Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2012 в 23:51, курсовая работа
Целью моей курсовой работы является подробное изучение понятия, юридической природы, эффективности такого вида ответственности за уголовные преступления, как лишение свободы, а также цели, задачи лишения свободы и особенности отбывания.
Введение…………………………………………………………………………3
Глава I. Ограничение свободы как вид уголовного наказания
1.1 Смысл наказания в виде ограничения свободы. Особенности ограничения свободы как вида наказания ………………………...5
1.2 Наказание в виде ограничения свободы с применением обязательных и исправительных работ………………………..13
Глава II. Проблемы применения наказания в виде ограничения свободы
2.1 Инспекционный надзор за отбыванием осужденными наказания в виде ограничения свободы……………………………...18
2.2 Влияние ограничения свободы на домашний арест в современном законодательстве…………………………………......25
Заключение……………………………………………………………………29
Список используемых источников………………………………..........31
Так, в соответствии, со ст. 54 УИК РФ, администрация исправительного центра:
- ведет учет осужденных;
- разъясняет порядок и условия отбывания наказания;
- организует трудовое и бытовое устройство осужденных;
- обеспечивает соблюдение порядка и условий отбывания наказания; - осуществляет надзор за осужденными и принимает меры по предупреждению нарушений;
- проводит с осужденными воспитательную работу;
- применяет установленные законом меры поощрения и взыскания;
- ведет работу по подготовке осужденных к освобождению.
Инспекциями осуществляется надзор за отбыванием осужденными наказания в виде ограничения свободы, который заключается в наблюдении за поведением осужденных, соблюдением ими установленных судом ограничений и принятии в случае необходимости установленных законом мер воздействия.
Для обеспечения надзора, предупреждения преступлений и в целях получения необходимой информации о поведении осужденных инспекция:
1) вызывает осужденного на беседы в инспекцию не реже одного раза в месяц в целях получения от него устных или письменных объяснений по вопросам, связанным с отбыванием им наказания;
2) не реже одного раза в месяц проводит проверки по месту жительства, работы, учебы осужденного;
3) посещает в любое время суток (за исключением ночного времени) жилище осужденного;
4) наводит справки по месту жительства осужденного, по месту работы и (или) учебы осужденного о его поведении;
5) в отношении осужденных, имеющих ограничения на посещение ими определенных общественных мест, не реже одного раза в месяц проводит проверки в соответствующих местах;
6) своевременно применяет к осужденному установленные законом меры воздействия;
7) принимает решение об использовании аудиовизуальных, электронных и иных технических средств надзора и контроля к осужденному.
Начальник инспекции, либо лицо, его замещающее, в соответствии с ограничениями, установленными осужденному судом, на основании сведений, характеризующих его личность, а также исходя из технической возможности установки соответствующего оборудования может принять решение о применении к нему технических средств надзора и контроля при постановке осужденного на персональный учет, а также в дальнейшем при исполнении наказания.
Устройства технических средств надзора и контроля могут устанавливаться инспекцией непосредственно на осужденного, по месту его жительства или пребывания в целях осуществления надзора за соблюдением следующих ограничений:
1) не уходить из дома (квартиры, иного жилища) в определенное время суток;
2) не посещать определенные места, расположенные в пределах территории соответствующего муниципального образования;
3) не выезжать за пределы территории соответствующего муниципального образования;
4) не посещать места проведения массовых и иных мероприятий и не участвовать в указанных мероприятиях;
5) не изменять место жительства или пребывания, место работы и (или) учебы без согласия инспекции[11].
Согласно ст. 99 УИК норма жилой площади в расчете на одного осужденного к лишению свободы в исправительных колониях не может быть менее двух квадратных метров, в тюрьмах - двух с половиной квадратных метров, в колониях, предназначенных для отбывания наказания осужденными женщинами, - трех квадратных метров, в воспитательных колониях - трех с половиной квадратных метров, в лечебных исправительных учреждениях - трех квадратных метров, в лечебно-профилактических учреждениях уголовно-исполнительной системы - пяти квадратных метров. Суммируя сказанное, можно сделать однозначный вывод: проживание осужденных в жилых помещениях, площадь которых залимитирована нормой «четыре квадратных метра в расчете на одного осужденного», в значительной мере принижает человека как личность, то есть ограничивает его достоинство. Следовательно, норма жилого места в исправительных центрах не должна быть приближенной к норме следственного изолятора или тюрьмы (эта норма сама по себе представляется нам антигуманной, бесчеловечной), а должна быть определена на основании независимого экспертного заключения. О значительности присущего обыску свойства ущемлять личные блага свидетельствует то обстоятельство, что для его проведения в отношении свободных граждан в уголовно-процессуальном порядке требуется мотивированное постановление следователя, санкционированное прокурором (ст. 168, 172 УПК РСФСР), и присутствие понятых. Однако уголовно-процессуальные нормы также не регулируют процедуру проведения личного обыска, что не дает возможности опереться на них в конструировании соответствующих уголовно-исполнительных положений. Здесь можно отметить, что не подвергается сомнению необходимость обысков осужденных, обусловленную сосредоточением в исправительных центрах лиц, в прошлом совершивших преступление, требованием обеспечения безопасности, как осужденных, так и других лиц, находящихся на территории исправительного центра. Допущение собственной предпринимательской деятельности осужденных является явным «перехлестом», возникшем на рыночной волне; свобода труда осужденных расширена без достаточных на то оснований. Начнем с того, что предпринимательская деятельность, согласно ст. 2 ГК РФ, осуществляется на свой риск с целью получения прибыли. По своему характеру предпринимательство предполагаем наличие организаторских способностей, экономических знаний, а осужденных с такими качествами в исправительных центрах будет немного. И если оценить небольшое количество трудоустроенных таким образом осужденных с тем объемом работы, то использование данной возможности получается явно неоправданным, нерациональным. Это не означает, однако, что осужденным запрещено вообще работать в предпринимательских структурах. Такое право у них остается, но с определенными ограничениями. Во-первых, осужденный может трудиться в указанной структуре, но лишь в качестве наемного работника. Во-вторых, такое трудовое участие должно быть обусловлено потребностями конкретного региона (района). В-третьих, трудоустройство осужденного к ограничению свободы должно быть согласованным с органами местного самоуправления и территориальным центром по трудоустройству. Аргументом в пользу последнего ограничения служит достаточно высокий в отдельных регионах уровень безработицы. Обеспечение в таком случае работой осужденного в ущерб интересам других законопослушных граждан, ищущих работу, представляется необоснованным. Разумеется, если осужденный обладает специальными знаниями и особой квалификацией по той или иной специальности, необходимой в деятельности предпринимательской структуры, то сам по себе факт осуждения и отбывания наказания не должен служить обстоятельством, препятствующим конкурентоспособности такого лица на рынке труда. Соблюдение права осужденных на достоинство личности во многом будет зависеть от характера их взаимоотношений с сотрудниками исправительных центров, общение с которыми будет происходить ежедневно и во многих случаях достаточно интенсивно. Большое значение проблеме взаимоотношений осужденных с персоналом придавали Ю.М. Антонян и А.С. Михлин. В настоящее время Уголовно-исполнительный кодекс обязывает и представителей администрации соответствующих учреждений, и лиц, осужденных к различным видам наказания, проявлять вежливость друг с другой и между собой (ст. 11 УИК РФ). Таким образом, законодатель отрегулировал обязательную взаимовежливость двух основных субъектов уголовно-исполнительных отношений. Вопрос отношений между персоналом и осужденными нашел развитие в разделе IV проекта Правил внутреннего распорядка исправительных центров «Взаимоотношения осужденных и работников ИУ», в соответствии с которыми, взаимоотношения сотрудников центров и осужденных определяются целями исправления осужденных и основываются на строгом и неуклонном соблюдении законности. Трудно не согласиться с таким принципиально важным положением: «Осужденные обязаны здороваться при встрече с работниками ИУ и другими лицами, посещающими ИУ, вставая, обращаться к ним на «Вы», называя «гражданин», «гражданка», и далее по званию либо занимаемой должности». Работники учреждений обращаются к осужденным на «Вы» и называют их «осужденный», «осужденная», «гражданин», «гражданка» и по фамилии. Работникам запрещается вступать с осужденными и их родственниками в какие-либо отношения, не регламентированные уголовно-исполнительным законодательством и настоящими Правилами[12]. Сотрудник по отношению к осужденному является, прежде всего, носителем государственной власти, реализующим государственную волю в виде приговора суда. Осужденный не находится в функциональном подчинении у сотрудника, он отбывает наказание, терпит определенные ограничения, которые должны кем-то обеспечиваться и контролироваться. И в этом смысле для осужденного не имеет значения, какой конкретно человек воплощается в понятии «сотрудник», то есть изначально между осужденными и сотрудниками отсутствует личностный аспект, а имеет место формальный.
Рассматривая содержание принципа гуманизма, определяющего в том
числе и деятельность администрационно-
Таким образом, в данном случае необходимо говорить о принципе уважения прав и свобод (пусть частично и ограниченных) в отношении осужденных к ограничению свободы.
Итак, в исправительных центрах установлены строгие режимные требования. Осужденные, а также помещения, в которых они проживают, могут подвергаться обыску, а вещи осужденных - досмотру. Осужденным запрещается приобретать, хранить и использовать предметы и вещества, перечень которых установлен законодательством Российской Федерации и Правилами внутреннего распорядка исправительных центров. В случае обнаружения таких предметов у осужденных они по постановлению начальника исправительного центра подлежат изъятию и передаются на хранение или уничтожаются либо реализуются. Средства от реализации изъятых предметов зачисляются в соответствующий бюджет. В таком же порядке передаются на хранение или уничтожаются изъятые вещества.
Труд осужденных к ограничению свободы регулируется законодательством Российской Федерации о труде, за исключением правил приема на работу, увольнения с работы и перевода на другую работу. Перевод осужденных на другую работу, в том числе в другую местность, может осуществляться администрацией организации, в которой работает осужденный, по согласованию с администрацией исправительного центра и по возможности с учетом мнения осужденного.
Надзор за осужденными к ограничению свободы осуществляется администрацией исправительного центра и состоит в наблюдении и контроле за осужденными по месту жительства и месту работы, а также в нерабочее время. В пределах своей компетенции эти функции выполняют и местные органы внутренних дел, осуществляющие наблюдение за правопорядком в общественных местах, где бывают осужденные. В случае нарушения осужденным общественного порядка он может быть задержан и препровожден в исправительный центр, где его помещают в дисциплинарный изолятор до решения вопроса о применении к нему мер взыскания, но не более чем на 24 часа.
2.2 Влияние ограничения свободы на домашний арест в современном законодательстве
Статья 60Уголовно-исполнительного кодекса РФ устанавливает (но не расписывает механизма применения) 4 видов контроля за отбыванием осужденными наказания в виде ограничения свободы:
К ним относятся: 1) использование аудиовизуальных, электронных и иных технических средств; 2) посещение работником уголовно-исполнительной инспекции жилища осужденного в любое время суток (за исключением ночного времени); 3) вызов осужденного на беседы в уголовно-исполнительную инспекцию в целях получения от него устных или письменных объяснений по вопросам, связанным с отбыванием им наказания; 4) истребование по месту жительства, работы или учебы осужденного сведений о его поведении[13].
Из перечисленных видов контроля особый интерес привлек ученых и практических работников метод использования аудиовизуальных, электронных и иных типических средств. Именно он вызвал наибольшую дискуссию на страницах периодической печати.
Использование технических средств как одного из методов надзора целесообразно использовать и при домашнем аресте.
Зарубежные страны (США, Швеция, Германия, Австрия, Великобритания, Бразилия и др.) достаточно давно и успешно применяют программу пробации с использованием электронных средств наблюдения (электронные браслеты) за лицами, к которым избран домашний арест[14].
Руководитель Федеральной службы исполнения наказаний в период 2004—2009 гг. Ю.И. Калинин еще в 2005 г. предлагал, применять электронные браслеты на обвиняемых, к которым избраны меры процессуального пресечения, такие как залог и подписка о невыезде.
В числе способов контроля без применения технических средств можем указать следующие: 1) внезапные периодические телефонные звонки или возложение обязанности на «арестованного» самому звонить в органы предварительного расследования; 2) периодические проверки по месту жительства с правом беспрепятственного вхождения в жилое помещение.
Контроль с применением технических средств может осуществляться с помощью: 1) беспроводных систем связи: а) электронные средства контроля (браслетизация); б) средства прослушивания и записи беспроводных телефонных (сотовых, радиотелефонов) и иных переговоров (электронная почта, радио, телетайп, факс), а также их блокирование или отключение; 2) проводных систем связи — прослушивание стационарных телефонных переговоров; 3) систем видеонаблюдения и аудиоконтроля.
В соответствии с частью первой статьи 60 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации Правительство Российской Федерации постановило утвердить перечень аудиовизуальных, электронных и иных технических средств надзора и контроля, используемых уголовно-исполнительными инспекциями для обеспечения надзора за осужденными к наказанию в виде ограничения свободы.
Данный перечень, утвержденный постановлением Правительства РФ от 31 марта 2010 г. N 198, содержит следующее:
1. Средства персонального надзора и контроля:
1) браслет электронный - электронное устройство, надеваемое на осужденного к наказанию в виде ограничения свободы с целью его дистанционной идентификации и отслеживания его местонахождения, предназначенное для длительного ношения на теле (более 3 месяцев) и имеющее встроенную систему контроля несанкционированного снятия и вскрытия корпуса;
2) стационарное контрольное устройство - электронное устройство, обеспечивающее непрерывный круглосуточный прием и идентификацию сигналов электронного браслета для контроля режима присутствия в помещении или на установленной территории, а также оповещение о попытках снятия и повреждениях электронного браслета и иных нарушениях;
3) мобильное контрольное устройство - электронное устройство, предназначенное для ношения совместно с электронным браслетом при нахождении осужденного к наказанию в виде ограничения свободы вне мест, оборудованных стационарным контрольным устройством, для отслеживания его местоположения по сигналам глобальной навигационной спутниковой системы ГЛОНАСС/GPS;
4) ретранслятор - электронное устройство, предназначенное для расширения зоны приема сигналов электронного браслета стационарным или мобильным контрольным устройством;
5) персональный трекер - электронное устройство, выполненное в виде браслета, предназначенное для ношения на теле (не более 3 месяцев) осужденным к наказанию в виде ограничения свободы с целью его дистанционной идентификации и отслеживания его местоположения по сигналам глобальной навигационной спутниковой системы ГЛОНАСС/GPS, имеющее встроенную систему контроля несанкционированного снятия и вскрытия корпуса.
2. Стационарное устройство аудиовизуального контроля - электронное устройство, предназначенное для автоматической визуальной и голосовой идентификации осужденного к наказанию в виде ограничения свободы.
3. Технические средства и устройства региональных информационных центров:
1) сервер мониторинга - программно-аппаратный комплекс, предназначенный для обеспечения работы системы дистанционной идентификации, получения, обработки, хранения и передачи информации;
2) сервер аудиовизуального контроля - программно-аппаратный комплекс для обеспечения функционирования системы визуальной и голосовой идентификации, записи, обработки, хранения и передачи информации;
3) стационарный пульт мониторинга - компьютер, предназначенный для обработки и отображения информации о выполнении осужденным к наказанию в виде ограничения свободы предписанных ограничений;
Информация о работе Ограничение свободы как вид наказания: особенности и проблемы