Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Февраля 2012 в 19:10, курсовая работа
Содержание злоупотребления властью или служебными полномочиями раскрывается в ч.2 ст.424, как Умышленное вопреки интересам службы совершение должностным лицом из корыстной или иной личной заинтересованности действий с использованием своих служебных полномочий, повлекшее причинение ущерба в крупном размере или существенного вреда правам и законным интересам граждан либо государственным или общественным интересам.
Введение……………………………..…………………………………………...3
Глава 1. Понятие состава преступления………………………………….....5
Глава 2. Объект преступления злоупотребления властью или служебными полномочиями……………………………………………………………….............7
Глава 3. Объективная сторона злоупотребления властью или служебными полномочиями …………………………………………………………………...11
Заключение…………………………………………………………………22
Список использованных источников……………………………………..24
Министерство образования Республики Беларусь
Белорусский государственный университет
Юридический факультет
Кафедра уголовного права
Курсовая работа
Объективные признаки ч.2 ст.424 «Злоупотребление властью или служебными полномочиями»
Выполнил:
студент ? курса, ? группы,
юридического факультета БГУ
специальности «Правоведение»
?????????
_________________
(подпись студента)
Научный руководитель:
????????????
кандидат юридических
Минск
201?
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение……………………………..………………………
Глава
1. Понятие
состава преступления………………………………….....
Глава 2. Объект преступления злоупотребления властью или служебными
полномочиями………………………………………………
Глава 3. Объективная сторона злоупотребления властью или служебными полномочиями …………………………………………………………………...11
Заключение……………………………………………………
Список использованных источников……………………………………..24
Введение
Опасность поражения органов публичной власти и других звеньев государственного механизма коррупцией, мздоимством, протекционизмом и другими подобными пороками ставила и ставит на первый план во всех странах задачу уголовно-правовой борьбы с этими явлениями. В Конвенции Совета Европы об уголовной ответственности за коррупцию, обращается внимание на то, что коррупция угрожает верховенству закона, демократии и правам человека, подрывает эффективное государственное управление, нарушает принципы равенства и социальной справедливости, затрудняет экономическое развитие и угрожает стабильности демократических институтов и моральным устоям общества. Огромная опасность коррупции для функционирования демократических институтов общества отмечается и в Конвенции ООН против коррупции от 31 октября 2003 г., которую Республика Беларусь ратифицировала Законом от 25.11.2004 в ред. от 20.06.2008.
При написании курсовой работы использовались работы выдающихся классиков уголовного права (Асниса А. Я., Бабия Н.А., Гаухмана Л. Д., Дурманова Н.Д., Кистяковского А. Ф, Кудрявцева В. Н., Здравомыслова В. В., Наумова А. В., Пионтковского А. А. , Рарога А.И.
Таганцева Н. С., Сергиевского Н. Д.)
Содержание злоупотребления властью или служебными полномочиями раскрывается в ч.2 ст.424, как Умышленное вопреки интересам службы совершение должностным лицом из корыстной или иной личной заинтересованности действий с использованием своих служебных полномочий, повлекшее причинение ущерба в крупном размере или существенного вреда правам и законным интересам граждан либо государственным или общественным интересам.
Задачи данного исследования в целом сводятся к познанию объекта и объективной стороны злоупотребления властью или служебными полномочиями.
Однако
имеющиеся в современной
В нашей
работе мы использовали общие методы
анализа, синтеза, системно-структурный
подход, а также сравнительный
и формально-юридический
Курсовая работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованных источников (двадцать три источника). Объём работы – двадцать пять страниц.
Глава 1. Понятие состава преступления
В теории уголовного права
существует, наряду с конкретным составом
преступления как правовым понятием
о преступлении определенного вида
общее понятие состава
Общее понятие преступления указывает на признаки, свойственные всем видам преступлении, характеризуя их сущность как общественно опасных виновных и уголовно противоправных деяний.
Объект, объективная сторона называются объективными, а субъект и субъективная сторона субъективными признаками состава преступления. Каждый из них представляет собой систему определенных признаков, фактических обстоятельств и процессов объективной действительности, которые должны не только быть в наличии, но и отвечать определенным требованиям, иметь определенное качество, которое в совокупности и взаимосвязи с другими элементами и определяет общественную опасность деяния, свойственную преступлению.
Объект, объективная сторона, субъект и субъективная сторона необходимые элементы каждого конкретного состава преступления.
Отсутствие одного из них влечет отсутствие состава преступления. Каждый из элементов состава преступления содержит только ему присущие признаки, отличающие его от остальных.
Общее понятие состава служебного преступления включает, во-первых, все элементы, составляющие любой состав преступления, во-вторых, все обязательные признаки, характеризующие все конкретные составы служебных преступлений, то есть общие для всех этих составов, и, в-третьих, факультативные признаки, то есть присущие ряду конкретных составов служебных преступлений или отдельным из данных составов, в которых, поскольку они в них предусмотрены, являются для них обязательными. В границах предмета настоящего исследования представляется возможным и целесообразным на основе постулатов теории отечественного уголовного права, с одной стороны, определить и раскрыть содержание элементов и всех обязательных признаков конкретных составов служебных преступлений и, с другой — очертить и кратко охарактеризовать наиболее распространенные в нормах УК РБ 1999 г. факультативные признаки названных составов преступлений.
Глава 2. Объект преступления злоупотребления властью или служебными полномочиями
Объектом преступления признается «то, на что посягает преступление, то есть, на что оно направлено, что оно нарушает и чему причиняет или может причинить вред [3 с.62]. В этом определении очерчена суть общего объекта преступления, то есть объекта всех без исключения преступлений, в том числе служебных, но не раскрыто его содержание. Определение содержания объекта служебных преступлений основано на определении содержания общего объекта преступления. Проблема определения содержания общего объекта преступления является одной из наиболее сложных и дискуссионных в теории отечественного уголовного права. Как справедливо отмечается в юридической литературе, «трудно назвать какую-либо другую проблему уголовного права, в которой столь многое было бы спорно, как в области учения об объекте преступления. В литературе не решен даже вопрос о том, что является этим объектом — общественные отношения или что-либо иное» [11, c.6]. В отечественной науке уголовного права проблеме объекта преступления специально посвящены монографии, их разделы, диссертации, и другие научные труды.
В литературе под объектом преступления понимают:
1)общественные отношения и правовая норма[12, c. 137. );
2) только правовая нормА [19, c. 40];
3) отдельно взятый человек или какое-то множество людей [18, c. 91;):
4) правовое благо, в частности, жизнь, здоровье, собственность[17, c. 51, 56, 234);
5) человек и правовое благо [5, c. 63;);
6) человек и его блага [15, c. 150.),
7) государственные и общественные интересы ,
8) материальное выражение общественных отношений [13, c. 119-120.)
9) имущество в виде совокупности вещей [9, c. 46.)
10) общественные отношения и производительные силы общества [6, c. 58-59);
11) блага (интересы) [10, c. 119]
Господствующей из перечисленных является концепция, согласно которой в качестве объекта преступления выступают общественные отношения, охраняемые уголовным законом. Данная концепция представляется оптимальной, точно раскрывающей содержание объекта преступления. Обоснованием правильности этой концепции в противовес всем другим вместе взятым очерченным концепциям, то есть без приведения аргументов относительно несостоятельности каждой из них в отдельности, могут служить, в частности, следующие положения. Во-первых, любое преступление направлено против общества, существующего в конкретном государстве, и жизнедеятельность общества регламентирована правом и охраняется уголовным правом. Общество же сплетено из бесконечного числа общественных отношений, составляющих клетки, частички, элементы, стороны общества, то есть его детализированное содержание. Во-вторых, человек, люди, блага, интересы, вещи, производительные силы и т.д. охраняются уголовным законом постольку, поскольку их деятельность, проявление, использование соответствуют общественным отношениям, существующим в обществе, и не противоречат им. В-третьих, правовая норма представляет собой лишь оболочку общественных отношений, является вторичное по отношению к ним, тогда как общественные отношения первичны. Уголовно-правовая норма, кроме того, никакого вреда от преступления не терпит; и потерпеть не может; напротив, она приводи к я в действие с момента совершения преступления, ибо существует для охраны общества и составляющих его общественных отношений от преступных посягательств. Отмеченное позволяет солидаризироваться с определением, разработанным в теории отечественного уголовного права, согласно которому «объект преступления - это охраняемые уголовным правом общественные отношения, олицетворяющие сущность данной сщиально-экономической формации, выгодные и угодные господствующему классу, наиболее важные и ценные, относящиеся к базису или надстройке, muпичныe, то есть представленные в обобщенном выражении, являющиеся чисто социальной категорией, не содержащей ничего материального, на которые посягает преступление в конечном счете, субъектом которых является общество в целом и посягательство на которые состоит исключительно в их нарушении [3 c. 80) .
Цитированное
определение содержания общего объекта
преступления является основой
определения содержания видов объекта преступления,
а также объекта служебных преступлений.
Помимо общего объекта преступления, в
теории отечественного уголовного права
в соответствии с классификацией, отражающей
построение системы Особенной частя УК
РБ 1999 г., выделяются такие
виды объекта преступления, как типовой,
родовой и непосредственный. Под типовым
объектом преступления понимается группа
общественных отношений, охраняемых нормами, объединёнными в одном и том
же разделе Особенной
части УК РБ 1999, родовым - группа общественных отношений,
охраняемых нормами,
включенными в одну и ту же главу Особенной
части и этого УК, непосредственным
вид общественных отношений,
охраняемых нормами, устанавливающими
ответственность за одно или несколько
преступлений). Кроме того, непосредственный
объект подразделяется на простой, составляющий
только один вид общественных отношений,
и сложный, включающий два или более
видов общественных отношений. В сложном объекте
один вид общественных отношений является обязательным, а другой
(другие) – обязательным, то есть
таким, без посягательства на который
состав преступления отсутствует, альтернативным,
то есть равнозначным другому и им заменяемым,
либо дополнительным (факультативным),
то есть поглощаемым первым обязательным
oбъектом. [1, c.170]
С учётом особенностей содержания и структуры рассмотренного выше родового объекта уголовно-правовой охраны можно сформулировать теоретическую дефиницию общего понятия преступления против государственной власти, интересов государственной службы, которое для краткости, хотя и несколько условно, в дальнейшем обозначается традиционным термином «должностное преступление».
Должностное
преступление – это виновное (умышленное
или неосторожное) общественно опасное
и уголовно-противоправное деяние (действие
или бездействие), совершаемое должностным
лицом или государственным
Итак, под объектом преступления понимаются те охраняемые уголовным законом общественные отношения, которым при совершении преступления причиняется или может быть причинен ущерб.
На
основании всего вышесказанного
делаем вывод, что непосредственный объект преступления — общественные отношения,
обес-
печивающие соответствующее интересам
службы содержание деятельности государственного,
общественного и хозяйственного аппарата
управления.
Глава 3. Объективная сторона злоупотребления властью или служебными полномочиями
Объективная сторона преступления — это проявление преступления во вне, характеризуемое рядом признаков, предусмотренных законом. В данном определении выражается в самом общем виде лишь суть названного элемента состава преступления. Содержание объективной стороны преступления и ее признаков раскрывается в ряде трудов по теории уголовного права, в том числе специально посвященных данной проблеме. К примеру, Дурманов Н.Д. «Общие основания учения о причинной связи в уголовном праве» , Шаргородский М. Д. «Причинная связь в уголовном праве», Пионтковский А. А. «Проблема причинной связи с праве».
Анализ и обобщение положений, разработанных отечественной наукой уголовного права, позволяет констатировать, что, во-первых, выделяются понятия «объективная сторона преступления», «объективная сторона конкретного состава преступления» и «общее понятие объективной стороны состава преступления», во-вторых, определения названных понятий, хотя и не тождественны, но не имеют существенных различий, в-третьих, перечень признаков, характеризующих данный элемент состава преступления в общем понятии объективной стороны состава преступления стабилен и, в-четвертых, имеет место неодинаковое определение конечного момента действия и понимание последствий преступления.