Оперативно- розыскное мероприятие «проcлушивание телефонных переговоров»

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2013 в 22:11, реферат

Описание работы

Целью и задачами работы являются правовой анализ оперативно-розыскного мероприятия «прослушивание телефонных переговоров» таможенными органами РФ.
Реализация указанной цели обусловила решением в процессе исследования следующих задач:
- рассмотреть нормативно-правовые акты международного и Роccийского права, регламентирующие вопросы, связанные с проведением оперативно- розыскного мероприятия «прослушивания телефонных переговоров»;
- раccмотреть проблемы проведения оперативно-розыскного мероприятия «прослушивания телефонных переговоров» связанных с проведением данного мероприятия таможенными органами РФ.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………..2
1.История правовой регламентации оперативно-розыскного мероприятия «прослушивание телефонных переговоров»……………………………………..4
2.Понятие оперативно-розыскного мероприятия «проcлушивание телефонных переговоров» и его научно-правовая характеристика …………………………..10
3.Оперативно-розыскное мероприятие «проcлушивание телефонных переговоров», оcнование для его проведения в cовременных условиях ………15
4.Использование результатов оперативно-розыскных мероприятий в уголовном судопроизводстве…………………………………………………..........................19
Заключение………………………………………………………………………….23
Список используемой литературы…………………………………………….......24

Работа содержит 1 файл

реферат по ПТП.doc

— 131.50 Кб (Скачать)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Понятие оперативно-розыскного  мероприятия «прослушивание телефонных  переговоров» и его научно-правовая  характеристика

 

Под оперативно-розыскными мероприятиями (далее ОРМ) понимаются закрепленные в Федеральном законе от 12.08.1995г. № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» действия или совокупность действий, в рамках которых применяются гласные и негласные силы, средства и методы, направленные на решение задач ОРД 1.

ОРМ носят четко выраженный разведывательно-поисковый характер. Это обусловлено прежде всего  тайным, замаскированным характером действий преступников, их деятельностью  в условиях неочевидности, тщательной предварительной подготовкой своих  действий, дерзостью, жестокостью преступного поведения, уничтожением следов совершаемых преступлений, необходимостью получения сведений о лицах, подготавливающих, совершающих или совершивших преступления, поиском неизвестных юридически значимых фактов, выяснением обстоятельств совершенных преступлений и др.

По своей сути ОРМ  направлены на добывание информации, выявление скрытых (скрываемых) преступлений, признаков и фактов преступной деятельности, их субъектов, розыск скрывшихся лиц.

Содержательную сторону  ОРМ составляют действия, образующие конкретные виды этих мероприятие - в ст. 6 ФЗ «Об ОРД» дается их исчерпывающий перечень.

Законодательное закрепление  ОРМ, установление их исчерпывающего перечня  не только обеспечивает соблюдение прав и свобод человека и гражданина при осуществлении ОРД, но и определяет правомерность действий субъектов ОРД (должностных лиц и лиц, оказывающих им содействие), отличает их действия от уголовно наказуемых деяний и тем самым обеспечивает легитимность их деятельности.

В Федеральном законе от 12.08.1995 №144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» официального определения оперативно-розыскного мероприятия «прослушивание телефонных переговоров» нет, а регламентируется закрытыми, не подлежащими опубликованию ведомственными нормативными актами, издаваемыми органами, наделенными правом осуществлять ОРД, и затрагивает права и свободы человека и гражданина.

В связи с этим воспользуемся  определением, которое нам предлагает коллектив авторов учебника «Теория  оперативно-розыскной деятельности»  К.К. Горяинов, В.С. Овчинский, Г.К., Синилов. По их мнению, определение оперативно-розыскного мероприятия должно выглядеть следующим образом:  прослушивание телефонных переговоров (ПТП) - это ОРМ, осуществляемое на основании судебного решения с использованием специальных технических средств и состоящее в слуховом контроле, а также фиксации разговоров физических лиц (проверяемых, разрабатываемых), ведущихся по телефонным линиям связи. ПТП заключается в негласном контроле за речевым общением, осуществляемым посредством проводной и беспроводной телефонной связи, путем подключения к станционной аппаратуре предприятий, учреждений или организаций связи, либо к проводной линии связи или сканирования радиосигнала телефона объекта прослушивания.

Профессор Шумилов А.Ю. считает, что прослушивание телефонных переговоров является одним из предусмотренных п. 10 ч. 1  ст. 6 ФЗ об ОРД ОРМ, заключающийся в конспиративном слуховом контроле посредством технических средств переговоров или односторонних звуковых сообщений, ведущихся по линиям телефонной связи, и, как правило, их фиксация с целью обнаружения сведений о преступной деятельности лица, выявления его связей и получения иной информации, способствующей решению задач ОРД.2

Другое определение  ОРМ ПТП дают С.Ю. Вахрушев, А.А. Дмитриева: оперативно-розыскное мероприятия ПТП является относительно-автономное, длящееся негласное оперативно-техническое разведывательное мероприятие, проводимое специализированными оперативными подразделениями, требующее судебного решения ввиду ограничения конституционных прав граждан 3.

Опираясь на классификацию  ОРМ, представленную В.Г. Бобровым, можно определить место «прослушиванию телефонных переговоров» в системе ОРМ.

1. По продолжительности проведения ПТП - это длящееся ОРМ. На основании ст. 9 ФЗ об ОРД срок проведения ПТП не может превышать 6 месяцев.  При необходимости этот срок может быть продлён. Однако в науке на этот счёт высказываются иные мнения. Некоторые ученые считают, что время прослушивания нецелесообразно ограничивать шестью месяцами, т.к. расследование некоторых преступлений длится годами и нельзя лишать следователя возможности проводить действия, направленные на сбор   доказательств. Специалисты в данной отрасли права считают, что время прослушивания телефонных переговоров лучше определить сроками предварительного следствия.

2. По признаку гласности ПТП относится к негласным ОРМ, т.к. проводится в тайне от проверяемых, разрабатываемых и иных лиц, в отношении которых они осуществляются. Более того,  разведывательный характер ПТП предопределяет негласность этого мероприятия.

Использование в противодействии  преступности негласных оперативно-розыскных средств и методов наряду с гласными является вынужденной мерой защиты общества и государства. Как правило, подготовка и совершение умышленных тяжких и особо тяжких преступлений хорошо конспирируются (в частности, совершение преступлений против жизни человека и безопасности государства). Поэтому общество и государство осознанно идут на применение строго определенных негласных оперативно-розыскных мероприятий против общественно опасных деяний, лиц, готовящих, совершающих и совершивших преступления.

В современном российском обществе четко проявляются две  тенденции: настороженность в отношении деятельности спецслужб, осуществляющих негласную деятельность,   и   призывы   разрешить   такого   рода структурам преступать установленные правовые ограничения под «знаменем» борьбы с контрабандой товаров, отнесенных к особо опасным видам, терроризмом и организованной преступностью (как они к нам, так и мы к ним).

На основании других классификаций ОРМ можно установить следующее:

  1. по степени проникновения в криминально-криминогенную среду ПТП относится к поверхностным;
  2. по направленности и характеру ПТП - это разведывательное ОРМ. Это выражается прежде всего в таком его назначении, как выявление информации о противоправных действиях, а также о лицах их замышляющих, подготавливающих,   совершающих   или   совершивших, т.е. речь идёт о сборе неких индикативных сведений с целью превращения их в фактический материал. Из самого разведывательного характера ОРМ вытекает использование преимущественно негласных, конспиративных методов. Однако стоит отметить, что в понятие «разведывательной деятельности» входят и гласные методы.
  3. по субъекту проведения ПТП относится к ОРМ, проведение которых допустимо специализированными оперативными подразделениями, а именно на основании ст. 6 ФЗ об ОРД, с использованием оперативно-технических сил и средств органов федеральной службы безопасности, органов внутренних дел и органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ в порядке, определяемом межведомственными нормативными актами или соглашениями между органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность;
  4. по степени ограничения прав граждан ПТП относится к ОРМ,   ограничивающим конституционные права граждан, а именно право на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений (ч. 2 ст. 23 Конституции РФ);
  5. по интенсивности использования технических  средств  ПТП  - это  оперативно-техническое мероприятие. Согласно ч. 1 ст. 6 ФЗ об ОРД специальные технические средства, предназначенные для негласного  получения информации, могут применяться при контроле почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений. Однако имеющееся в ФЗ об ОРД деление информации на иные сообщения, телефонные переговоры и информацию, передаваемую по техническим каналам связи, несколько устарело и не соответствует современным реалиям в области систем передачи информации. В настоящее время не совсем корректно говорить о четком делении информации по способам передачи. Например, сотовая  связь позволяет отсылать и принимать электронные письма, SMS-сообщения и факсы, а с помощью ЭВМ можно осуществлять телефонные переговоры (IР-телефония) и передавать факсы, в то время как сигналы, несущие информацию, могут поэтапно передаваться по радио-, проводным и волоконно-оптическим каналам  связи.  Таким образом,  разговор,  ведущийся с помощью IP-телефонии, не относится к телефонным переговорам, поэтому на данный момент ПТП к нему неприменимо;
  6. по сочетанию ОРМ между собой ПТП - это относительно автономное мероприятие, хотя оно и может включаться в комплекс других операций, например, контролируемой поставки и др.

 

 

 

 

 

 

3. Оперативно-розыскное мероприятие «прослушивание телефонных переговоров», основание для его проведения в современных условиях

 

В Федеральном законе от 12.08.1995 №144-ФЗ «Об оперативно-розыскной  деятельности» официального определения  оперативно-розыскного мероприятия «прослушивания телефонных переговоров» не раскрывает. Данное определение регламентируется закрытыми, не подлежащими опубликованию ведомственными нормативными актами, издаваемыми органами, наделенными правом осуществлять ОРД.

Правовая  природа данного негласного ОРМ предполагает его связь с ограничением прав и свобод человека и гражданина.

В то же время  данные ОРМ не подрывают режима правового государства. Возможность ограничения прав и свобод граждан при определенных условиях допускает сама Конституция РФ. «Права и свободы гражданина, - говорится в ч. 3 ст. 55 «Основного закона РФ», - могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства».

Более того, в ст. 8 Конвенции о правах человека от 1950 г. сказано, что не допускается вмешательство со стороны публичных властей в осуществление этого права, за исключением случаев, когда такое вмешательство предусмотрено законом и необходимо в демократическом обществе в интересах национальной безопасности и общественного порядка, экономического благосостояния страны, в целях предотвращения беспорядков или преступлений, для охраны здоровья или нравственности или защиты прав и свобод других лиц.

В развитие конституционного положения о допустимости при определенных условиях ограничения прав и свобод человека и гражданина действующий ФЗ от 12 августа 1995 г. предусматривает важные гарантии принятия законного и обоснованного решения по данному вопросу. В соответствии с ч. 1 ст. 8 данного ФЗ проведение ОРМ, которые ограничивают конституционные права и свободы граждан на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений, передаваемых по сетям электрической и почтовой связи, а также право на неприкосновенность жилища, допускается на основании судебного решения и при наличии информации о признаках преступной деятельности.

Следует отметить, что именно негласность мероприятий, проводимых оперативными подразделениями различных ведомств, вызывает недовольство со стороны противников ОРД. Кроме того, учитывая количество субъектов, наделенных правом осуществления ОРД, за человеком возможен тотальный контроль, что, безусловно, не может не вызывать осуждения со стороны общественности.

В ФЗ об ОРД (ст. 7) понятие  «основание» включает в себя как  поводы к проведению ОРМ, под которыми следует понимать обстоятельства, побуждающие  к началу соответствующих действий, так и собственно основания проведения ОРМ, в качестве которых рассматриваются фактические данные, сведения о фактах (информация), которые требуют проверки для подтверждения или опровержения и реализации в виде проведения ОРМ или следственных действий либо тех и других в совокупности.

Основаниями для проведения ОРМ «прослушивания телефонных переговоров» являются фактические данные, достаточные  для предположения о совершении деяния, подпадающего под признаки того или иного состава преступления, либо о событиях или действиях, которые могут представлять угрозу государственной, военной, экономической или экологической безопасности РФ.

По своей природе (происхождению) данные, являющиеся основанием для  проведения ОРМ, могут быть получены в рамках уголовного судопроизводства, в процессе осуществления ОРД, а также непроцессуальным и не оперативно-розыскным путем задач ОРД, как выявление, предупреждение, пресечение преступлений; выявление и установление лиц, их подготавливающих; добывание информации о событиях или действиях, создающих угрозу государственной, военной, экономической или экологической безопасности РФ (см. ст. 2 ФЗ об ОРД). Для решения этих задач необходимо и достаточно обоснованного предположения о причастности лиц к совершению преступления, о признаках преступления, о событиях, гипотетически носящих характер угрозы. В случае, если лицо скрылось от следствия и суда, то сам этот факт уже является основанием для реализации одной из задач ОРД, а соответственно и проведения по этому факту ОРМ.

В случаях, которые не терпят отлагательства и могут привести к совершению тяжкого или особо тяжкого преступления, а также при наличии данных о событиях и действиях (бездействии), создающих угрозу государственной, военной, экономической или экологической безопасности РФ, на основании мотивированного постановления одного из руководителей органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, допускается проведение оперативно-розыскных мероприятий, предусмотренных ч.2 настоящей статьи, с обязательным уведомлением суда (судьи) в течение 24 часов. В течение 48 часов с момента начала проведения оперативно-розыскного мероприятия орган, его осуществляющий, обязан получить судебное решение о проведении такого оперативно-розыскного мероприятия либо прекратить его проведение.

Прослушивание телефонных и иных переговоров допускается  только в отношении лиц, подозреваемых  или обвиняемых в совершении преступлений средней тяжести, тяжких или особо  тяжких преступлений, а также лиц, которые могут располагать сведениями об указанных преступлениях.

Информация о работе Оперативно- розыскное мероприятие «проcлушивание телефонных переговоров»