Незаконный оборот наркотических средств и психотропных веществ

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2011 в 18:44, курсовая работа

Описание работы

Незаконный оборот наркотических средств и психотропных веществ в России с каждым годом приобретает все более значительные масштабы. Увеличение числа больных наркоманией закономерно влечет за собой рост совершенных преступлений, связанных с наркотиками, а, следовательно, и преступных доходов. Гигантские прибыли от торговли наркотиками порождают заинтересованность организаторов и исполнителей преступлений в постоянном совершенствовании механизма преступной деятельности, особенно связанной с распространением наркотиков. Отсутствие четкой правовой регламентации оборота наркотических средств и психотропных веществ отнюдь не способствовало борьбе с этим гибельным для любой нации социальным злом.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………......................2

ГЛАВА 1 История возникновения, развития и современное состояние института уголовной ответственности за совершение преступлений связанных с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ……………………………………………………………………………………..4

§ 1 История возникновения уголовной ответственности за незаконный оборот наркотических средств и психотропных веществ……………………………………….4

§ 2 Общая характеристика преступлений, предусмотренных ст. ст. 229-233 УК РФ…………………………………………………………………….………………….....11

ГЛАВА 2 Уголовно-правовая характеристика преступлений связанных с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ …………………………..16

§ 1 Понятие и юридический анализ элементов составов преступлений, предусмотренных ст. ст. 228-228.2 УК РФ…………………..…………………….……16

§ 2 Проблемы квалификации преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ………………………………………28

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………………....31

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ………………………………………………………………...34

Работа содержит 1 файл

Горячёва наркотики..doc

— 192.50 Кб (Скачать)

     Некоторые ученые-правоведы в нашей стране в качестве уголовно-правовой «панацеи» от наркомании предлагают (под предлогом усиления уголовно-правовой борьбы с этим злом) криминализировать потребление наркотических средств, а также психотропных веществ, оборот которых в России запрещен. Так, в одном из законопроектов, поступивших в Государственную Думу в 1999 году, предлагалось дополнить УК РФ ст. 233-2, устанавливающей ответственность именно за такие действия (санкция которой наряду с другими наказаниями предусматривает и лишение свободы на срок от одного до двух лет). Логика авторов инициативы (идеи эти обычно пробиваются представителями МВД) предельно проста и звучит примерно так: «Да, мы понимаем, что истинная опасность исходит не от потребителей этого страшного зелья, а от его производителей и продавцов. Но ведь, на последних, особенно на сбытчиков, можно выйти лишь через потребителей. Иного реального пути нет». Но как соразмеряется эта логика с реальной картиной деятельности правоохранительных органов (в первую очередь тех же органов внутренних дел) и судов по борьбе с наркотизмом и его преступными проявлениями? Обратимся к официальной статистике.

     Согласно  данным Главного информационного центра МВД РФ в 2007 году зарегистрирован 181 481 случай незаконного изготовления, приобретения, хранения, перевозки, пересылки  либо сбыта наркотических средств  или психотропных веществ, в том числе с целью их сбыта или сбыт -31 800. Получается, что продавцы (сбытчики) составляют в этой массе лишь примерно 17,5%. То есть, чтобы изобличить одного наркодельца, необходимо привлечь к уголовной ответственности 5-6 больных наркоманов29. Думается, что тут и намека нет на эффективность предлагаемых «решительных» мер, и вряд ли их авторы настолько наивны, что этого не осознают.

     В связи с этим введение уголовно-правовой нормы об ответственности за потребление  наркотиков способно создать лишь видимость эффективности деятельности органов внутренних дел по борьбе с наркоманией. Благодаря такой норме они будут способны отчитаться именно таким количеством уголовных дел, какое им потребуется для доказательства эффективности своей деятельности. Концепция данного законопроекта «бьет» мимо основной цели - борьбы с наркобизнесом, с продавцами и поставщиками наркотической отравы. Кроме того, из публикаций в СМИ известно и то, что работники органов внутренних дел сами порой выполняют функции «крыши», легального прикрытия продавцов наркотических средств, и вряд ли не только «акулы» наркобизнеса, но даже и мелкие продавцы наркотиков, нередко «сдающие» наркоманов органам внутренних дел, станут выступать против введения такой уголовно-правовой нормы. Уж последние точно окажутся в выигрыше.

     В заключение Главы 2 моей курсовой работы сделаем следующие выводы:

     Ответственность за хищение либо вымогательство наркотических  средств или психотропных веществ  в виде лишения свободы на срок от трех до семи лет предусматриваются в части 1 статьи 229 Уголовного кодекса РФ.

     Предметом данного преступления являются любые  наркотические средства или психотропные вещества независимо от наличия на них розничной цены. Объективная  сторона данного преступления выражается в хищении либо в вымогательстве.

     В статье 230 УК РФ установлена уголовная  ответственность за склонение к  потреблению наркотических средств  или психотропных веществ, которое  наказывается ограничением свободы  на срок до трех лет, либо арестом на срок до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до пяти лет.

     Склонение к потреблению наркотических  средств или психотропных веществ  является, по существу, с одной стороны, специфическим видом подстрекательства  к потреблению соответствующих  предметов, а с другой -разновидностью распространения данных веществ. Поэтому с объективной стороны склонение может выражаться только в активных действиях. В законе не раскрывается содержание понятий «склонение» и «конкретные формы и способы его совершения».

     В соответствии со статьей 231 УК РФ в редакции ФЗ РФ от 8 декабря 2003 года, которая действует с 13 марта 2004 года посев или выращивание запрещенных к возделыванию растений, а также культивирование сортов конопли, мака или других растений, содержащих наркотические вещества, -наказываются штрафом в размере до трех тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до двух лет либо лишением свободы на срок до двух лет. В соответствии с частью 1 статьи 232

     Все перечисленные составы преступлений, связанные с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ имеют квалифицированные и особо квалифицированные признаки. Проанализированы проблемы, связанные с квалификацией рассматриваемых преступлений. 
 
 

Заключение

Проблема распространения  и употребления наркотиков в России является общенациональной проблемой, которая требует незамедлительных действий со стороны государства, поскольку  по своим долгосрочным последствиям она должна быть отнесена в категорию  прямых угроз национальной безопасности России. Причем признание это должно быть сделано на высшем уровне.

При этом необходимо осознать, что Россия сегодня находится  в уникальном положении - она принадлежит  к тому небольшому количеству государств, которые являются одновременно и потребителями, и производителями, и зонами транзита наркотических средств.

В российском обществе до сих пор не сложилось должного понимания этой угрозы как социальной стабильности общества, так и угрозы здоровью нации как таковой.

Проблема наркомании не всегда вычленяется как самостоятельная, зачастую рассматриваясь в общем контексте преступности.

Учитывая систему  распространения наркотиков в городах, прежде всего в крупных, целесообразно  проведение общенациональной кампании «Зона, свободная от наркотиков». При этом особое внимание обращать на учебные заведения и места отдыха молодежи. Разработать систему поддержки, как моральной, так и финансовой, учреждений, центров и торговых объектов, которые готовы участвовать в данной кампании.

Речь идет о  кампании непрерывного действия, которая охватывает все основные направления: средства массовой информации; учебные заведения всех уровней; органы законодательной и исполнительной власти.

Принципиальная  особенность проведения такой кампании в Российской Федерации должна заключаться в том, чтобы она сочетала бы в себе тесное взаимодействие государственных органов с общественными силами.

При этом для  России принципиально важно, чтобы  такая кампания не оставалась только лишь на уровне федерального центра, а  получила бы реальную поддержку со стороны руководителей субъектов федерации. При этом необходимо предусмотреть выделение соответствующих средств в бюджетах всех уровней.

Совершенно очевидно, что борьба с наркотиками требует  активизации и развития международного сотрудничества.

К настоящему времени  заключено 49 межправительственных и  межведомственных соглашений, полностью  или частично посвященных сотрудничеству в борьбе с незаконным оборотом наркотиков.

С государствами, с которыми не заключены двусторонние соглашения, МВД России налажены рабочие контакты. На сегодняшний день прямые контакты установлены с 47 зарубежными правоохранительными подразделениями в сфере незаконного оборота наркотиков.

Федеральное законодательство практически не содержит какие-либо реальные преграды на пути вторжения наркобизнеса в духовную жизнь российского общества. Случаи прямой пропаганды наркотиков, в частности некоторыми «звездами» музыкального мира, а также журналистами, фиксируются все чаще.

В этой связи  представляется целесообразным внести соответствующие поправки, в частности в такие законы как «О средствах массовой информации», «О рекламе», «О государственной поддержке средств массовой информации и книжной продукции» и другие.

Хотелось бы закончить словами из речи В.В. Путина, выступившего на заседании Совета Безопасности Российской Федерации, 28 сентября 2001 года: «Со сложившейся наркоситуацией в стране надо бороться и юридическими, и административными, и воспитательными методами».

Здесь значительная нагрузка ложится на законодателей, законодательство в целом, и правоприменительную практику. Изменения должны быть направлены на ужесточение уголовной ответственности за наиболее опасные наркопреступления. Следует еще раз подумать о введении практики замены наказания на принудительное лечение для больных наркоманией. Необходимо также обсудить возможность предусмотрения наказания за пропаганду наркотиков.

Очевидно, что  акцент надо делать на профилактике. Не ограничиваться единичными учреждениями, а создавать сеть реабилитационных центров. Разрабатывать собственные методики лечения и возвращения людей к нормальной социальной жизни. К сожалению, наркомания перестала быть «болезнью только богатых», и потому мы должны расширять сеть государственных учреждений для малоимущих. Но в то же время надо развивать и создавать прозрачную правовую базу для работы частных центров.

Должна, наконец, в полную силу заработать Правительственная  комиссия по противодействию злоупотреблению  наркотическими средствами и их обороту.

Ситуация с  наркоманией в стране - острая. И отвечать на нее мы должны квалифицированно и предельно оперативно». 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Литература:

Нормативные акты:

1. Конституция  РФ от 12.12.1993.

2. Уголовный  кодекс РФ от 13 июня 1996 г. N 63-ФЗ, с  изменениями от 2010 г .

3. Кодекс РФ  Об административных правонарушениях 2001 г.

4. Федеральный  Закон от 08.01.98 № 3-ФЗ «О наркотических  средствах и психотропных веществах» (принят ГД ФС РФ 10.12.97)

5. Федеральный  Закон от 23.11.95 № 172-ФЗ «О присоединении  Российской Федерации к протоколу 1972 года о поправках к Единой конвенции о наркотических средствах 1961 года» (принят ГД ФС РФ 27.10.95).

6. Уголовно-процессуальный  кодекс РФ (УПК РФ) от 18 декабря  2001 г. N 174-ФЗ (с изменениями от 29 мая, 24, 25 июля, 31 октября 2002 г., 30 июня, 4, 7 июля, 8 декабря 2003 г., 22 апреля, 29 июня, 2 декабря 2004 г.)

7. ФЗ-№162 от 08.12.2003 «О внесении изменений и дополнений  в УК РФ»

8. Постановление  от 30 июня 1998 г. №681 «Об утверждении  перечня наркотических средств,  психотропных веществ и их  прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации»

9. Постановление  Правительства РФ от 3 сентября 2004 г. № 454 «О запрещении культивирования  на территории Российской Федерации  растений, содержащих наркотические  вещества».

10. Положение  о порядке ввоза в Российскую Федерацию и вывоза из Российской Федерации наркотических средств, сильнодействующих и ядовитых веществ», утвержденным постановлением Правительства РФ от 16 марта 1996 г. №278

11. Конвенция  ООН о борьбе против незаконного  оборота наркотических средств и психотропных веществ (Вена,19 декабря 1988 г.).

12. Конвенция  о психотропных веществах (Вена, 21 февраля 1971 г.).

13. Единая конвенция  о наркотических средствах (Нью-Йорк, 30 марта 1961 г.).

Учебная и специальная  литература:

1. Габиани А.А.  На краю пропасти: наркомания и наркоманы. - М., 1990.

2. Гыскэ А.В.  Борьба с преступностью в системе  обеспечения внутренней безопасности  российского общества. - М., 2001.

3. Гыскэ А.В.  Современная российская преступность  и проблемы безопасности общества (политический анализ). - М., 2000.

4. Долгова А.И.  Уголовное право. Учебник для  ВУЗов. Серия: Энциклопедия наук  криминального цикла. - М.:Юриспруденция, 2000

5. Егоров В.С.  Особенная часть уголовного права:  цикл лекций. - М., 2001

6. Журавлев М.П.  Российское уголовное право. Особенная часть, учебник, М.: Щит, 2000.

7. Закусов В.  В., Фармакология, 2 изд. - М., 1999.

8. Иванов Н.Г.  Уголовное право России. Общая  и особенная части. Учебник  для ВУЗов. - М.: Озон, 2004.

9. Калачев Б.Ф., Моднов И.С. Незаконное распространение наркотиков как многофакторная угроза национальной безопасности России. Лекции. - М.: ВНИИ МВД России, 1998.

10. Калачев Б.Ф.  Наркотики на Руси - исследование. Пятый этап - постсоветское время. - М. 2005.

Информация о работе Незаконный оборот наркотических средств и психотропных веществ