Таким образом, уже
в 30-е годы в стране функционировали
межведомственные государственные
структуры, прямо отвечающие за
наркоситуацию в стране.
В наши дни такая
задача отнесена к компетенции
Правительственной комиссии по
противодействию злоупотреблению
наркотическими средствами и
их незаконному обороту, о которой
еще будет рассказано в других
разделах книги.1
Позднее, в 1937 году,
с образованием службы по борьбе
с хищениями социалистической
собственности (БХСС) линию борьбы
с наркобизнесом стали главным
образом доверять этой организационной
структуре милиции, так как
в незаконном обороте в основном
преобладали наркотикосодержащие
лекарственные препараты. Но и
с других оперативных аппаратов
НКВД, МГБ, МВД СССР раскрытие
преступлений, связанных с наркотиками,
не снималось.
Очередной взрыв наркопроблемы
после гражданской войны пришелся
на вторую половину 50-х годов.
В этот период УВД Омской
области создает на базе аппарата
уголовного розыска мобильную
оперативно-служебную группу (ОСГ).
В ее состав вошли: 7 оперуполномоченных
уголовного розыска (УР), один
оперуполномоченный ИТУ, 4 оперуполномоченных
органов внутренних дел на
транспорте (ОВДТ), один следователь
и члены КООД.
За шесть лет ее
существования эти специалисты
обезвредили 300 преступных организованных
групп.
Итогом работы указанной
ОСГ стал актуальный и для
наших дней вывод: с незаконным
оборотом наркотиков можно успешно
бороться только на корпоративной
внутриведомственной и межведомственной
основе.
Специальным распоряжением
Министерства охраны общественного
порядка (МООП) РСФСР 18 января 1963
года лидирующей службой милиции
в этой сфере определяется
уголовный розыск, где создается
специальное отделение в отделе
по борьбе с преступлениями
против жизни и здоровья граждан.
Спустя 10 лет, 7 июля 1973 года на базе
этого отделения создается самостоятельный
отдел по борьбе с наркоманией
УУР МВД СССР со штатной
численностью 6 человек. В органах
внутренних дел этой проблемой
занимались тогда 282 сотрудника.
В борьбе с незаконным
оборотом наркотиков аппараты
уголовного розыска с 1963 года.
признаются ведущими. Они наделяются
функциями выявления крупных
сбытчиков наркотиков, организуют
взаимодействие с оперативными
аппаратами ИТУ, следствием, государственными
учреждениями, общественными организациями,
средствами массовой информации
и т.д.1
Вместе с тем проблема
наркомании в стране к середине
80-х годов значительно обостряется,
растет торговля наркотиками,
увеличивается число лиц. злоупотребляющих
ими. Последующие 10 лет не внесли
серьезных изменений в активизацию
борьбы с НОН.
Начиная с 1986 года
намечаются кардинальные перемены
в деятельности МВД СССР по
противодействию незаконному обороту
наркотиков. Численность сотрудников
отдела по борьбе с наркоманией
в структуре ГУУР увеличивается
до 12 человек, а общее число
этих специалистов в подразделениях
министерства и его региональных
органах составило 409 человек.
В результате принимаемых
мер со стороны властных структур,
правоохранительных органов и
органов здравоохранения, других
министерств и ведомств в 1987-1989
годах наступает некоторая стабилизация
этого явления. Однако к началу девяностых
годов "мода" на наркотики в России
усиливается. Социально-экономические
условия жизни граждан также толкают многих
на путь потребления наркотических средств,
наркобизнес становится прибыльным и
начинает расширяться не только на национальном
уровне, но и на международном. В 1988 году
впервые в истории советских правоохранительных
органов нормативно унифицируются теория
и практика внутриведомственного взаимодействия
органов внутренних дел по предупреждению
и пресечению незаконного оборота наркотиков.
В МВД СССР в 1989 году отдел ГУУР по борьбе
с наркотиками реорганизуется в 3-е Управление
по борьбе с незаконным оборотом наркотиков
и преступлениями, связанными с иностранными
гражданами.
Два из трех отделов
указанного управления специализируются
на проблеме наркотиков. В 1990 году
по инициативе данного управления
утверждается научно-практическая
программа комплексного межведомственного
взаимодействия с распределением
обязанностей каждого соисполнителя
этого документа.
В 1990 году за счет
штатной численности ГУУР и
ГУБХСС МВД СССР создается
Управление по борьбе с распространением
наркомании ГУУР МВД СССР. В
его структуре, помимо двух
центральных, формируются еще
семь межрегиональных отделов
по борьбе с наркобизнесом,
подчиненные непосредственно МВД
СССР. Основные функции управления
вошли, например, такие, как организация
работы с межрегиональными подразделениями,
международное взаимодействие, научное
обеспечение оперативно-служебных
задач.
Таким образом, в
1990 году в МВД СССР создается
определенная система борьбы
с преступлениями в сфере незаконного
оборота наркотиков, организационно
и структурно функционально адекватная
внутриведомственному, межведомственному
и международному направлениям
работы. В целом задача борьбы
с незаконным оборотом наркотиков
по-прежнему возлагалась на подразделения
уголовного розыска.
В ноябре 1991 года это
подразделение милиции выводится
из - под юрисдикции ГУУР МВД
СССР. Вместо прежнего управления
образуется Бюро по контролю
за незаконным оборотом наркотиков
МВД СССР, которое становится
самостоятельной отраслевой службой.
Четвертое Бюро (таково
его условное наименование) получает
полномочия и соответствующие
обязанности в области контроля
над легальным оборотом наркотиков
и борьбы с незаконным оборотом
наркотиков, движением прекурсоров,
используемых при изготовлении
наркотических средств, а также
решает определенные задачи в
борьбе с контрабандой наркотиков,
приобретает возможность создания
единого компьютерного банка
оперативных данных, наделяется
иными не менее важными функциями.
Приказом МВД СССР
№ 409 от 6 декабря 1991 г. штатная
численность Бюро была установлена
в количестве 50 человек. С этого
момента, по нашему мнению, и
начинается отсчет времени рождения
отраслевой службы криминальной
милиции по борьбе с незаконным
оборотом наркотиков.
После неудавшейся
попытки объединения МВД и
ФСК в Министерство внутренних
дел и безопасности Российской
Федерации Бюро сливается с
отделом Управления по борьбе
с наркоманией УУР МВД РСФСР.
На базе этих двух организационных
структур в 1994 году образуется
существующее ныне Управление
по борьбе с незаконным оборотом
наркотиков МВД России.1
Управление по борьбе
с незаконным оборотом наркотиков
(УБНОН) МВД России не только
руководит деятельностью аналогичных
подразделений на местах, но и
разрабатывает совместно с заинтересованными
министерствами и ведомствами
единую стратегию борьбы с
незаконным оборотом наркотиков,
осуществляет планирование этой
работы и принимает меры противодействия
распространению наркомании. Управление
осуществляет организационно-методическое
руководство и координацию деятельности
всех органов внутренних дел
по выявлению, предупреждению, пресечению
и раскрытию преступлений, связанных
с незаконным оборотом наркотиков,
занимается разоблачениям особо
опасных преступных групп, специализирующихся
на распространении наркотиков,
располагающих межрегиональными
и международными связями, а
также обеспечивает выполнение
международных обязательств по
контролю за оборотом наркотиков
и организует сотрудничество
со специализированными подразделениями
стран СНГ и других государств
в этой сфере.
В мае 1998 года межведомственным
приказом МВД, ГТК, ФСБ и
ФПС России образуется Центр
межведомственного взаимодействия
в сфере пресечения незаконного
оборота наркотиков при МВД
России (на правах Управления).
Это новое организационное
образование непосредственно подчиняется
УБНОН МВД России. Наконец, приказом
МВД России в апреле 2000 года
создается Оперативно-розыскная
часть МВД России также курируемая
УБНОН МВД России.
Заложены основы формирования
системы целевой подготовки кадров,
включающей в себя создание
специализированных групп, факультетов
в высших образовательных учреждениях
МВД России.
На этой базе в
соответствии с Федеральной целевой
программой “Комплексные меры
противодействия злоупотреблению
наркотиками и их незаконному
обороту на 1999-2001 годы” предусматривается
создание межведомственного центра
по повышению квалификации руководящих
специалистов данной области.1 История
становления подразделений по борьбе
с незаконным оборотом наркотиков, результаты
их деятельности не оправдали скептицизм
отдельных лиц, полагавших, что выход названной
службы из уголовного розыска ослабит
борьбу с незаконным оборотом наркотиков.
И, наоборот, подтвердилось
мнение тех, кто считал, что
столь сложной и многоаспектной
проблемой, какой являются наркотики,
нельзя заниматься “по совместительству”,
наряду с решением других задач.
Уже тогда можно
было прогнозировать такой виток
развития проблемы, который требовал
максимальной концентрации усилий,
специализации сотрудников на
конкретных направлениях, высокого
уровня информационно-аналитического
и научного обеспечения.
В настоящее время
можно констатировать, что создание
и становление службы, несмотря
на известные сложности, завершены.
Практически во всех МВД, УВД
субъектов Российской Федерации
образованы самостоятельные отделы,
а в 23 регионах (например, Москва,
Московская область, Санкт-Петербург,
Краснодар, Омск, Новосибирск, Приморский
край и др.) - мощные управления,
обладающие высокой профессиональной
и социальной репутацией. Сформировано
высокопрофессиональное ядро, основу
которого составили опытные оперативные
сотрудники. 1
Их важную работу
хорошо дополняют специалисты
других профессий - химики, педагоги,
врачи, экономисты, что позволяет
успешно выполнять задачи широкого
диапазона, стоящие перед службой.
1.3 Проблема незаконного
оборота наркотических средств
в РФ
Злоупотребление наркотическими
средствами и их незаконный
оборот стали в последние годы
одной из наиболее серьезных
глобальных проблем. В своем
очередном послании Федеральному
Собранию Президент Российской
Федерации Владимир Владимирович
Путин поставил наркоугрозу в
один ряд с международным терроризмом
и распространением оружия массового
уничтожения.
Нашу страну от этой
угрозы до 80-х годов спасал
«железный занавес». Однако с
распадом Советского Союза все
резко изменилось: южные границы
Российской Федерации стали практически
«прозрачными»; нарушились наработанные
десятилетиями механизмы взаимодействия
силовых структур и правоохранительных
органов; заметно выросло социальное
расслоение общества; увеличился
платежеспособный спрос на наркотики.
Все это в комплексе
привело к тому, что на Россию
обрушился поток контрабанды
наркотиков, которые, к сожалению,
нашли благодатную почву в
обществе. Так, по данным МВД
России, еще 15 лет назад около
70-80 % потребляемых наркотиков являлись
продуктом собственной растительной
базы, 20-30 % завозились в РСФСР
из других республик Советского
Союза. Факты контрабандного ввоза
наркотиков из-за границы носили
единичный характер. Сегодня доля
наркотиков зарубежного происхождения
превышает половину, а наиболее
концентрированные - кокаин, героин,
амфетамины - практически полностью
ввозятся в нашу страну из
других государств.
Кроме того, рост объемов
контрабанды героина обусловлен
наличием объективных экономических
условий для транзита этого
наркотика из Российской Федерации
в другие страны, в первую очередь,
Западной Европы и США. Средняя
цена героина на российском
«черном рынке» в 3-4 раза ниже,
чем в Европе.
Одним из источников
поступления наркотиков в незаконный
оборот России является собственная
природная сырьевая база. Прежде
всего, это дикорастущая конопля,
которой, по имеющимся оценкам,
засорено свыше 1 млн. гектаров
земельных площадей.
Другой источник - незаконные
посевы мака и конопли. Несмотря
на введение уголовной ответственности
за культивирование этих растений,
часть населения в сельской
местности в связи со снижением
жизненного уровня прибегает
к криминальному бизнесу на
приусадебных участках и заброшенных
землях.