Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2012 в 19:10, курсовая работа
Содержание злоупотребления властью или служебными полномочиями раскрывается в ч.2 ст.424, как Умышленное вопреки интересам службы совершение должностным лицом из корыстной или иной личной заинтересованности действий с использованием своих служебных полномочий, повлекшее причинение ущерба в крупном размере или существенного вреда правам и законным интересам граждан либо государственным или общественным интересам.
Введение……………………………..…………………………………………...3
Глава 1. Понятие состава преступления………………………………….....5
Глава 2. Объект преступления злоупотребления властью или служебными полномочиями……………………………………………………………….............7
Глава 3. Объективная сторона злоупотребления властью или служебными полномочиями …………………………………………………………………...11
Заключение…………………………………………………………………22
Список использованных источников……………………………………..24
Цитированные определения в теории отечественного уголовного права являются общепризнанными. Причем определения объективной стороны конкретного состава преступления при различии их формулировок содержат стержневые признаки данного понятия.
Признаки, характеризующие
рассматриваемый элемент
Обязательным признаком объективной стороны состава любого служебного преступления, как и всех составов преступлений, является деяние в формах действия или бездействия.
Злоупотребление властью или служебными полномочиями — «классическое» по форме проявления преступление против интересов службы (должностное преступление), в составе которого в обобщенном виде выражены все существенные признаки, характерные и для других (самостоятельных) составов должностных преступлений, предусмотренных главой 36. Из этого следуют три принципиально важных вывода, имеющих значение для квалификации должностных преступлений:
а) совершается должностным
лицом. В ч.4 статьи 4 УК РБ через понятия
«представитель власти», «представитель
общественности» раскрывается понятие
«должностного лица», а в ч.5 статьи 4 УК
РБ методом перечисления раскрывается
понятие «должностного лица, занимающего ответственное
положение». В тоже время
в УК РФ под должностным лицом понимаются «лица
постоянно, временно или по специальному
полномочию осуществляющие функции представителя
власти либо выполняющие организационно-
б) по характеру связано с использованием должностным лицом полномочий по службе.
В период действия УК РСФСР 1926 г. и УК РСФСР 1960 г. в теории отечественного уголовного права деянием, общим для всех должностных преступлений, признавалось использование служебного положения должностным лицом. Между тем относительно содержания использования служебного положения в основном применительно к общим нормам, содержавшимся в ст. 109 УК РСФСР 1926 г. и ст. 170 УК РСФСР 1960 г.. в юридической литературе были высказаны две разные точки зрения, Согласно одной из них в это понятие включались не только действия, непосредственно связанные с выполнением должностным лицом обязанностей по службе, но еще и действия, совершенные вне службы, если они были обусловлены должностным влиянием лица либо его авторитетом [8, c. 64], то есть использование должностным лицом служебного положения понималось в широком смысле. В соответствии с другой точкой зрения под использованием служебного положения понимались только действия или бездействие, совершаемые в пределах компетенции должностного лица, в рамках обязанностей и прав, которыми оно наделено, и исключалось наличие данного понятия и состава должностного преступления в целом при совершении должностным лицом действия или бездействия вне связи со своими служебными обязанностями, то есть использование служебного положения понималось в узком смысле. Вопрос о признании правильной первой или второй точки зрения имел и имеет в настоящее время не только теоретическое, но и большое практическое значение, ибо, как справедливо отмечалось в юридической литературе «то или иное его решение раздвигает, либо наоборот, суживает крут деяний, которые могут быть признаны должностными злоупотреблениями» .
При решении вопроса о наличии или отсутствии в действиях должностного лица состава данного преступления необходимо установить круг и характер его служебных прав и обязанностей, закрепленных в нормативных актах, уставах, положениях и т. д. Ссылки на эти нормативные акты обязательно должны содержаться во всех процессуальных документах, в которых формулируется обвинение лица в злоупотреблении должностными полномочиями, с обязательным указанием на конкретные права и обязанности, в злоупотреблении которыми данное лицо обвиняется, и обоснованием вывода о том, что обвиняемый действовал вопреки интересам службы. Конкретные формы должностного злоупотребления весьма разнообразны: они могут состоять в нарушении финансовой дисциплины, сокрытии правонарушений; в необоснованном проведении внеплановых проверок и т. п.
Однако заметим, что в ст.19 Конвенции ООН против коррупции от 31 октября 2003 г., которую Республика Беларусь ратифицировала Законом от 25.11.2004 в ред. от 20.06.2008, сказано, что «каждое Государство-участник рассматривает возможность принятия таких законодательных и других мер, какие могут потребоваться, с тем чтобы признать в качестве уголовно наказуемого деяния, когда оно совершается умышленно, злоупотребление служебными полномочиями или служебным положением». В нашей стране установлена уголовная ответственность только за злоупотребление служебными полномочиями, а не служебным положением, т.к. использование должностным лицом своего служебного положения в широком смысле, т. е. служебного авторитета, служебных связей за рамками компетенции должностного лица не образует объективной стороны злоупотребления должностными полномочиями.
В то же время, в вышеуказанной
Конвенции объективная сторона
в) служебные полномочия используются вопреки интересам службы.
Вопреки интересам службы — это признак деяния, который раскрывается путем установления: а) противоправности действия (бездействия); б) содержания интересов службы; в) факта нарушения их именно совершением деяния, т. е. причинной связи. Наличие различного рода негативных последствий деяния само по себе не означает совершения действий вопреки интересам службы, ибо они могут быть причинены и действиями, не противоречащими интересам службы.
Интересы службы определяются как установленные соответствующими правовыми актами цели данного ведомства, порядок и критерии их реализации, содержание ожидаемых результатов. По своему характеру интересы службы могут быть противоречивы. В условиях конституционного разделения властей интересы службы должны оцениваться с общегосударственных позиций.
Этот признак, имевший существенное значение для установления пределов действия ст. 170 УК РСФСР 1960 г., в разных научных трудах по уголовному праву истолковывался неодинаково.
Так, указывалось, что противоречие интересам службы есть противоречие общим задачам, осуществляемым государственным аппаратом в целом, и тем непосредственным задачам, которые стоят перед каждым отдельным его звеном на определенном участке работы и что эти задачи определяются решениями партии и законами Советского государства, в соответствии с которыми учреждения, предприятия и организации должны строить свою практическую деятельность. При этом отмечалось, что «поскольку законы и подзаконные акты, относящиеся к деятельности государственного аппарата, регламентирующие ее, издаются в целях обеспечения правильной деятельности государственного аппарата, в осуществление стоящих перед ним задач, то противоречие интересам службы всегда выражается в незаконном характере действий должностного лица. Поэтому лицо, совершающее должностное злоупотребление, всегда нарушает какой-либо закон или подзаконный акт.
При противоречивости интересов службы необходимо их сопоставление, взвешивание их значимости для данной службы, общества и государства, иных субъектов права.
г) причиняется существенный вред правам и законным интересам граждан либо государственным или общественным интересам или ущерб в крупном размере. существенного вреда правам и законным интересам граждан либо государственным или общественным интересам
Совершенные вопреки интересам службы действия должны повлечь ущерб в крупном размере (на сумму, в 250 и более раз превышающую размер базовой величины, установленный на день совершения преступления, — см. ч. 2 примечаний к главе 35). Речь идет об ущербе имущественного (материального) характера, который поддается суммарной денежной оценке, независимо от того, причинен такой ущерб организации (коллективному образованию) или гражданину. Для определения окончательного размера ущерба допускается сложение сумм стоимости ущерба, причиненного нескольким субъектам, если такой ущерб охватывался единым умыслом.
Понятие существенного вреда правам и законным интересам либо государственным и общественным интересам носит оценочный характер.
Обязательным элементом объективной стороны злоупотребления должностными полномочиями является существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо государственных или общественных интересов, охраняемых законом, находящееся в причинной связи с соответствующим поведением должностного лица вопреки интересам службы. Эта причинная связь устанавливается, если существенное нарушение является необходимым следствием, вытекающим из злоупотребления служебными полномочиями. Наступление указанных в законе последствий — признак оконченного преступления. Поскольку существенное нарушение — это в значительной степени оценочное понятие, в обвинительных документах предварительного следствия и в приговоре суда такая оценка причиненных деянием должностного лица последствий должна быть мотивирована
Прежде всего существенным следует считать нарушение должностным лицом конституционных прав и свобод человека и гражданина. Материальные убытки, причиняемые должностным злоупотреблением, могут быть как в виде реального материального ущерба, так и в виде упущенной выгоды. Физический вред будет считаться существенным нарушением прав гражданина, если он выражается в причинении хотя бы легкого вреда здоровью. Существенное нарушение прав и законных интересов индивидуального предпринимателя либо организации может быть связано с незаконным вмешательством в их деятельность, ограничением свободы предпринимательства и иной не запрещенной законом экономической деятельности, повлекшим крупные убытки, ограничением конкуренции, потворствованием монополистической деятельности и т. п. Существенное нарушение охраняемых законом интересов общества и государства можно видеть в создании серьезных помех и сбоев в работе государственных органов и органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, подрыве авторитета органов государственной власти и местного самоуправления, сокрытии и попустительстве совершению серьезных преступлений и т. п.
Разъяснение
понятия существенного вреда
государственным или
СССР № 4 от 30 марта 1990 г. «О судебной практике по делам о злоупотреблении властью или служебным положением, превышении власти или служебных полномочий, халатности и должностном подлоге».
Надо отметить, что понятие существенного вреда правам и законным интересам либо государственным и общественным интересам носит оценочный характер.
Вред
является существенным, если посредством
злоупотребления было совершено
другое преступление (самим должностным
лицом или в соучастии с
другими лицами). Применительно к
составу злоупотребления вред также
является существенным, если вследствие
злоупотребления стало
Существенный вред может также выражаться: