Незаконный оборот наркотических и психотропных веществ или их аналогов

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2013 в 01:27, контрольная работа

Описание работы

В данной работе рассматривается проблема, связанная с незаконным оборотом наркотических и психотропных веществ или их аналогов, изложены и пояснены законодательные акты, а также сложившаяся на сегодняшний день практика. В работе тщательно рассматривается уголовная ответственность за незаконный оборот наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов, основанное, главным образом на законодательной базе, анализируются недостатки существующего законодательства и возможности устранения таких недостатков.

Содержание

Введение
1. Исторический аспект распространения наркотиков и наркомании в России. Проблема незаконного оборота наркотических средств в РФ
1.1 История распространения наркотиков в России
1.2 Противодействие незаконному обороту наркотиков и злоупотреблению ими
1.4 Проблема незаконного оборота наркотических средств в РФ
2. Основные элементы состава преступления, предусмотренного ст.228 УК РФ
2.1 Объект данного преступления
2.2 Объективная сторона преступления
2.3 Субъективная сторона преступления
2.4 Субъект преступления
3. Квалифицирующий признак преступления, предусмотренного ст.228 УК РФ. Деяния, совершенные в особо крупном размере
Заключение
Список использованных источников
Приложения

Работа содержит 1 файл

вариант 1.docx

— 78.70 Кб (Скачать)

 

 Простота изготовления  наркотиков из растительного  сырья и его доступность привлекают  внимание производителей и потребителей. Из районов заготовки марихуана  переправляется практически во  все крупные города и промышленные  центры России, а также в другие  страны.

 

 Кроме того, имеются  факты значительных утечек наркотических  средств, психотропных и сильнодействующих  веществ из легального оборота.

 

 Усиление борьбы с  распространением растительных  наркотиков и относительная дороговизна  героина создали условия для  развития незаконного кустарного  производства таких наркопрепаратов,  как эфедрой, первитин и катинон,  пользующихся большим спросом  в молодежной среде.

 

 Одним словом, наша  страна, как неотъемлемая часть  мирового сообщества, в полной  мере испытывает на себе растущую  наркоугрозу. Наркомания и связанная  с ней преступность превратились  в одну из главных угроз  национальной безопасности страны.

 

 По данным Минздрава  России, за последнее десятилетие  число больных наркоманией увеличилось  более чем в 9 раз. К началу 2003 года в наркологических учреждениях  страны зарегистрировано свыше  340 тысяч таких пациентов. Общее  количество лиц, которым в 2002 году оказывалась врачебная помощь  в связи с немедицинским потреблением  различных наркотических средств  и психотропных веществ, превысило  480 тысяч. Вместе с тем, по  оценкам экспертов, реальное число  потребителей наркотических средств  в 6 - 8 раз больше, то есть 3-4 млн., или около 3 % населения Российской  Федерации.

 

 Особую тревогу вызывает  значительный рост злоупотребления  опиатами. Количество потребителей  героина за 2001-2002 годы увеличилось  более чем в полтора раза, составив  треть от общего числа лиц,  допускающих немедицинское потребление  наркотиков.

 

 На общем неблагоприятном  фоне распространения наркомании  среди населения большую обеспокоенность  вызывает увеличившееся потребление  наркотических средств подростками  и молодежью. Подавляющее большинство  наркоманов составляют лица в  возрасте до 30 лет.

 

 Одним из факторов, способствующих увеличению масштабов  злоупотребления наркотиками, является  придание им в молодежной среде  статуса особой субкультуры. Наркотические  средства и психотропные вещества  продолжают оставаться непременным  атрибутом вечеринок, дискотек, концертов  модных музыкальных групп.

 

 С ростом числа потребителей  наркотиков инъекционным способом  связана увеличивающаяся заболеваемость  населения ВИЧ-инфекцией, гепатитом  С и другими опасными заболеваниями.  По данным Российского научно-методического  центра по профилактике и борьбе  со СПИДом, главной причиной риска  заражения ВИЧ-инфекцией в Российской  Федерации за последние пять  лет стало внутривенное введение  наркотиков.

 

 Наркомания все шире  распространяется в среде лиц,  не имеющих определенных занятий.  В настоящее время они составляют  свыше половины контингента, состоящего  на учете в специализированных  лечебных учреждениях в связи  с немедицинским потреблением  наркотиков. Только за последние  пять лет удельный вес этой  категории возрос более чем  на 5%. Они, как правило, не имеют  постоянного источника доходов  и добывают средства на приобретение  наркотиков противоправным путем.  Это значительно осложняет криминогенную  обстановку в стране и влечет  за собой рост преступности.

 

 За последние десять  лет количество ежегодно регистрируемых  наркопреступлений увеличилось  в 15 раз, выявленных фактов  наркоторговли - в 80 раз, проявлений  групповой наркопреступности - почти  в 9 раз.

 

 Осознание значимости  проблем наркомании и наркопреступности  нашло свое отражение в решениях  органов государственной власти  Российской Федерации последнего  десятилетия.1

 

 В утвержденной Верховным  Советом Российской Федерации  еще в июле 1993 года Концепции  государственной политики по  контролю за наркотиками в  Российской Федерации определено, что злоупотребление наркотическими  средствами и их незаконный  оборот приобрели глобальный  масштаб и самым серьезным  образом сказываются на социально-психологической  атмосфере в обществе, отрицательно  влияют на экономику, политику  и правопорядок.

 

 В качестве главного  недостатка в деятельности государственных  органов, осуществляющих практический  контроль за наркотиками, была  указана ведомственная разобщенность,  отсутствие системности и взаимосвязи  в их функционировании. Предлагалось  преодолеть эти недостатки путем  создания при Президенте Российской  Федерации единого органа для  разработки стратегии и тактики,  постоянного и оперативного мониторинга  ситуации в сфере оборота наркотиков. Создание этого органа, по мысли  Верховного Совета Российской  Федерации, не должно было означать  автоматического упразднения существовавших  ведомственных структур. Фактически  еще десять лет назад высший  орган законодательной власти  предлагал создать прообраз сегодняшнего  Госнаркоконтроля России.

 

 В соответствии с  Концепцией в 1994 году Правительством  Российской Федерации образована  Правительственная комиссия по  противодействию злоупотреблению  наркотическими средствами и  их незаконному обороту. Одной  из основных задач комиссии  является участие в формировании  и проведении государственной  политики в сфере оборота наркотиков  и противодействия их незаконному  обороту.

 

 Решением совещания  членов Совета Безопасности Российской  Федерации в июне 1999 года были  утверждены Руководящие принципы  и основные направления деятельности  по противодействию незаконному  обороту наркотических средств  и психотропных веществ и злоупотреблению  ими на период до 2008 года.

 

 В течение прошедших  лет были достигнуты определенные  успехи в борьбе со злоупотреблением  наркотиками и наркопреступностью. В частности, под общим руководством  Правительства разработаны федеральные  целевые программы по противодействию  злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту на 1995-1997, 1999-2001, 2002-2004 годы. Продолжали осуществляться меры по пресечению незаконного производства наркотических средств и их утечки из легального оборота. С этой целью регулярно проводились крупномасштабные оперативно-профилактические операции «Мак» и «Допинг».

 

 В последние годы  одним из методов реагирования  правоохранительных органов Российской  Федерации на изменение оперативной  обстановки, связанной с незаконным  оборотом наркотических средств,  стала организация и проведение  межведомственных оперативно-профилактических  операций «Канал», направленных  на выявление и пресечение  контрабандного проникновения наркотиков  на территорию Российской Федерации.

 

 Вместе с тем, острота  наркоситуации не снижалась. В  целях выхода из критического  положения, сложившегося в связи  с расширением масштабов незаконного  оборота наркотических средств  и психотропных веществ в стране, угрожающего национальной безопасности  и здоровью населения, Совет  Федерации в ноябре 2000 года обратился  к Президенту Российской Федерации  с просьбой взять под личный  контроль координацию действий  федеральных органов государственной  власти по обеспечению противодействия  незаконному обороту наркотиков  в Российской Федерации.

 

 Проблемы, существующие  в сфере противодействия незаконному  обороту наркотиков, и меры по  их разрешению были рассмотрены  в сентябре 2002 года на заседании  Президиума Государственного Совета  Российской Федерации.

 

 В рамках реализации  Указа Президента Российской  Федерации был создан Государственный  комитет по противодействию незаконному  обороту наркотических средств  и психотропных веществ при  МВД России.

 

 Однако приходится  констатировать, что принимаемые  меры не были полностью адекватны  сложившейся в России наркоситуации.

 

 Главными причинами  этого, на наш взгляд, являются:

 

- отсутствие эффективного  межведомственного взаимодействия  при проведении совместных мероприятий  по борьбе с незаконным оборотом  наркотиков;

 

- недостаточное ресурсное  обеспечение антинаркотической  деятельности как на федеральном  уровне, так и на уровне субъектов  Российской Федерации;

 

- невозможность надежного  перекрытия государственной границы  Российской Федерации;

 

- отставание нормативной  правовой базы от реальной  наркоситуации, наличие недостатков  в правоприменительной практике.

 

 Необходимость создания  специального органа исполнительной  власти - Госнаркоконтроля России - была продиктована ситуацией,  сложившейся в стране и мире.

 

 В связи с этим  в 2003 году Президентом Российской  Федерации продолжена реорганизация  структуры правоохранительных органов.

 

 В соответствии с  Указом Президента Российской  Федерации от II марта 2003 года №  306 создан Государственный комитет  Российской Федерации по контролю  за оборотом наркотических средств  и психотропных веществ.

 

 Несмотря на незначительный  временной интервал, в течение  которого функционирует Госнаркоконтроль  России, удалось выполнить запланированные  организационные мероприятия.

 

 На начальном этапе  одним из приоритетных направлений  стало формирование нормативной  правовой базы Госнаркоконтроля  России.

 

 Уже в июне 2003 года  указами Президента России утверждены  положения о Госнаркоконтроле  и о правоохранительной службе  в органах по контролю за  оборотом наркотических средств  и психотропных веществ. Это  создало необходимые организационно-правовые  условия для развертывания нашей  работы.

 

 Одобрена Президентом  и Правительством Российской  Федерации наша инициатива об  определении Госнаркоконтроля координатором  Целевой программы комплексных  мер противодействия злоупотреблению  наркотиками и их незаконному  обороту на 2002-2004 годы. Аналогичные  изменения будут внесены в  программу международного сотрудничества  Российской Федерации с государствами  - участницами СНГ.

 

 Утвержден подготовленный  нами перечень должностей высшего  начальствующего состава в органах  госнаркоконтроля и соответствующих  этим должностям специальных  званий.

 

 Правительством Российской  Федерации приняты предложения  Госнаркоконтроля о количестве  государственных должностей федеральной  гражданской службы и работников  организаций бюджетной сферы  в органах госнаркоконтроля.

 

 Подготовлен и представлен  для рассмотрения в Правительство  пакет документов, регламентирующих  финансово-экономическое обеспечение  оперативно-служебной деятельности.

 

 Формируется ведомственная  нормативная правовая база. Утверждены  положения и типовая структура  территориальных органов и ряда  подразделений Госнаркоконтроля  России.

 

 Изданы инструкции, регламентирующие  важнейшие направления оперативно-служебной  деятельности. Это касается, в частности,  организации оперативно-розыскной  деятельности, участия органов госнаркоконтроля  в лицензионной работе, порядка  проведения мероприятий с применением  сил и средств подразделений  специального назначения, рассмотрения  предложений, жалоб, заявлений  граждан и целого ряда других. Большое количество изданных  приказов относятся к организационно-штатным  мероприятиям, кадровым перемещениям.

 

 Налаживается взаимодействие  с другими правоохранительными  и контролирующими органами. Подразделениями  Госнаркоконтроля России разрабатываются  проекты совместных приказов  с МВД России и другими ведомствами  по различным направлениям. Выработан  механизм передачи оперативных  материалов, оперативно-справочных  и информационных баз данных  из МВД в Госнаркоконтроль.

 

 На основании полученной  информации проводятся конкретные  оперативно-розыскные мероприятия  и следственные действия по  борьбе с наркопреступностью.1

 

 Ведется работа по  созданию договорно-правовой базы  международного сотрудничества.

 

 Выполнены внутригосударственные  процедуры по включению Госнаркоконтроля  России в число компетентных  органов по выполнению Соглашения  о сотрудничестве государств-участников  СНГ в борьбе с незаконным  оборотом наркотических средств.  Завершается работа по подписанию  меморандумов о взаимопонимании  и сотрудничестве с компетентными  органами Таджикистана, Казахстана и Киргизии. В стадии подготовки находятся аналогичные соглашения с соответствующими ведомствами Узбекистана, Азербайджана, Грузии, Украины и Белоруссии.

Информация о работе Незаконный оборот наркотических и психотропных веществ или их аналогов