.М. Мешков, В.Л. Попов. М. 2003.

13. Бакодинов А.С. Оперативно-розыскная деятельность: учебное пособие/ А.С. Бакодин. М.2006.

14.Оперативно-розыскное законодательство. Сборник нормативных актов и документов. Сост. А.Ю. Шумилов. Фирма АВС. М., 1997г.

1  Федеральный закон «Об оперативно-розыскной деятельности» от 12.08.1995 № 144-ФЗ// Российская газета от 18.08.1995г.

2  А.Ю. Шумилов. Оперативно-розыскной словарь. Учебное пособие. М.: Изд. Дом Шумиловой И.И., 2008 с. 120

3  С.Ю. Вахрушев, А.А. Дмитриева. Прослушивание телефонных переговоров как разведывательное оперативно-техническое мероприятие//Вестник ЮУрГУ. 2006.№ 13. с.35-36


Информация о работе Оперативно- розыскное мероприятие «проcлушивание телефонных переговоров»