Объект и предмет преступления по российскому уголовному праву

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Октября 2011 в 15:21, курсовая работа

Описание работы

Объектом преступления эти общественные отношения становятся только тогда, когда совершается конкретное деяние причиняющее вред, либо создающее угрозу причинения вреда.

Объект преступления является неотъемлемым элементом состава преступления. Если же нет объекта, то следовательно нет и преступления. Вот почему законодателем четко определены общественные отношения, охраняемые уголовным законом, посягательства на которые влечет уголовную ответственность, в установленном порядке.

Работа содержит 1 файл

объект и предмет преступления по российскому уголовному праву.docx

— 60.71 Кб (Скачать)

      1) поскольку каждое преступление  есть отношение лица к людям,  то на этом основании можно констатировать, что объект преступления есть не само общественное отношение, а лишь одна его сторона. С этой точки зрения нельзя признать обоснованным представление об объекте посягательства, которое выводит его за рамки состава преступления;

     2) выступая в качестве стороны  общественных отношений, объект  преступления предполагает, что им является определенный участник отношений, а стало быть, объект — это всегда люди (отдельное лицо или группа лиц), и только они;

     3) объект преступления есть не любой участник общественного отношения, а тот, против которого направлены действия активной стороны отношения, его субъекта.

     4) выступая различными сторонами общественного отношения, объект и субъект преступления неразрывно связаны между собой как единство противоположностей, но эта связь всегда носит не непосредственный, а опосредствованный характер, т. е. осуществляется через какой-то предмет. Предмет любого общественного отношения в той же мере предполагает его объект и субъект, в какой объект и субъект отношения предполагают наличие в нем предмета. Стало быть, преступление не существует не только без объект а и субъекта, но и без предмета посягательства. С учетом этого речь должна идти не о «предметных» и «беспредметных» преступлениях, а о преступлениях, в которых предметом выступают различного рода материальные ценности (имущество, деньги и т. п.), и о преступлениях, в которых предметом служат нематериальные ценности (честь, достоинство,

интеллектуальная  собственность и т. п.);

      5) раскрывая взаимосвязь объекта  и предмета преступления, нужно исходить из того, что структура преступления должна соответствовать структуре всякого общественного отношения. Из этого следует, что: а) уясняя место предмета посягательства в составе преступления, необходимо иметь в виду положение, согласно которому предмет является самостоятельным элементом общественного отношения; б) поскольку между предметом преступления и предметом общественного отношения не может

быть функциональных различий, то, давая определение предмету преступления, в самом общем виде его можно сформулировать так: это то, по поводу чего складывается отношение между людьми; в) конкретизируя данное определение, необходимо уточнить: предмет общественного отношения может быть признан предметом преступления только при условии, что ценности, по поводу которых складывается отношение, во-первых, подвергаются преступному воздействию в процессе посягательства, в результате чего кому-либо причиняется или создается угроза причинения вреда, и, во-вторых, они поставлены под уголовно-правовую охрану; г) с позиций УК РФ в наиболее общем виде к ценностям, поставленным под уголовно-правовую охрану, относятся права и свободы человека и гражданина, собственность, общественный порядок и общественная безопасность, окружающая среда, конституционный строй РФ, мир и

безопасность  человечества;

      6) по сравнению с предметом посягательства, без которого не может быть преступления вообще и его объекта в частности, фигура потерпевшего от преступления имеет иной характер связи как с преступлением, так и с его объектом. С одной стороны, потерпевший от преступления не должен противопоставляться самому преступлению и объекту посягательства,

ибо в конечном счете потерпевшим всегда является только тот, кто был объектом посягательства. Если лицу причинен какой-либо вред, но при этом оно не было объектом преступления (например, родственник погибшего), то данное лицо должно рассматриваться представителем потерпевшего, но никак не самим потерпевшим. С другой стороны, объект преступления и

потерпевший от преступления — понятия не тождественные. В отличие от объекта преступления, которым выступает тот, против кого совершается преступление, потерпевший от преступления — это тот, кому реально причинен физический, имущественный, моральный или иной вред. Указывая на объект преступления, мы подчеркиваем ту роль, которую играло лицо в процессе совершения посягательства. Фигура же потерпевшего от преступления возникает не в процессе, а в результате посягательства. Поскольку не всякое преступление влечет за собой обязательное фактическое причинение вреда, то, в отличие от объекта преступления, без которого преступления нет и не может быть, потерпевший от преступления является факультативным признаком состава преступления. Вместе с тем, характеризуя признаки потерпевшего от преступления, нужно подчеркнуть главное: поскольку о наличии преступления и преступного вреда можно судить лишь с позиций норм уголовного права, то потерпевший от преступления в изначальном своем смысле есть понятие именно уголовно-правовое, а не процессуальное.

      Итак, обобщая приведенные положения : объект преступления — это тот, против кого совершается преступление, т. е. отдельное лицо или некое множество лиц, материальные или нематериальные ценности которых, будучи поставленными под уголовно-правовую охрану, подвергаются преступному воздействию, в результате чего этим лицам причиняется вред или создается угроза причинения вреда. 
 
 
 
 
 

    . 
     
     
     
     
     
     
     

1.2. Виды объекта преступления. 

      На  основе анализа уголовного законодательства наукой уголовного права разработаны методологические основы классификации объектов. Они группируются по «вертикали» и по «горизонтали». По «вертикали» объекты принято делить на общий, родовой, видовой и непосредственный.

    Классификация по «горизонтали» проводится на уровне непосредственного объекта. Здесь обычно выделяют три его вида: основной, дополнительный и факультативный непосредственный объект.

    Общий объект един для всех преступлений, так как любое общественно-опасное деяние, причиняя вред той или иной группе общественных отношений, входящих в указанную совокупность, тем самым наносит ущерб и всей системе общественных отношений, составляющих предмет уголовно-правовой охраны.

    В ст. 2 УК РФ называются наиболее важные общественные отношения, защита которых  от преступных посягательств является задачей уголовного права. Исчерпывающий  их перечень можно установить на основе анализа Особенной части Уголовного кодекса.

    Понятие общего объекта используется для  раскрытия природы и социально-политической сущности преступления. Общий объект позволяет дать материальное определение преступления , общественная опасность которого заключается в его способности причинять вред общественным отношениям, поставленным под защиту уголовного закона.

    Практическое  значение общего объекта определяется в первую очередь тем, что он позволяет  очертить границы действия уголовного закона. За пределами круга входящих в него общественных отношений уголовный  закон не действует. Таким образом, общий объект дает возможность разграничивать преступное от непреступного.

    Родовой объект — это группа однотипных (однородных или близких по содержанию) общественных отношений, которые в  силу этого охраняются единым комплексом взаимосвязанных уголовно-правовых норм. По родовому объекту в Особенной части Уголовного кодекса выделены разделы, расположенные по социальной значимости охраняемых общественных отношений: личность, экономика, общественная безопасность и общественный порядок,  государственная власть, военная служба,  мир и безопасность человечества.

    Как правило, на родовой объект указывает  название раздела Особенной части. Иногда он формулируется в уголовно-правовой норме (ст. 331 УК РФ). В некоторых случаях  родовой объект выявляется путем  анализа норм, включенных в тот  или иной раздел Особенной части  УК РФ.

    Преступления, посягающие на эти отношения, по своей юридической природе также образуют однородную группу. Понятие родового объекта по сравнению с общим объектом является более конкретным, отражающим наиболее типичные особенности тех или иных общественных отношений. Их группировка на этом уровне осуществляется на основе объективно существующих критериев, обусловливающих тождественность, однородность или близость по содержанию общественных отношений. В качестве таких критериев выступают различные элементы охраняемого законом общественного отношения: субъекты или предметы отношения, содержание или особенность социальной связи.

    Точное  установление родового объекта позволяет правильно квалифицировать преступление, разграничивать сходные по иным признакам посягательства между собой. Например, посягательство на жизнь человека может причинять вред различным общественным отношениям. Если совершается убийство (ст. 105 УК), виновный посягает на общественные отношения, обеспечивающие нормальное функционирование личности; при посягательстве на жизнь государственного или общественного деятеля (ст. 277 УК) вред причиняется уже иному родовому объекту — основам конституционного строя и безопасности государства.

    По  родовому объекту в ней выделены разделы, расположенные по социальной значимости охраняемых общественных отношений: личность, экономика, общественная безопасность и общественный порядок, государственная власть, военная служба, мир и безопасность человечества. Закрепление на законодательном уровне подобной иерархии объектов в основном признается обоснованным. Однако высказывается сомнение в правомерности отнесения на последнее место преступлений против мира и безопасности человечества. В законодательстве некоторых стран (ФРГ, Франция и др.) раздел об этих посягательствах стоит на первом месте, что объясняется их опасностью для человечества в целом.

    Точное  установление родового объекта имеет  принципиальное значение в правоприменительной практике. Характеризуя направленность преступных действий, он позволяет правильно квалифицировать преступление, разграничивать сходные по иным признакам посягательства между собой. Например, как в разделе VIII УК РФ, так и в разделе IX содержатся нормы об ответственности за хищение и вымогательство (ст. 158—163, 221, 226, 229). Различие между ними можно провести по родовому объекту: в первом случае (если предметом преступления является имущество) им будет нормальное функционирование экономики страны, во втором (если предметом выступают, например, наркотические средства или оружие) — общественная безопасность.

    Видовой объект — часть родового объекта, объединяющая более узкие группы отношений, отражающих один и тот  же интерес участников этих отношений  или же выражающих некоторые тесно  взаимосвязанные интересы одного и  того же объекта.4

    Таким образом, видовой объект объединяет группу общественных отношений одного вида, каждое из которых становится непосредственным объектом при совершении преступления, относящегося к данному виду. В разделах Особенной части по видовому объекту выделены главы. Так, раздел VII УК РФ («Преступления против личности») объединяет несколько видовых объектов, соответственно охватывает несколько групп преступлений: против жизни и здоровья; против свободы, чести и достоинства личности; против половой неприкосновенности и половой свободы личности; против конституционных прав и свобод человека и гражданина; против семьи и несовершеннолетних. Разделы XI («Преступления против военной службы») и XII («Преступления против мира и безопасности человечества») не содержат глав. Однако это не означает, что включенные в них преступления не имеют видовых объектов. Так, в преступлениях против мира и безопасности человечества можно выделить три видовых объекта: мир и мирное сосуществование государств; регламентированные международным правом средства и методы ведения войны; безопасность представителя иностранного государства или международной организации, пользующегося международной защитой.

    Под непосредственным объектом понимается конкретное общественное отношение, против которого направлено преступное посягательство, терпящее урон всякий раз при совершении преступления данного вида. Преступлением, как правило, нарушается не одно, а  несколько общественных отношений. Так, при убийстве не только происходит лишение жизни другого человека, но и может наноситься урон иным общественным отношениям (например, складывающимся между родителями и детьми, между супругами, отношениям собственности и т. д.). Однако они не составляют суть объекта убийства и поэтому не учитываются при его квалификации. Законодатель издает уголовно-правовые нормы, устанавливает уголовную ответственность с целью защиты общественного отношения, составляющего непосредственный объект.

    Специфические особенности каждого преступления определяются прежде всего характером непосредственного объекта этого посягательства. Так, причинение по неосторожности смерти может быть результатом различных преступлений. Однако если смерть явилась следствием нарушения правил безопасности движения или эксплуатации железнодорожного, воздушного или водного транспорта, то в этом случае общественное отношение, потерпевшее урон от деяния, будет характеризовать преступление, предусмотренное статьей 263УК РФ, а не какое-либо иное посягательство.

    Непосредственный  объект составляет часть общего, родового и видового объектов. Установление непосредственного объекта преступления позволяет выяснить характер и степень общественной опасности посягательства, является необходимой предпосылкой правильной квалификации содеянного, способствует отграничению совершенного преступления от смежных деяний. По непосредственному объекту систематизированы нормы в пределах глав Особенной части УК РФ.

    В теории уголовного права выделяется три вида непосредственного объекта (классификация но «горизонтали»): основной, дополнительный и факультативный. Необходимость в этом возникает тогда, когда одно и то же преступление одновременно нарушает несколько общественных отношений. Например, при разбое ущерб причиняется как собственности, так и здоровью; при посягательстве на жизнь судьи, присяжного заседателя и т.д. - нормальной деятельности суда и жизни лиц, участвующих в отправлении правосудия. Таким образом, указанные преступления имеют несколько непосредственных объектов. Один из них является основным. Он входит в состав видового объекта, в большей степени определяет социальную направленность данного преступления, структуру соответствующего состава и его место в системе Особенной части Уголовного кодекса. По признакам основного непосредственного объекта нормы включаются в ту или иную главу Кодекса. В связи с этим, например, разбой отнесен к преступлениям против собственности, а не против жизни и здоровья. Основной непосредственный объект характеризует общественное отношение, для защиты которого прежде всего и принималась уголовно-правовая норма.

Информация о работе Объект и предмет преступления по российскому уголовному праву