Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2011 в 18:44, курсовая работа
Незаконный оборот наркотических средств и психотропных веществ в России с каждым годом приобретает все более значительные масштабы. Увеличение числа больных наркоманией закономерно влечет за собой рост совершенных преступлений, связанных с наркотиками, а, следовательно, и преступных доходов. Гигантские прибыли от торговли наркотиками порождают заинтересованность организаторов и исполнителей преступлений в постоянном совершенствовании механизма преступной деятельности, особенно связанной с распространением наркотиков. Отсутствие четкой правовой регламентации оборота наркотических средств и психотропных веществ отнюдь не способствовало борьбе с этим гибельным для любой нации социальным злом.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………......................2
ГЛАВА 1 История возникновения, развития и современное состояние института уголовной ответственности за совершение преступлений связанных с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ……………………………………………………………………………………..4
§ 1 История возникновения уголовной ответственности за незаконный оборот наркотических средств и психотропных веществ……………………………………….4
§ 2 Общая характеристика преступлений, предусмотренных ст. ст. 229-233 УК РФ…………………………………………………………………….………………….....11
ГЛАВА 2 Уголовно-правовая характеристика преступлений связанных с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ …………………………..16
§ 1 Понятие и юридический анализ элементов составов преступлений, предусмотренных ст. ст. 228-228.2 УК РФ…………………..…………………….……16
§ 2 Проблемы квалификации преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ………………………………………28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………………....31
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ………………………………………………………………...34
Некоторые
ученые-правоведы в нашей
Согласно данным Главного информационного центра МВД РФ в 2007 году зарегистрирован 181 481 случай незаконного изготовления, приобретения, хранения, перевозки, пересылки либо сбыта наркотических средств или психотропных веществ, в том числе с целью их сбыта или сбыт -31 800. Получается, что продавцы (сбытчики) составляют в этой массе лишь примерно 17,5%. То есть, чтобы изобличить одного наркодельца, необходимо привлечь к уголовной ответственности 5-6 больных наркоманов29. Думается, что тут и намека нет на эффективность предлагаемых «решительных» мер, и вряд ли их авторы настолько наивны, что этого не осознают.
В связи с этим введение уголовно-правовой нормы об ответственности за потребление наркотиков способно создать лишь видимость эффективности деятельности органов внутренних дел по борьбе с наркоманией. Благодаря такой норме они будут способны отчитаться именно таким количеством уголовных дел, какое им потребуется для доказательства эффективности своей деятельности. Концепция данного законопроекта «бьет» мимо основной цели - борьбы с наркобизнесом, с продавцами и поставщиками наркотической отравы. Кроме того, из публикаций в СМИ известно и то, что работники органов внутренних дел сами порой выполняют функции «крыши», легального прикрытия продавцов наркотических средств, и вряд ли не только «акулы» наркобизнеса, но даже и мелкие продавцы наркотиков, нередко «сдающие» наркоманов органам внутренних дел, станут выступать против введения такой уголовно-правовой нормы. Уж последние точно окажутся в выигрыше.
В заключение Главы 2 моей курсовой работы сделаем следующие выводы:
Ответственность за хищение либо вымогательство наркотических средств или психотропных веществ в виде лишения свободы на срок от трех до семи лет предусматриваются в части 1 статьи 229 Уголовного кодекса РФ.
Предметом данного преступления являются любые наркотические средства или психотропные вещества независимо от наличия на них розничной цены. Объективная сторона данного преступления выражается в хищении либо в вымогательстве.
В
статье 230 УК РФ установлена уголовная
ответственность за склонение к
потреблению наркотических
Склонение
к потреблению наркотических
средств или психотропных веществ
является, по существу, с одной стороны,
специфическим видом
В соответствии со статьей 231 УК РФ в редакции ФЗ РФ от 8 декабря 2003 года, которая действует с 13 марта 2004 года посев или выращивание запрещенных к возделыванию растений, а также культивирование сортов конопли, мака или других растений, содержащих наркотические вещества, -наказываются штрафом в размере до трех тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до двух лет либо лишением свободы на срок до двух лет. В соответствии с частью 1 статьи 232
Все
перечисленные составы
Заключение
Проблема распространения
и употребления наркотиков в России
является общенациональной проблемой,
которая требует
При этом необходимо осознать, что Россия сегодня находится в уникальном положении - она принадлежит к тому небольшому количеству государств, которые являются одновременно и потребителями, и производителями, и зонами транзита наркотических средств.
В российском обществе до сих пор не сложилось должного понимания этой угрозы как социальной стабильности общества, так и угрозы здоровью нации как таковой.
Проблема наркомании не всегда вычленяется как самостоятельная, зачастую рассматриваясь в общем контексте преступности.
Учитывая систему распространения наркотиков в городах, прежде всего в крупных, целесообразно проведение общенациональной кампании «Зона, свободная от наркотиков». При этом особое внимание обращать на учебные заведения и места отдыха молодежи. Разработать систему поддержки, как моральной, так и финансовой, учреждений, центров и торговых объектов, которые готовы участвовать в данной кампании.
Речь идет о кампании непрерывного действия, которая охватывает все основные направления: средства массовой информации; учебные заведения всех уровней; органы законодательной и исполнительной власти.
Принципиальная особенность проведения такой кампании в Российской Федерации должна заключаться в том, чтобы она сочетала бы в себе тесное взаимодействие государственных органов с общественными силами.
При этом для России принципиально важно, чтобы такая кампания не оставалась только лишь на уровне федерального центра, а получила бы реальную поддержку со стороны руководителей субъектов федерации. При этом необходимо предусмотреть выделение соответствующих средств в бюджетах всех уровней.
Совершенно очевидно, что борьба с наркотиками требует активизации и развития международного сотрудничества.
К настоящему времени заключено 49 межправительственных и межведомственных соглашений, полностью или частично посвященных сотрудничеству в борьбе с незаконным оборотом наркотиков.
С государствами, с которыми не заключены двусторонние соглашения, МВД России налажены рабочие контакты. На сегодняшний день прямые контакты установлены с 47 зарубежными правоохранительными подразделениями в сфере незаконного оборота наркотиков.
Федеральное законодательство практически не содержит какие-либо реальные преграды на пути вторжения наркобизнеса в духовную жизнь российского общества. Случаи прямой пропаганды наркотиков, в частности некоторыми «звездами» музыкального мира, а также журналистами, фиксируются все чаще.
В этой связи представляется целесообразным внести соответствующие поправки, в частности в такие законы как «О средствах массовой информации», «О рекламе», «О государственной поддержке средств массовой информации и книжной продукции» и другие.
Хотелось бы закончить словами из речи В.В. Путина, выступившего на заседании Совета Безопасности Российской Федерации, 28 сентября 2001 года: «Со сложившейся наркоситуацией в стране надо бороться и юридическими, и административными, и воспитательными методами».
Здесь значительная нагрузка ложится на законодателей, законодательство в целом, и правоприменительную практику. Изменения должны быть направлены на ужесточение уголовной ответственности за наиболее опасные наркопреступления. Следует еще раз подумать о введении практики замены наказания на принудительное лечение для больных наркоманией. Необходимо также обсудить возможность предусмотрения наказания за пропаганду наркотиков.
Очевидно, что акцент надо делать на профилактике. Не ограничиваться единичными учреждениями, а создавать сеть реабилитационных центров. Разрабатывать собственные методики лечения и возвращения людей к нормальной социальной жизни. К сожалению, наркомания перестала быть «болезнью только богатых», и потому мы должны расширять сеть государственных учреждений для малоимущих. Но в то же время надо развивать и создавать прозрачную правовую базу для работы частных центров.
Должна, наконец,
в полную силу заработать Правительственная
комиссия по противодействию
Ситуация с
наркоманией в стране - острая. И
отвечать на нее мы должны квалифицированно
и предельно оперативно».
Литература:
Нормативные акты:
1. Конституция РФ от 12.12.1993.
2. Уголовный кодекс РФ от 13 июня 1996 г. N 63-ФЗ, с изменениями от 2010 г .
3. Кодекс РФ Об административных правонарушениях 2001 г.
4. Федеральный
Закон от 08.01.98 № 3-ФЗ «О наркотических
средствах и психотропных
5. Федеральный
Закон от 23.11.95 № 172-ФЗ «О присоединении
Российской Федерации к
6. Уголовно-процессуальный кодекс РФ (УПК РФ) от 18 декабря 2001 г. N 174-ФЗ (с изменениями от 29 мая, 24, 25 июля, 31 октября 2002 г., 30 июня, 4, 7 июля, 8 декабря 2003 г., 22 апреля, 29 июня, 2 декабря 2004 г.)
7. ФЗ-№162 от 08.12.2003
«О внесении изменений и
8. Постановление
от 30 июня 1998 г. №681 «Об утверждении
перечня наркотических средств,
9. Постановление
Правительства РФ от 3 сентября 2004
г. № 454 «О запрещении культивирования
на территории Российской
10. Положение о порядке ввоза в Российскую Федерацию и вывоза из Российской Федерации наркотических средств, сильнодействующих и ядовитых веществ», утвержденным постановлением Правительства РФ от 16 марта 1996 г. №278
11. Конвенция
ООН о борьбе против
12. Конвенция
о психотропных веществах (
13. Единая конвенция
о наркотических средствах (
Учебная и специальная литература:
1. Габиани А.А. На краю пропасти: наркомания и наркоманы. - М., 1990.
2. Гыскэ А.В.
Борьба с преступностью в
3. Гыскэ А.В.
Современная российская
4. Долгова А.И.
Уголовное право. Учебник для
ВУЗов. Серия: Энциклопедия
5. Егоров В.С.
Особенная часть уголовного
6. Журавлев М.П. Российское уголовное право. Особенная часть, учебник, М.: Щит, 2000.
7. Закусов В. В., Фармакология, 2 изд. - М., 1999.
8. Иванов Н.Г. Уголовное право России. Общая и особенная части. Учебник для ВУЗов. - М.: Озон, 2004.
9. Калачев Б.Ф.,
Моднов И.С. Незаконное
10. Калачев Б.Ф. Наркотики на Руси - исследование. Пятый этап - постсоветское время. - М. 2005.
Информация о работе Незаконный оборот наркотических средств и психотропных веществ