Общая характеристика объективных и субъективных признаков состава преступления, предусмотренного ст. 126 УК РФ:

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2012 в 16:57, курсовая работа

Описание работы

Анализ оперативной обстановки за последние годы свидетельствует о значительном увеличении числа преступлений, связанных с захватом заложников, похищением людей, незаконным лишением свободы. Указанные преступления посягают на общественную безопасность, жизнь здоровье, личную свободу и неприкосновенность граждан. Росту этих преступлений способствует то обстоятельство, что этот вид преступной деятельности является (по мнению преступников) наиболее быстрым и эффективным способом обогащения и решения других противоправных задач

Работа содержит 1 файл

готовая диплом.doc

— 122.50 Кб (Скачать)

Таким образом, для признания деяния похищением необходимо наличие всех вышеуказанных признаков. Однако если преступники действуют с помощью обмана, завлекая похищаемого в определенное место под каким-либо предлогом, то возможно лишь одно насильственное действие – удержание.

Лишение человека свободы, например, в собственной квартире или в ином месте, где он оказался добровольно по собственному желанию, не образует состав преступления, данной статьей. Такие действия должны расцениваться как незаконное лишение свободы (ст. 127 УК). Исключением является те случаи, когда родство потерпевшего или иным лицом даются ложные сведения о месте нахождения потерпевшего, например, об отъезде в другой город или другую страну. Представляется, что сообщение ими таких ложных сведений следует рассматривать как один из признаков похищения  человека, если это подтверждается при анализе субъективной стороны преступления.

Термин ”против воли” означает, что потерпевшего похищают с применением насилия. Оно может состоять в связывании, насильственном помещении в транспортное средство, угрозах применить физическое воздействие при отказе потерпевшего подчиниться требованиям похитителей.

Похищение помимо воли потерпевшего означает его тайное либо с применением обмана изъятие из места обитания. Тайным оно может быть в тех случаях, когда отсутствуют очевидцы происходящего, либо они видят, но не сознают противоправности действий виновных. Например, в присутствии очевидцев похитители под видом бригады “скорой помощи” погружают в автомашину похищаемого, которому ввели большую дозу снотворного.

Обманный способ похищения выражается в сообщении потерпевшему заведомо ложных сведений о вызове его, допустим, на работу, в определенное место для свидания с близким ему человеком или для деловой встречи.

Состав ст. 126 УК – формальный. Оконченным преступление считается с момента захвата и перемещение лица из одного места в другое. Срок, в течение которого удерживается потерпевший, значения не имеет, так как для квалификации важен сам факт похищения.

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2 Субъект и субъективная сторона преступления

Субъективная сторона похищения характеризуется прямым умыслом. Виновный сознает, что незаконно изымает потерпевшего из привычной среды обитания с перемещением в другое место, и желает этого.[4]

Мотивы и цели могут быть различными,  чаще всего это корысть: выкуп от его родных или близких; доход от продажи похищенного “в рабство”: продажа для незаконного использования в качестве донора  для трансплантации органов и тканей: продажа детей за рубеж для усыновления (удочерения) либо использования  в неправомерных (неблаговидных) целях, например сексуальной эксплуатации в публичных, домах, гаремах, притонах и т. д.  Однако необходимо отграничивать похищение, сопряженное с требованием передачи денег или имущества, которое должно соответственно расцениваться как захват заложника.

Корыстные побуждения могут проявляться и в стремлении виновного освободиться от обязанности нести материальные затраты на содержание, обеспечение детей или других иждивенцев;  освобождение от уплаты долга кредитору  и т. п. Корыстный мотив законодатель считает наиболее тяжким из всех возможных, в связи с чем он придает ему статус обязательного для ч. 2 ст. 126 УК признака. В случае установления корыстных мотивов действия похитителя необходимо квалифицировать по п. “з” ч. 2 ст. 126 УК. Эта квалификация сохранится и в том случае,  если виновный фактически не получил материальной выгоды  или не освободился  от несения материальных затрат.

Кроме корыстных, мотивами похищения могут быть: месть хулиганские побуждения, устранение конкурента в бизнесе и другие. Установление их может учитываться при решении вопроса  о возбуждении уголовного дела, квалификации деяния и назначении наказания. Так, если виновный похитил ребенка, а затем продал его,  то содеянное надо квалифицировать по п. “з” ч 2 ст. 126 УК и ст. 152 УК  за торговлю детьми. Наказание следует установить по совокупности преступлений.

Часть 3 ст. 126 УК предусматривает так называемую смешанную (двойную) форму вины которая имеет место при неоднородности психического отношения субъекта к действию и последствию этого действия. Об этом свидетельствует, например, то, что максимальное наказание при смешанной форме вины до пятнадцати лет лишения свободы – выше и законодатель рассматривает ее как более опасную, чем при совокупности составляющих их преступлений (максимальный срок ч. 1 ст. 126 УК от четырех до восьми лет)

Не вдаваясь в дискуссию о смешанной форме вины и признавая ее существование, все же, следует, обратиться к  ч. 4 ст. 111 УК, предусматривающей ответственность за  умышленное причинение тяжкого   вреда здоровью, повлекшее по неосторожности смерть потерпевшего.

Основной причиной захвата заложников являются корысть и жажда незаконного обогащения. Чаще всего от потерпевших требовали передачи денег и ценностей или осуществления действий позволяющих вступить преступникам в права распоряжения имуществом.

Деньги и валюта в качестве выкупа по сумме составляли от 1 млн. рублей[5] (7,8%) до 0,5 млрд.(10,5%).

Нередко вымогались и боле крупные суммы денег. Так, в декабре 1993 года в качестве заложника был похищен сын предпринимателя одной из фирм в Самарской области, за которого преступники потребовали выкуп в сумме 800 тыс. долларов США. Сотрудниками УОП была установленаဠпричастность к захвату заложника преступного сообщества состоящего из 18 жителей Грузии.

Кроме того, в 7%  случаев заложники принуждались к оформлению и подписанию документов якобы на продажу преступникам или подставным лицам личных автомобилей а, в 9% – домов и приватизированных квартир. Другими целями похищения людей являлись:

- принуждение к подписанию документов, дающих  материальные выгоды коммерческим или банковским структурам, которые представляли преступники (5,2% случаев);

-      требование невозвращенного долга и набежавших за просрочку процентов(4,7%);

-      месть за несоблюдение достигнутых соглашений или договоренных обязательств (1,9%);

-      оформление документов, дающих право юридическим и физическим лицам получить в свое распоряжение денежные средства или материальные ценности (2,5%).

 

Субъект – общий: лицо, достигшее к моменту совершения преступления 14-летнего возраста.

Из числа субъектов по ст. 126 УК  следует исключить  группу лиц,  действия которых внешне выглядят как похищение, но фактические взаимоотношения похитителя, похищаемого и третьих лиц регламентируется законом или нормативными актами других отраслей права (Кодексом о браке и семье, в частности).  Не может считаться похищением один из родителей малолетнего ребенка, с которым ему не разрешает встречаться второй родитель. Не могут считаться похитителями близкие родственники (братья, сестры, дед, бабка), если они действовали, по их мнению, в интересах ребенка.  Для исключения уголовной ответственности в действиях названных лиц, безусловно, должен отсутствовать корыстный мотив.

Части 2 и 3 ст. 126 устанавливают ответственность за квалифицированные и особо квалифицированные виды похищения человека Большинство признаков, названных в этих частях, соответствуют их описанию, данному в ст. 105 и 111 УК.

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2 Квалифицирующие и особо квалифицирующие признаки состава похищения человека, и отграничение от других преступлений против свободы, чести и достоинства человека:

Квалифицированный состав похищения человека (ч. 2 ст. 126 УК) образует тоже деяние, совершенное: а) группой лиц по предварительному сговору; б) неоднократно; в) с применением насилия, опасного для жизни или здоровья; г) с применением оружия и предметов, используемых в качестве оружия; д) в отношении заведомо несовершеннолетнего;  е) в отношении женщины, заведомо для виновного находящейся в состоянии беременности; ж) в отношении двух и более лиц; з) из корыстных побуждений.

Вместе с тем отдельные признаки ч. 2 ст. 126 требуют уточнения применительно к данному составу либо самостоятельного анализа.

Похищение человека признается совершенным группой лиц по предварительному сговору, если в нем участвовали лица, заранее договорившиеся о совместном совершении преступления. При этом они могут распределить между собой роли, однако каждый из них должен принимать непосредственное участие в завладении потерпевшим или принудительном перемещении его в другое место.

Так признак неоднократности указанный в п. “б” ч. 2 ст. 126 УК складывается из двух и более преступлений,  предусмотренных именно этой статьей, независимо от того был ли судим субъект или предан сразу за несколько случаев похищения людей.

Предусмотренный в п. “в” Ч. 2 ст. 126 УК признак “насилие опасное для жизни и здоровья”, означает, что в процессе похищения человека его похититель применяет физическое насилие, опасное для жизни в момент нанесения (ч. 1 ст. 111 УК), либо опасное для здоровья (ст. 112 и 115 УК).

Применение оружия или предметов используемых в качестве оружия (п. “г” ч. 2 ст. 126 УК).  Понятие оружия и его видов дается при анализе ст. 222 УК. Термин “применения оружия” следует понимать как использование  его по прямому назначению для поражения живой цели или демонстрацию его, чтобы подкрепить угрозы.

К иным предметам, используемым в качестве оружия, относятся предметы хозяйственно-бытового назначения (лом, топор, молоток, тяжелые кухонные приборы), а также другие вещи материального мира, которыми реально можно причинить вред здоровью или жизни потерпевшего (камень, доска, металлическая труба и т. д.).

Не имеет значения, было ли оружие или иные предметы приготовлены заранее или подобраны на месте преступления, изготовлено оружие заводским или кустарным способом. Сюда же, думается, относится имитация оружия или его макетов, если оно используется для подкрепления угрозы и воспринимается потерпевшим как настоящее.

Оружие и иные предметы могут применяться не только по отношению к похищенному лицу, но и к тем, кто был очевидцем преступления и пытался ему воспрепятствовать

Убийство или причинение тяжкого вреда здоровью в процессе применения оружия и других предметов необходимо дополнительно квалифицировать по ст. 105 или 111 УК.

Похищение, совершенное в отношении заведомо для виновного несовершеннолетнего, предполагает наличие, так называемого, специального объекта – потерпевшего, лица, не достигшего к моменту его похищения восемнадцати лет. При этом обязательным условием выступает то, что похититель не осознавал и не мог осознавать, не предвидел и не мог предвидеть, каков возраст похищаемого лица в силу его (похищаемого) физических качеств. То есть, налицо заблуждение виновного в отношении возраста похищаемого.

Похищение двух или более лиц предполагает, как правило, одновременное завладение как минимум двумя лицами и совершается с единым умыслом. В отдельных случаях между первым  и вторым похищением может быть разрыв во времени, однако виновный при этом действует  с заранее возникшим на похищение двух лиц умыслом.

Деяния, предусмотренные частями 1 или 2 ст. 126 УК, если они совершены организованной группой[6] или повлекли по неосторожности смерть потерпевшего или иные тяжкие последствия, образуют особо квалифицированный состав преступления (ч. 3 ст. 126 УК).

В соответствии с правилами квалификации при конкуренции части (ст. 111, 112, 115 УК) и целого (п. “в” ч. 2  ст. 126 УК) предпочтение отдается целому. Действия виновного полностью охватываются п. “в” ч. 2  ст. 126 и дополнительной квалификацией по статьям о преступлениях против здоровья не требуют. Исключение из этого правила может быть в тех случаях, когда применение насилия фактически повлекло последствия, указанные в данных статьях. Именно такое исключение установлено в ч. 3  ст. 126 УК, где в качестве одного из особо отягчающих обстоятельств названы иные тяжкие последствия,  наступившие от действия виновного. Это понятие охватывает все фактически наступившие последствия,  указанные в ч. 1 ст. 111 УК, а также вред средней тяжести, причиненный двум или более лицам (ст. 112 УК), самоубийство либо психическое расстройство потерпевшего или его близких, умышленное убийство какого-либо из лиц, оказавшихся на месте совершения преступления.

Во всех случаях, когда деяние, входящие в понятие "тяжкие последствия", содержит самостоятельный состав преступления, оно подлежит квалификации по совокупности с ч. 3 ст. 126 УК.

Похищение человека требует значительных усилий от похитителей. Жертву выбирают, выслеживают. Одни преступники устанавливают график работы будущей жертвы (время ухода и возвращения с работы, маршрут движения и т. п.), другие готовят место, где будет содержаться жертва третьи – автотранспорт, на котором будут перевозить жертву с места похищения. Особенностью является и то, что в 100 % случаев при похищения человека используется автотранспорт.  Всю вышеназванную работу под силу сделать явно не одному человеку, поэтому и создаются преступные группы. Так преступная группа похитила В. с целью получения выкупа. Перед совершением преступления члены группы в течение недели следили за будущей жертвой, изучали его привычки. Было выбрано время похищения – 10 часов вечера, когда потерпевший выходил обычно гулять  собакой. Другая часть преступников подготовила место содержания  жертвы – квартиру, которую снял один из преступников.

 

Отличительной особенностью ст. 126 УК является примечание, гласящее, что лицо, добровольно освободившее похищенного, освобождается от уголовной ответственности, если в его действиях не содержится иного состава преступления.

Добровольное освобождение означает,  что похититель, осознавая возможность удержания потерпевшего, отказывается от дальнейших действий и отпускает (передает) его правоохранительным органам или родственникам. Инициатива добровольного освобождения может исходить от самого похитителя родственников потерпевшего, работников правоохранительных органов и других лиц или организаций.

Мотивы принятого решения значения не имеют. Ими могут быть раскаяние, сострадание к потерпевшему или его близким,  страх перед наказанием и др.

Ответственность для виновного наступает лишь за уже совершенные действия, содержащие состав другого преступления. Например, похищение огнестрельного оружия, угон автомобиля, незаконное приобретение ядовитых или сильнодействующих средств и т. д.   Известная схожесть объективной и субъективной сторон захвата или удержания лица в качестве заложника (ст. 206 УК РФ), незаконного лишения свободы (ст. 127 УК РФ) и похищения человека (ст. 126 УК РФ) затрудняют процесс их разграничения и представляют определенные трудности для правоприменительной практики.

 

 

 

 

2.1 Квалифицирующие и особо квалифицирующие признаки состава предусмотренного ч. 2, ч. 3 ст. 126 УК РФ

Глава 17 УК содержит две группы составов преступлений, отличающихся непосредственным объектом: 1) преступления против свободы личности (ст. ст. 126 - 128); 2) преступления против чести и достоинства личности (ст. ст. 129 - 130).

Информация о работе Общая характеристика объективных и субъективных признаков состава преступления, предусмотренного ст. 126 УК РФ: