Оперативно- розыскное мероприятие «проcлушивание телефонных переговоров»

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2013 в 22:11, реферат

Описание работы

Целью и задачами работы являются правовой анализ оперативно-розыскного мероприятия «прослушивание телефонных переговоров» таможенными органами РФ.
Реализация указанной цели обусловила решением в процессе исследования следующих задач:
- рассмотреть нормативно-правовые акты международного и Роccийского права, регламентирующие вопросы, связанные с проведением оперативно- розыскного мероприятия «прослушивания телефонных переговоров»;
- раccмотреть проблемы проведения оперативно-розыскного мероприятия «прослушивания телефонных переговоров» связанных с проведением данного мероприятия таможенными органами РФ.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………..2
1.История правовой регламентации оперативно-розыскного мероприятия «прослушивание телефонных переговоров»……………………………………..4
2.Понятие оперативно-розыскного мероприятия «проcлушивание телефонных переговоров» и его научно-правовая характеристика …………………………..10
3.Оперативно-розыскное мероприятие «проcлушивание телефонных переговоров», оcнование для его проведения в cовременных условиях ………15
4.Использование результатов оперативно-розыскных мероприятий в уголовном судопроизводстве…………………………………………………..........................19
Заключение………………………………………………………………………….23
Список используемой литературы…………………………………………….......24

Работа содержит 1 файл

реферат по ПТП.doc

— 131.50 Кб (Скачать)


 

Содержание

 

Введение……………………………………………………………………………..2

1.История правовой регламентации оперативно-розыскного мероприятия «прослушивание телефонных переговоров»……………………………………..4

2.Понятие оперативно-розыскного мероприятия «проcлушивание телефонных переговоров» и его научно-правовая характеристика …………………………..10

3.Оперативно-розыскное мероприятие «проcлушивание телефонных переговоров», оcнование для его проведения в cовременных условиях ………15

4.Использование результатов оперативно-розыскных мероприятий в уголовном судопроизводстве…………………………………………………..........................19

Заключение………………………………………………………………………….23

Список используемой литературы…………………………………………….......24

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Происшедшие в российском обществе изменения, в первую очередь либерализация внешнеэкономической деятельности и отмена монополии государства на внешнюю торговлю, обусловили значительные изменения в характере и масштабах контрабанды. В последние годы контрабанда стала одним из весьма распространенных преступлений.

Еще в 1993 г. в аналитических материалах Министерства внутренних дел и Государственного таможенного комитета России было констатировано, что контрабанда интернационализировалась, успели сложиться крупные мафиозные структуры с хорошо отлаженными связями за рубежом. Этому способствует тяжелейшее экономическое положение российских предприятий, добывающих сырье, предприятий военно-промышленного комплекса.

В этих условиях эффективность  работы таможенных органов по выявлению, предупреждению, пресечению и раскрытию преступлений во многом зависит от должной организации оперативно-розыскной деятельности. Необходимым противовесом криминальной деятельности служат целенаправленный комплекс оперативно-розыскных мер, использование в качестве вспомогательной информации данных, полученных оперативно-розыскным путем, привлечение граждан к борьбе с преступностью и использование конфиденциальных источников. Можно сказать, что оперативно-розыскная деятельность объективно обусловлена современным состоянием общества.

В соответствии с п. 6 ч.1 ст. 13 Федерального закона Роccийской Федерации от 12.08.1995г. № 144-ФЗ «Об оперативно-розыcкной деятельноcти»  таможенные органы имеют право осущеcтвлять оперативно-розыcкную деятельность на территории Росccийской Федерации.

В связи с этим, одним из эффективных инструментов в выявлении, пресечении и раскрытии преступлений, отнесенных к компетенции таможенных органов РФ, является проведение оперативными подразделениями таможенными органами Российской Федерации оперативно-розыскного мероприятия «прослушивание телефонных переговоров».

Актуальность  темы «Характеристика оперативно-розыскного мероприятия «прослушивание телефонных переговоров» применительно к деятельности оперативно-розыскных подразделения таможенных органов Российской Федерации, является совокупность проблем, связанных с проведением данного мероприятия таможенными органами РФ.

Целью и задачами работы являются правовой анализ оперативно-розыскного мероприятия «прослушивание телефонных переговоров» таможенными органами РФ.   

Реализация указанной цели обусловила решением в процессе исследования следующих задач:

- рассмотреть нормативно-правовые  акты международного и Роccийского права, регламентирующие вопросы, связанные с проведением оперативно- розыскного мероприятия «прослушивания телефонных переговоров»;

- раccмотреть проблемы проведения оперативно-розыскного мероприятия «прослушивания телефонных переговоров» связанных с проведением данного мероприятия таможенными органами РФ.

  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. История правовой регламентации оперативно-розыскного мероприятия «прослушивание телефонных переговоров»

 

До 90-х гг. XX в. порядок проведения оперативно-розыскных мероприятий устанавливался главным образом закрытыми приказами и инструкциями, составлявшими государственную тайну. Это вызывало неудобства с точки зрения использования результатов мероприятий в уголовном процессе, в том числе и доказывании, что имело негативный характер для расследования уголовных дел. Указанные обстоятельства заставили научных и практических работников искать пути введения в уголовный процесс результатов оперативно-розыскных мероприятий, т.е. решать вопрос легализации полученных оперативных результатов. Соответственно, это потребовало официального признания оперативно-розыскных мероприятий и их правовой регламентации.

Правовая регламентация  прослушивания телефонных переговоров  и использования их результатов  в доказывании по уголовным делам  в России впервые была осуществлена в 1990 г., причем прослушивание регламентировали в уголовном процессе и как следственное действие. Объяснение этому очень простое. В 1990 г. в СССР о формировании оперативно-розыскного законодательства говорили пока еще кулуарно. Но необходимость законодательного закрепления прослушивания телефонных переговоров уже была. В связи с этим, данное оперативно-розыскное мероприятие, известное не один десяток лет, в России первоначально получило законодательную регламентацию в уголовном судопроизводстве. Поскольку этот фрагмент истории не был удостоен пристального внимания ученых, считаем необходимым остановиться на нем более подробно.

Итак, принятым Законом CCCР «О внеcении изменений в Основы уголовного cудопроизводства Cоюза СCCР и союзных республик» регламентировалось уголовно-процессуальное действие - «прослушивание телефонных и иных переговоров». В этом законе, в частности, указывалось: «Прослушивание переговоров, ведущихся с телефонов и других переговорных устройств подозреваемого, обвиняемого или иных причастных к преступлению лиц может производиться по возбужденным уголовным делам по постановлению органа дознания или следователя с санкции прокурора либо по определению суда при наличии достаточных оснований полагать, что в результате прослушивания будут получены сведения, имеющие значение для дела». В cоответствии с указанным законом,  прослушивание телефонных и иных переговоров могло производиться и при наличии угрозы совершения насилия, вымогательства и других противоправных действий в отношении потерпевшего или свидетеля по заявлению этих лиц либо с их согласия с санкции прокурора или по определению суда. При прослушивании переговоров, ведущихся с телефонов и других переговорных устройств, могла применяться звукозапись. О проведении прослушивания и звукозаписи телефонных переговоров составлялся протокол осмотра, являвшийся по уголовному делу доказательством.

На основании этого  закона, в том же 1990 г. Верховным Судом СССР, Министерством юстиции СССР, Прокуратурой СССР, МВД СССР и КГБ СССР были приняты совместные «Рекомендации по применению средств видео-, звукозаписи, кинофотоаппаратуры, телефонной связи и использованию полученных результатов при раскрытии и расследовании преступлений». Эти Рекомендации достойны внимания.

Сами по себе Рекомендации не являлись законодательным актом. Однако, согласование с Верховным Судом СССР, Прокуратурой СССР и Министерством юстиции СССР говорили о том, что они служат официальным комментарием к принятой законодательной новелле. Иными словами, этим документом следует руководствоваться в расследовании уголовных дел.

В Рекомендациях, в частности, указывалось, что прослушивание и звукозапись переговоров может производиться с целью:

  • выявления лиц, участвовавших в совершении преступления;
  • уcтановления мест, где скрываются разыскиваемые преступники;
  • выявления места похищенного и орудия преступлений;
  • получения информации об обстоятельствах, подлежащих доказыванию по уголовному делу;
  • безотлагательного использования зафиксированных сведений для защиты законных интересов государства и прав граждан.

Производство прослушивания  и звукозаписи телефонных переговоров  допускалось только при наличии достаточных оснований полагать, что в результате будут получены сведения о названных обстоятельствах.

В Рекомендациях отмечалось, что значение зафиксированных в  фонограмме сведений определялось не только их содержанием, но и характером вопросов и ответов, иносказанием, зашифровкой произносимых слов и фраз. Данное следственное действие осуществлялось с участием специалиста, приглашенного в порядке, установленном УПК РСФСР. В качестве специалиста могли участвовать сотрудники оперативно-технических подразделений.

В соответствии с Рекомендациями о результатах прослушивания  и звукозаписи составлялся протокол, в котором отражались время и  место звукозаписи, вид и модель использованных технических средств, сведения о лицах, которые осуществляли прослушивание, отметка об отобрании у участников этого действия подписей с разъяснением ответственности за неразглашение ставших им известных сведений и т.д.

Этот протокол вместе с кассетой и фонограммой в  опечатанном виде, рапортом или сопроводительным письмом должен был передаваться следователю. По получении указанных предметов следователь был вправе произвести осмотр фонограммы, проверить ее целостность, правильность оформления и хранения, о чем составлял протокол. После этого следователь мог вынести постановление о приобщении фонограммы к делу в качестве вещественного доказательства.

Интересно также, что  УПК РФ сохранил прослушивание телефонных переговоров в уголовном судопроизводстве. Вместе с тем таких важных понятий, как «телефонные переговоры», «иные  переговоры», «фонограмма», в УПК РФ нет. Законно провести указанное процессуальное действие без понимания указанных терминов вряд ли возможно. В Рекомендациях же эти понятия были приведены. Более того, мы настаиваем на необходимости указания основных понятий и в ныне действующем Федеральном Законе от 12.08.1995 № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности». Эту идею разделяют и другие специалисты. Однако до сих пор это предложение не реализовано.

Впрочем, нельзя сказать, что положения Рекомендаций вообще не были использованы. Часть из них органично перетекла в принятые позднее «Инструкцию о порядке представления результатов оперативно-розыскной деятельности органу дознания, следователю, прокурору или в суд» от 13 мая 1998 г. и «Инструкцию об основах организации и тактики проведения оперативно-технических мероприятий» от 16 июля 1996 г.

Прослушивание телефонных переговоров все же изначально возникло и развивалось как оперативно-розыскное  мероприятие. Вскоре именно в этом качестве – мероприятия, оно получило законодательное закрепление. Оперативно-розыскным мероприятием прослушивание телефонных переговоров впервые было названо законодателем в 1991 г. в п. 3 ст. 14 Закона СССР «Об органах государственной безопасности в СССР». Этот закон не расшифровывал, что понимается под названным оперативно-розыскным мероприятием и не устанавливал порядка его проведения. Однако он стал первым в России нормативно-правовым актом, указывающим на необходимость в целях борьбы с преступностью регламентации прослушивания телефонных переговоров именно как оперативно-розыскного мероприятия.

Далее, в 1992 г., наступил этап правовой регламентации всех оперативно-розыскных  мероприятий. Он начался с принятия 13 марта 1992 г. первого в России Закона Роccийской Федерации «Об оперативно-розыскной деятельности в Российской Федерации».

Значение принятия этого  Закона сложно преувеличить. Это был  первый в современной российской истории нормативно-правовой акт  высшей юридической силы, открыто  регулирующий негласную работу правоохранительных органов и спецслужб.

Закон содержал определение  оперативно-розыскной деятельности, ее цели, задачи и принципы; перечень оперативно-розыскных действий (мероприятий), основания и условия их проведения; перечень органов, наделенных правом осуществления  оперативно-розыскной деятельности, их основные права и обязанности; другие важные положения.

В процессе применения Закона выяснилось, что ряд его положений  нуждается в конкретизации и  изменениях, а сам Закон в целом - в дополнениях. В результате стала  очевидной необходимость принятия нового оперативно-розыскного закона.

Необходимость принятия нового оперативно-розыскного закона была связана также и с тем, что первый закон опередил принятие Конституции Российской Федерации. Часть положений Конституции  имеет непосредственное отношение к оперативно-розыскным мероприятиям. Так, в соответствии со ст. 23 Конституции, каждый имеет право на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений.

С учетом значимости прав человека на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых телеграфных и иных сообщений, а также права на неприкосновенность жилища, специфика их ограничения также определена Конституцией Российской Федерации. Ограничение этих прав допускается только в случаях, предусмотренных федеральным законом и на основании судебного решения.

В ходе проведения оперативно-розыскных  мероприятий могут ограничиваться не только названные, но и другие права  человека. Возможность их ограничения  также определена Конституцией Российской Федерации. В соответствии с ч. 3 ст. 55 Конституции права и свободы человека и гражданина могут ограничиваться федеральными законами. Ограничение таких прав, возможно в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Именно в таких целях и осуществляются оперативно-розыскные мероприятия.

В 1995 г. был принят Федеральный  закон № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности».

Таким образом, необходимость  правовой регламентации оперативно-розыскных мероприятий была обусловлена комплексом причин, связанных с необходимостью совершенствования борьбы с преступностью и использования результатов мероприятий в уголовном судопроизводстве; обеспечения прав человека и четкого определения, что и при каких условиях в рамках оперативно-розыскной деятельности разрешено; разграничения государственной оперативно-розыскной и частной детективной и охранной деятельности. Принятие в 1992 г. первого в России закона об оперативно-розыскной деятельности послужило основой для формирования оперативно-розыскного законодательства.

Информация о работе Оперативно- розыскное мероприятие «проcлушивание телефонных переговоров»